<<
>>

Космос и магия

1 Аннунит (правильнее — Анту) — шумерское (см. ниже: примеч. 45* к наст, гл.) женское божество, соответствие мужского божества Ану (букв.: «небо»); существует миф о том, что бог Ану возвел в ранг верховной богини (т.
е. Анту) богиню плодородия Инанну (у семитских народов — Иштар, позднее — Астар- та), отождествляемую с планетой Венера. Сиппар и Ниппур — шумерские города на Евфрате; богом-покровителем Ниппура (совр. Ниффур) был Энлиль (букв.: шумерск. «владыка-ветер»), Сиппара — Уту (семитск. Шамаш), бог солнца. 2 Геогр&фические представления, обусловленные космогонической концепцией, не мешали практике. В III — П тысячелетиях до н. э. месопотамским купцам была известна Индия, чье название (Мелаха или Меллуха) потом было перенесено на Африку южнее Египта. С ассирийского времени сохранились податные списки поселений, а также «путеводители» с указанием размеров царств (в часах пути), как и планы отдельных городов и их окрестностей, точность которых подтверждается археологическими раскопками. «Карта мира» сохранилась в вавилонской копии, найденной в Сиппаре (хранится в Британском музее). Предположительно, она демонстрирует «обширность» аккадского царства Саргона (XXIV в. до н. э.): внешний круг очерчивает воды Мирового океана («Горькой реки»), в центре внутреннего круга («Земли») расположен Вавилон, над ним показана Ассирия, от северных гор до устья изображен Евфрат; за внешним кругом помещены семь треугольников, вершины которых должны обозначать далекие края, — одно из них «место, где не видно солнца». Фотография этой глиняной таблички (12 х 8 см) воспроизводится в кн.: Клима И. Общество и культура древнего Двуречья. Перев. с чешек. Л. П. Можайской и Е. В. Тарабарина. Прага, 1967. С. 215. Табл. XXXI. Иначе указанное соответствие предстает из текста шумерской поэмы «Энки и Нинхурсаг»: «Шумерский рай, согласно поэме, был расположен в стране Дильмун, очевидно, в юго-западной части Ирана.
В той же стране Дильмун поместили позже свою “страну живых” — страну бессмертия вавилоняне Есть ряд указаний на то, что библейский рай тоже располагался на восток от Палестины, в Эдеме — там, откуда берут свое начало четыре величайшие реки, в том числе Тигр и Евфрат. Похоже, что это был все тот же рай шумеров, страна Дильмун» (Крамер С. Н. История начинается в Шумере. М., 1963. С. 170 — 171). Американский историк П. Корнуолл отождествил Дильмун с современным островом Бахрейн в Персидском заливе (Cornwall Р. В. On the location of Dilmun. — Bulletin of the American Schools of Oriental Research. New Haven, 1946. Nq 102. P. 3 — 7). Позже датская археологическая экспедиция Джеффри Бибби соотнесла Бахрейн с центром вновь открытой «культуры Барбар» (III — II тысячелетия до н. э.), простиравшейся от Кувейта до Омана и игравшей важную посредническую роль в торговле между Месопотамией, Ираном, Индией и Египтом (см.: Бибби Дж. В поисках Дильмуна. М., 1984). Отождествление Дильмуна с Бахрейном в целом принято в ассирологии. С. Н. Крамер, по текстологическим соображениям, считает более вероятной локализацию Дильмуна на востоке («откуда восходит солнце»). Меру — в индийской мифологии золотая гора, центр Земли и Вселенной; вокруг Меру вращаются Солнце, Луна, планеты и звезды, на ней живут высшие боги, на нее спадает с небес река Ганга (правильно именно так, ибо Ганга — божество женское), а уже с нее течет вниз, на землю. Неточность. В ближневосточных (не только семитских) мифологических традициях источником всех рек считаются подземные или небесные воды, а образ обнимающей Землю реки наличествует в греческой традиции, и река эта именуется Океан. «Книга Варуха» — неканоническая в православии, в католичестве — каноническая книга Ветхого Завета; до нас дошел только греческий перевод. Варух (Барух), согласно традиции, был другом, учеником и секретарем пророка Иеремии и написал свою книгу пять лет спустя после захвата Иерусалима ассирийцами, т. е. в 586 г. до н. э. Сивиллы (Сибиллы) — в греческой мифологии прорицательницы, в экстазе предвещающие будущее (обычно бедствия).
