<<
>>

П. Мефистофель и андрогин, или Мистерия целостности «Симпатия» к Мефистофелю

1 Этот раздел представляет собой переработку раннего труда М. Элиаде «Миф о воссоединении», опубликованного в настоящем издании с соответствующими комментариями. Поэтому здесь комментируются только реалик, отсутствующие в названном сочинении.
Иоганн Петер Эккерман (1792—1854) — личный секретарь Гете; известен мемуарами «Разговоры с Гете» (1837—1848). Полностью цитата звучит: «Veruoeile dock! Du bist so schon!» — «Остановись же [мгновенье]! Ты так прекрасно!» (Фауст, ч. I, «Рабочая комната Фауста»). 4 Гераклит (между 544 и 540 до н. э.) — древнегреческий философ; по его учению, «война есть отец всего», т. е. противоположности пребывают в постоянном борении, но в этой борьбе есть скрытая гармония. Complexio oppositorum — лат. «соединение противоположностей»; mysterium conjunctionis - лат. «таинство соития»; о последнем термине см.: «Вавилонская космология и алхимия», примеч. 8* к гл. «Живой космос». Предыстория coincidentia oppositorum 1 Евфимий Зигавен (ум. 1118) — византийский богослов, автор трактата «Догматическое всеоружие», посвященного описанию и обличению всевозможных ересей. 2 Эбиониты (от др.-евр. «эвйоним» — «нищие») — иудео-христианская (см.: выше, ч. I, примеч. 4* к гл. «Крещение и Преображение») секта предположительно I—II вв., до нас дошли лишь некоторые цитаты из их писаний. Согласно одному тексту II в. (до нас он дошел в редакции IV в.), эбиониты придерживались дуалистических воззрений, однако мнение о том, что Христос и Сатана — братья, есть лишь гипотеза, основанная на сделанном в юнгианских кругах толковании этого текста. Бог и Дьявол как соратники и космогонический «нырок» 1 Абакан-качины (правильнее — абаканские, или качинские, татары) — устаревшее название хакасов, тюркоязычного народа в Южной Сибири. У алтай ских и саянских народов зафиксированы мифы о том, что верховный бог Ульгень создал владыку подземного царства Эрлика (хакас.
Ирлик), но также и вариант этого мифа: наоборот, Ульгень сотворен Эрликом либо они — братья (разные мифы по-разному определяют их старшинство). Что же касается мифологии (почти исчезнувшей) мордвы, поволжского финно- угорского народа, то описанный ниже миф о том, что верховный бог Шкай создал Шайтана (это арабское слово, значащее «Сатана», вошло в языки всех исповедующих ислам народов, а мордвой заимствовано у татар), зафиксирован только у мокши — одной из двух этнографических групп мордовского этноса. Трансильвания — историческая область на западе Румынии, до Первой мировой войны принадлежавшая Венгрии; доныне венгры составляют значительную часть населения Трансильвании. Алтай-кижи — тюркоязычный народ в Горном Алтае; в 1922 г. объявлены группой народа ойротов, в 1948 г. переименованы в алтайцев. Буковина — историческая область в Восточной Европе; в XIV—XV вв. — в составе княжества Молдова, в XVI в. — завоевана турками, с 1775 г. — во владениях Австрии, после Первой мировой войны принадлежала Румынии, ныне Северная Буковина — Черновицкая область Украины, Южная — область Су- гава в Румынии. Дуалистические ереси (см.: «Миф о воссоединении», примеч. 5* к ч. I, гл. 8) распространялись в Византии по меньшей мере с VI в., в Западной Европе (катары, или альбигойцы) — с XI в.; исчезли эти секты в XIV в. в результате чрезвычайно активных и жестоких преследований как Православной, так и Католической Церквей. Однако выражение «крестовые походы» Элиаде употребляет здесь метафорически. Восточное христианство вообще не знало такого понятия, на Западе же был только один объявленный Церковью крестовый поход против южнофранцузских катаров — так называемые Альбигойские войны 1209—1229 гг. Боги и асуры 1 Веданта — одна из религиозно-философских систем Индии, учение о высшем и вечном единстве мира — 6рахмане\ цель бытия — соединение брахмана и атмана ( см.: «Миф о воссоединении», примеч. 2* к ч. I, гл. 5 и выше, примеч. к ч. I, гл. «Индия: свет и атмат). Санкхья — одна из индийских религиозно-философских систем.
