<<
>>

КОММЕНТАРИИ АЗИАТСКАЯ АЛХИМИ

Глава I См. «Вавилонская космология и алхимия» в этом томе. Современные историки алхимии считают, что в средиземноморско-европейском регионе алхимия впервые появилась в римско-эллинистическом Египте, в Александрии, ок.
П в. н. э. Так называемый александрийский период продолжался до VI в. включительно и был прерван арабским завоеванием в начале — середине VII в. Арабы восприняли греко-египетскую алхимию, и следующий ее период именуют обычно арабским. В конце XI в. на Западе начали активно переводиться с арабского многочисленные научные и философские труды, как оригинальные, так и античного происхождения, в свое время переведенные с греческого на арабский. Среди переводов было немало алхимических трудов. Западноевропейская алхимия, расцвет которой приходится на ХП — первую половину XVII в., во многом базировалась на александрийской и арабской. Первое достоверное упоминание о китайской алхимии содержится в декрете императора Цзинь-ди (он же Лю Ци) от 144 г. до н. э. В этом декрете упоминается школа Цзоу Яня, китайского философа, жившего в конце IV — начале III в. до н. э. (т. е. он действительно считался современником известного последователя Конфуция Мэнцзы — ок. 372 — 289 гт. до н. э.). Предполагается, что именно Цзоу Янь выдвинул идею пяти элементов (земля, дерево, металл, огонь и вода), из которых состоит все сущее, и все перемены происходят в результате борьбы и взаимопроникновения этих элементов: вода гасит огонь, огонь плавит металл, металл рубит дерево, дерево прорастает сквозь землю, земля (дамба) задерживает воду и т. д. «Хуайнань-цзы» («Книгу правителя Хуайнаньского») приписывают Лю Аню, владетельному князю (вану) Хуайнаня (город на востоке Китая), дяде императора У-ди (см.: «Азиатская алхимия», примеч. 5*), увлекавшемуся даосскими учениями. Скорее всего, однако, этот сборник даосских легенд составлен не во II в. до н. э., а не ранее I в. до н.
э. «Ханьшу» («История Хань») — сочинение китайского историка и философа Бань Гу (32 — 92), задуманное как продолжение труда Сыма Цяня (см. примеч. 4*). Традиционная китайская историография делит историю своей страны по династиям. Династия Хань правила с 206 г. до н. э. по 220 г. н. э. Иногда эту эпоху членят на две: Ранняя и Поздняя Хань, разделенные периодом 9 — 23 гг. н. э., когда правил узурпатор Ван Ман (45 до н. э. — 23 н. э.). Съша Цянь (145 или 135 — ок. 85 до н. э. — по уточненным данным) — китайский историк, автор книги «Шицзи» («Исторические записки»). У-ди (156 — 87 до н. э.) — китайский император (со 140 г. до н. э.) династии Ранняя Хань. При нем учение Конфуция стало официальной идеологией, он ввел систему обязательных экзаменов на замещение государственных постов, много и успешно воевал. В позднейших преданиях превратился в образец идеального государя. ь Одной из важнейших составляющих китайской культуры является даосизм, учение древнекитайского философа Лао-цзы (прозвище, означающее «старый ребенок»), настоящее имя ученого — Ли Эр, годы жизни неизвестны, традиционно считается старшим современником Конфуция (ок. 551 — 479 до н. э.), изложенное им в книге «Даодэцзин» — «Книга о дао и дэ». Дао — труднопереводимый термин, означающий буквально «путь» и имеющий смыслы: «первопричина мира», «суть Вселенной», «основной закон Природы»; дэ — проявление дао, манифестация его в' земных вещах. Главный принцип даосизма — увэй, букв.: «недеяние», но это не просто созерцательный покой, а * подчинение Природе, ненарушение естественной гармонии, достижение единства человека с Природой. К культуре, к государству Лао-цзы относился с недоверием. С его точки зрения, правитель-мудрец должен, отвергнув роскошь и войну, возвратить народ к простоте и неведению, существовавшим до возникновения культуры и морали. Подобное учение заставляло его адептов стремиться к аскетизму, что привело к превращению даосов в секту отшельников и к созданию в I — III вв. даосской религии, где от учения Лао-цзы осталось немного (хотя оно продолжало почитаться), а основой стала магия и в первую очередь попытки достижения бессмертия с помощью аскезы и различных алхимических действий.
