<<
>>

Arcana artis

1 Arcana artis — лат. «тайна искусства». На языке алхимии «искусство» или, чаще, «Великое искусство» — сама алхимия. Следует учесть, что в классической и средневековой латыни ars не вполне тождественно современному понятию «искусство» и означает некое нерасчлененное единство ремесла и искусства, противопоставленное науке (а не нетворческой деятельности, как в наши дни).
Ars — это, скорее, «умение», «навык» деятельности рук (к artes относили, напр., и живопись, и кузнечное дело, и даже сапожное ремесло), тела (актерское ремесло) и ума (так называемые «свободные искусства» — грамматика, логика, арифметика и др.). Aqua regia — царская водка, смесь концентрированных азотной и соляной кислот в объемном отношении 1:3; растворяет нерастворимые в других кислотах и смесях благородные металлы (золото и платину). Кристоф Андреас Кирхвегер (первая половина XVIII в., более точные даты жизни неизвестны) — немецкий алхимик; несмотря на популярность его книги «Золотая Цепь Гомера», в алхимической среде считался не истинным адептом Великого Деяния, а шарлатаном, подделыциком металлов. 4 Авторство цитируемого ниже текста не вполне ясно. Под псевдонимом «Ириней Филалет Космополит» в 1669 г. в Лондоне вышла книга «Раскрытые Секреты, или Открытый Вход в Запертый Дворец Короля», а в 1678 г. — «Возрожденный Рипли» (имеется в виду известный английский алхимик Джордж Рипли; 1415 — 1490). Предполагается, что двумя уважаемыми в мире алхимиков псевдонимами — Филалет (греч. «Любящий истину») и Космопо лит — воспользовался, добавив себе имя Ириней («Мирный», тогда как другой Филалет — см. ниже — носил имя Евгений, т. е. «Благородный»), врач из Бостона в колонии Массачусетс в Америке, переехавший в Англию между 1646 и 1650 гг., Джордж Старки (он же Сторки и Старк; ум. 1665), неплохой химик, слывший при этом среди алхимиков шарлатаном. Псевдонимом «Космополит» пользовался шотландец Александр Сетон (ум.
1604), считавшийся одним из тех, кто открыл тайну философского камня. Другим истинным адептом, достигшим цели Великого Деяния, алхимики называли Евгения Филалета (по всей видимости, так именовал себя англичанин Томас Воген; 1621 — 1666), который, якобы побывав в Америке^передал некоторое количество философского камня семье Старки. Другие алхимики, в том числе и современные, в XX в., отрицали принадлежность вышеназванных книг Старки и заявляли, что их автор — истинный Филалет (не тождественный Вогану), родившийся в 1622 г., открывший философский камень в 1645 г., обретший благодаря этому бессмертие и скрывающийся до сего дня. Мария Пророчица, она же Мария-иудейка, сестра пророка Моисея и первосвященника Аарона (они тоже считались алхимиками) — псевдоним грекоязычного алхимика предположительно II — III вв. н. э.; как известно, алхимики приписывали многие свои сочинения авторитетным фигурам глубокой древности. С именем Марии Пророчицы связывали изобретение водяной бани («баня Марии»), т. е. нагрева реторты (и устройства для этого нагрева — довольно простой ванночки) не на огне, а в кипящей воде. Filius philosophorum (лат. «философский сын») — одно из многочисленных названий философского камня. I Герхард Дорн (известен в конце XVI в.) — немецкий врач, ботаник, алхимик, переводчик; последователь Парацельса, переводчик на латынь, издатель и комментатор его трудов, известен также переводом на немецкий знаменитого испанского рыцарского романа «Амадис Галльский». Приведенная цитата взята из его сочинения «Физика Гермеса Трисмегиста, Изумрудная скрижаль». Abyssus — греч. «бездна». Имеются в виду — включая приведенные названия первоматерии — античные представления (разделявшиеся Парацельсом) о Хаосе как пустоте, бездне и одновременно неоформленной первоматерии, потенции будущего оформленного мира — Космоса. Джон Пордедж (1607 — 1681) — английский священник, астролог, алхимик, последователь Бёме (см.: примеч. 9* к Предисловию данной работы). Во время Английской революции был лишен сана по решению Синода за «общение с духами» (сам он доказывал, что эти духи были посланцами Божьими), после Реставрации в 1660 г.
