<<
>>

I. Переживание мистического света

Кавманек 1 Иглюлик (иглулик) — этнографическая группа эскимосов Канады, обитатели полуострова Мелвилл, северной части о-ва Баффинова Земля и о-ва Саутгемптон, в недавнем прошлом — охотники на тюленей, сегодня их основная хозяйственная деятельность — рыболовство.
Парагномический (от греч. пара — «около» и уусоцт] — «мысль», «познавательные способности») — здесь: действующий помимо обычных органов чувств, параллельно рациональному восприятию либо вне его. «Застывший свет» 1 Байаме — верховное божество племен Юго-Восточной Австралии (это имя на языке одного из племен связано с глаголом «делать»), создатель людей (частично — из дерева и глины, частично — путем превращения из животных), даровавший им законы и обычаи, покровитель инициационных обрядов. Индия: свет и атман 1 В канон индуистской литературы помимо Вед входят и другие сочинения, в частности брахманы (букв.: санскр. «толкования высшей сути») — обширные толкования Вед, описывающие и объясняющие обряды и священные церемонии; каждая брахмана прикреплена к определенной Веде, «Шатапатха- брахмана» — к «Яджурведе» (см.: «Азиатская алхимия», примеч. 98*). Атман — в религиозно-мифологической системе индуизма субъективное психологическое начало, душа, «самость», «я», существующее не только у человека, но и у любого природно-космического феномена. См.: «Вавилонская космология и алхимия», примеч. 33* к гл. «Космос и магия». См.: «Миф о воссоединении», примеч. 1* к ч. I, гл. 9. 5 Одним из основополагающих принципов индуистской философии и религии является представление о том, что атман (см. выше, примеч. 2*) тождествен брахману (см.: «Миф о воссоединении», примеч. 2* к ч. I, гл. 5), т. е. индивидуальное «я» есть то же, что и всеобщее Бытие. 6 Пуруша — здесь: философское понятие, см.: «Кузнецы и алхимики», примеч. 2* к гл. 12. Шанкара (по преданию, 788—820) — индийский философ и религиозный реформатор. Согласно Шанкаре, есть лишь одна реальность — всеобщее духовное начало (брахман) и индивидуальный дух (атаман), составляющие единство, весь же видимый мир представляет собой иллюзию (майя), впечатления нашей души, произведенные высшим духом.
Будда (санскр. «просветленный»), он же Шакьямуни («мудрец из рода Шакьев»), он же Сиддартха Гаутама (вероятно, 563—483 до н. э.) — индийский пророк, основатель буддизма. Согласно преданию, царевич Сиддартха, выросший в радости и роскоши, в 29 лет столкнулся со зрелищем страданий и смерти, покинул родной дом и шесть лет предавался аскетическим подвигам, дабы найти истинный путь избавления от страданий. Наконец, сидя под деревом близ города Варнараси (Бенарес), он понял, что любое желание порождает страдания и, чтобы избавиться от них, надо угасить в себе все стремления, что прекратит цепь перерождений и приведет человека к нирване — некоему трудноопределимому высшему состоянию, являющемуся ни жизнью, ни смертью, ни блаженством, ни отсутствием блаженства; путь к такому состоянию лежит в добродетели и самоограничении, в отказе от жизненных пут и привязанностей. Указанное знание пришло к Сиддартхе Гаутаме мгновенно, как озарение, и после этого он перешел в состояние Будды, т. е. просветленного. В I в. н. э. буддизм разделился на два течения — хинаяну («Малую колесницу» или, в иной интерпретации, «узкий путь») и махаяну («Большую колесницу» или «широкий путь»). Сторонники первого течения считают Будду образцом и идеалом поведения, но обычным человеком, отличным от остальных тем, что он открыл путь спасения. Достижение нирваны возможно, по учению хинаянистов, для каждого человека, но исключительно путем личных усилий. В махаяне же Будда приобретает черты высшего божества, спасителя мира (будд вообще неисчислимое множество, и Сиддартха Гаутама — лишь один из них); в деле достижения нирваны возможны посредники — бодхисатвы (личности, получившие благодаря святой жизни возможность перейти в нирвану еще при земном существовании, но остающиеся в миру, чтобы помочь верующим) и — шире — вообще духовенство, отсутствующее в хинаяне, где признается лишь монашество, преданное исключительно делу личного спасения. В махаяне, в отличие от хинаяны, практикуется пышный культ Будды и бодхисатв.
