<<
>>

Божественный андрогин

Представление, что все сущее наделено качествами обоих полов, неизбежно вытекает из представления о двуполом божестве как парадигме и начале всякого существования. В основе подобной концепции лежит мысль о том, что совершенство, а следовательно — Бытие, не может быть ничем иным, кроме как целокупным единством.
А значит, целостной полнотой должно обладать все сущее, и принцип coincidentia oppositorum должен работать на всех уровнях, охватывая все конггексты. Подтверждение тому — андрогинная природа многих богов, широкое распространение ритуалов, участники которых символически наделяются андрогинными признаками, и популярность космогоний, утверждающих, что мир возник из космогонического Яйца или образовался в результате распада изначально единой сущности, имевшей форму сферы. Мы обнаружим, что наличие этих представлений, символов и ритуалов характерно не только для Средиземноморья и Ближнего Востока времен античности, ибо они представлены также в ряде других экзотических и архаических культур. Распространенность подобных представлений объясняется одним: все эти мифы предлагали образ божества, т. е. конечной реальности в ее неделимом единстве, вполне отвечавший сокровенным чаяниям их аудитор™, и одновременно побуждали человека достичь этой полноты с помощью ритуалов или мистических техник обретения целостности. Несколько примеров помогут лучше понять данный феномен. В старейшей из греческих теогоний божества среднего или женского рода зачинают самостоятельно. В соответствии с традицией, идущей от Гесиода («Теогония», 124 и далее), от Хаоса (средний род) рождается Эреб (средний род) и Ночь (женский род|. Земля без чьей-либо помощи дала существование звездному Небу1 . Таким образом, миф утверждает, что изначально существовало лишь единое, содержащее в себе все возможности, а значит — и все пары оппозиций: хаос и форму, тьму и свет, виртуальное и манифестированное, женское и мужское и т.
д. Двуполость фигурирует среди атрибутов божеств именно в качестве парадигматического выражения творящей силы. Гера одна порождает Гефеста и Тифона2*, таким образом «эта богиня-покровительница брака первоначально выступает как андрогин»776. В Лабранде (Кария)3* почитали бородатого Зевса с «шестью грудями, образующими треугольник»777. Геракл, самый мужественный из героев, меняется одеяниями с Ом- фал ой4*. При совершении таинств, посвященных италийскому Геркулесу Победителю, и статуя бога, и иерофанты5* были одеты в женское платье; Мари Делькур удалось показать, что целью отправления этого ритуала было «возвращение юности, обретение здоровья, силы и долголетия, а может быть, и бессмертия» 778. На Кипре существовал культ бородатой Афродиты, называемой Афродитос, а в Италии почитали лысую Венеру. Что до Диониса, то он — самый бисексуальный из всех богов. В одном из фрагментов Эсхила (61-й фрагмент) встретивший Диониса восклицает: «Откуда пришел ты, мужчина-женщина? Из какой ты страны? Что за одеяние на тебе?»779 Во времена архаики Диониса изображали полным бородатым человеком, чей пол двойствен в силу двойственности природы самого Бога. Позже, в эллинистическую эпоху, искусство сделало Диониса женоподобным780. Мы не будем останавливаться на других андрогин- ных божествах синкретического пантеона, таких как фригийская Великая Мать и ее двуполые порождения, Агдитис6* и Мизе7*. Что до божества, которое древние именовали Гермафродитом8*, то его иконографический образ сформировался лишь около Ш или IV века, и эта довольно сложная история781 не столь важна для наших исследований. Не будем перечислять всех андрогинных богов, которых можно найти в других религиях782. Их достаточно много, они одинаково часто фигурируют как в сложных и развитых религиях — у германцев, в древних религиях Ближнего Востока, Ирана, Китая, Индонезии и т. д., — так и в религиях народов, находящихся на архаической стадии культуры: в Африке, Америке, Меланезии, Австралии и Полинезии783. Большинство божеств растительности и плодородия двуполы или несут на себе следы андрогинносги.
«Sive dens sis, sive dea», («Будь ты бог или богиня»), — говорили древние римляне о богах — покровителях сельского хозяйства; а ритуальная формула sive mas sive femina («или муж, или женщина») часто встречается в заклинаниях. В некоторых случаях (как, например, у эстонцев) божества полей один год выступали в мужской ипостаси, а другой — в женской784. Но самое любопытное: женские и мужские божества, играющие наиболее значительную роль в пантеоне, на самом деле являются андрогинами; мы поймем этот парадокс, если примем во внимание характерное для традиционных обществ представление о том, что нельзя быть чем-либо par excellence («преимущественно»), одновременно не являясь полной тому противоположностью, или, что точнее, не являясь одновременно множеством других вещей. Зерван, персидский бог бесконечного времени, был андрогином, так же как верховное божество Света и Тьмы у китайцев785. Эти два примера ясно показывают, что андрогинность была особым средством выражения целостности. Ибо, как мы уже видели, Зерван был отцом близнецов Ормузда и Ахримана, богов Зла и Добра, — а Тьма и Свет в Китае, как и в Индии, символизировали проявленный и непроявленный аспекты абсолютной реальности. Множество божеств звались «Отец и Мать»786. Это была одновременно аллюзия и на их полноту или действительный автогенезис, и обозначение их творящей силы. Столь же вероятно, что ряд «божественных супругов» — это более позднее переосмысление изначального андрогинного божества или персонификация его атрибутов. Поскольку андрогинность является отличительным знаком изначальной целокупности, объединяющей в себе все возможности, изначальный человек, мифологический предок человечества, во многих традициях выступает в качестве андрогина. Мы уже приводили пример с Адамом. Туисто, первочеловек германской мифологии, также был двуполым существом; его имя этимологически связано с древненорвежским tvistr («двойственный»), ведическим dvisf латин ским bis и т. д.787. В ряде традиций место мифологического перво- предка-андрогина заняла близнечная пара: в Индии, например, это Яма и его сестра Ями, а в Персии — Йима и Иимак.
<< | >>
Источник: Элиаде М.. АЗИАТСКАЯ АЛХИМИЯ. 1998

Еще по теме Божественный андрогин:

  1. Слияние каббалы с «живой этикой»
  2. ЗЕМЛЕДЕЛИЕ - КАК МИРОПОНИМАНИЕ
  3. Оккультная символика разделения пантеона на группы тэнгриев
  4. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС И ПАРАДИГМА ОПТИМАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА Фуртай Ф.В.
  5. ФЕНОМЕН ДУХА И КОСМОС МИРЧИ ЭЛИАДЕ
  6. «...Когда не было ни бытия, ни небытия...»
  7. Божества андрогины
  8. «Симпатия» к Мефистофелю
  9. Немецкий романтизм
  10. Миф об андрогине
  11. Божественный андрогин
  12. Ритуальное наделение качествами обоих полов