<<
>>

П. Миф об андрогине

1. Серафита 1 О Сведенборге см.: примеч. 5* к ч. I, гл. 1 данной работы. На Бальзака, всю жизнь стремившегося объять необъятное — писать романы обо всем, заниматься философией, правом, даже биологией, — огромное впечатление произвела идея Сведенборга (впрочем, присущая вообще многим мистикам) о единстве Бога, мира и человека.
2 Жозеф Пеладан (1858—1918), именовавший себя Жозефин, или Ле Сар — французский писатель, мистик, еще при жизни считавшийся графоманом; его цикл романов (он называл его «эпопеей») «Латинский упадок» насчитывет 19 (не 20) томов. 3 Элиаде объединяет здесь поэтов и писателей самого разного направления, связанных разве что некими романтическими тенденциями. Шарль Бодлер (1821—1867) — французский поэт, анархист, предшественник символизма, тосковавший по мировой гармонии и эстетизировавший пороки. Шарль Мари Жорж Гюисманс (1848—1867) — французский писатель, начинавший как натуралист, а заканчивавший как декадент, певец упадка. Алджернон Чарлз Суинберн (1837—1909) — английский поэт, воспевавший радости мира. 4 Теофиль Готье (1811—1872) — французский писатель и критик, представитель позднего романтизма, один из творцов теории «искусства для искусства». 5 Станислас де Гуэта — персонаж не идентифицирован. Гюстав Моро (1826— 1898) — французский художник-символист. Алистер Кроули (1875—1947) — английский поэт, оккультист. 1 ^ Марио Прац (р. 1896) — итальянский литературовед. 8 Иоганн Вильгельм Риттер (1776-1810) — немецкий ученый; гораздо более известен как основоположник электрохимии и первооткрыватель ультрафиолетового излучения, нежели в качестве автора романтических трактатов философского направления, созданных под влиянием Новалиса. Новалис (настоящее имя Фридрих фон Харденберг; 1772—1801) — немецкий поэт и философ, романтик. Для Новалиса основная задача философии — понять мир как единое целое исходя из идеи полярности противоположных начал, неразрывно связанных друг с другом.
9* Франц Ксаверий Баадер (1765—1841) — немецкий врач, горный инженер и философ, представитель романтического течения в философии, мистик. Позна ние, по Баадеру, возможно лишь как мистическое озарение в акте бескорыстной любви; Баадер видел мир наполненным женским началом, «вечной жен- в ственностью». Вильгельм фон Гумбольдт (1767—1835) — немецкий языковед, философ, эстетик и государственный деятель. Основное поле деятельности Вильгельма Гумбольдта — философия языка, религия и мифология занимали в его творчестве небольшое место, хотя Гумбольдт, как представитель философии ро # мантизма, увлекался мифами и идеей всеединства. 11 Фридрих Шлегель (1772—1829) — один из ведущих немецких философов- романтиков. Диотима — персонаж «Пира» Платона, жрица из греческого города Мантинея; ее учение о любви (с андрогинными мотивами — подробнее ^ см. ниже, примеч. 11 * к ч. 2, гл. 3) пересказывает в диалоге Сократ. л Никифор Крайник (1889—1972) — румынский писатель. Эминеску (подлинная фамилия Эминович) Михай (1850—1889) — румынский поэт-романтик; одно из популярнейших в румынской и молдавской литературе его сочинений — философская аллегорическая драма «Лучафэр» (1883). 2. Архетип андрогина 1 Хафиз Ширази (ок. 1325—1389 или 1390) — персидский поэт-суфий (о суфизме см.: «Вавилонская космология и алхимия», примеч. 21* к гл. «Живой космос»). Под именем Сухраварди известно несколько суфийских теологов и философов (Сухравард — город в Иране), наиболее знамениты: 1) Шихабад- дин Абу Хафиз Умар ас-Сухраварди (1145—1234), теолог суфийского направления, основатель суфийской школы, в XIV в. (или в конце ХШ в.) превратившейся в дервишский орден Сухравардийа (члены этого ордена также носят прозвание ас-Сухраварди); 2) Шихабаддин Яхья ас-Сухраварди (1153 или 1155—1191) — суфийский философ, пытавшийся сочетать исламскую мистику, неоплатонизм, гностицизм и элементы зороастризма, казнен за отклонение от ортодоксии. Следует отметить, что суфизм использовал в своих мистических построениях символику и образность, высокоразвитые в персидской поэзии.