Согласно учению санкхьи, в основе бытия лежит первоматерия (пракрити) и высший духовный принцип (пуруша) (ср.: «Кузнецы и алхимики», примеч. 2* к гл. 12), цель же существования — высвобождение духа. Учение йоги (см.: «Азиатская алхимия», примеч. 37*) нередко понималось в Индии как практическая сторона санкхьи, т. е. изучение способов этого высвобождения, а санкхья — как теоретическая основа йоги. Тваштри (санскр. «творец») — один из эпитетов индуистского бога-творца Брахмы. 4 Ушас — в индийской мифологии божество утренней зари; изображается как прекрасная дева, одетая в сверкающий наряд. Агни Гархапатья — алтарь Агни, т. е. одновременно алтарь Огня и алтарь бога огня; в Древней Индии вступление царя во владение приобретенной территорией сопровождалось возведением в центре ее алтаря Агни. 6 Уроборос — возникший в эллинистическом Египте и употреблявшийся со времен поздней античности до начала нового времени символ: змей, кусающий собственный хвост. Этот символ восходит к У рею, первозданному змею древнеегипетской мифологии, означающему вечность, вечное возвращение; изображение змея носили на головном уборе фараоны; в алхимии используется для обозначения обратимых реакций. Вритра и Варуна 1 Вишварупа — трехглавое чудовище, сын бога-создателя Тваиггри от одной демоницы, брат дракона Вритры. Немецкий романтизм 1 Диотима (букв, значение: «почитающая Бога») — имя женщины, упоминаемой в «Диалогах» Платона, где ей приписываются сообщения на эротические темы. * 2* Иоганн Георг Гихтелъ (1638—1710) — немецкий (с 1688 г. — в Голландии) спиритуалист, последователь Бёме, издатель его трудов, автор трактата «Практическая теософия». Готфрид Арнольд (1666—1714) — немецкий теолог и писатель, историк Церкви, пиетист (пиетизм — течение в протестантизме XVII— XVIII вв., полагавшее важнейшим не соблюдение обрядов, но внутреннее переживание личной связи с Богом). Миф об андрогине Леон Еврей (настоящее имя — Иегуда Абрабанель; ок. 1463 — после 1520) — философ-неоплатоник и врач, еврей, уроженец Португалии, жил в Испании, с 1492 г.
— в Италии. Именно там он написал главный свой труд — «Диалоги о любви» (издан посмертно в 1535 г.). Согласно Леону Еврею, любовь есть высший принцип мудрости, Бог создал мир силой любви, а мир через человека и его любовь к Богу может воссоединиться с Ним. Иоанн Скотт Эриугена (ок. 810 — ок. 877) — средневековый философ, по происхождению ирландец, основную часть жизни провел в Париже; философ- неоплатоник, развивал идеи о единстве мира в Боге, последователь Псевдо- Дионисия Ареопагита и Максима Исповедника (см. след, примеч.), труды которых он перевел с греческого на латынь. Максим Исповедник (ок. 580—662) — византийский мыслитель и богослов. С его позиций, цель человека — оббженье, ставшее возможным с вочеловечень- ем Бога. Если человек преодолеет обусловленное первородным грехом отчуждение от Бога, разделение человека на духовное и плотское, разделение плоти на мужское и женское, мир будет спасен и творение воссоединится с Творцом. 4 «Берешит-рабба» (др.-евр. «великое толкование на Книгу Бытия») — талмудический (Талмуд — составленный в Ш—V вв. свод толкований Писания, каноническая книга иудаизма) трактат в форме агады (агада — др.-евр. «рассказ» — комментарий к тому или иному месту Библии, написанный в виде притчи, легенды, афоризма); по традиции — создан в первой половине Ш в., дошедший до нас текст датируется ок. 425 г. Мидраш - сборник поучений, основанный на толковании Ветхого Завета в иудаизме. «Послание Евгноста» — гностический раннехристианский трактат, дошедший до нас на коптском языке от IV в., предположительно перевод с греческого текста II в. Это сочинение, равно как и целый ряд других гностических произведений, написанных по-коптски и являющихся, скорее всего, переводами с греческого, было обнаружено в 1945 г. в районе Наг-Хаммади в Египте, близ остатков античного поселения Хенобоскион. 6 «Евангелие от Фомы» — один из текстов Хенобоскиона, гностическое Евангелие, написанное от имени апостола Фомы в виде отдельных речений (логий) Иисуса Христа. Евангелие начинается словами: «Это тайные слова, которые сказал Иисус живой и которые записал Дидим Иуда Фома».
