<<
>>

Человеческие жертвоприношения плавильным печам

1 Бирхоры — небольшой (несколько сот человек) народ группы мунда (см. след, примеч.), живущий в Индии, в штате Бихар. Делится на две группы — земледельцев и бродячих охотников, сохраняются традиционные верования с сильным влиянием индуизма. Собственное кузнечное ремесло отсутствует, железные изделия вымениваются у соседних народов. Вышеприведенный миф, по- видимому, предназначен объяснить такую ситуацию. Характерно, что уничтоженные верховным божеством кузнецы названы именем «асура» — небесных демонов, противников богов в индуистской мифологии.
2 Этноним мунда имеет два значения: группа народов в Центральной и Восточной Индии, говорящих на языках мунда австроазийской семьи (общая численность — свыше 9 млн человек), и собственно мунда, давший название всей группе народ в штате Бихар в Индии (1,7 млн). Все мунда относятся к австра- лоидной расе (окружающие их индоарийцы — к южной европеоидной) и являются, судя по всему, древнейшим населением Индийского субконтинента. Придерживаются традиционных верований. Мунда — носители самой древней в Индостане культуры металла — меди (Ш тысячелетие до н. э.), но со вторжением индоарьев в середине П тысячелетия до н. э. эта культура была утеряна. Народы мунда находятся на разных стадиях развития — от цивилизованных с древних времен и вестернизируемых в последние десятилетия собственно мунда до охотников бирхоров. Возможно, что выраженное в приводимых мифах отрицательное отношение к кузнецам объясняется тем, что железо в Индию принесли завоеватели-арьи (см. след, примеч.). 3 Ораоны — народ в Индии (штаты Бихар, Орисса, Западная Бенгалия), принадлежащий к дравидийской языковой семье. Общая численность — 1,7 млн человек. В расовом отношении — австралоиды, в большинстве сохраняют традиционные верования. Ораоны считаются выходцами из Южной Индии. Дравидийская проблема не решена доныне: некоторые ученые считают дравидов аборигенами всей Индии и настаивают, что мунда — пришельцы (хотя и достаточно древние) из Юго-Восточной Азии, другие полагают, что прародина дравидов — Южная Индия. Большинство исследователей предполагает, что древнейшая городская цивилизация Индии, возникшая в долине Инда ок. XXIV в. до н. э., цивилизация бронзы (не железа) и письменности, пришедшая в упадок к XVIII в. до н. э., вероятно, еще до вторжения арьев с севера, — была дравидийской. ^ См. примеч. 1 * к этой главе. 0 Имеется в виду античное учение о сменяющих друг друга веках: золотом, серебряном, медном и железном (это не только метафорическое изображение ухудшения, но и как бы технологическое описание — все важнейшие предметы в том или ином веке сделаны из соответствующего металла), причем мир от всеобщего благоденствия в первом из веков идет к полному упадку в последнем, современном. Батаки — группа близкородственных народов на севере о-ва Суматра (Индонезия). До начала XIX в. слабо контактировали с окружающими народами, в начале XIX в. стало ощущаться малайское влияние, в 1833 — 1908 гг. голландцы, преодолевая ожесточенное сопротивление батаков, присоединили их земли к Голландской Ост-Индии (совр. Индонезия). Активная культурная ассимиляция батаков происходит с середины XX в., в настоящее время часть приблизительно четырехмиллионного народа исламизирована, часть обращена в начале XX в. в христианство и лишь ок. 1/6 до сих пор сохраняют традиционные религию и культуру. Ньясаленд — с конца XIX в. протекторат, в 1953 — 1963 гг.