Это позволяло суфиям расширять и наполнять экспрессией свою догматическую базу, а поэтам (так как суфизм довольно быстро стал чем-то вроде оппозиционной моды) придавать своим виршам «глубину» и «духовность», поскольку лирические метафоры толковались как образное выражение любви к Богу. Каббала — мистическое эзотерическое направление в иудаизме. Оно возникло в I в. н. э. в атмосфере религиозного брожения, влияния гностических учений и т. п. Название «каббала» — букв.: «традиция» — появилось, однако, лишь в XIII в. первоначально среди евреев Испании. Именно тогда и там окончательно сложилась мысль о том, что Закон, изложенный в Писании, является лишь частью более общего Закона, оставшегося неписаным; этот Закон был поведан Богом сначала Адаму, а потом Моисею и передавался изустно, в традиции, поскольку даваемое им знание столь огромно и делает его носителя столь могущественным, что его должно хранить лишь среди посвященных и оглашать лишь намеком. Так, и в писаной Библии есть символическое выражение полного знания, но оно требует истолкования. Один из авторитетнейших текстов каббалы, «Сефер ха-зогар» («Книга сияний»), или просто «Зогар» («Сияние»), представляет собой в основном мистическое толкование Пятикнижия, Книги Руфи и Песни Песней. Автором «Зогара» назван законовед И в. н. э. Шимон бар Иохаи, но большинство современных филологов- гебраистов считают, что основная часть «Зогара» написана испанским кабба- листом Моисеем из Леона (1250—1305). 3 «/ fideli d’Amore» (букв.: ит. «поклонники любви») — предположительно (многие исследователи отвергают ее существование и полагают, что в действительности существовал лишь основанный ок. 1740 г. масонский орден с таким названием, приписавший себе вымышленную раннюю историю) мистическая секта в XIII — начале XIV в. в Италии, исповедовавшая веру в мистическое единение с Богом в акте Любви. Итальянский писатель Джованни Па- пини (1881—1956), оказавший большое влияние на Элиаде еще в пору учения того в Бухарестском университете, связывал эту секту с рядом течений в итальянской поэзии конца ХП1 — начала XIV в., в частности с творчеством Данте.
О серно-ртутной теории в алхимии см.: примеч. 57* к «Азиатской алхимии»; о «философском ребенке» — «Вавилонская космология и алхимия», примеч. 8* к гл. «Живой космос», о «софических» Сульфуре и Меркурии (иначе — «философских», либо Сульфуре и Меркурии мудрецов), одновременно тождественных и нетождественных эмпирическим сере и ртути — «Кузнецы и алхимики», примеч. 4* к Приложению Р. О гностицизме см.: «Вавилонская космология и алхимия», примеч. 21* к гл. «Живой Космос». ь «Евангелие от египтян» известно только по отрывкам, приведенным у Климента Александрийского (см.: «Вавилонская космология и алхимия», примеч. 32* к гл. «Космос и магия»). Анализ этих отрывков показывает, что указанное Евангелие вышло из гностических кругов, резко отрицательно относившихся к браку (при одновременном широком использовании сексуальной символики в данном Евангелии); возможно также влияние секты нааситов (см. ниже: примеч. 14* к данной главе). Указанное Евангелие не следует путать с другими апокрифическими (т. е. непризнанными Церковью) Евангелиями, обнаруженными в Египте при раскопках в 1-й пол. XX в. («Евангелие от Марии Магдалины», «Евангелие от Фомы», «Евангелие Истины» и др.), хотя в «Евангелии от Фомы» встречаются сходные с «Евангелием от египтян» идеи и даже отдельные выражения. 7 Святой Ипполит Римский (ок. 170—235 или 236) — христианский богослов. Самый известный его труд — «Введение в изучение философии» («Philosophumena»), чаще именуемый «Отвержение всех ересей» («Refutatio omnes haeresis»). Симон Маг (Симон Волхв) — в христианских преданиях чародей, антагонист апостола Петра. Согласно «Деяниям апостолов» (8, 9—24), пытался купить у св. Петра апостольское достоинство за деньги, но был проклят святым. В позднейших легендах рассказывается о борьбе Симона Мага и св. Петра, в которой первый постоянно прибегает к волхвованию и обману, дабы выдать себя за истинного Христа, но непременно терпит поражение. Св. Ипполит Римский, среди прочего, повествует о том, как Симон пытался имитировать свою смерть и воскресение.
