<<
>>

Кузнецы, воины, руководители инициаций

1 Хананеями в научной литературе иногда называют западносемитские народы, обитавшие в Ханаане, как Библия именует район Ближнего Востока, включающий Сирию, Палестину и Финикию. В результате раскопок в 30-е гг.
XX в. остатков древнего города-государства Угарит в Северной Финикии были обнаружены памятники письменности примерно XIV в. до н. э., записанные древнейшим алфавитным письмом. Среди этих памятников, довольно плохо сохранившихся, имеются отрывки древнего западносемитского эпоса, условно названного учеными «Песнь (или «Песни») о Ваале». Западносемитский бог бури, грома, молнии, дождя, а также плодородия Балу (это слово, значащее «владыка», в поздние времена произносилось как Баал, или, в греческой огласовке, Ваал), или Алиййану-Балу (т. е. «сильный владыка»), в одной из песен выступает как борец против бога водной стихии Иамму, который требует от богов признать его верховенство и стать его рабами. Божественный мастер, бог-кузнец, покровитель ремесел Кусар-и-Хусас, создатель множества предметов, составляющих утварь богов, строитель их обители, вещий прорицатель, создает для Балу две палицы, одна из которых называется «гонитель», а другая — «удалитель». Балу с помощью «гонителя» обращает Иамму в бегство, а ударом «удалителя» «удаляет» его из мира, т. е. убивает. В поздней финикийской традиции, которую донес до нас грекоязычный финикийский писатель рубежа I и II вв. н. э. Филон Библский, якобы пользовавшийся трудами некоего древнего финикийца Санхонийатона, Кусар-и-Хусас именовался 2. Хусор. Птах — бог-покровитель города Мемфиса в Древнем Египте, творец всего сущего, создавший человека из глины на гончарном круге (по другому мифу, это сделал Хнум — ср. примеч. 1* к «Предисловию» к наст. раб.). Первоначально, видимо, верховный бог, позднее оттесненный иными божествами. Считался покровителем ремесленников, греки сближали его со своим богом- кузнецом Гефестом. Неясно, является ли упоминание об изготовлении Пта- хом оружия для Гора древнейшим или возникло уже в эпоху античности з# (оттуда этот миф дошел до нас) под влиянием греческой мифологии. При изложении этого древнеиндийского мифа Элиаде несколько сместил акценты. Тваштар, творец всего сущего, мастер-создатель всех форм, в том числе социальных (он, например, создал брачные отношения), даже богов, хранитель сомы (см. наст, раб., примеч. 10* к гл. 6) и одновременно божественный кузнец, сковал для Индры (см. там же и примеч. 77* к «Азиатской алхимии») громовую палицу-ваджру, которой Индра убил демона Вритру (этот акт в индийской традиции осмысляется как„космогонический — уничтожение хаоса), но тот же Тваштар и создал Вритру из сомы и огня, так как обиделся на Индру, который выпил сому без разрешения Тваштара. Главное оружие Зевса — мечущий громы и молнии перун, согласно греческим мифам, сковал бог-кузнец Гефест, и именно этим оружием «отец богов и людей», как именовали своего верховного бога греки, убил претендовавшего на власть над миром Тифона — покрытое перьями чудовище с человеческим торсом, змеиным хвостом и сотней драконьих голов, но перун был сделан не именно для борьбы с ним, а как оружие Зевса вообще. 0 Согласно древнескандинавской космогонии, мир делится на две части: Мид- гард ( букв.: «срединное огороженное») и Утгард («вне ограды»).