Первоначально, Сивилла — собственное имя такой прорицательницы, но с Ш в. до н. э. это имя превращает ся в название, и возникают представления о множестве сивилл — до десяти. Наиболее почитаемыми были Кумекая сивилла (от г. Кумы в Южной Италии), Дельфийская (в греческом г. Дельфы) и Ливийская (не вполне ясно точное место, ибо Ливией в античные времена именовали и Африку в целом); были сивиллы в Тибуре (город близ Рима), в самом Риме (в Италии заимствованный из Греции культ сивилл был весьма распространен), в Эпире (Северо-Западная Греция), у горы Марпесса в Элладе и во многих иных местах. По преданию, пророчества Кумской сивиллы были записаны, к ним добавлены прорицания сивиллы Тибуртинской, и эти так называемые сивилли- ны книги хранились в Риме и должны были* открываться во времена тяжелейших бедствий, дабы узнать будущее. Здесь имеются в виду иудео- христианские пророчества, собрание грекоязычных текстов, составленных древними оракулами в период от второй половины II в. до VI в. Эти тексты были весьма популярны на Западе в средние века (хотя известны были лишь в отрывках, полный текст появился в Западной Европе в XIV в.), сивиллы изображались на тимпанах соборов, в знаменитом латинском гимне «Dies irae» («День гнева») о Страшном суде пророчествуют Давид и Кумекая сивилла и т. п. Бруно Мейсснер — немецкий ассириолог; его двухтомный компендиум «Вавилон и Ассирия» (1920 — 1925), где использованы тысячи разнообразных клинописных источников, в том числе ранее не переводившихся и не публи- ковавшихся, все еще сохраняет свое значение для историков Месопотамии. Имя Буркитт не идентифицировано, возможна ошибка Элиаде или опечатка. Имеется в виду возникновение древнеперсидской державы Ахеменидов (середина VI в. до н. э.), сменившей прежние крупные царства в Месопотамии л и просуществовавшей до IV в. до н. э. 11 Зиккурат — в древней Месопотамии культовое сооружение, многоярусная квадратная башня со святилищем на вершине; ярусы (от 3 до 7 у известных t зиккуратов) расположены уступами.
12 Халдеи — западносемитский народ, первоначально кочевники; в 626 — 539 гг. до н. э. в Вавилоне правила халдейская династия, потому халдеями именовали (это имеется в виду и здесь) вообще всех жителей Вавилонского царства. Во времена античности и средневековья халдеями называли разноэтничное население Сирии и Месопотамии (кроме греков и евреев) и приписывали им владение тайной, магической мудростью; кроме того, астрология именовалась халдейским искусством, а астрологи, независимо от национального проис- # хождения, — халдеями. 13 Гудеа (ок. 2144 — ок. 2124 или ок. 2200 — 2140; хронология ненадежна) — правитель (энси по-шумерски, понятие «царь» обозначалось иным словом) шумерского города-государства Лагаш. В древней Месопотамии были распространены особые цилиндрические печати, которые накатывались на глиняные таблички (глина была основным писчим материалом) после текста. Оттиск таких печатей служил подписью; кроме имени (необязательно правителя, были печати жрецов, купцов и даже ремесленников) на печати вырезались и изображения и заклинания. 14 Тикаль — город древних майя, существовал в VI в. до н. э. — IX в. н. э. на территории нынешней Северной Гватемалы (не Мексики); обнаружен в практически безлюдных тропических лесах в середине XIX в., археологические раскопки с начала XX в. В Тикале найдены сотни храмов, большинство из которых расположены на ступенчатых пирамидах, главный храм высотой г. 71 м- ь В Китае издревле возводились высокие деревянные башни (тай; видимо, это и имеется в виду под словом Та; что такое Ха, установить не удалось) обо ронного назначения, с VI в. до н. э. — многоэтажные. С III в. до н. э. подобные башни стали строиться в качестве надгробных сооружений, сначала деревянных, с III в. н. э. — каменных. С V в. н. э. распространяется пагода (португальское слово, восходящее к тамильскому «пагавади» — «священный»), или по-китайски та, представляющая собой соединение вышеописанных традиционных китайских строений и пришедшей из Индии буддийской ступы — особого каменного строения, поставленного в память Будды и содержащего внутри некие реликвии.