Ранние христианские писатели (не позднее II в.) называют Симона Мага основателем гностической ереси. Симон отождествлял себя с высшей божественной силой, а свою спутницу, блудницу Елену — с Софией-Премудростъю (см. ниже: примеч. 11* к наст. гл.). Докетизм (от греч. бохёсо — «кажусь») — раннехристианская ересь, сторонники которой полагали, что Бог как существо абсолютно неотмирное не мог испытывать страдания, потому муки Христа были лишь кажущимися; другие л считали, что Сын Божий вообще не воплощался, он был призраком. Чрезвычайно многозначное греческое слово логос значит и «слово», и «смысл», и «закон природы», и «принцип», и «мировой дух». Грекоязычный писатель и иудейский философ и богослов Филон Александрийский (ок. 13 г. до н. э. — между 45 и 50 гг. н. э.) выдвинул понятие логоса как Божьего закона. Хрис тиане отождествили Логос со вторым лицом Троицы. Ср.: начало Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово (Логос. — Коммент.)...» Антропос — букв.: греч. «человек». В гностических учениях — предсугцествовавший в сознании Бога либо в неких мировых сферах первообраз человека и всех людей вместе и каждого по отдельности, в разное время сближался и с Христом, и с Ада- # мом. София (греч. «мастерство», «знание», «мудрость») — в иудейских и христианских религиозных представлениях олицетворение Божественной Премудрости, порождение Бога Отца, женское начало мира. В позднем иудаизме осмыслялась как творческая мысль Бога (и одновременно личное существо), в раннем христианстве сближалась и с Христом-Логосом, и с Духом Святым, в католичестве — с мистически понятой Церковью, в поздней средневековой западной мистике — с Богоматерью; в восточном христианстве (особенно в Православии на Руси) София — огненный ангел в церковном облачении, воплощение, среди прочего, принципа священного царства. Образ Софии играл большую роль в гностических учениях, в частности секты нааситов (см. ниже, ^ примеч. 14* к наст. гл.). Имеется в виду «Евангелие от Марии Магдалины» (до нас дошли лишь отрывки) — гностический текст с женской, если так можно выразиться, ориентацией: Христос по Воскресении является Магдалине и именно ей, как особо л близкому человеку, передает тайное учение.
Эннойа (греч. «помышление») — в учениях гностиков первая творческая мысль Бога, а также особый эон, воплощение олицетворенного «помысла» Софии, желающей слиться с высшим Божеством, неоформленная субстанция тоски, печали и одновременно творческое стремление к оформленности; ^ именно с помощью Эннойи Бог-Демиург творит мир. Нааситы — гностическая секта (или несколько сект) П в. Название произведено от евр. Nahash — «змей» (существовала также секта офитов, от греч. 0о божественных близнецах-первопредках восходят, безусловно, к эпохе индоиранского единства (до разделения на индийские и иранские народы на рубеже Ш и П тысячелетий до н. э.) и, весьма вероятно, к значительно более древним временам индоевропейской общности. Если у западных индоевропейцев (греки, романские народы, славяне, германцы и др.) следы первоначального мифа прослеживаются весьма слабо, то у индоиранцев — гораздо отчетливее, однако в зрелых индийской и иранской традициях варианты соответствующих мифов различаются. Древнеиранский Иима (этимологически это слово значит «близнец», «двойник») — первопредок человечества, создатель социальной организации общества, царь эпохи «золотого века»; он брат-близнец и супруг Иимак, женщины- прародительницы. В индийской мифологии Яма — владыка царства мертвых; «Ригведа» донесла до нас гимн-диалог между Ямой и его сестрой-близнецом Ями, которая предлагает брату совершить инцест, дабы иметь потомство, но тот отказывается, ссылаясь на кровное родство. 