— колония Великобритании в Африке (название дано по озеру Ньяса), с 1964 г. — независимая Республика Малави. Антоша (тонга, батонга) — народ в Африке, в южных районах Замбии. Численность — ок. 1,1 млн человек. В отличие от многих африканских народов, у антонга весьма развита металлургия меди; это объясняется тем, что они живут в так называемом «медном поясе» Африки, районе богатейших медных месторождений. Мандинго (манд инке, малинке; манд иго — неверно!) — группа народов (и народ с тем же названием, по которому поименована вся группа) в Западной Африке, общей численностью ок. 9 млн (собственно мандинго — ок. 4 млн). С XIV — XV вв. образовывали раннегосударственные структуры. Сенегамбйя — уста- ^ ревшее название части Западной Африки между реками Сенегал и Гамбия. Индра — см. примеч. 77* к «Азиатской алхимии». Сома — священный галлюциногенный напиток в Древней Индии, считалась возлиянием богов, дающим необоримую силу богам, демонам и людям; гипотез о том, из чего изготовлялась сома, множество, и все они равно убедительны и равно недоказуемы; кроме того, в индийской мифологии существовала Сома — божество сомы. Миф об опьянении Индры Элиаде излагает не совсем точно. Демон Намучи, непобедимый воин, заключил с Индрой союз: они поклялись не убивать друг друга ни днем, ни ночью, ни на суше, ни на воде, ни сухим оружием, ни мокрым. Но неверный Намучи напоил Индру сомой, смешанной с сурой (хмельной напиток, состав неизвестен), и Индра ослабел, его тело стало «растекаться». Индра все же вступил с Намучи в поединок в сумерках на самом берегу океана и поразил его ваджрой (здесь: громовой палицей), покрытой пеной. Из крови Намучи боги изготовили лекарство, которое вылечило Индру. Гайомарт (др.-перс, «живой смертный») — в древнеиранской мифологии родоначальник человечества; убит злым божеством Анхра-Майнью (см.: л «Азиатская алхимия», примеч. 12*), который, таким образом, создал смерть. «Затспрам» — поздний (ок. IX в.) зороастрийский (см.: «Азиатская алхимия», # примеч. 12*) трактат, собрание древних мифов и их толкование. Зенобий — греческий грамматик, современник императора Адриана (Публий # Элий Адриан, 76 — 138, с 117 г. — император Цезарь Траян Адриан Август). Гор (Хор) — древнеегипетское божество, изображавшееся в виде сокола; возможно, первоначально бог солнца, верховный бог Верхнего Египта до объединения страны (ок. 3000 г. до н. э.), затем становится сыном верховного солнечного божества Ра. Миф об Осирисе, Исиде, Сете и Горе (см.: «Вавилонская алхимия», примеч. 28* к гл. «Магия и металлургия»), судя по всему, позднего происхождения и дошел до нас, среди прочего, в передаче греческих историков: Плутарха (ок. 45 — ок. 127) и Диодора Сицилийского (ок. 90 — 21 до н. э.). J Владыка Древнего Египта, фараон (это греческое слово произошло от египетского «пер-о» — «великий дом», т. е. дворец монарха; священное имя фараона было табуировано, потому государя полагалось именовать иносказательно, например по месту пребывания), считался одновременно сыном верховного божества, его воплощением и живыде богом самим по себе. Божество, потомком и инкарнацией которого являлся фараон, менялось по мере того, какой бог выдвигался на первый план — Гор, Ра или Амон (см.: «Вавилонская алхимия», примеч. 2* к гл. «Магия и металлургия»). 5. Вавилонская металлургическая символика и ритуалы 1 См.: «Вавилонская космология и алхимия», примеч. 1* к гл. «Вавилонская алхимия». См.: там же, примеч. 3*. См.: там же, примеч. 4*. Уши (ауши) — племя группы народов бемба в Замбии; одной из особенностей традиционного быта всех бемба является обилие железных браслетов у женщин.