В буддизме ступа рассматривается как символ вселенной, в раннем буддизме выступала и в качестве хранилища «мощей Будды». Вероятно, пагоды подразумеваются также и под упоминаемыми в тексте китайскими «башнями Ха и Та», которые трудно идентифицировать в таком написании. Возможно, они восходят к китайскому названию оборонного со- л оружения (чжайу тхай)у но оно связано с иными аллюзиями. Барабудур, или Боробудур — священный буддийский комплекс строений на Яве, в основном построен ок. 800 г., представляет собой квадратный в плане ступенчатый храм, на вершине которого концентрическими кругами установле- ж ны (видимо, ок. 1000 г.) круглые ступы. 1 Не ясно, что здесь имеется в виду. В науке XIX — начала XX в. протогреками именовали племена, которые эллины называли пеласгами и считали аборигенами Эллады (современные исследователи спорят, были ли они родственны грекам или вообще неиндоевропейским народам), но о культуре пеласгов практически ничего не известно. Видимо, здесь подразумевается грекоязычное население Пелопоннеса и Крита, создатели так называемой крито-микенской цивилизации, возникшей в III тысячелетии до н. э. и погибшей на рубеже II и I тысячелетий до н. э. Это была развитая городская цивилизация бронзового века, знавшая письменность, государственное устройство, обладавшая высокопрофессиональным искусством и 4 т. п. Beth el (семит, «дом Бога») — в западносемитской мифологии — отдельно стоящие камни, природные или специально поставленные, символизирующие Мировую гору как место соединения земного мира с небесным. В Ветхом Завете (Быт. 28, 12 — 19) повествуется о том, как праотец Иаков, спасаясь бегством от гнева брата-близнеца Исава, ночует в месте, названном им Вефиль (так в синодальном переводе, то же, что и beth-el), где видит вещий сон: лестница, идущая от земли, касается неба, по ней восходят и нисходят ангелы Божьи, стоящий же на вершине ее Господь предрекает Иакову обилие по- л томства и обещает Свое покровительство. 14 См.: III Цар. 10; 18 — 20. В иудейской, протестантской и католической Библии, в отличие от православной, I и II Книга Царств именуются I и II Книгой Самуила, III и IV Книга Царств — I и II Книгой Царств.