7 «Евангелие от Филиппа» — гностическое хенобоскионское Евангелие, написанное от имени апостола Филиппа. 8 Имеются в виду «Псевдо-Клементины» — послания, приписываемые св. Клименту Римскому (Папа в 91—100 гг.), созданные, по мнению большинства современных исследователей, во II в. 9 О Гермесе Трисмегисте см.: «Вавилонская космология и алхимия», примеч. 16* к гл. «Вавилонская алхимия». Приводимые Элиаде тексты взяты из «Герметического корпуса» — собрания алхимических и магических трактатов, восходящих к грекоязычным текстам II—III вв. «Поимандр» (греч. «Пастырь людей») — грекоязычный герметический трактат конца III в.; написан в фор- ^ ме видёния. Асклепий — древнегреческий бог врачевания; во многих герметических текстах изображался как ученик Гермеса Трисмегиста. Божественный андрогин 1 Согласно поэме древнегреческого поэта Гесиода (видимо, конец VIII — начало VII в. до н. э.) «Теогония», богиня (и воплощение) земли Гея породила бога (и воплощение) неба Урана и взяла его в мужья. Неточность автора: у Гесиода Хаос вообще лишен артикля, маркирующего род. «Из Хаоса родился Эреб (Мрак) и черная Ночь, А от Ночи произошли Эфир и Денница, Которых она родила, зачав от Эреба в любовном совокуплении» — Гесиод. Теогония, 123—125. Перев. А. В. Лебедева. — Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М., 1989. С. 35. — Примеч. перев. Мифы о рождении бога-кузнеца Гефеста и чудовища Тифона имеют разные варианты. Гефест, согласно Гомеру, — сын Зевса и Геры, согласно Гесиоду, — сын только Геры, решившей родить дитя без мужа, дабы отомстить Зевсу за его многочисленные измены. Тифон, по Гесиоду, сын Геи и Тартара, владыки (и воплощения) подземного царства, по Гомеру, — только Геры, решившей доказать Зевсу, что не он один может рожать без супружеской пары (Зевс породил Афину из головы). Кария — историческая область в Малой Азии. Согласно греческим мифам, боги отдали Геракла (Геркулеса) за убийство в рабство на год к царице Омфале; та заставляла героя прясть с ее рабынями, сама же облачалась в львиную шкуру Геракла и носила его палицу.