восстановлен в сане. В чрезвычайно интенсивных ма- гико-алхимико-астрологических занятиях Пордеджу оказывала активнейшую помощь его, как он говорил, «soror mystica» («мистическая сестра») Джейн Лид (1623 — 1704), жившая с ним с 1673 г. (или 1674), по их собственным словам, «в чистоте и молитве». Лид была страстной поклонницей Бёме и постоянно побуждала своего «брата» к изучению идей «философа-сапожника»; именно ^ она издала многочисленные труды Пордеджа после его смерти. О Георге фон Веллинге ничего, кроме того, что он являлся автором трактата «Труд Маго-Каббалистический и Теософический», названного здесь, не из- # вестно. II Сусанна Катарина фон Клеттенберг (1723 — 1774) — немецкая религиозная писательница, родственница матери Гете, его старая и добрая знакомая, член небольшой протестантской секты гернгутеров, ставивших личное общение с Богом, преданность Ему выше церковной обрядности, догматики и организации. Девица Клеттенберг усердно занималась алхимией и другими оккульт ными науками и в 1768 — 1770 гг. сумела увлечь этим молодого Гете, который вместе с ней проводил алхимические опыты. Увлечение герметикой явно не прошло для Гете впустую, о чем свидетельствует «Фауст», особенно вторая ^ часть. Михаэль Майер (изв. с 1597, ум. 1622) — немецкий алхимик, лейб-медик страстно преданного Великому Искусству императора Рудольфа II Габсбурга (1552 — 1612, император с 1576). Майер прославился алхимическим трактатом «Atalanta fugens» — «Убегающая Аталанта» (согласно греческим мифам, знаменитая охотница Аталанта предлагала всем сватавшимся к ней победить ее в беге, что удалось лишь некоему Меланиону, который выбрасывал на бегу золотые яблоки, и, подымая их, Аталанта проиграла состязание; алхимики видели здесь аллегорию поисков философского камня), впервые изданном в 1617 г. «Rosarium philosophorum» («Розарий философов») — весьма авторитетный алхимический (философами именовали себя алхимики) трактат, предположительно XIV в. (тогда появляются первые упоминания, но неясно, тождествен ли текст того времени опубликованному в XVII в. варианту), приписывавшийся то знаменитому врачу Арнольду из Виллановы (ок. 1235 — 1311; в этом случае полное название — «Сокровище Сокровищ и Розарий философов, великая Тайна всех Тайн, об истинном составе Естественной Философии, каковой все ничтожное возвращает к деяниям Солнца и Луны»), то английскому алхимику Джону Дастину (90-е гг. XIII в.? — ок. 1385?), то выходивший в свет # без имени автора. См.: примеч. 18* к главе 13 данной работы; dissolutio означает и «размягчение, расплавление», и «разрушение, распад», и «разрешение, освобождение». В алхимии — это комплекс процедур, связанных с уничтожением первоначального # вида вещества. Правильное название указанного трактата — «Platonis liber quartorum» — «Платонова четвертая книга» (Платона также нередко считали алхимиком). Старейшая рукопись датируется рубежом XIV и XV вв.; восходит ли эта книга к какому-либо конкретному арабскому тексту или составлена на латыни на основе разновременных отрывков из арабских писаний, дошедших до соста- л вителя опосредованно, неясно. 16 В первой половине XII в. появился первый переводной с арабского на латынь алхимический трактат «Книга о Составе Алхимии, каковая создана Мориену- сом (вариант — Морианусом) Римским и царем Египта Калидом, каковую Роберт из Каструма (т. е. Честера в Англии) с арабского на латынь перевел». Эта книга представляет собой нечто вроде переписки между христианским монахом Мориеном и царем Калидом. Если, как это делает большинство исследователей (но оспаривают другие), идентифицировать Калида с Халидом ибн Язидом ибн Муавией (ок. 660 — 704 или ок. 668 — ок. 709), одним из сыновей халифа Язида I (680 — 683), то перед нами — первый перевод первого арабского алхимического трактата, в котором, если верить датировке (ряд ученых считает, что не дошедший до нас арабский оригинал «Книги о Составе...» написан не ранее середины VIII в. и либо приписан Халиду ибн Язиду, либо создан его тезкой), где опять же впервые употреблено слово «алхимия». Первый слог — арабский определенный артикль «аль», этимология слова «химия» неясна доныне. Иоганн Георг Гихтель (1638 — 1710) — немецкий алхимик, мистик, теософ, # последователь Бёме. Напомним: albedo — лат. «беление». Одна из версий алхимического процесса