Здесь Элиаде, видимо, имеет в виду то, что в приведенцом месте при описании трона царя Соломона говорится, что этот трон имел шесть ступеней, и соотносит это с образом Ми- л ровой горы. Кааба (араб, «куб») — главное святилище ислама, храм прямоугольной формы, в один из углов которого заделан черный камень. Этот камень почитался еще в доисламские времена (о культе камней у семитских народов см. примеч. 18*). Мусульманские предания гласят, что Каабу построил родоначальник арабов Исмаил с помощью архангела Джибрила (Гавриила) по образу храма, находящегося в Раю, и вделал в стену камень, дабы отметить место, с которого надо начинать ритуальный обход Каабы. По одной версии предания, этот камень прежде был белым и почернел от грехов паломников, по другой — всегда был черным, поскольку это упавший с неба, окаменевший и почерневший от горя ангел-хранитель согрешившего Адама. Большинство уче ных считают Черный камень метеоритом, но некоторые полагают его куском вулканической породы; по понятным причинам минералогические исследова- л ния его никогда не проводились. 21 Митраизм — религия, основанная на культе Митры. Митра, древнеиранский бог договора, согласия, мирных отношений между людьми, а в дозороастрий- ские времена — возможно, также бог солнца, во П — IV вв. н. э. становится центральным божеством отделившейся от зороастризма религии, богом- творцом и богом-спасителем; митраизм, особо популярный в армейских кругах поздней Римской империи, был одно время серьезным соперником христианства. * Священное и мирское (иначе — сакральное и профанное) — ключевые термины идей Элиаде, заимствованные у Э. Дюркгейма (см. примеч. 6* к «Вавилонская космология и алхимия. Предисловие») и наиболее подробно рассмотренные им в книге «Священное и мирское» (1965, рус. перев. 1994). Священное в культуре является основой религиозного сознания и противостоит мирскому как то, что содержит высший смысл, — лишенному этого # смысла; как высшая и истинная реальность — случайной видимости. 23 Имеется в виду Йом Тов бен Авраам Ишибиль (т. е. Севильский; ок. 1250 — 1330), знаменитый талмудист, родом из мусульманской Испании. 24 Имеется в виду автор книги «Кисас аль-анбийа» — «Рассказы о пророках», которую приписывают Мухаммаду ибн Абдаллаху аль-Кисаи. Сложность в том, что «Кисас аль-анбийа» — традиционное название особого жанра — сборников легенд, развивающих коранические сказания, так что установить, кто л именно подразумевается, трудно. 25 Словом tekom» в еврейском тексте Писания обозначаются воды, бывшие до сотворения мира, — ср.: «и Дух Божий носился над водою» (Быт. I, 2). Это слово одновременно значит и подземные воды, и океан, и бездну, пучину, # неоформленный хаос. 26 Самаритяне — жители Самарии (евр. Шомрон), области в Палестине к северу от Иерусалима. После завоевания Израильского царства Ассирией в 722 г. до н. э. часть населения была изгнана и на ее место переведены переселенцы из Вавилонии; смешанное население и образовало этнос самаритян. По религии самаритяне были иудеями, но отклонившимися от классической иудейской ортодоксии, что нашло отражение в Новом Завете (сюжеты о Христе и самаритянке, о милосердном самаритянине); ныне — ассимилированная евреями небольшая секта в несколько сот человек. В Самарии близ г. Сихем (недалеко от совр. Наблуса) находились горы Гаризим и Эбла (древн. Эбал, в синодальном переводе — Гевал), упоминаемые в Писании (Второзак. П, 29 и 27, 4) как священные места, на которых следует воздвигать жертвенники и с которых должно произносить благословение земле обетованной (с Гаризима) и проклятие врагам ее (с Гевала). Ок. 420 г. до н. э. самаритяне воздвигли на г. Гаризим храм с собственным культом и первосвященником в противовес единственно допустимому в древнеиудейской религии Иерусалимскому храму. Храм на г. Гаризим был разрушен между 125 и 120 гг. до н. э., восстано- влен на рубеже н. э. и окончательно уничтожен в I в. н. э. 27* Гилыамеш — герой шумерского и аккадского (древнесемитского) мифологического