<<
>>

МЕФИСТОФЕЛЬ И АНДРОГИ

Предисловие 1 Алфред Норт Уайтхед (1861—1947) — англо-американский математик и философ, один из основателей математической логики. С 20-х гг. XX в. разрабатывал учение философской космологии, основанной на платонизме: мировой процесс понимается им как «опыт Бога», в котором осуществляется переход вечных объектов идеального мира («изначальная природа Бога») в физические объекты материального мира («производная природа Бога»).
Люсьен Леви-Брюль (1857—1939) — французский этнолог, социолог и философ; выдвинул положение о том, что первобытное мышление (точнее — коллективные представления в первобытном обществе) членит явления и объединяет их по принципу «мистической сопричастности» (например: у оленя белый хвост, напоминающий бабочку, следовательно, олень и бабочка, в сущности, одно и то же), характеризуется отсутствием формальной логики (например, из факта, что сыновья похожи на отца, не следует, что они схожи между собой), короче, оно принципиально отличается от сознания современного человека. Позднейшие этнологи, например Клод Леви-Стросс (р. 1908), признавая важность наблюдений Леви-Брюля, его положения о несходстве первобытного мышления от мышления современных европейцев, настаивают на том, что указанное первобытное мышление имеет свою логику, правда, логику особенную, далекую от классической. Здесь, видимо, Элиаде имеет в виду «психологию культуры» знаменитого австрийского психолога Зигмунда Фрейда (1856—1939), изложенную в его работе «Тотем и табу» (1913). Фрейд распространяет так называемый филогенетический закон — каждая особь в своем развитии повторяет развитие вида — на психологию и считает, что психические акты древнего человека продолжают жить в бессознательном человека современного, особо ярко выявляясь у детей и невротиков. О К.-Г. Юнге см.: «Кузнецы и алхимики», примеч. 8* к Предисловию. Элиаде много лет сотрудничал в основанном Юнгом обществе «Эранос» (см.: там же, примеч. 1* к Приложению Р). См.: «Миф о воссоединении», примеч. 1* к ч. I, гл. 4. Имеется в виду увлечение искусством первобытных народов, серьезно повлиявшее на творчество, например, Гогена (его «таитянский» период) или Пикассо («африканский» период).
<< | >>
Источник: Элиаде М.. АЗИАТСКАЯ АЛХИМИЯ. 1998

Еще по теме МЕФИСТОФЕЛЬ И АНДРОГИ:

  1. ФЕНОМЕН ДУХА И КОСМОС МИРЧИ ЭЛИАДЕ
  2. МЕФИСТОФЕЛЬ И АНДРОГИН
  3. П. МЕФИСТОФЕЛЬ И АНДРОГИН, ИЛИ МИСТЕРИЯ ЦЕЛОСТНОСТИ1*
  4. «Симпатия» к Мефистофелю
  5. МЕФИСТОФЕЛЬ И АНДРОГИ
  6. П. Мефистофель и андрогин, или Мистерия целостности «Симпатия» к Мефистофелю