8 Туисто (этимологически — «двойник») — согласно Тациту (собственные мифологические тексты древних континентальных — не скандинавских — германцев до нас не дошли; возможно, они и не существовали вовсе, даже если предположить наличие у германцев ок. рубежа н. э. рунической письменности), древнегерманское двуполое существо, божество, породившееся из земли; первым человеком считается не он (оно), а его сын Манн (т. е. «человек»), порожденный Туисто без помощи пары. 9 Александр Хаттерби Краппе (1894—1947) — американский этнолог и мифовед. 10 Согласно указанному рассказу Платона (по мнению ряда ученых, воспроизводящему древний миф), предки людей имели два лица, четыре руки и четыре ноги и были трех родов: мужчины, женщины и андрогины. Зевс наказал эти первосущества за гордыню, разрубив их вдоль и развернув лица и половые органы в сторону разреза; и вот теперь каждый человек обречен искать утраченную половину, и, если находит, возникает эрос — любовь. Но потомство может рождаться только от потомков различных половин андрогинов. Дитрих Манке (1884—1939) — немецкий философ. 12 Большинство австралийских мифов дошло до нас в пересказах исследователей, в первую очередь миссионеров конца XIX — начала XX в., и их адекватность ныне подвергается сомнению (ученые и миссионеры искали более сходства, нежели различия, с известными им верованиями, отсутствовали четкие методики опроса информантов и т. п.). Здесь, скорее всего, Манке (не будучи сам этнографом) соединил два антропогонических мифа центральноавстралийского племени аранда. Согласно одному из них, двуполое антропоморф ное существо Карора порождает под мышками сначала бандикутов (сумчатых крыс), а потом людей, которые начинают охотиться на бандикутов (ср.: в скандинавской мифологии порождение людей из-под мышек двуполого великана Имира — см.: «Кузнецы и алхимики», примеч. 14* к гл. 2). По другому мифу, первоначально существовали некие человеческие «личинки», «склеенные люди», с неразделенными пальцами, непрорезанными глазами и ртами, а по одной из версий — и неотделенные друг от друга; герой-ящерица придает им каменным ножом окончательную форму, в том числе вырезая у # них половые органы. Во время инициаций у австралийских аборигенов мальчики подвергались обрезанию, т. е. удалению крайней плоти, либо (реже) субинцизии, т. е. ее надсечению; при инициациях девушек (женские инициации проводились далеко не у всех племен) над ними совершали ритуальную дефлорацию, или клиторотомию, или циркумцизию (удаление малых половых губ). Этнологи до сих пор спорят о значении обрезания; некоторые австраловеды считают, что подрезанный пенис и иссеченная вагина символизируют одновременно в обоих случаях мужские и женские половые органы, т. е. двуполосгь посвя- # щаемого (посвящаемой). Элиаде дает здесь краткую формулировку так называемой обрядовой (ритуальной) теории мифа. Проблема взаимоотношения мифа и обряда возникла с научного мифоведения в XIX в. Первоначально предполагалось, что изначально существовали некие верования, выраженные в словесной форме мифа, а ритуал есть лишь инсценировка этого мифа. С 80-х годов XIX в. и до 1950-х гг. безраздельно господствовала ритуальная теория, согласно которой ритуал — это первичная магическая процедура воздействия на мир, а миф — ее позднейшее осмысление, данное в словесной форме. Ныне начиная со структуралистских теорий выдвигается положение о том, что и миф и ритуал представляют воплощения, словесное или действенное, мифомышления, обладающего особой логической структурой. 4. Божества андрогины 1 Некоторые исследователи римской мифологии иначе объясняют данное выражение. Оно представляет собой заклинательную формулу, обращенную к божеству. Магические заклинания, в отличие от молитв в высших религиях, имеют принудительную силу, но действуют лишь при правильном их произнесении, при точном и верном назывании божества и обозначении его атрибутов, в том числе пола. Поскольку же пол многих божеств, в первую очередь божеств плодородия, был неясен (неопределенность эта могла быть действительно связана с их андрогинностыо), то необходимо было в заклина- 2< нии предусмотреть все возможности. Билику (Пулугу) — в мифологии андаманцев (см.: «Кузнецы и алхимики», примеч. 