Мидгард — обитель богов и людей, царство мира, добра, упорядоченная Вселенная; Утгард — место обитания мертвецов, великанов, царство зла и хаоса. Опоясывает Мидгард Мировой Змей Ёрмунганд, он же Мидгардорм, т. е. Змей Мид- гарда. Мидгард постоянно подвергается нападениям Утгарда, и защитником обители богов и людей выступает бог-громовержец Тор. Он вооружен боевым молотом по имени Мьёлльнир (т. е. Молния), которым и поражает врагов. Этот железный предмет (насколько можно судить исходя из анализа мифов, первоначально он мыслился каменным) сковали карлики-цверги Брок и Эй- три (скандинавские цверги — обитатели подземного мира, искусные кузнецы; согласно греческим мифам, переданным Гомером, одноглазые великаны киклопы, или — в позднелатинской огласовке — циклопы, не знали никаких ремесел, но в поэме Вергилия «Энеида», созданной в 29 — 19 гг. до н. э., циклопы являются подручными Гефеста и именно они куют доспехи для Энея, главного героя поэмы Вергилия). Змей Ёрмунганд — один из главных противников Тора, они схватывались дважды, но последнее сражение между ними произойдет во время Рагнарёка («гибели богов»), последней битвы между богами и чудовищами и следующим за этим концом мира; Тор и Мировой Змей поразят друг друга насмерть. Однако в дошедших до нас текстах, содержащих изложение скандинавских мифов, нигде не сказано, что Тор в прошедших стычках с Ёрмунгандом либо в грядущем сражении пускал (или пустит) в ход Мьёлльнир. Имеется в виду сюжет из «Младшей Эдды» (см.: «Вавилонская космология и алхимия», примеч. 40* к гл. «Космос и магия»), принадлежащей перу Снорри Стурлусона (см.: примеч. 6* к гл. 8 данной работы). Верховный скандинавский бог Один (он же верховное общегерманское божество Вотан у континентальных германцев, Воден — у англосаксов), бог — покровитель военной дружины, бог боевого экстаза, бог-шаман, является также покровителем поэзии, которая у архаических народов сливается с прорицательством, предвидением, мудростью. Мотив рукотворного (не только кузнечного) изготовления слова присущ не только древним скандинавам («куют» и «строгают» слова и боги, и их служители, и певцы-скальды), но и многим другим культурам от Древней Индии (в некоторых гимнах «Ригведы» поэт=плотник) до средневековой Европы (в поэзии трубадуров). ‘ Нинурта — в шумерской мифологии первоначально, видимо, бог плодородия, потом — бог войны, бог-герой. До нас дошло несколько текстов, повествующих о подвигах Нинурты. Здесь имеется в виду сохранившееся во фрагментах сказание «Нинурта и чудовище Асаг» (название дано современными филологами), где говорится о победе Нинурты над демоном Асагом (см.: «Вавилонская космология и алхимия», примеч. 23* к гл. «Живой космос»). О том, кто и как изготовил палицы Нинурты, и вообще о его связи с кузнечной мифологией (напомним: данные тексты созданы в бронзовом веке, до распространения железа) ничего не известно. Homo faber (лат. «человек делающий», «человек-созидатель») — возникшее в XIX в. определение человека не как в первую очередь разумного существа (homo sapiens)у но как существа, создающего для себя вторую, искусственную 9. природу. Согласно «Калевале», мудрый старец, колдун и шаман Вяйнямёйнен строил первую в мире лодку с помощью магии и за тремя недостающими магическими словами отправился к великану (в мифологии многих народов великаны созданы прежде богов и людей и потому обладают особой древней мудростью) Випуненуу спящему мертвым сном. Вяйнямёйнен проникает в утробу Випунена, строит там кузницу, выковывает шест, которым ранит великана изнутри, плавает на лодке по его жилам и выбирается наружу, наполненный # знаниями Випунена. Пубертатные инициации — инициации (см.: «Азиатская алхимия», примеч. # 94*), сопровождающие достижение половой зрелости. См.: «Вавилонская космология и алхимия», примеч. 27* к гл. «Магия и ме- ^ таллургия». ^ См.: там же, примеч. 