<<
>>

Гипотезы

Были попытки объяснить трюк с веревкой как коллективное внушение или необычайную ловкость рук заклинателей866. Но А. Якоби привлек внимание к сказочному, напоминающему предания характеру большинства аналогичных европейских историй 867.
Но какое бы объяснение ни предлагать, внушение или ловкость рук, проблема трюка с веревкой не кажется нам разрешенной. Почему был изобретен этот вид волшебства? Почему был избран именно этот сценарий — подъем по веревке и расчленение ученика, за которым следовало его воскрешение, — чтобы воздействовать внушением или самовнушением на воображение зрителей? Иными словами, трюк с веревкой в его нынешней форме впечатляющего спектакля, волшебной сказки или колдовских трюков имеет историю, и эту историю можно прояснить, только учитывая религиозные обряды, символы и верования архаических народов. Нужно различать два элемента: (1) расчленение ученика, (2) подъем на небо посредством веревки. Это две характеристики шаманских обрядов и идеологии. Начнем с анализа первой темы. Мы знаем, что во время снов при инициациях ученики шаманов видят свое расчленение «духами» или «демонами», играющими роль учителей инициации: у них отрубают головы, тела их рубят на куски, их кости очищают от плоти и проч., а в конце демоны «собирают воедино» кости и покрывают их новым мясом868. Здесь мы находим экстатические ощущения инициаторного типа: за символической смертью следует обновление органов и воскрешение инициируемого. Стоит вспомнить, что видения и ощущения того же рода имеются у австралийцев, эскимосов и некоторых американских и африканских племен;869 а это значит, что мы имеем здесь крайне архаичную технику инициаций. Характерно, что тантрический гималайский обряд, tohod, также содержит символическое расчленение неофита: он видит, как его обезглавливают и разрывают на куски dakinis** или другие демоны870. Можно поэтому считать расчленение ученика и его воскрешение факиром шаманским сценарием инициации, почти совершенно десакраментализованным. Что касается второго шаманского элемента, узнанного нами в трюке с веревкой, — подъема на небо при помощи веревки, - то он . представляет более сложную проблему. С одной стороны, имеется архаический и весьма широко распространённый миф о дереве, веревке, горе и лестнице или мосте, которые в начале Времени связывали Небо с Землей и обеспечивали связь между миром богов и человечеством. Из-за преступления мифического Предка эта связь была разорвана: дерево, веревка или лиана были отсечены300. Этот миф не ограничен странами, где господствует шаманизм в строгом смысле, но он играет значительную роль в мифологиях и экстатических ритуалах шаманов.
<< | >>
Источник: Элиаде М.. АЗИАТСКАЯ АЛХИМИЯ. 1998

Еще по теме Гипотезы:

  1. ГЛАВА XII О ГИПОТЕЗАХ
  2. III. Можно ли проверить гипотезу с помощью проверки реалистичности ее предпосылок?
  3. 2.5. Статистические свойства МНК-оценок параметров регрессии. Проверка гипотезы Ь = bo. Доверительные интервалы для коэффициентов регрессии
  4. 3.5. Проверка гипотез. Доверительные интервалы и доверительные области
  5. 8. Проверка гипотез
  6. X. ВЕРОЯТНОСТЬ.— ОБЪЯСНЕНИЕ ВЕРОЯТНОГО.— ОТЛИЧИЕ ВЕРОЯТНОСТИ ОТ ВИДИМОСТИ,—МАТЕМАТИЧЕСКАЯ И ФИЛОСОФСКАЯ ВЕРОЯТНОСТЬ.—СОМНЕНИЕ СУБЪЕКТИВНОЕ И ОБЪЕКТИВНОЕ—СКЕПТИЧЕСКИЙ, ДОГМАТИЧЕСКИЙ И КРИТИЧЕСКИЙ СПОСОБЫ МЫШЛЕНИЯ ИЛИ МЕТОДЫ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ.— ГИПОТЕЗЫ
  7. § 1. Сущность и логическая структура гипотезы
  8. § 2. Виды гипотез
  9. § 3. Этапы разработки гипотезы
  10. § 3. ГИПОТЕЗА И ТЕОРИЯ
  11. 2.4. Формулирование цели, гипотезы, определения задач, предмета и объекта исследования
  12. Гипотеза дефицита кальция
  13. ФОРМУЛИРОВАНИЕ ГИПОТЕЗ