Иерофант — в собственном смысле старший жрец в элевсинских мистериях (см.: «Вавилонская космология и алхимия», примеч. 28* к гл. «Магия и металлургия»); здесь — служитель культа вообще. Агдитис — двуполое божество, одна из ипостасей Великой Матери (см.: Пав- саний, VII, 17, 9—12). — Примеч. перев. Мизе — древнегреческое женское божество, видимо, малоазийского происхождения; тексты упоминают о нем крайне редко и невнятно: известно лишь, что богиня Мизе принадлежала к свите Диониса и что имя ее упоминалось в элевсинских мистериях (см. примеч. 28* к гл. «Магия и металлургия» работы «Вавилонская .космология и алхимия»). Гермафродит — в греческой мифологии сын Гермеса и Афродиты, юноша необычайной красоты; нимфа Салмакида влюбилась в него, но ее мольбы о взаимности не имели успеха, и тогда, по ее молитвам, боги слили ее с Гермафродитом в одно двуполое существо. Ритуальное наделение качествами обоих полов 1 Аргос — древнегреческий город на юге Пелопоннеса; основан в начале П тысячелетия до н. э., разрушен в IV в. н. э. Кос — остров в Эгейском море, принадлежащий к архипелагу Спорады; в античные времена был известен храмом Асклепия. Согласно греческим преданиям, Тесей, сын афинского царя и сам впоследствии царь, убил обитавшее на острове Крит чудовище Минотавра, которому, по требованию критского царя Миноса, ежегодно отдавали на съедение семь афинских девушек и семь юношей. Праздник в честь победоносного возвращения Тесея на родину справлялся в Афинах восьмого пианепсиона (октября) — Большие Осхофории — и восьмого числа каждого месяца — Малые Осхофории. 4 Самос — остров в Эгейском море; в античности на острове существовал храм Геры Самосской, где она почиталась в виде доски. Изначальная цельность 1 In illo tempore (букв.: лат. «в то время») — подразумевается традиционный зачин сказаний: «давным-давно», «некогда», т. е., в понятиях Элиаде, в некоем мифологическом времени, до сотворения (упорядоченья) мира. 2 О даяках см.: «Вавилонская космология и алхимия», примеч. 23* к гл. «Магия и металлургия». Нгаджу — совокупность даякских народов (племен) в индонезийской части острова Борнео (Калимантан), численность — ок. 620 тыс. человек, в большинстве придерживаются традиционных верований. В центре мифологии нгаджу — представления о борьбе небесного демиурга Махатала, символизирующего мужское начало, с подводной змееобразной богиней Джата. Тантрические учения и техники 1 «Хеваджра-тантра» — тантристский трактат, дошедший до нас в тибетском переводе ХШ в.; Хеваджра — божество махаянистского буддизма, свирепый демон грядущего. Самараса — первая стадия йогического и тантристского транса, осознание бесконечности мира и единства с ним. Зл Пантеон — здесь: совокупность всех божеств. 4 Садхана — в индийской философии и медитативной практике различных йогических и тантристских школ путь достижения абсолютной истины. 5 Ишвара (санскр. «господин») — в индийской мифологии одно из имен Шивы или обозначение триединства высших богов: Шивы, Вишну и Брахмы; в философии (особенно йоги) — активная манифестация абсолюта (брахмана). 6 Коагуляция в алхимии — одновременно сгущение ингредиентов и абсолютное омертвление материи, полное исключение из нее духовного начала (напомним: в алхимии ртуть — пассивное, женское начало, сера — активное, мужское). «Деяния Петра» — апокрифический текст Ш в., описывающий пребывание апостола в Иерусалиме и Риме, творимые им чудеса и мученическую смерть. «Деяния Филиппа» — апокрифическое сочинение конца IV — начала V в., повествующее о его проповеди во Фригии (историческая область в центре Малой Азии) и кончине. Ш. Космическое и эсхатологическое обновление Эсхатологический нудизм 1 Новые Гебриды — архипелаг в юго-западной части Тихого океана, в Меланезии; крупнейшие из островов — Эспириту-Санту и Тана. До 1980 г. Новые Гебриды представляли собой особое государственно-политическое образование — кондоминиум (совместное владение) Великобритании и Франции, ныне это независимая Республика Вануату. Основную часть населения — более 95% — составляют меланезийские народы, в большинстве своем придерживающиеся христианства, ок. 13% сохранили традиционные верования. У многих народов существовали (и