предусматривает как бы двухступенчатую процедуру: малое деяние — изготовление малого философского камня (малый магистериум, Белый Лев), превращающего неблагородные металлы в серебро и/или это превращение, и Великое Деяние — изготовление собственно философского камня (великий магистериум, Красный Лев) и/или трансмутация созданного из неблагородно- в го металла серебра в золото. Здесь игра слов. Греческое sympatheia означает «со-чувствие», «внутреннее духовное сродство», фр. pathetique, означающее в данном контексте «драматический» (намек на «страсти» материи в Великом Деянии), как и названное греческое, восходит к греч. pathos, имеющему, среди прочего, смысл ^ «чувство» (намек на внесение духа в материю во время Великого Деяния). Василий Валентин является загадочной фигурой ^юзднесредневековой алхимии. Неизвестны ни время его жизни, ни, строго говоря, сам факт его существования. Сообщают, что в Эрфурте в бенедиктинском монастыре в 1413 г. жил монах с таким именем, но абсолютно неясно, тождествен ли он алхими- ку-тезке. Само имя явно не крещальное, но опять же неизвестно, монашеское ли оно либо — при нетождественности указанных лиц — специально алхимическое («Царственный Сильный»). Его труды, в том числе один из известнейших — «Триумфальная колесница антимония» (т. е. сурьмы, первооткрывателем которой Василий Валентин считается), появились лишь ок. 1515 г. (по легенде, они были найдены в расколовшейся колонне Эрфуртского собора), а опубликованы лишь в 1675 г. Большинство исследователей полагают, что ряд сочинений, вышедших под его именем, например «Двенадцать ключей к философии» или «Азот философов» (слово «азот» не имеет никакого отношения к обнаруженному в XVIII в. газу и представляет собой каббалистическое заклинание и/или название не всегда определенного алхимического ингредиента, чаще — философского камня), написаны в XVI в. и упомянутому монаху # Эрфуртского монастыря принадлежать не могут. Vitriol (позднелат. vitriolum; существует вариант акростиха, учитывающий окончание «-шп», но здесь дано так, как в эмблеме, помещенной в «Азоте философов», издания 1675 г.) — нем. «купорос»; в алхимии — и собственно купорос, и вообще соль, и алхимическая соль (соль философов, т. е. принцип л соединения элементов), и всерастворяющее вещество. Мартин Руланд (1532 — 1602) — немецкий алхимик и врач, лейб-медик графов Фрайзингенских; его «Алхимический лексикон» вышел в свет посмертно в # 1612 г. 23 Sub specie interioritatis (букв.: лат. «под видом внутреннего») — парафраз известного выражения Спинозы «sub specie aeternitatis» — букв.: «под видом вечности», т. е. «с точки зрения вечности», отбрасывая временное, случайное. Здесь sub specie interioritatis означает взгляд алхимика как бы изнутри изменяемой им материи, а не извне, подобно современным ученым; алхимик как бы отождествляет себя с ингредиентами алхимического процесса и самим # процессом. См. выше, примеч. 4* к этой главе. Авторство данного трактата, называемого «Слава мира», доныне учеными не # установлено. 26 Ludus puerorum — лат. «игра детей». Здесь имеется в виду, что философский камень скрыт среди самых обыденных вещей. Тождество алхимического «Ребенка» (т. е. философского камня) и Божественного Младенца в Евангелиях далеко не очевидно. Здесь Элиаде следует представлениям Юнга, для которого и тот и другой — воплощение архетипа Дитяти, бессознательного образа малого, слабого, незащищенного, в котором при этом содержится в л потенции великая сила. 27 Антуан Жозеф Пернети (1716 — 1801) — французский священник, эрудит, лексикограф, автор «Мифо-герметического словаря». 28 Хортуланус — загадочный персонаж средневековой алхимии. По мнению одних исследователей, он идентичен некоему Ричарду (или Мартину Ортолану), жившему в Париже ок. 1040 г. Другие считают, что Хортуланус — искажение имени Иоанна Гарландского (1195 — после 1272), англичанина, профессора Оксфордского, Парижского и Тулузского университетов, грамматика и автора «Трактата о музыке»; ему приписывались явно апокрифические алхимические сочинения. Третьи настаивают, что это псевдоним (hortulanus — лат. «садовник», от hortulus — «садик», как в алхимической среде именовался особый жанр сборников рецептов Великого Деяния и жизнеописаний адептов) некоего алхимика, жившего в Париже и написавшего между 1325 и 1358 