В даосской мифологии на рубеже н. э. возник и к XII в. окончательно закрепился культ Восьми Святых Бессмертных (сянь) (иногда их главой — и тоже бессмертным — считался сам Лао-цзы, имена их в разных легендах варьировались) — людей, достигших бессмертия и споспешествующих другим достичь его. Каждый из Восьми имел своего исторического прототипа, но в легендах этот прототип едва ли просматривается. Пути достижения бессмертия различны: чаще всего персонаж легенды уходит из мира, становится — иногда в результате встречи с другим бессмертным — отшельником, изучает алхимию и добивается получения эликсира бессмертия. Иногда, впрочем, герой сказания является чем-то вроде юродивого, а о его алхимических занятиях ничего не говорится, иногда бессмертный — обыкновенный маг, и никакого акцента на отречении от мирских благ не делается. Поздние (с XII — XIII вв.) легенды фиксируют внимание на необыкновенных обстоятельствах рождения будущих Бессмертных, на производимых ими чудесах, и легенды эти становятся весьма похожими на сказки. По верованиям даосов, существует 36 небесных пещер и 72 счастливые страны, где обитают Бессмертные (не только Восемь Святых) — аналог райских обителей, — и самым знаменитым является Пэнлайу круглый остров, длина окружности которого 30 тыс. ли (ли — ок. 0,5 км), посередине гора высотой 9 тыс. ли, все строения из золота и серебра, звери и птицы белого (т. е. священного) цвета, на деревьях растут жемчужины, белые драгоценные камни и плоды, отведав которых обретаешь бессмертие. 7 В Древнем Китае нередким было называние трактата по имени его автора. «Баопу-цзы» — трактат по алхимии, магии и диететике. Его автор — Гэ Хун, прозванный Баопу-цзы (254 — 34 или, по др. данным, 281 — 361), врач и алхимик, даос. 8 Эликсир — принятое в алхимии название философского камня, особого вещества, обращающего неблагородные металлы в благородные (в западной алхимии различались: малый эликсир, он же «малый магистериум», он же Белый Лев, превращавший металлы в серебро, — и большой эликсир, он же «великий магистериум», он же Красный Лев, делающий золото). Одновременно эликсир — лекарство от всех болезней (панацея), раствор его — напиток бессмертия и вечной молодости. Современные исследователи датируют годы жизни Вэй Бояна, даоса и алхимика, более поздпим временем — II в. н. э. В русской традиции его трактат «Цзян Тун Чжи» называется «Единение триады согласно “Чжоу и” («Всеохватно-круговым переменам»). [) Сублимация — в алхимии возгонка, трансмутация — превращение неблагородных металлов в благородные, но одновременно первая из операций означала проникновение духа в материю, вторая — духовное преобразование ма- ^ терии. 10 Инь и ян — основополагающие понятия китайской мифологии и философии, практически всегда выступающие в парном сочетании. Первоначально, видимо, инь означало темный склон горы, ян — светлый. Позднее инь стало символом женского начала, севера, тьмы, низа, влажного, луны и т. п., ян — мужского начала, юга, света, сухого, солнца и т. п. Положение о том, что ян был отождествлен с дао, спорно и, может быть, проистекает из ошибочного перевода китайского текста Джонсоном, чьей работой по китайской алхимии пользовался Элиаде. Напротив: «Немного инь, немного ян — вот дао», — гла- ^ сит даосское изречение. пф «Бэнь цао ган му» — поздний китайский травник, созданный в 1552 — 1578 гт. «Бундахигин» (букв.: «основополагающая») — очень поздний (ок. 1178 г.) зоро- астрийский трактат-энциклопедия по космологии и космогонии. Зороастризм — древнеиранская религия, основателем которой являлся пророк Зара- туштра (Зороастр), живший — мнения ученых расходятся — то ли в XII, то ли в X, то ли в VII — VI вв. до н. э. Суть религии — признание существования двух равных высших божеств-первоначал: доброго (Ахура-Мазда, Ормузд) и злого (Анхра-Майнью, Ахриман), между которыми идет извечная борьба, долженствующая закончиться победой добра. Одной из особенностей зоро- астрийского культа является поклонение огню. С начала VI в. до н. э. по середину VII в. н. э. зороастризм был государственной религией в Иране, пока его не вытеснил ислам. Впрочем, некоторое небольшое количество зоро- астрийцев (ок. 50 тыс. в Иране и ок. 250 тыс. в Индии) существуют доныне, и определенная религиозная зороастрийская литература создавалась и позднее ^ VII в. н. э. Лу Ю (изв. с 775, ум. 804) — китайский ботаник. Следует заметить, что от северокитайского слова «ча» пошло русское «чай»; в европейских же языках # название растения и напитка исходит от южнокитайского диалектного «тэ». л Сун — китайская императорская династия (960 — 1279). ^ Неточность. Автора «Трактата об апельсинах» звали Лу Чжиян (1140 — 1192). «Тао Хунцзин» — трактат по алхимии и производству мечей древнекитайского л врача и алхимика, даоса Тао Хунцзина (451 — 536). Чжоу — китайская императорская династия (1026 — 256 или 249 до н. э.). Эпоха Чжоу — время создания основных китайских философско-религиозных си- ^ стем: конфуцианства и даосизма. л «Бай ху тун» — космогонический трактат Бань Гу (см. примеч. 