сохраняются поныне) представления о том, что женщина после родов является ритуально нечистой; для таких женщин строятся специальные жилища, вынесенные за пределы поселения (деревни, стойбища), где они должны провести определенное время — от нескольких дней до нескольких недель. Карго-культы (от англ. cargo — «судовой груз») — религиозные движения, возникшие в конце и после Второй мировой войны (некоторые исследователи относят истоки карго-культов ко временам после Первой мировой) на ряде островов Меланезии — Новой Гвинее, архипелаге Бисмарка, Новых Гебридах, Соломоновых островах и др. Причиной возникновения их было появление большого количества товаров европейского и американского производства, которые привезли с собой американские войска, высадившиеся в Меланезии для борьбы с японцами. После возвращения войск на родину среди аборигенов стали появляться пророки, предвещавшие конец света и наступление рая на земле (подобные верования историки и этнологи зовут милленаристскими, от millenium — лат. «тысяча», подразумевается тысячелетнее Царство Божие, эпоха обновленного и изобильного состояния Космоса), который будет заключаться в том, что появятся корабли и привезут много товаров. Для приближения этого царства необходимо производить разные действия, среди которых те, что производили американские войска, но смысла которых туземцы не поняли и сочли магическими процедурами — маршировать, строить автомобильные дороги, производить самолеты (разумеется, деревянные модели их) и многое иное. Подробнее см. ниже. 4 Промискуитет — беспорядочные половые связи; у многих народов древности и ряда современных племен, сохранивших традиционные верования, практиковался во время обрядов, связанных с культом плодородия, с праздниками Нового года. Прибытие американцев и возвращение мертвых 1 Меланезия — а именно в этой части Океании распространялись карго- культы — до 60—80-х годов XX в. была разделена между европейскими государствами. Нидерланды, до 1963 г. владели западной частью Новой Гвинеи, после чего та отошла к Индонезии, северо-восточная часть Новой Гвинеи и близлежащие острова до 1918 г. принадлежали Германии, затем перешли к Австралии, а в 1975 г. вошли вместе с юго-восточной частью острова (до 1910 г. принадлежавшей Великобритании, а после этого — Австралии) в состав независимого государства Папуа — Новая Гвинея. Англия кроме того владела Соломоновыми островами (независимое государство с 1970 г.) и архипелагом Фиджи (независимость обретена в 1970 г.), а также участвовала в кондоминиуме над Новыми Гебридами. Франция была вторым участником кондоминиума, и доныне ей принадлежит так называемая заморская территория Новая Каледония. Языческо-христианский синкретизм ^ Юон — полуостров на крайнем северо-западе Новой Гвинеи. 2 Берег Раи — то же, что Берег Маклая, прибрежная территория на северо- востоке Новой Гвинеи, в государстве Папуа — Новая Гвинея. 3 Маданг — город и одноименный округ на севере Новой Гвинеи, в нынешней Папуа — Новой Гвинее. Культ Ассизи возник на юго-востоке страны, в миссии св. Франциска Ассизского. Каимку — деревня в округе Мено на юго-востоке государства Папуа — Новая Гвинея. 0 Остров Бука — самый северный из гряды Соломоновых островов, входит в состав государства Папуа — Новая Гвинея. Имеется в виду западная часть острова Новая Гвинея, до 1945 г. входившая в состав Голландской Ост-Индии (Индонезии); после провозглашения независимости оставалась под властью Нидерландов до 1963 г. Схаутен — группа островов в заливе Гелнвик (ныне — Сарера) на севере Голландской Новой Гвинеи (ныне — индонезийская провинция Ириан-Джая). Имеются в виду обряды так называемых мужских союзов — объединений взрослых мужчин у многих народов в эпоху родового строя. Союзы эти имели военные и магические задачи, деятельность их тщательно скрывалась от женщин, а иногда и прямо была направлена против последних. В иных случаях в союз входили все мужчины племени, в других — в племени было несколько союзов: молодые холостяки, старики, вожди, особо отличившиеся воины и т. д. Великий Год — введенное этнологами и мифоведами XIX в. обозначение архаической мифологемы: представление о длительном временном цикле от сотворения мира до его гибели, от Золотого века через постепенное ухудшение Космоса до его разрушения; после этого мир обновляется и наступает новый Великий Год. Разрушение мира и введение Золотого века \ Милн Бей — залив в Новой Гвинее на крайнем юго-востоке острова. Бейнинги (байнинги) — меланезийский народ в Новой Британии (крупнейший остров архипелага Бисмарка к северу от Новой Гвинеи, до 1918 г. — германское владение, ныне — в государстве Папуа — Новая Гвинея). «Безумие Вайлалы» — милленаристское движение в 1919—1931 гг.; Вайлала — местность на юге нынешнего государства Папуа — Новая Гвинея на берегу залива Папуа. 