эпоса, великий воин (высказывалось предположение, что в основе мифа лежат воспоминания об историческом Гильгамеше, правителе шумерского города У рук в конце XXVII — начале XXVI в. до н. э.) и победитель чудовищ; здесь имеется в виду рассказ о том, как Гильгамеш после гибели своего друга Энкиду понял, что и сам смертен, и отправился на поиски бессмертия. Гильгамеш достиг страны бессмертных, пройдя подземным путем бога солнца Шамаша через окружающую обитаемый мир горную гряду, овладел цветком бессмертия, но этот цветок похитила у него змея и туг же помолодела, сбросив кожу. Великий герой греческих мифов Геракл при свершении одиннадцатого подвига — добывания дающих вечную молодость золотых яблок, растущих в саду нимф Гесперид, — пересекает Рифейские горы (обычно под Рифейскими горами понимается Урал, но географические представления древних были весьма неопределенными: сад Гесперид, согласно мифам, лежит на дальнем Западе, Урал расположен к востоку от Греции, а Геракл, преодолев Рифей, оказывается в стране гипербореев, т. е. припо* л лярных областях). А псу (аккад., шумер. Абзу) — Мировой океан подземных пресных вод в шумеро-аккадской мифологии, начало всех начал, первопричина жизни и од- л новременно божество этого океана. «Пещера сокровищ» — сирийский апокриф VI в. В нем повествуется о священных предметах, вынесенных Адамом из Рая и лежащих в пещере, где похоронен (не сотворен!) Адам. Название Голгофа (от др.-евр. gulgolet или ара- мейск. gulgatta — «череп») указывает на форму того холма, расположенного к северо-западу от Иерусалима, в районе пригородных садов и кладбищ, где казнили Христа. В средние века, не только в сирийской литературе, понималось как обозначение захоронения черепа Адама; таким образом, получилось, что Грехопадение и Искупление как бы совершились в одном месте и кровь Христа изливалась на останки Адама, в буквальном смысле слова смывая с л него первородный грех. Элиаде перечисляет ряд мусульманских писателей и религиозных авторитетов. Шихад ад-Дин Ахмет аль-Нувайри (1279 — 1333) — египетский историк и энциклопедист. Абд Шаме (позднее принял имя Абд Аллах) аль-Дауси аль- Исмаил Абу Хурайра (ум. 678) — один из первых последователей пророка Мухаммада, его верный ученик. Закарийа ибн Мухаммад Абу Иахья алъ- л Казвини (ок. 1203 — 1283) — арабский географ и космограф. Имеется в виду середина II тысячелетия — середина I тысячелетия до н. э., л время создания Вед (см. примеч. 98* к работе «Азиатская алхимия»). Св. Климент Александрийский (Тит Флавий Климент; ок. 150 — между 211 и 215) — христианский апологет, стремившийся сочетать христианскую веру с античной культурой; этому посвящен его труд «Строматы» (букв.: «Узоры на л ковре»; в переносном смысле — «Сборник заметок»). Агни (букв.: др.-инд. «огонь») — индийский бог огня, домашнего очага, жертвенного костра, посредник между людьми и богами, божественный э-t* жрец* Исихазм (от греч. Tioi)%ia — «покой, безмолвие, уединение») — мистическое течение IV — VII вв., возникшее в Византии; его последователи уделяли внимание технике дыхания и медитации — «молитве души». В XIV в. исихазм упоминается в Валахии (Тага Romaneasca), в XVIII в. практиковался старцем ^ Павсанием и его учениками в монастыре Нямц (Молдова). 0 Валлийцы (уэльсцы) — коренное население полуострова Уэльс в Великобритании, потомки автохтонов-бриттов, оттесненных в V — VI вв. завоевателями англосаксами на запад. Язык уэльсцев (валлийский), принадлежащий к кельтской группе индоевропейской семьи, в настоящее время практически ^ полностью вытеснен английским. Государство, возникшее предположительно в ХШ в. и достигшее расцвета в XV в. на Андском нагорье, простиравшееся в период наибольшего могущества от нынешнего Северного Чили до Эквадора, называлось Тауантинсуйу — «Страна четырех сторон света» на языке основного населения этого государства — индейцев кечуа. В Европе эту страну именовали обычно Империей инков; инки — правящий род в Тауантинсуйу, государь носил титул Верхов ный Инка. Столицей являлся существующий доныне в Перу г. Куско (на языке кечуа — «пуп»), согласно легенде, основанный в XI в., т. е. то ли еще до создания государства инков, то ли — в реальности — существенно позднее; вообще, записанные испанцами индейские предания представляют государство. Тауантинсуйу более древним, чем на самом деле. Э.