3*). Конфуцианство — китайское философско-религиозное учение. Основатель его, Конфуций (Кун Фуцзы; ок. 551 — 479 до н. э.), сам всегда утверждал, что не сочиняет ничего нового, а лишь излагает идеи древних «совершенно мудрых». Конфуцианство подвергалось преследованиям — вплоть до казни конфуцианских ученых — в эпоху Цинь, но уже при династии Хань стало официальной ^ государственной доктриной. Хуан-ди (букв.: «желтый император») — в китайской мифологии культурный герой, т. е. антропоморфное или зооморфное существо или божество, дарующее людям полезные предметы (орудия труда, оружие, транспортные средства и т. п.) и/или обучающее их полезным навыкам (счету, медицине, торговле и т. п.). Согласно мифам, Хуан-ди, четырехглазое существо с ликом дракона, ок. 3 м ростом, зачатый от удара молнии, научил людей отливать колокола, мастершъ телеги и лодки, изобрел топор, ступку, лук и стрелы, платье и туфли, был мудрым правителем. В Китае весьма рано произошла «историзация» мифов и персонажи их воспринимались как древние монархи. Строго говоря, Хуан-ди не считался первым императором, он, по легендам, был наследником первого правителя Шэнь-нуна, но Сыма Цянь (см. примеч. 4*) начинает свои «Исторические записки» с описания правления Хуан-ди, ко- л торое он датирует 2698 — 2598 гг. до н. э. В 1861 г. швейцарский историк права Иоганн Якоб Бахофен (1815 — 1877) выпустил книгу «Материнское право», в которой постулировал следующие стадии первобытного общества: 1) стадия промискуитета, беспорядочных по- * ловых связей внутри общины, при которой отцовство неизвестно, потому счет родства ведется по материнской линии; 2) стадия матриархата, при которой власть в общине принадлежит женщинам; 3) стадия патриархата, когда эта власть переходит к мужчинам. Гипотезу Бахофена разделяли Маркс и Энгельс, что предопределило ее господствующее положение в современной отечественной науке. На Западе идеи швейцарского историка долгое время также были весьма популярны, но ко второй половине XX в. было окончательно доказано, что, хотя во многих архаических обществах действительно существовал счет родства по женской линии и достаточно высокое положение женщины, нигде не зафиксированы ни промискуитет (наоборот, нет человеческих обществ без весьма строгих, хотя, возможно, и непривычных, на взгляд европейца, семейно-брачных обычаев и запретов), ни матриархат в 6а- хофенском понимании (в некоторых племенных группах в Африке и Юго- Восточной Азии женщины действительно имеют преимущество в наследовании родового имущества, в выборе брачного партнера, но это исключительные случаи, объясняемые специалистами как особая форма распада перво- л бытно-общинных отношений). Связь между органами человека, металлами и планетами постулировалась и в европейской алхимии, например, железу соответствовали планета Марс и голова человека. 23 Указанный исторический персонаж неидентифицирован, возможно, вкралась # ошибка в написание. 24 Неточность. Четвертым из пяти основных элементов мироздания в китайской натурфилософии был металл вообще, а не конкретно золото (ср. принятую в Европе до XVII в. античную четверку первоэлементов: огонь, воздух, вода, л земля). 25^ Имеется в виду китайский энциклопедист XVII в. Лян Иныиан. 26 О Люй Бувэе нам известно только то, что сказано в энциклопедии Лян Инь- шана (см. пред. примеч.). Глава II 27^ См. примеч. 8*. 28 Реальгар — сульфид мышьяка AsS, кристалл оранжево-красного цвета. Орпи- мент (или аурипигмент, красная охра) — трисульфид мышьяка AS2S3, кристалл золотистого или лимонно-желтого цвета. Бура — соль тетраборной кислоты, Na2B4P7*10 Н2О, бесцветное кристаллическое вещество, очищает поверхности металлов от окислов. Все указанные элементы широко исполь- ^ зовались не только в китайской, но и в европейской алхимии. 