1* к гл. I) дух северо-западного разрушительного (не живительного!) муссона, поражающий людей за нарушение запретов, в первую очередь пищевых. Понимался то как мужское божество, то как женское. Некоторые современные исследователи считают, что Билику не единый дух, но некоторая категория духов, каждый отдельный муссон есть особый Пулугу-Билику, потому среди них могут быть и мужчины и женщины. Еще одна версия гласит, что Билику считается мужчиной на юге архипелага, женщиной — на севере. У южных андаманцев Пулугу — творец мира и человека. Некоторые неточности и неясности в изложении этого мифа у Элиаде объясняются тем, что он заимствовал сведения из работ Вильгельма Шмидта (1868—1954), австрийского этнолога и лингвиста, священнослужителя, одного из основателей теории пра- монотеизма, в соответствии с которой первоначальной религией людей считается вера в единое верховное божество; эта вера у большинства народов позднее была искажена многобожием и сохранилась лишь у самых отсталых племен, например андаманцев. Исходя из таких взглядов, В. Шмидт акцентировал черты благости и всемогущества у божеств архаических народов и вообще трактовал архаические мифы в удобном для своей теории направлении. Современные религиоведческие исследования не подтверждают это высказывание. Дьяус (др.-инд. «сияющее дневное небо») — бог (и персонификация) неба в древнеиндийской мифологии. Главная черта Дьяуса в мифах — его отцовство, мужская сексуальная сила. Дьяус и Приггхви (богиня и персонификация земли) образуют первичную супружескую пару, первоначально они были слиты (может быть, это здесь имеется в виду), и их разделение, произведенное богами, означает акт создания Вселенной. Индейские народы Америки имели весьма различные мифологии, в которых встречались самые разнообразные божества; неясно, что здесь имеется в виду. Гор — см.: «Кузнецы и алхимики», примеч. 14* к гл. 6. Современные исследователи отвергают предположение о двуполой природе Гора. Нун — древнеегипетское божество хаоса, понимаемого как водная пучина. По одной из версий космогонического мифа (древнеегипетская мифология знала несколько космогоний, так и не сведенных в единую систему; это объясняется тем, что различные мифологические системы возникли в разных частях Египта еще до его объединения), Нун и его супруга Наунет (уточненное современное чтение), олицетворение нижнего неба, по которому солнце плывет ночью, породили всех богов. Верховный бог Ра (см.: «Вавилонская космология и алхимия», примеч. 2* к гл. «Магия и металлургия») скорее сам является двуполым существом, породившим других богов в акте автоэротизма (см: там же, примеч. 4* к гл. «Живой космос»). Раит (букв.: «жена Ра») — позднее название богини неба Муту супруги Амона (см.: там же, примеч. 2* к гл. «Магия и металлургия»); первоначально Ра не имел божественной пары, и лишь после отождествления его с Амоном Мут стала считаться его женой и получила указанное прозвание. Локи — древнескандинавский бог зла, возбудитель раздоров; будучи божеством мужского пола, превращался в кобылу и в этом качестве даже породил Слейпнира — восьминогого коня верховного бога Одина (см.: «Кузнецы и алхимики», примеч. 6* к гл. 10). Что касается двуполости Одина, то данные об этом не вполне надежны: упоминание о том, что Один сам рожал детей, содержится в эддической «Перебранке Локи» — песни, содержанием которой является обмен оскорблениями между Локи и другими богами; и неясно, является ли данное упоминание глухой ссылкой на некий не дошедший до нас миф либо просто оскорблением (по древнескандинавским законам, обвинение в «женовидности», т. е. гомосексуализме YI/VL\XI занятиях, недостойных мужчины, — ношении женского платья, ткачестве и т. п., — считалось страшной хулой и в случае недоказанности жестоко каралось). Туисто (см.: примеч. 