Йога и «мистический свет» 1 Сутра (букв.: санскр. «нить», «веревка», в переносном смысле — «правило») — в Древней Индии жанр философского сочинения, краткое изложение учения, содержащее описание всего, что содержится в этом учении, его понятий и терминов. Вьяса (букв.: санскр. «Составитель», настоящее имя, вероятно, Кришна Двайнапайнана; время деятельности колеблется в весьма широких пределах — от 1500 г. до н. э. до IV в. до н. э.) — полулегендарный индийский мудрец, ему приписывается авторство «Махабхараты» и ряда религиознофилософских трактатов. Иогавакара — персонаж не идентифицирован 4 Татхагата — в буддизме хинаяны эпитет Будды, в махаяне — синоним слова «будда» (имеется в виду любой из будд — см. выше, примеч. 9* к гл. «Индия: свет и атмат). Слово это не удается однозначно истолковать, предлагаются варианты: «так ушедший», «так пришедший», «постигший сущность». 3 Чандракирти (VII в.) — индийский философ, приверженец махаянистского буддизма; в своих трактатах «Ясное слово» и «Введение в учение срединного пути» доказывал, что абсолютная реальность невыразима, «абсолютная реальность есть молчание святого». Ваджрадхара (букв.: санскр. «держащий ваджру») — в одном из течений буддизма образ будды, символизирующий самодостаточную, ничем не обусловленную природу просветления. Иногда Ваджрадхарой именуется ади- будда — персонифицированная сущность всех будд. Ваджра (санскр. «молния», «алмаз») — в буддизме изображаемый в виде скипетра — символ прочности, неуничтожимости, а также мужского начала, пути, искусности, активности и сострадания. «Дигха-никая» («собрание пространных поучений») — один из разделов «Сутта- питаки», энциклопедии буддийской мудрости, являющейся в свою очередь частью «Трипитаки», собрания буддийских канонических текстов, составленного в V в. до н. э., отредактированного в Ш в. до н. э. и дошедшего до нас в записи ок. 80 г. до н. э. Абхасвары — в индийской мифологии разряд низших божеств, помощников Шивы. Теофания в виде света 1 «Бхагавадгита» (санскр. «Божественная песнь») — один из самых известных и популярных разделов «Махабхараты» (см.: «Миф о воссоединении», примеч. 1* к гл. 5). Сюжет ее следующий: перед началом сражения великий воин Арджуна отказывается участвовать в братоубийственной войне. Возница его боевой колесницы Кришна, являющийся воплощением бога Вишну (см.: там же), дабы побудить Арджуну к битве, разъясняет ему смысл высшего закона бытия, излагает практически философию и теологию индуизма. 2 Махатма (букв.: санскр. «великая душа») — эпитет бога Вишну. То, что знаменитый индийский общественный деятель, проповедник ненасилия Мо- хандас Карамчанд Ганди (1869—1948) получил прозвище Махатма, объясняется тем, что в глазах миллионов своих приверженцев он был земным воплощением этого бога. 3а Пураны — см.: «Миф о воссоединении», примеч. 1* к гл. 5. 4 «Хариванша» (санскр. «Родословная Хари») — последняя, 19-я книга «Махабхараты», первоначально, видимо, являвшаяся самостоятельной поэмой. Хари (букв.: «рыжевато-коричневый», толкуется как «избавитель») — одно из имен Вишну. 5* Брахман — здесь: индуистский священнослужитель. 6 Чакра (санскр. «круг» или «диск») — священное оружие Вишну, обладающее сверхъестественной силой, первоначально, видимо, нечто вроде бумеранга. Впрочем, термин «чакра» подвергается множеству толкований как в индуизме, так и в современных эзотерических учениях. В частности, чакра понимается как некая точка концентрации внутренней энергии в разных частях тела, например во лбу (чаще всего), испускающая в особых случаях ослепительный свет. 7 Меру — см.: «Вавилонская космология и алхимия», примеч. 5* к гл. «Космос и магия». 