гг. «Rosarium minor» («Малый розарий») — комментарий к «Изумрудной скри- # жали» — и «Textus alkimie» («Изложение /или Сплетение/ алхимии»). Освальд Кроль (1580 — 1609) — немецкий ятрохимик, последователь Парацель- са (учеником его в собственном смысле быть никак не мог, так как родился # 39 лет спустя после смерти учителя). Coincidentia oppositorum — лат. «совпадение противоположностей* Действительно, многое в архаических культурах, как показали исследователи, особенно современный французский этнолог Клод Леви-Стросс, основано на преодолении противоположностей (оппозиций, в терминах Леви-Стросса). Например, фундаментальная противоположность жизни и смерти выражается в оппозиции «мясная пища — растительная пища» и «хищники — травоядные», а примирителем, посредником (в терминах Леви-Стросса — медиатором) выступает питающийся мертвечиной (т. е. не хищник и не травоядный) # ворон, центральный персонаж многих мифологий. См.: примеч. 13* к этой главе. Следует помнить, что Арнольду приписывался целый ряд сочинений, в основном алхимических, которые ему не принадле- # жали. ^ Симон из Кельна — персонаж не индентифицирован. Раймон Люлль (1236 — 1315), более известный под латинизированным именем Раймунд Луллий — испанский (каталанский) мыслитель. Всего Луллию приписывали ок. 4 ООО произведений, в том числе ок. 500 алхимических, причем к подавляющему большинству их он не имеет никакого отношения. О Лул- лии-алхимике полемика ведется доныне: ряд исследователей признает аутентичными несколько алхимических трактатов, в том числе упомянутые «Опыты», другие вообще отрицают принадлежность ему подобных произведений. Луллию, бесспорно, принадлежит трактат «Ars magna» — «Великое искусство», в котором описано некое механическое устройство, где путем комбинации концентрических кругов, на сегментах коих написаны общие понятия и атрибуты (например Бог, Добро, Движение, Природа, Мысль, бесконечный, круглый и т. д. и т. п. — всего более 200), можно получать абсолютно истинное знание, такое как: «Бог есть бесконечное добро мысли». Но поскольку выражение «Великое искусство» обозначало также алхимию, то, по мнению многих современных исследователей, Луллия назвали алхимиком безосновательно, а его авторитет заставил многих авторов подписывать свои сочинения его именем, либо потребители алхимических текстов приписали ^ ему это авторство. Абу Бакр Мухаммад ибн Закарийа ар-Рази (Ибн Рази — неверно!) (865 — 925 или 934) — арабский медик и философ, родом из Багдада. Европейцы называли его Разес, и ему в Европе был приписан ряд алхимических произведений. Ap-Рази верил в трансмутацию металлов'и посвятил этому два трактата: «Книга тайн» и «Книга тайны тайн». Остальные алхимические писания его вызывают сомнения большинства ученых, но их неподлинность тоже не доказана. 30 Роджер Бэкон (ок. 1214 — 1284) — мыслитель и ученый, родом из Англии, монах-францисканец. Один из основателей экспериментального метода; разделял взгляды алхимиков и отстаивал возможность трансмутации в своих основных работах — «Opus majus» («Великий труд»), «Opus minus» («Малый труд») и «Opus tertium» («Третий труд»), — хотя эти труды в основном посвящены все же не алхимии, а отстаиванию преимуществ опыта над умозрением. Еще при жизни Бэкон стал героем легенд, ему приписывали изобретение са- модвижущихся механизмов, человекоподобных устройств (роботов, как мы бы сказали ныне) и проч. Под его именем уже в конце XIII в. циркулировали алхимические писания «Зерцало алхимии» и «Краткое послание о Божьем даре», по мнению ряда исследователей, ему не принадлежащие. 36 «Юшга о Пресвятой Троице» опубликована в XVII в. на французском языке. Возможно — но не доказано — наличие латинского оригинала XIV в. 15.
<< | >>
Источник: Элиаде М.. АЗИАТСКАЯ АЛХИМИЯ. 1998

Еще по теме Arcana artis:

  1. ARCANA ARTIS543*
  2. § 3. Неосторожное телесное повреждение (Fahrlassige Korperverletzung — § 229) и иные посягательства на телесную неприкосновенность
  3. 2.2. Российское направление современной польской политики и меднаполнтпки
  4. § 5. Novellae
  5. вывод: революция «еретиков»
  6. Глава II ОБ ОТЦОВСКОЙ И МОНАРХИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ
  7. I. Переживание мистического света
  8. ОБЩЕЕ ЗАМЕЧАНИЕ. [О ТАЙНАХ]
  9. Литература
  10. Список литературы 1.
  11. Последнее десятилетие