32* к гл. «Космос и магия». Речь идет не о собственно верховой езде — она известна по меньшей мере с середины II тысячелетия до н. э., — а о боевой кавалерии. Первоначально конь служил либо транспортным средством, доставлявшим воина к месту сражения, где он потом бился пешим, либо средством передвижения лучника, сражавшегося на лошади. Только когда на рубеже н. э. кочевники Центральной Азии изобрели стремя, дошедшее до Европы в VII в., стало возможным пускать лошадей в галоп, а также твердо держаться в седле, чтобы нанести л удар мечом или копьем. «Дикая охота» (нем. Wilde Jagd), или «Дикое войско» (Wilde Неег) — в немецких средневековых (просуществовавших по меньшей мере до XIX в.) поверьях название сонмища призраков и злых духов, проносящихся по небу в период зимних бурь (обычно от Рождества до Богоявления, т. е. от 25 декабря до 6 января по новому стилю) в сопровождении гончих псов, чей вой заставляет скулить дворовых собак. Увидеть «Дикую охоту» весьма опасно для человека, особенно если он находится на перекрестке дорог: это признак близкой смерти. Указанное поверье восходит к древним германским представлениям о том, что верховный бог Вотан (с канд. Один) проносится по небу со свитой павших в боях воинов (с канд. эйнхериев), которых он ведет в свои небесные чертоги — Валхаллу. Считалось также, что участники «Дикой охоты» — это неприкаянные души грешников, ведомые Каином и Иродом. Предводитель «Дикого войска» — Дикий Охотник — в средние века иногда прямо назывался Вотаном, но также — и тогда и позднее — ассоциировался с самыми разными историческими персонажами — вождем гуннов Ат- тилой, императором Карлом Великим, знаменитым пиратом XVI в. Френси- сом Дрейком и даже Наполеоном. ^ Амэ но ма-хитоцу но коми — божество не идентифицировано. В исландских сагах упоминается Один, приходящий к герою (характерно, что эта встреча происходит в уже христианизированной Исландии и герой — христианин) в виде одноглазого старика. Это, видимо, связано с мифом о том, как Один отправился к великану Мимиру, хранителю источника мудрости, и тот дал ему напиться из этого источника лишь после того, как Один # отдал хранителю свой глаз. В мифологиях почти всех народов мира есть предания о карликах- автохтонах, причем в обоих смыслах этого слова — общепринятом (аборигены, жившие на данной территории до прихода народа, в чьей мифологии первопоселенцы упоминаются) и буквальном (существа, порожденные землей, вышедшие из скал, камней и т. п.), и оба эти значения могут пересекаться. У этносов, знающих металлургию, карлики-гномы являются рудознатцами и мастерами кузнечного дела (возможно, это связано с их авто- хтонностью во втором, буквальном смысле); в культурах, металла не знающих, эти существа описываются как первые жители страны, исчезнувшие с появлением новых пришельцев (например карлики-менехуне Гавайских островов, по преданиям, ушедшие под землю с появлением собственно гавайцев; впрочем, менехуне считались искусными строителями). Неясно, в какой степени на подобные представления у западноафриканских догонов могли повлиять их контакты с негриллями (этот термин употреблен учеными при описании догонских мифов, сами догоны его не знают), т. е. центральноафриканскими пигмеями, до середины I тысячелетия до н. э. расселенными значительно шире, нежели ныне (в местах нынешнего обитания догонов они никогда не проживали, но и догоны, судя по их преданиям, откуда-то переселились на их современную этническую территорию); следует также учесть, что пигмеи никогда не знали металлургии и выменивали железные л изделия у соседних народов. Адам Бременский (ум. после 1081) — германский хронист, автор «Деяний епископов Гамбургской церкви». Слово «furor» (букв.: лат. «неистовство», furor religiosus — «священное неистовство») означало в античной и средневековой латыни некую неконтролируемую страсть, выражающуюся во внешней агрессивности, и могло иметь самые разные оттенки смысла: «воинский пыл», «боевое мужество», «беснование», «вдохновенный восторг» и даже «бурная страсть». 11
<< | >>
Источник: Элиаде М.. АЗИАТСКАЯ АЛХИМИЯ. 1998

Еще по теме Кузнецы, воины, руководители инициаций:

  1. КУЗНЕЦЫ, ВОИНЫ РУКОВОДИТЕЛИ ИНИЦИАЦИЙ
  2. Воины
  3. ОБРЯДЫ ИНИЦИАЦИИ У НАРОДОВ МОЗАМБИКА
  4. Ритуалы инициации мальчиков
  5. IV. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ВОИНЫ. ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ "ВОЕННОГО КОММУНИЗМА"
  6. III. СССР в МИРОВОИ ПОЛИТИКЕ: от "ХОЛОДНОЙ ВОИНЫ" к "ОТТЕПЕЛИ"
  7. АЛХИМИЯ И ИНИЦИАЦИЯ
  8. ОБРЯДЫ ИНИЦИАЦИИ
  9. Ритуалы инициации у девочек
  10. Алхимия и инициация
  11. Ожидание мертвецов и ритуальная инициация
  12. КУЗНЕЦЫ И АЛХИМИКИ
  13. А. И. ЧЕРЕПАНОВ. ЗАПИСКИ ВОЕННОГО СОВЕТНИКА В КИТАЕ / Из истории Первой гражданской революционной воины, (1924-1927), 1964