8 Тапас — аскетические упражнения в индуизме; их цель — прекращение зависимости духа от материи. Нараяна — первоначально, видимо, высшее божество аборигенных (доарийских) народов Индии, в позднем индуизме — одно из имен Вишну, но также сближается с Брахмой или описывается как Миро- вой Дух. Шветадвипа — см.: «Азиатская алхимия», примеч. 32*. 10 Левка (греч. Леихл — букв.: «белая») — в греческой мифологии остров блаженных, где после смерти в счастливой вечной жизни обитал герой Ахилл; по сообщениям древних географов, с Левкой отождествлялся небольшой остров в Черном море близ устья Дуная. Авалон (правильнее: Аваллон, видимо, от кельтского слова, значащего «яблоко») — в кельтской мифологии также остров блаженных, некий аналог рая, находящийся где-то на западе в Атлантическом океане; остров связан в мифах не с собственно белым цветом, но с прозрачностью, на нем находится стеклянный дворец или башня; на остров Аваллон был перенесен смертельно раненный король Артур. Буддизм 1л См. выше, примеч. 7* к гл. «Йога и “мистический свет”». Рупалока — одна из лок (др.-инд. «loka» — «мир», «свет») в индийской и буддийской мифологиях миров, составляющих части Вселенной; существуют небесные, земные и подземные (адские) локи, локи богов, духов, аскетов и святых и проч., различные религиозно-мифологические системы насчитывают разное число лок; в рупалоке, представления о которой существуют в буддизме, пребывают боги и аскеты, достигшие самадхи (см.: след, примеч.). Следует отметить, что боги и святые, пребывающие в рупалоке и иных высших дева- локах (см. ниже, примеч. 5*), хотя и испытывают различные формы блаженства, все же не исключены из цепи перерождений и не достигли нирваны. Самадхи — в учении йоги: самоуглубление, сосредоточение, требующее полного отключения от внешнего мира; в буддизме махаяны (как здесь): внутреннее состояние, ведущее к погружению в нирвану. «Абхидхарллакоша» — энциклопедический трактат древнеиндийского философа Васубандлу (V в. н. э.), компендиум философских воззрений буддизма. Видимо, неточность. Скорее всего, имеется в виду не Брахма, высшее божество индуизма, а брахмалока — высший мир (один из девалок, лок богов), в котором живут боги, «обладающие телами Брахмы»; человек в акте глубокого внутреннего созерцания (дхьяна) может достичь брахллалоки. Рупадхату — также один из высших миров буддийской религии, в котором человек (душа) пребывает как бы в йогическом трансе: не чувствует ни вкусов, ни запахов, но обладает обостренным зрением и слухом; в рупадхату медитирующий аскет может попасть как при жизни, оставаясь телом на земле, так и после смерти. Гандхара — область на северо-западе нынешнего Пакистана, в конце I—II в. н. э. входила в состав Кушанского царства (см.: след, примеч.). Гандхарская школа скульптуры, в основе своей индийская, но испытавшая немалое среднеазиатское и греческое влияние, создала свой неповторимый стиль. Именно в гандхарской школе Будда впервые стал изображаться в виде человека (до этого существовали лишь символические образы — дерево, колесо и др.). 7 В I в. до н. э. в Бактрии (историческая область в Средней Азии) образовалось небольшое княжество, возглавляемое племенем (или родом) кушан. В I в. н. э. кушаны напали на Северо-Западную Индию. В период наибольшего могущества в начале П в. их государство со столицей в Пурушапуре (совр. Пешавар) охватывало Бактрию, большую часть современного Афганистана, крайний запад Китая, западные и центральные районы Северной Индии и часть Бенгалии. Культура Кушанского царстЬа представляла собой сплав иранских, индийских и греческих элементов. Религией Кушанского царства был буддизм. 8 «Лалитавистара» (санскр. «Подробное описание игры [Будды]») — написанное предположительно в начале н. э. (I или П в.) в Индии сочинение, пред ставляющее собой жизнеописание Будды с акцентом на творившиеся им чудеса. «Саддхармапундарика» (санскр. «Лотос истинного / благого закона») — ма- хаянистская сутра (см. выше, примеч. 