-С. Хартлэнд — фольклорист, представитель английской антропологической ж школы. Омфалос (букв.: «пуп») — название священного камня, находившегося в святилище Аполлона в Дельфах. Считалось, что именно в этом месте находился центр земли. Согласно греческим мифам, богу К^оносу было предсказано, что он погибнет от руки собственного сына, и потому он пожирал всех своих детей, кроме последнего, Зевса, которого спасла мать, богиня Рея, подсунув супругу камень вместо новорожденного. Именно этим камнем и считался # омфалос. Ряд исследователей, особенно в XIX — начале XX в., выдвигали предположение о том, что на библейский рассказ о Вавилонской башне (Быт., П, 1 — 9) по- ж влияли сведения об огромных зиккуратах. Согласно скандинавским (а возможно, и общегерманским) мифам, известным нам по исландским текстам Х1П в. («Старшая Эдда» и «Младшая Эдда»), в центре Мира, соединяя Небо и Землю, находится ясень Иггдрасиль, на вершине которого сидит орел, между глазами орла — ястреб, корни ясеня гложут дракон и змеи, а перебранку между орлом и драконом переносит снующая по стволу белка, листья Иггдрасиля щиплют олени, его корни находятся в ж царстве мертвых. 41 Угры — народы, говорящие на языках угорской подгруппы финно-угорской группы уральской семьи: венгры и так называемые обские угры — ханты и манси, живущие в бассейне р. Оби. Именно обские угры имеются здесь в 42* ВИДу- Сумур, Сумеру Сумбур (правильнее — Сумбер) — варианты названия мировой горы в буддийской мифологии (все перечисленные Элиаде народы — буддис- ^ ты) — Сумеру, восходящего к Меру (см. выше, примеч. 5*). 43 О богах Энлиле, Шамашу (Шамаше) и Ану см. выше, примеч. 1*. Эа — семитское имя шумерского божества Энки, хозяина подземных пресных вод. Ни- нидни — неясно, божества с таким именем обнаружить не удалось; но, возможно, это одно из имен богини-матери Нинхурсаг (ср. примеч. 1* к гл. ж «Живой космос»). 44 Хетгское царство существовало в Малой Азии в XVIII — XII вв. до и. э. Древнейшим слоем хеттской мифологии является хаттская (протохеттская) составляющая, предположительно родственная северо-западным кавказским культурам; выделяется также группа древнейших индоевропейских богов. С эпохи Среднехеттского царства (XV в. до н. э.) в хеттский пантеон включаются хуритские боги (влияние племен, образовавших в XVI — XIII вв. государство Митания в Северной Месопотамии). Период Нового царства (XIV — ХП вв.) характеризуется синкретизмом хеттских и хуритских божеств, контаминацией мифологических сюжетов и функций «тысячи ж богов». 45 Этноним «шумеры» введен современными учеными по названию области Шумер на крайнем юге Месопотамии, где они обитали. (Самоназвание этого народа, если оно было, неизвестно.) Шумерские города-государства возникли в середине IV тысячелетия до н. э. В конце XXTV в. до н. э. Шумер был завоеван восточносемитскими племенами из расположенной севернее области Аккаде, в XXII — XXI вв. до н. э. на недолгое время возникло единое царство Шумера и Аккада, разрушенное позднее восточносемитскими племенами амореев. Шумерский язык оставался живым языком до XIX, а мертвым язы- л ком культуры (подобно латыни в средние века) до XVI в. до н. э. Жан Фийоза (1906 — 1982) — французский индолог, врач.
<< | >>
Источник: Элиаде М.. АЗИАТСКАЯ АЛХИМИЯ. 1998

Еще по теме Космос и магия:

  1. О магии, струнах и вселенской симпатии
  2. Правда и ложь пантеизма
  3. Беседа седьмая НАЦИОНАЛЬНАЯ ЕДА (третья беседа) 10.111.67 г.
  4. КОСМОС ИСЛАМА
  5. Лекция 4. Божественность и самоубийство: "тайна вулкана, тайна мятежа"
  6. ИСТОРИЯ мысли, эллинизм И РИМ
  7. ПОЭТИКА
  8. ФЕНОМЕН ДУХА И КОСМОС МИРЧИ ЭЛИАДЕ
  9. ПРЕДИСЛОВИЕ
  10. КОСМОС И МАГИЯ
  11. Соответствия