294 Юй (также Да Юй — Великий Юй) — культурный герой китайской мифологии. Он прекращает всемирный потоп путем возведения ирригационных сооружений, научает людей рисоводству, разделяет землю на уделы и т. п. Собрав всю бронзу, которую ему поднесли правители уделов, Юй отливает девять громадных треножников, каждый из которых могут сдвинуть с места лишь 90 тыс. человек. На треножниках были изображения многочисленных злых духов для того, чтобы люди при встрече с нечистой силой сразу же распознавали ее и могли избежать напасти. В мифах Юй — двурогий дракон, родившийся из тела мертвого отца, но в хрониках — царь, родоначальник ле- # гендарной династии Ся. ^ См. примеч. 20*. Здесь имеется в виду так называемое Новое царство Вэй, образовавшееся в результате распада царства Цзинь и завоеванное царством Цинь. Следует # отметить, что хронология Сыма Цяня не всегда надежна. 32 Шакадвипа и Шветадвипа, т. е. Страна (или остров) Силы и Страна Света. Некоторые исследователи полагают, что легенды об этих странах сложились под влиянием доходивших до Индии рассказов об островах в Индийском океане, но большинство считает, что это характерные для многих мифологий ^ мира счастливые острова, обители блаженных. Тай-цзун (597 — 649) — фактический основатель китайской династии Тан (618 — 907), второй император этой династии (с 627 г.). Перенес столицу Китая в Чанъань (совр. Сиань), где основал императорскую библиотеку в 20 тыс. томов, успешно воевал с кочевниками-тюрками, покровительствовал искусствам и наукам, проводил разумную и умеренную налоговую политику. Будучи ревностным даосом, оказывал покровительство конфуцианцам и буддистам, принимал христианских и зороастрийских миссионеров и не препятствовал их проповеди, впрочем, малоуспешной. Время его правления позд- ^ нейшие китайские историки описывали как «золотой век». Ван Сюаньцзы (изв. 643 — 664) — китайский дипломат и путешественник, че- в тырежды был в Индии, составил описание этой страны. Гао-цзун (628 — 684) — китайский император династии Тан (с 649 г.). Проявлял глубокий интерес к медицине, инициатор создания ряда медицинских сочине- и™. Чжи Чаньчунь (1148 — 1227) — даосский монах, путешественник, совершил в 1221 — 1224 гт. по приказу Чингисхана, великого хана Монголии, путешествие из Китая через Центральную Азию к границам Индии, а оттуда в Среднюю л Азию. Йога — философская система в Древней Индии, ставившая целью освобождение индивидуального сознания из потока обыденного, низменного бытия и слияние его с бытием высшим, с Абсолютом. Существует четыре ступени йоги: джняна-йога (овладение истинным знанием, т. е. пониманием того, что мир есть иллюзия), раджа-йога (подготовка духа и тела для того, чтобы, овладев ими, вырваться из мира), бхакти-йога (воспитание в себе любви и преданности к Абсолюту, вплоть до саморастворения в нем), карма-йога (бескорыстная деятельность в обществе при полном отказе от пользования плодами этой деятельности). Раджа-йога включает в себя несколько ступеней, низшая из которых — хатха-йога — есть овладение системой упражнений, в первую оче- # редь физических, направленных на полное подчинение тела духу. 38 Чжуан-цзы (ок. 369 — 286 до н. э.) — китайский мыслитель, один из основателей даосизма. Трактат, носящий его имя и облеченный в форму притч и диалогов, в основе написан им самим, но дополнялся его последователями. Для Чжуан-цзы жизнь — сновидение, а великое пробуждение — слияние с дао, которое присутствует во всем, но ни в чем конкретно, непознаваемо разумом и невыражаемо в словах. Дао воплощено в Природе в целом, но не в человеке, который оторвался от нее, создав государство, культуру, нравственность. Реальное освобождение, ведущее к великому пробуждению, возможно либо в разрыве с миром, в бегстве от него, либо в уничтожении общества. W* Дун Чжуншу (изв. с нач. XTV в.) — китайский собиратель, редактор и издатель л даосских текстов. в См. выше, примеч. 6*. Цзя Мин (ок. 1268 — ок. 1374) — китайский врач и теоретик долгожительства. Утверждал в трактате по диететике, что к долголетию ведут правильные диета и режим; если даты его жизни, известные по позднейшим источникам, верны, то ему удалось, следуя собственным принципам, прожить более 100 л лет. # Персонаж не идентифицирован. Саламандра — здесь: мифологическое существо, живущее в огне, символ огня и операций, связанных с огнем, в алхимии; обычно изображалась в виде яще- л рицы, но существовали также предания о прекрасных девах-саламандрах. # Пэн Сяо — китайский даос, алхимик (X в.). л Хуэйсы — третий глава школы Тяньтай. 