1* к гл. «Йога и “мистический свет”») л индийского буддиста Кумарадживы (начала V в. н. э.). л Татхагата — см. выше, примеч. 4* к гл. «Йога и “мистический свет”». Чань (в японском произношении — дзен)-буддизм — см.: «Азиатская алхимия», л примеч. 47*. Атвагхоша (предположительно, первая половина II в. н. э.) — индийский буд- # диет, один из основателей учения махаяны. Амидизм — направление в японском буддизме, Лоронники которого особо почитают будду Амиду (от санскр. Амитабха — «бесконечный свет»). Уже в раннем буддизме появилось мнение, что Шакьямуни — не единственный будда, что достигших просветления, высшего совершенства, т. е. состояния будды, было множество как на земле, так и в иных сферах (локах). В начале н. э. в Индии возникли представления о некоем Дхармакаре, который достиг состояния будды (он и есть Амитабха) и силой созерцания (дхьяны) создал особую «сферу будд» — сукхавати, нечто вроде рая, в котором пребывают праведники, и именно там, в этом раю, без дальнейших перерождений переходят в нирвану. В VIII в. культ Амитабхи и рая сукхавати переходит в Японию; будда Амида в японском амидизме — владыка рая, а рай этот, особо в народных верованиях, приобретает вполне материальные (хотя и чудесные) черты: там растут ароматные цветы и деревья, а в благоуханных реках резвятся ку- л палыцицы, по желанию которых вода делается то горячей, то холодной. Магадха — историческая область на юге Индии (на юге нынешнего штата Бихар); в V в. до н. э. — VI в. н. э. существовавшие на территории Магадхи царства были центрами распространения буддизма. Гандхарвы — в индийской мифологии группа полубогов. Первоначально, видимо, признавался лишь один Гандхарва — хранитель сомы, иногда с ней и отождествлявшийся, возможно также — водное божество; позднее гандхарва- л ми называли вредоносных духов лесов, вод и воздуха. В мифологических традициях многих народов пещера — символ соединения верхнего и нижнего миров, утроба матери-земли, потаенное место сохранения высших ценностей (ср.: «Вавилонская космология и алхимия», примеч. 29* к гл. «Космос и магия»), а также место, где порождается или прячется перед тем, как завладеть миром, верховное божество нового поколения: например в пещере на Крите скрывается младенец Зевс, который, выйдя оттуда, свергает своего отца Кроноса. Ср. раннехристианские легенды о рождении младенца л Христа в пещере. Майя — в индийских верованиях первоначально особая магическая сила, принадлежащая божествам, позднее — магические способности к перевоплощению, метаморфозам, к наведению морока, обмана. В развитой индийской философии и религии, в первую очередь в вишнуизме, майя — иллюзия бытия; в действительности же материальный, воспринимаемый чувствами мир есть лишь греза бога (Вишну, Брахмы). Свет и бардо 1 Бардо — в тибетском буддизме особое состояние, в котором в течение 49 дней пребывает после смерти ла — жизненная сила умершего. В момент смерти каждый видит ослепительный свет, затем ему являются благие и злые божества, духи и т. п., и за время пребывания в бардо ла должна пройти долгий и трудный путь; если ла человека одолевает его, то оказывается в раю (сукхавати — см. выше, примеч. 13* к гл. «Буддизм»), если нет — возрождается на земле в ином обличье. Подробнее см. ниже. См.: «Миф о воссоединении», примеч. 10* к ч. I, гл. 4. «Тибетская книга мертвых» (Бардо Те док) — тибетский буддийский текст, описывающий поведение ла в бардо (см. выше, примеч. 1*) и дающий советы по правильному прохождению ею пути. Опубликованный в 1927 г. трактат сделан по списку XVII в., но, по мнению ряда исследователей, отражает более древние представления. В 1935 г. «Тибетская книга мертвых» была издана с комментариями К.