4 Маркхем — река в северо-восточной части острова Новая Гвинея, протекает по территории государства Папуа — Новая Гвинея. Голландская Индия — устаревшее название Индонезии, здесь речь идет о Голландской Новой Гвинее. Миок Вунди — остров в заливе Гелнвик (ныне — Сарера) к северу от Новой Гвинеи, ныне — в составе Индонезии. Джон Фрам — загадочная фигура меланезийских карго-культов, пророк, которого его приверженцы на острове Тана в Новых Гебридах описывали как маленького седого человека в пальто с блестящими пуговицами. Полиция кондоминиума несколько раз задерживала различных Джонов Фрамов, так что неясно, существовал ли первоначальный истинный Джон Фрам или образ его возник ранее появления людей с этим именем или прозвищем. Движение Джона Фрама охватило в 50-е — начале 60-х гг. XX в. значительную часть Меланезии, и в Фиджи, например, он приобретает черты мессии и описывается как белый американец. Ожидание мертвецов и ритуальная инициация 1 Рамбутужон (Рамбутуйон) — остров в группе островов Адмиралтейства, ныне — в составе государства Папуа — Новая Гвинея. 1 Кава — опьяняющий напиток из корня дикого перца у народов Океании. Корни пережевываются и выплевываются, образовавшаяся кашицеобразная масса перебраживает и разбавляется водой. Приготовление и употребление кавы представляет собой ритуал, совершаемый только по поводу определенных праздников. 3 Маданг — см. выше, примеч. 3* к ч. III, гл. «Языческо-христианский синкретизм». Новый год и восстановление Мира среди калифорнийцев 1 Перечисленные индейские народы резко различаются по языку и происхождению, но входят в одну этнокультурную группу — так называемых индейцев Калифорнии. До прихода европейцев их основным занятием было рыболовство и собирательство, особенно желудей, из муки которых жарили лепешки на раскаленных камнях или варили похлебку «индейским способом»: поскольку эти народы не знали гончарного дела, воду кипятили в плотно сплетенных корзинах, бросая в нее раскаленные камни. У индейцев северо-западной Калифорнии, в том числе перечисленных выше, сбор желудей был мало распространен из-за редкости дубов в этом регионе, но зато они знали примитивное земледелие; индейцы восточной Калифорнии занимались также охотой. Почти полностью истребленные в середине XIX в. после обнаружения в Калифорнии золота (в настоящее время общая численность индейцев Калифорнии не превышает нескольких тысяч человек), они были переселены в резервации, где практически утратили традиционные культуру и языки. У индейцев Северной Америки (не только Калифорнии) огромную обрядовую роль играли паровые бани; аборигены парились в них перед различными значимыми событиями: празднествами, военными походами, собраниями племени или заседаниями советов старейшин и т. п.; считалось, что баня очищает не только в прямом, но и в духовном смысле (точнее — буквальный и духовный смыслы очищения не различались). Чейенны — индейский народ в США. До контактов с европейцами обитали на территории нынешнего штата Миннесота, занимались земледелием, охотой, рыболовством и собиранием дикого риса. На рубеже XVII—XVIII вв., овладев верховой ездой на завезенных европейцами лошадях, переселились на запад, в прерии, и перешли к конной охоте на бизонов. В обрядах чейеннов, как и других племен прерий, большое место отводилось пребыванию в паровой бане, окуриванию в специально оборудованных строениях (сами чейенны в XVIII— XIX вв. жили в переносных палатках-яшям, часто, но неправильно называемых вигвамами). В 60—80-е гг. XIX в. переселены в две резервации — в Оклахоме и Монтане, всего сегодня