5 Су Дун-no (подлинное имя — Су Ши; 1037 — 1101) — китайский поэт, прозаик, художник, каллиграф. По мнению ряда ученых, «Трактат о Драконе и Тигре» л создан в XIV в. и лишь приписан Су Дун-по. Дзен (яп.; кит. чанъу от инд. дхьяна — «медитация, самоуглубление») — течение в буддизме, практиковавшее особые психотехнические приемы — медитацию, парадокс, загадки — для мгновенного озарения и достижения состояния нирваны (особое трудноопределимое состояние, не являющееся ни бытием, ни небытием, характеризующееся прекращением цепи перерождений, высшая цель в буддизме). В Китае школа чань сблизилась с даосизмом. В дзен-буддизме отрицаются традиционные буддийские пути спасения, место монаха-отшельника занимает юродивый, отвергающий нормы поведения. л Основателем дзен-буддизма был индийский монах Бодхидхарма. Тантризм (от санскр. тантра — «хитросплетение», «сокровенный текст», «магия») — секты и школы (единого тантристского учения не существует) в индуизме, не признающие ортодоксальных доктрин и обрядов. Тантристы отрицают кастовую систему, не требуют ритуальной чистоты и признают высшей движущей силой Космоса шакти — женское начало, понимаемое как космическая энергия. Приверженцы тантристских сект делятся на секты правой и левой л руки, причем последние отличаются особой эзотеричностью ритуала. Биография китайского алхимика Гэ Чанкэна (он же Ячжуань или Бо Ючжу- ан) известна лишь из источников XVII в.; время его жизни предположительно л датируется XII в. 50 Имеется в виду иероглиф, обозначающий название года по широко известному ныне циклическому (через 12 лет эти названия повторяются) китайскому календарю: год Лошади, Кабана, Обезьяны, Крысы и т. д. Jl Парфия — государство в Средней Азии, основанное ок. 250 г. до н. э. прикаспийским ираноязычным племенем парфян; центром этого царства, просуществовавшего до 224 г. н. э. и бывшего соперником Римской империи, являлось Иранское нагорье, но оно распространяло власть до Центральной Азии и Северо-Западной Индии. В восточных регионах Парфянского царства был распространен буддизм. Настоящее имя жившего во П в. парфянского астролога л Ань Шигао неизвестно. Об этом алхимике практически нет данных. 0 Строго говоря, никакой китайско-римской торговли не существовало: оба государства едва знали о существовании друг друга. Здесь, скорее всего, имеется в виду, что действительно весьма популярные в Риме китайские шел- г # ка попадали туда через парфянских купцов. j4 Прямых торговых контактов между Китаем и Западом не было до эпохи Великих географических открытий, когда в начале XVI в. португальцы до стигли китайских берегов. В средние века арабские торговцы доставляли товары из Китая, в первую очередь шелк и шелковые ткани морем в порты Персидского залива, оттуда караванами в порты на побережье Средиземного моря и далее уже венецианцы или генуэзцы везли эти товары в Европу. Европейские же изделия в Китай практически не поступали. Глава Ш Иогин — практикующий йог, приверженец йоги (см.: примеч. 37*). Марко Поло (ок. 1254 — 1324) — итальянский купец, путешественник. В 1271 — 1275 гг. совершил сухопутное путешествие в Китай, где прожил, находясь на службе у китайского императора, около 17 лет. В 1292 — 1295 гг. морем вернулся в Италию. Написанная с его слов в 1298 г. «Книга Марко Поло» явилась для европейцев одним из первых источников знаний о Китае, Центральной и Юго-Восточной Азии. В основе арабской и европейской алхимии лежала так называемая сернортутная теория (в западноевропейской алхимической терминологии меркурий = ртуть): все металлы состоят из серы и ртути, сера есть мужское, активное, горючее, сухое начало, ртуть — женское, пассивное, негорючее, влажное; индивидуальные свойства металлов определяются соотношением серы и Меркурия, изменение этого соотношения позволяет превращать неблагородные металлы в благородные. Эта теория была сформулирована в среде арабских л алхимиков ок. VIII в. и заимствована в Западной Европе. ;Н Франсуа Бернье (1625 — 1G88) — французский врач, философ и путешественник. Известность ему принесло вышедшее в год его смерти и многократно переиздававшееся сочинение «Путешествие Бернье, содержащее описания # Царства Великого Могола, Индостана и многого иного». Абу Саид аль-Хассан (до 903 — ок. 975) из Сириафа (город на побережье Персидского залива) — арабский правовед, филолог, государственный деятель. Среди его трудов — географическое сочинение, представляющее собой ком- ^ пиляцию отчетов о путешествиях. ы) Ма Хуань (прозвище, наст, имя Ма Баньбо; ок. 1371 — ок. 1443) — китайский флотоводец, путешественник и дипломат. В 1405 — 1407 гг. совершил плавание по Индийскому океану во главе флотилии из 62 кораблей, посетил берега Индии (Кочин — город-порт на побережье Аравийского моря, в современном # штате Керала) и Шри-Ланки. Мала бар — историческая область Южной Индии между западным побережьем Индостанского полуострова (Малабарский берег) и горами Западные Гаты. Абу Абдаллах Мухаммад Ибн Батута (1304 — 1373) — арабский путешественник, объездивший весь арабский мир от Туниса до Багдада, бывавший в Средней Азии, Индии и Китае, в Испании, в Восточной Африке и генуэзских колониях в Крыму. Никколо ди Конти (1395 — 1469) — итальянский купец и путешественник, родом из Венеции; посетил Сирию, Месопотамию, Иран, Индию и Суматру, его рассказ о путешествии в Индию записал известный итальянский гуманист Поджо Браччолини (1380 — 1459) и включил в свое сочинение «Истории о разнообразии фортуны», вышедшее в свет в 1447 г. Дуарте Барбоза (ок. 1480 — 1521) — португальский путешественник и писатель; испанский перевод его сочинения «Плавания и путешествия» опубликован в 1521 г. (португальский оригинал оставался в рукописи до XIX в.) и содержит # описания Индии, Индонезии и Филиппин. >2 Хосров I Ануширван (531 — 579) — царь Ирана из династии Сасанидов. Его правление — период наибольшего могущества Сасанидской державы. Его имя (Хосров или Хосрой) часто считают нарицательным обозначением иранского л государя. Джатака — жанр буддийской литературы, известный с I в. н. э., — рассказы о предшествующих существованиях Будды, который, согласно индийскому учению о переселении душ, многократно возрождался в образе растений, животных и людей, прежде чем воплотился в Сиддартху Гаутаму и достиг нирваны; при этом он помнил все свои предыдущие воплощения. Джатаки представляют собой нечто вроде притч, с фольклорным сюжетом и буддийской # моралью. Амир Хосров Дехлеви (т. е. Делийский; 1253 — 1325) — персоязычный индийский поэт, занимавший высокие посты при дворе делийских султанов. Ему принадлежат знаменитые поэмы, написанные по образцу «Пятерицы» Низами, и множество лирических стихотворений, весьма изысканных и тонких. Алхимиком или йогом Амир Хосров не был, но как образованный человек своего времени был в курсе различных суждений, считавшихся весьма убеди- ^ тельными. 65 Абу-р-Райхан Мухаммад ибн Ахмед алъ-Бируни (973 — 1048) — арабоязычный ученый и поэт, родом из Хорезма; автор трудов по естествознанию, астрономии (изобретатель ряда приборов), математике, ботанике и химии (или алхи- ^ мии). 66 В VIII — IX вв. значительная часть античных научных трудов, в частности сочинения Аристотеля, «Начала» Эвклида — свод античных математических знаний, «Четверокнижие» Клавдия Птолемея (ок. 90 — ок. 160), основной труд по античной астрономии и астрологии, и многие другие были переведены с греческого на арабский и стали основой не только арабской, но и — переведенные на латынь не с оригиналов, а именно с арабских переводов — европейской средневековой науки; труд Птолемея вошел в европейский обиход под в арабским названием «Альмагест» — «Великое построение». 67 Патанджали (I в. до н. э. или н. э.) — индийский философ, автор «Йога-сутр», считающийся основателем философской школы йоги; на деле он скорее систематизатор этого учения, так как йогические сочинения существовали и до в него. 68 О сублимации см. выше, примеч. 9*. Кальцинирование — алхимическая процедура, заключающаяся в обжиге металлов, превращении их в окислы, имеющие не л металлическую, а минеральную природу (лат. calx, род. п. calcis — «камень»). Мадхава, или Мадхавачарья (XIV в.) — индийский философ, был советником одного из южноиндийский царей и в целях борьбы с распространяющимся в Индии исламом (на севере субконтинента правили мусульманские владыки) стремился создать единую систему индуистской философии: написал историко-философский компендиум, обнимающий все философские и религиозные # системы Индии, — «Сарва-даршана-самграха» («Всех воззрений собрание»). Хара («уносящий») и Гаури («белая») — одни из многочисленных имен индуистских божеств Шивы и Деви соответственно. Шива — один из верховных богов индуизма, бог-создатель мира, поддерживающий его существование своим танцем, и одновременно бог-разрушитель, уничтожающий мир в конце каждого