8* к гл. 3 данной работы, ч. И) — божество континентальных германцев, у скандинавов не зафиксировано. Имир — см.: «Кузнецы и алхимики», примеч. 14* к гл. 2. Нертус — богиня плодородия, растительности и, возможно, земли у древних континентальных германцев (не скандинавов); у скандинавских германцев существовал бог Ньерд (по имени — мужской эквивалент Нертус) — божество ветра и морской стихии, но, по мнению большинства исследователей, изначально — бог плодородия; существует достаточно обоснованная гипотеза о том, что Ньерд и Нертус первоначально понимались как супружеская пара богов плодородия и растительности. 7 О божестве умирающей и воскресающей растительности Аттисе см.: «Вавилонская космология и алхимия», примеч. 28* к гл. «Магия и металлургия». Сам Аттис не является в греческих мифах двуполым божеством (хотя самооскопление может намекать на это), но по одному из вариантов мифа — он сын двуполого божества Агдитис (одно из имен Великой Матери богов) и речной нимфы; сама Агдитис в своей женской ипостаси влюбляется в Аттиса, мешает его браку с царской дочерью, насылает на него безумие, отчего тот и оскопляет себя. Адонис — греческое божество умирающей и воскресающей растительности (как и Аттис), возлюбленный и служитель богини любви Афродиты, божество сиро-финикийского происхождения; о его двуполости античные авторы ничего не сообщают, скорее, в верованиях сиро-финикийского культурного круга он был одним из высших богов (этимологически его имя произведено от финикийского адон — «Господь», «владыка»), супругом богини плодородия. Дионис — бог виноделия и виноградарства и освобождающего душу экстаза, божество ближневосточного происхождения, в генезисе явно бог плодородия, связанный с Великой Матерью богов, возможно (но не доказано), ее мужская ипостась, все же в дошедших до нас мифах не является андрогином. Великая матерь Кибела (см.: «Вавилонская космология и алхимия», примеч. 8* и 27* к гл. «Магия и металлургия») иногда действительно считалась двуполой, изображалась с подчеркнутыми женскими признаками и бородой, отождествлялась с андрогином Агдитис и т. п. В семитских мифологиях Бел (см.: «Вавилонская космология и алхимия», примеч. 3* к гл. «Живой космос») — обозначение как класса богов, так и прозвище (вместо табуированного имени) верховного бога племени или местности. Белит (Баалат), т. е. «хозяйка», «владычица» — высшее женское божество с теми же функциями, часто (но не обязательно!) супруга Бела. Танит (правильнее — Тинит) — одно из верховных божеств карфагенского пантеона (напомним: Карфаген основан в X в. до н. э. на западном побережье африканского Средиземноморья финикийцами-семитами), богиня-дева, почиталась совместно с верховным богом Карфагена, богом плодородия Баал-Хаммоном; ее эпитетами были: «лик (украшение) Баала», «небесная дева», а также «Великая матерь» (весьма вероятно, что первоначально Тинит считалась супругой Баал-Хаммона). Астарта — см.: «Вавилонская космология и алхимия», примеч. 1 * к гл. «Космос и магия» и примеч. 2* к ч. I, гл. 3 данной работы.
<< | >>
Источник: Элиаде М.. АЗИАТСКАЯ АЛХИМИЯ. 1998

Еще по теме П. Миф об андрогине:

  1. Любовь
  2. Андрогинный баланс как фактор индивидуального своеобразия психики человека
  3. ФЕНОМЕН ДУХА И КОСМОС МИРЧИ ЭЛИАДЕ
  4. П. МИФ ОБ АНДРОГИНЕ
  5. Серафита
  6. Архетип андрогина
  7. Божества андрогины
  8. МЕФИСТОФЕЛЬ И АНДРОГИН
  9. П. МЕФИСТОФЕЛЬ И АНДРОГИН, ИЛИ МИСТЕРИЯ ЦЕЛОСТНОСТИ1*
  10. «Симпатия» к Мефистофелю
  11. Предыстория coincidentia oppositorum
  12. Мифы и ритуалы, связанные с обретением цельности
  13. Немецкий романтизм
  14. Миф об андрогине
  15. Божественный андрогин
  16. Ритуальное наделение качествами обоих полов
  17. Изначальная цельность
  18. П. Миф об андрогине
  19. П. Мефистофель и андрогин, или Мистерия целостности «Симпатия» к Мефистофелю