насчитывают ок. 8 тыс. человек, сильно метизированных, традиционная культура практически утеряна, язык вытесняется английским. Imago mundi (лат. «образ мира»). — В архаических представлениях дом (необязательно культовый, возможно и обычное жилище) выступает как модель Космоса: потолок — Небо, пол — Земля, очаг — Мировой огонь и т. п. Квакиютл — небольшой (ок. 1 тыс. человек) индейский народ на крайнем юго- западе Канады (остров Ванкувер и близлежащее побережье), оседлые морские рыболовы. Виннебаго — ветвь индейского народа сиу, его восточная часть (ныне — ок. 6 тыс. человек), первоначально обитали в районе Великих озер, позднее, с обретением лошади, переселились в восточную часть прерий между Миссисипи и Миссури, совмещали ручное земледелие с конной охотой на бизонов. Ныне живут в резервации в Канзасе. Периодическое возрождение мира 1 О Мардуке и Тиамат см.: «Вавилонская космология и алхимия», примеч. 1* к гл. «Живой космос». Хеттские (см.: «Вавилонская космология и алхимия», примеч. 44* к гл. «Космос и магия») мифы о Тешубе и Иллуянке переданы Элиаде слишком бегло. Те шуб — вошедшее в хеттский пантеон хатто- хурритское (см. там же) божество грозы, Иллуянка — змей-дракон хеттской мифологии. Тешуб, однако, ни в одном из дошедших до нас мифов со змеем не сражается, противником Иллуянки действительно выступает бог грозы, но он ни в одном тексте не назван Тешубом; по одной версии мифа, бог грозы терпит поражение, и мстителем за него выступает его сын от смертной женщины, по другой — все же одерживает победу над змеем. Древнеегипетский Верховный бог Ра (см.: «Вавилонская космология и алхимия», примеч. 2* к гл. «Магия и металлургия») сражается с чудовищным змеем Апопом, по одной версии — ежедневно (метафора суточного цикла света и тьмы), по другой — ежегодно (метафора годичного цикла сезонов). Во всех указанных случаях бог символизирует верх, свет, положительное начало, его противник — низ, тьму, отрицательное начало; победа Бога над Змеем есть победа Космоса над Хаосом, упорядоченье мира. Элиаде дает здесь краткое (не всегда точное) описание новогодних обрядов древнего Вавилона. Обряды эти были связаны с фигурой царя, который считался земным воплощением Мардука, а также телесной формой государства и Космоса в целом. Миф о Мардуке и Эрре гласит, что бог войны и чумы Эрра обманом завладел престолом Мардука (тот правил как Вавилоном, так и Вселенной) и принес на землю (а в Вавилон особо) мор и разруху, но в конечном счете Мардук возвратил себе трон. Эрра считался супругом Эрекши- галь, владычицы подземного царства, поэтому мифоведы XIX в. выдвинули весьма правдоподобную, но прямо текстами не подтверждаемую гипотезу о том, что Эрра также владыка ада, и они с Мардуком взаимно меняются местами, т. е. Мардук сходит в царство мертвых. Обряд ритуального ежегодного смещения царя Вавилона на три дня в Новый год, сопровождавшийся его бичеванием, осмеиванием и заменой на престоле специально отобранным рабом или преступником, которого после возвращения царя убивали, объясняется разными школами мифоведов по-разному: одни полагают, что некогда царя ежегодно убивали, воспроизводя тем самым ежегодный природный цикл расцветания и умирания природы, другие сводили этот ритуал к воспроизведению первоначального хаоса, имевшего место до сотворения (упорядоченья) мира, когда все установления, в том числе социальные, были перевернуты. Ритуал ежегодного возложения всех грехов народа Израиля на специально отобранного козла, которого затем изгоняли в пустыню (егото и называли козлом отпущения), не установлен нигде, кроме как у древних евреев; суждение о том, что этот обряд был заимствован евреями в Вавилонии, лишь гипотеза. Обязательной частью новогоднего ритуала в Месопотамии (и не только там) был священный брак верховного бога (здесь: Мардука), представленного царем, с его божественной супругой (в вавилонских мифах — Сарпаниту, ро- довспомогательницей, возможно, в генезисе великой богиней-матерью), представленной жрицей Сарпаниту, священной храмовой проституткой (греч. иеродулой). Новогодний обряд, воспроизводивший, как было сказано, состояние до сотворения мира, характеризовался снятием не только социальных, но и сексуальных запретов, временем сексуальной свободы. Имеется в виду зороастрийский религиозный текст, написанный на так называемом пехлеви языке, одном из среднеперсидских (по времени развития) языков, распространенных в Иране в Ш—УП вв.; религиозные тексты зоро- астрийцев записывались на этом языке до XIV в. * Хамдаллах Мостоуфи Казвини (1281 — ок. 1350) — иранский историк и географ, сохранивший много описаний «нравов и обычаев». 