мирового периода, воплощение оплодотворяющей космической энергии. Супруга Шивы — Деви («богиня»), имеющая две стороны — благую и губительную. Как Гаури («белая»), она благая, как Кали («черная») — губи- # тельная. Сиддхи (санскр. мн. ч.; ед. ч. siddha — «совершенный») — в индийской мифологии и религии особые полубожественные существа, обладающие восемью сверхъестественными свойствами: становиться бесконечно малым или бесконечно большим; предельно легким или тяжелым; мгновенно перемещаться в любую точку пространства; достигать желаемого силой мысли; подчинять своей воле предметы и время; добиться верховной власти над миром. Считалось, что мудрец с помощью тантрической, или йогической, или иной аскетической практики может стать сиддхой. Ученые спорят доныне, были ли перечисленные маги реальными аскетами и наставниками (гуру) или чисто легендарными, вымышленными персонажами. Это слово употребляется и в переносном смысле — чудеса, чудесные способности. ' Сотерический (от греч. ocdtiip — «спаситель») — направленный на спасение души, на достижение высшего блага. Тамилы — дравидийская народность, обитающая в основном на юге страны, носитель древней цивилизации, один из самых экономически и культурно развитых этносов Индийского субконтинента. Подавляющее большинство — индуисты, есть небольшие группы мусульман и христиан. Нагарджуна — индийский буддийский философ и логик, живший, насколько можно верить позднейшим текстам, во II в. н. э. Алхимический трактат, приписываемый Нагарджуне, обычно датируют началом 1П в., и неясно, создан ли он самим ученым, неким его тезкой или просто приписан ему как автори- ^ тетному ученому. /J Якши и якшини — полубожественные существа соответственно мужского и женского пола в индийской мифологии, прекрасные юноши и девушки, покровители плодородия, благожелательные к людям. Среди буддистов/впрочем, распространены легенды о том, что якшини едят человеческое мясо и # пьюг кровь детей. «Катхасаритсагара» («Океан сказаний») — поэма индийского поэта Сомадевы, составленная между 1063 — 1081 гг. и представляющая собой около 350 рассказов, обрамленных повествованием о мудром царе Удаяне и его сыне На- раваханадатте. Индра — божество индийской мифологии и религии, первоначально верховный бог, потом оттесняемый на периферию, но доныне являющийся одним из самых популярных персонажей мифологии (не религиозной философии или ритуала), сохраняющим первоначальные функции бога грома и покровителя л воинов. «Прабандхачинтамани» («Волшебный камень истории») — сборник рассказов и анекдотов об исторических личностях, составленный индийским писателем л Мерутунгой (XIV в.). Сюаньцзан (наст, имя Чэн И; 602 — 664) — китайский буддист, около 16 лет прожил в Индии, по возвращении в 648 г. написал «Отчет о Западных стра- # нах», интересовался даосизмом и перевел «Даодэцзин» на санскрит. Хемакандра (1088 — до 1172) — джайнский (джайнизм — одно из индийских религиозных течений) историк, грамматик, логик и лексикограф. Приводимый рассказ, взятый из «Прабандхачинтамани», является, скорее всего, вымыслом, ибо известный алхимик Девакандра жил во второй половине XIV в., л 200 лет спустя после Хемакандры. л Сикшананда (ум. ок. 704) — индийский буддист, филолог и переводчик. л Лян — мера веса в Китае и Индии, ок. 38 г. Кумараджива (изв. с 383, ум. 412) — индийский буддист, переводчик, родом из л Кашмира, долгое время жил в Китае. «Манускрипт Бауэра» — условное название древнеиндийской рукописи, обнаруженной в 1890 г. лейтенантом британских колониальных войск в Индии Дж. Бауэром и содержащей два медицинских трактата; написана на санскри- те и датируется приблизительно 450 г. «Артхашастра» («Трактат о пользе») — трактат об управлении государством, приписываемый Каутилье, министру Чандрагупты, царя Магадхи (мощное го- сударство на севере Индии) (317 — 293 до н. э.). Каутилья мог бьггь автором первого варианта «Артхашастры», но дошедший до нас вариант этого сочи- ^ нения составлен во П — Ш вв. н. э. 86 Соединение аскетизма, воздержания, чистоты и т. п. с поклонением фаллосу непривычно на европейский взгляд, но естественно для индийских представлений об аскетизме, для индийской религиозной мысли, где половой акт рассматривается не как грех или эротическое приключение, но как манифестация космической силы. Нередки рассказы об отшельниках, которые покидают свое уединение, чтобы отправиться в страну, дабы оплодотворить 10 ООО дев — совершить аскетический подвиг. • 87 Махешвара (букв.: «великий властитель») — один из эпитетов Шивы, псевдо- ним неизвестного алхимика XII в. 88 Варахамихира — индийский поэт и астролог; его поэма «Брихатсамхита» (большинство исследователей датируют ее 505 г.) есть поэтическая астрологическая энциклопедия с экскурсами в свойства драгоценных камней, в гео- графию Индии и проч. 89 Ficus religiosa — священная смоковница, баньян — вид растущих в Индии де- ^ ревьев, в коре образуется смола шеллак. 