-Г. Юнга. Бхагаван Вайрочана (санскр. «Бог Сияющий») — в махаянистском (особо — тибетском) буддизме один из высших будд (дхъяни-будд), повелитель бесконечного пространства. Дхарма-Дату — одно из имен ади-будды (см. выше, примеч. 6* к гл. «Йога и “мистический свет”»). Дэвы — здесь этим словом, обозначающим злых духов в ираноязычных и тюркоязычных регионах, названы идамы — гневные ипостаси благих божеств тибетской мифологии; идамы испытывают души умерших и пропускают лишь праведников. Лока — см. выше, примеч. 2* к гл. «Буддизм». Самбхога Кайя (санскр. «плодоносящая») — в буддизме махаяны одновременно царство будд и некая сфера (лока), где находятся зародыши всех вещей, материальных и духовных. Гнозис — здесь: истинное мистическое знание сущности всех вещей. Ср.: # «Вавилонская космология и алхимия», примеч. 21* к гл. «Живой космос». Лама (тибетск. «высочайший») — в тибетском буддизме монах- священнослужитель, духовный наставник верующих, учитель тех, кто стремится вникнуть в суть буддийского учения; тем же, кто не в силах постичь это учение, лама обеспечивает благое перерождение молитвами и ритуальными действиями. Свет и майтхуна 1 См.: «Азиатская алхимия», примеч. 48*. Тантрой именуется также особое течение в буддизме махаяны — ваджраяна («алмазная колесница»), испытавшее влияние индуистского тантризма. Ваджраяна лежит в основе тибетских школ буддизма. Цзонкаба (Цзонхава) (1357—1419) — тибетский реформатор буддизма, основатель школы гелукпа («школа добродетели»), иначе — «желтошапочного» буддизма. Согласно Цзонкабе, большинство людей не способно постичь истинное учение Будды, поэтому они должны вверить себя монахам-ламам, некоторые могут достичь просветления, но способны лишь к собственному спасению, и лишь единицы избирают путь бодхисатв (см. выше, примеч. 9* к гл. «Индия: свет и атман»\ в тибетском буддизме бодхисатвы почитаются даже выше будд), и именно эти две высшие категории людей (и только они) должны изучать высшую философию, практиковать тантрические ритуалы. Учение Цзонкабы к XVII в. восприняло в Тибете большинство буддийских школ и привело к победе желтошапочного буддизма (в западной науке его называют ламаизмом, ввиду особого положения лам в этом учении) и созданию там теократического государства во главе с высшим из лам — далай-ламой (т. е. «морем-ламой», «океаном-ламой»). Ваджра — в тантрисгском буддизме активное, мужское начало (см. выше, примеч. 6* к гл. «Йога и “мистический свет”»). Панда — неясно; видимо, имеется в виду праджня — в ваджраяне женское начало, женское соответствие будд, бодхисатв и иных божественных персонажей. 4 См. «Миф о воссоединении», примеч. 5* к ч. I, гл. 8. Тибетский миф о человеке-свете 1 «Апокриф Иоанна» — раннехристианский египетский гностический текст на коптском языке (копты — египтяне-христиане, доныне использующие в богослужении коптский язык — поздний вариант древнеегипетского), дошедший до нас в четырех различных вариантах IV—V вв.; основную часть текста составляет сделанное от имени апостола Иоанна повествование о творении Космоса и человека. «Пистис София» (греч. «Вера-Премудрость») — раннехристианский гностический коптский текст III или IV вв. В этом тексте содержится гностическое учение о космогенезе (эон Пистис София порождает богов-демиургов), а также некое тайное знание (гнозис), переданное Иисусом после Воскресения Марии Магдалине. «Премудрость Иисуса» — раннехристианский коптский гностический текст III— IV вв.; представляет собой поучение якобы от имени Иисуса Христа о том, как достичь спасения путем освобождения духа от материи. Китайские техники ^ Чжуан-цзы — см.: «Азиатская алхимия», примеч. 