5 Димашки — имеется в виду Дамаскиос (Аац&охю^, VI в.), или Дамаский, поздний греческий философнеоплатоник; после закрытия в 529 г. по распоряжению императора Юстиниана платоновской Академии в Афинах Дамаскиос и его последователи бежали в Иран к шаху Хосрову I Ануширвану (531— 579). По-гречески Дамаскиос означает «из Дамаска», Элиаде называет его исходя из подлинного названия города на Ближнем Востоке — Димашки. На- вруз — иранское название новогоднего праздника, который издавна отмечается в день весеннего равноденствия: буквально навруз значит «новый день». Мандеи — религиозная секта, возникшая в начале н. э. в Месопотамии и представляющая собой смешение иудаизма, христианства и зороастризма. По учению мандеев, которое они возводят к Иоанну Крестителю (самоназвание — «исполнители заветов святого Иоанна»), мир представляет собой поле битвы темного и светлого начал, последнее воплощается в олицетворяющем высшее знание божестве Манда-дихайя (отсюда название); весьма развит культ воды (арабское их прозвище — сабеи, от сабби — «лить воду»); сегодня это небольшая — 30—40 тыс. человек — этноконфессиональная группа^ арабов (богослужебный язык — арамейский), живущих в Иране и Ираке. Иезиды — этноконфессиональная группа курдов, исповедующих религию, представляющую смесь зороастризма, христианства и ислама; высшее божество йези- дов — Иезд или Иездан, творец мира, не вмешивающийся в жизнь людей, активное же начало — Малаки-Таус («ангел-павлин»), падший ангел, подобный дьяволу, но высокопочитаемый среди йезидов: они отождествляют его с солнцем, которому молятся, и даже с Иисусом Христом. Всего йезидов ок. 150 тыс. человек, в основном в Турции и Иране, но отдельные группы встречаются в Сирии, Ираке, Грузии и Армении. Римские ludi\ Ашвамедха 1 Ludi — лат. «игры». В Древнем Риме игры, включавшие спортивные состязания, конные ристалища, гладиаторские бои и многое другое, были никак не просто развлечением, но имели ритуальный смысл, являлись служением богам и назначались в особо отмеченные дни либо в трудные для Римского государства моменты, дабы отвести гнев богов. Ашвамедха — чрезвычайно сложный и долговременный ритуал, проводившийся в Древней Индии с ведийских времен. Царь, желавший иметь наследника, выпускал на волю коня и шел с войском за ним, покоряя те страны, куда направлялся конь. Поход продолжался год, после чего коня (необязательно того же самого) приносили особым образом в жертву. Ритуал этот, обладавший чрезвычайно высоким престижем, мог совершать только законный царь, потому нередко его затевали именно те владыки, чья легитимность была под сомнением. Парджанья (букв.: «грозовая туча») — в древнеиндийской мифологии бог грозовой тучи и дождя, связанный с культом плодородия; несмотря на явную значимость, это божество не имело развитого культа, ему посвящено очень мало ведийских текстов, и в позднем индуизме его имя употребляется как эпитет Индры. Посвящение индийского царя 1 В архаических мифологиях царь выступает как воплощение социума, он совмещает в себе основные социальные функции, и является центром Космоса, ибо от него зависит правильное функционирование природы. В Древней Индии царь (раджа) считался воплощением Варуны (и в этом качестве осу ществлял власть сакральную, жреческую) и Индры (и в этом качестве являлся военным предводителем). Ниррити — древнеиндийское женское божество, персонифицирующее разрушение, распад, смерть; она является матерью злых демонов-найрритов. Руд- ра — см.: «Миф о воссоединении», примеч. 4* к гл. 9, ч. I. IV.
<< | >>
Источник: Элиаде М.. АЗИАТСКАЯ АЛХИМИЯ. 1998

Еще по теме П. Мефистофель и андрогин, или Мистерия целостности «Симпатия» к Мефистофелю:

  1. П. Мефистофель и андрогин, или Мистерия целостности «Симпатия» к Мефистофелю