J «Энума элиш» (букв.: аккад. «когда вверху») — древневавилонская (датировка колеблется от XVIII до XTV в. до н. э.) поэма о сотворении мира, древнейший памятник космогонического эпоса; название дано по первым словам: «Когда вверху — небеса без названия, // А внизу земля была безымянна...» 6. «Хозяева огня» 1 Гималаи в индийской мифологии являются священными горами, и потому там находится множество монастырей индийских религий, как собственно индуистской, так и зародившейся в Индии, но распространенной ныне в других регионах, в частности в Тибете, — буддийской. Здесь, насколько можно судить, речь идет об индуистах-йогах, о чем Элиаде знал не понаслышке: в 1929 — 1931 гг. он жил в Индии, причем некоторое время среди отшельников в гималайском горном монастыре. Долганы — народ в России на Таймыре. Этнос (общая численность 5,3 тыс. человек) сложился в конце XVIII — начале XIX в. из смешения аборигенов- ненцев, эвенков, якутов (долганы говорят на диалекте якутского языка) и беглых русских. Традиционное хозяйство — кочевое оленеводство и охота на дикого северного оленя. От якутов и русских взяли кузнечное ремесло. 3 Шугнанцы — народ, живущий в горных районах Памира, в таджикском и афганском Бадахшане, говорят на одном из языков «памирской группы» , мусульмане. Следует отметить, что почитание Дауда (т. е. библейского царя Давида) как покровителя ремесел, связанных с металлами (горняков, кузнецов, литейщиков), а также металлических предметов распространено не только среди памирских народов, но и у мусульман вообще, и истоки этого находятся в Коране: там Дауд назван изобретателем кольчуги и говорится, что в его руках металл обретал мягкость. 4 Авамские самоеды — устаревшее название нганасан, самодийского народа в России на Таймыре (самоеды — русифицированное «самоди», самоназвание одного из самодийских народов, с которыми русские столкнулись в XVII в.; А вам. — туземное название местности около порта Дудинка); сформировались в XVIII в. из аборигенов (этнические связи первоначальных племен Таймыра не установлены) и ассимилировавших их пришедших с юга самодейских народов. Традиционное хозяйство — охота на дикого оленя, со второй половины XIX в. — кочевое оленеводство. Нганасаны — один из немногих народов Севера и Дальнего Востока России, не обращенных в православие. Численность — менее 1 тыс. человек. Легенда изложена очень вольно. Она известна нам из позднего источника — «Шах-наме» («Книги царей») Фирдоуси (закончена ок. 1020 г.), который использовал древние сказания. Злобный царь-дракон — узурпатор иранского трона арабский царь Заххак, которого совратил злой дух, вовлекший его в череду преступлений. Наконец, кузнец Каве поднял восстание и повел народ на тирана, сделав знаменем свой кожаный фартук. Каве призвал на трон законного наследника (а не основал собственную династию); тирана свергли. От слова кей («царь») эту династию (по версии Фирдоуси) стали называть «кейаниды»; «кавианиды» — своего рода оговорка (встречающаяся, однако, и в иранских источниках). Исландский поэт Снорри Стурлусон (1178 — 1241) ок. 1230 г. составил сборник «Хеймскрингла» — «Круг земной», свод саг о норвежских и шведских королях. Первая из них — «Сага об Инглингах» — представляет собой историзиро- ванные миф и эпос. Основателем династии Инглингов там оказывается шведский король Ингви-Фрейр (так называли скандинавского бога растительности, урожая, богатства и мира); в его царствование всюду сохранялся мир и был богатый урожай. Когда Ингви умер, его тайно похоронили в холме, откуда потом три года выходили золото, серебро и железо. 1.
<< | >>
Источник: Элиаде М.. АЗИАТСКАЯ АЛХИМИЯ. 1998

Еще по теме Человеческие жертвоприношения плавильным печам:

  1. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ ПЛАВИЛЬНЫМ ПЕЧАМ
  2. Б. РАСЧЕТНЫЕ ДАННЫЕ ПО ПЕЧАМ И ТОПЛИВУ
  3. ПРИРОДА ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ
  4. «Приготовление плавильни»
  5. § 209. Жертвоприношения
  6. ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ ТОРУ И ПРИХОД В ЦЕРКОВЬ
  7. 3.1. Трансформация человеческих ресурсов в человеческий капитал с помощью стратегического планирования развития малых городов
  8. МЕДЬ ИЗ ПЛАВИЛЬНЫХ ШЛАКОВ
  9. МЕДЬ ИЗ КОЛОШНИКОВОЙ пыли ПЛАВИЛЬНЫХ ПЕЧЕЙ
  10. АЛЮМИНИЙ ИЗ ШЛАКОВЫХ СЪЕМОВ ПЛАВИЛЬНЫХ ПЕЧЕЙ
  11. ГЕРМАНИЙ ИЗ КОЛОШНИКОВОЙ пыли ЦИНКОВЫХ ПЛАВИЛЬНЫХ ПЕЧЕЙ
  12. 9. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СЧАСТЬЕ
  13. опыт о ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗУМЕНИИ
  14. ОПЫТ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ РАЗУМЕНИИ
  15. Онтология человеческого бытия
  16. III. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СЧАСТЬЕ
  17. Смысл человеческого бытия
  18. Сущность человеческой природы
  19. Человеческая природа