90 Термин «арийские народы», приобретший ныне одиозный оттенок, первоначально использовался для обозначения индоевропейских народов, пришедших из Ирана в Индию на рубеже III и II тысячелетий до н. э. и завоевавших полуостров. Современные исследователи полагают, что культ растительности, культ плодородия в индуизме представляет наследие не завоевателей, а аборигенов (но связывают его не с тибетоязычными жителями Гималаев, а с юж- ^ ноиндийскими дравидами). 91 Аннам — китайское название Северного и Центрального Вьетнама, использовавшееся европейцами для обозначения всей этой страны. Современные ученые считают, что параллели между культурами Индии и Индокитая объяс- л няются влиянием индийской культуры на соседние, а не наоборот. 92 Генрих Корнелий Агриппа из Неттесхайма, деревни к северу от Кельна (I486 — 1535) — немецкий гуманист, протестант; чрезвычайно свободомыслящий человек, резкий противник преследования колдунов и ведьм, сторонник натуральной магии, основанной на всеобщей связи вещей и явлений, алхимик; еще при жизни стал героем легенд, в которых выступает как колдун; высказывалось предположение, что истории об Агриппе вошли в складывавшуюся легенду о докторе Фаусте. Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Хохенхайм (1493 — 1541), по самопрозванию Парацельс (т. е. «Превзошедший Цельса»; Авл Корнелий Цельс — знаменитый римский медик I в. н. э.) — врач и алхимик, родом из Швейцарии, основатель ятрохимии (от греч. штрос; — «врач») — направления в алхимии, ставившего целью не трансмутацию металлов, а изготовление лекарств (ятрохимия в широком, но не парацельсов- ском смысле — медицинская алхимия вообще); следует отметить, что ряд алхимических текстов XVI — XVII вв., вышедших под именем Парацельса, ему л не принадлежат. 93 Вринда Чакрапани — индийский медик, точное время жизни неизвестно, воз- л можно (вопреки данным П. Ч. Рая), VIII или IX в. Инициация — в архаических культурах переход индивида из одного статуса в другой, в частности включение в некоторый замкнутый круг лиц (в число полноправных членов племени, в эзотерический культ, круг жрецов, шаманов, кузнецов и т. п.), и обряд, оформляющий этот переход. В ряде случаев инициация сопровождалась переменой имени или наречением человека свя- л щенным именем. Индийская традиция насчитывает трех величайших врачей. Первый из них — Вагбхата Старший, автор двух трактатов, один из которых носит его имя (ок. 625 г.), возможно, буддист. Второй — Карака (Чарака), уроженец Кашмира, время расцвета его деятельности — не ранее 120 г. и не позднее 162 г. Время жизни третьего великого медика — Сушруты — неизвестно, исследователи да- ^ тируют от VI в. до н. э. до 450 г. н. э. )()4 Видимо, ошибка. Ср. примеч. 93*. ‘ По последним данным, железная колонна из почти химически чистого железа ^ датируется рубежом II и I тысячелетий до н. э. 98 Древнейшие священные книги индуистской религии — Веды (санскр. веда — «знание», слово того же общеиндоевропейского корня, что и русское «ведать») — создавались с середины II по середину I тысячелетия до н. э. Всего существует четыре Веды: «Ригведа» («Веда гимнов»), «Самаведа» («Веда мелодий»), «Яджурведа» («Веда жертвоприношений») и «Атхарваведа» («Веда заклинаний»). «Ригведа» — сборник обращенных к богам гимнов — самая древняя из Вед, завершена примерно в X в. до н. э.
<< | >>
Источник: Элиаде М.. АЗИАТСКАЯ АЛХИМИЯ. 1998

Еще по теме КОММЕНТАРИИ АЗИАТСКАЯ АЛХИМИ:

  1. ВАВИЛОНСКАЯ АЛХИМИ
  2. ВАВИЛОНСКАЯ КОСМОЛОГИЯ И АЛХИМИ
  3. Раздел I АЗИАТСКАЯ АЛХИМИЯ
  4. Элиаде М.. АЗИАТСКАЯ АЛХИМИЯ, 1998
  5. АЗИАТСКАЯ АЛХИМИЯ (Китай и Индия)
  6. Азиатско-американская раса
  7. ПРИМЕЧАНИЕ ОБ АЗИАТСКОМ СПОСОБЕ ПРОИЗВОДСТВА
  8. К ВОПРОСУ ОБ АЗИАТСКОЙ ПРАРОДИНЕ ИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ
  9. ГЛАВА I. ТЮРКСКИЕ ГОСУДАРСТВА, СОЗДАННЫЕ В ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКИЙ ПЕРИОД
  10. ВНОВЬ К ВОПРОСУ ОБ АЗИАТСКОЙ ПРАРОДИНЕИНДОЕВРОПЕЙЦЕВ