38*. Мин — китайская императорская династия в 1368—1644 гг. Иран 1 В V в. по всему христианскому миру развернулись христологические споры о проблеме соединения в личности Христа божественного и человеческого. Не- сториане (по имени основателя течения, епископа Константинопольского Не- стория) настаивали на том, что в Христе сосуществуют Бог Сын и человек Иисус, причем связь между ними условная и относительная. Их крайние противники монофизиты (греч. IIOVOQ среднеперсидское хварно, или хварроу — понятие, значащее «божественная сущность», приносящая славу, власть, удачу, богатство, и выражающееся в сиянии; проявляется в виде нимба у особ (чаще всего — царей), этим хварно обладающих. Митра — см.: «Вавилонская космология и алхимия», примеч. 21* к гл. «Космос и магия». 6 «Протоевангелие Иакова» — принятое в науке название апокрифической «Истории Иакова о рождении Марии», написанной ок. 200 г. от имени Иакова Брата Господня и повествующей о рождении и детстве Богоматери и рождении ею Христа. Юстин Мученик (он же Юстин Философ; ум. между 163 и 167 гг.) — раннехристианский грекоязычный писатель и мыслитель, один из первых, пытавшихся соединить античную ученость с христианской верой. Ориген (185— 254) — христианский мыслитель и аскет, один из основателей христианской философии. «И встали они у пещеры, и облако сияющее появилось в пещере. И сказала [повивальная] бабка: душа моя возвеличена, глаза мои увидели чудо, ибо родилось спасение Израилю. И облако тогда отодвинулось от пещеры, и в пещере засиял такой свет, что они не могли вынести его, а немного времени спустя явился младенец и взял грудь матери своей, Марии». Перев. И. С. Свенцицкой. — Апокрифы древних христиан. М., 1989. С. 125. «Opus imperfectum in Matthaem» — «Незавершенное творение по Матфею» — название латинского перевода V в. несохранившегося грекоязычного трактата, впервые упоминаемого у Иоанна Златоуста (ок. 350—407), знаменитого моралиста, богослова, проповедника и церковного деятеля. Трактат содержит толкование отрывков из Евангелия от Матфея. В Писании ни число царей- волхвов, поклонившихся младенцу Иисусу и принесших ему дары, ни родина их не указаны. Уже в трудах Оригена родина царей прочно связывается с Ираном, число их — три (представления о двенадцати волхвах, явно связанное с двенадцатью апостолами и вообще магическим числом 12, не были приняты традицией). Местом их пребывания (или местом, откуда они увидели Вифлеемскую звезду) во многих средневековых источниках названа гора Ваус (Фаус) или Викториалис (лат. «Победная»). Точной локализации нет, # высказывались гипотезы, что она как-то связана с Кавказом. Сиф — в Писании третий сын Адама и Евы, родоначальник всех народов. В позднеиудейских и раннехристианских апокрифах, а также в гностической литературе нередко описывается как грядущий мессия, который не умер, но уснул и ждет своего часа. В первые века н. э. в различных гностических текстах излагались тайные учения о сотворении мира и о спасении, которые # перед смертью Адам излагал Сифу. «Хроники Зукнина» — монастырские хроники, созданные на сирийском языке в монастыре Зукнин (около нынешнего города Диярбакыр в Турции) и охватывавшие 582—842 гг. Долгое время эти хроники приписывались сирийскому монофизитскому патриарху Дионисию из Телл Магре (ум. 845). Axis Mundi — лат. «ось мира». Во многих мифологических традициях в центре Вселенной находится Мировая Гора, через которую проходит ось мира; гора есть также место соединения земного мира с небесным. В иранской мифологии Мировая Гора Хара (или Хукарья) является главной вершиной хребта (не единичной горы) Хайрайти, или Хара Березайти (так правильнее), ^ опоясывающего весь мир. 1Л Саошьянт («тот, кто спасет») — в зороастризме — мессия, будущий спаситель человечества, который должен явиться в конце мира. Согласно некоторым толкованиям зороастрийских текстов, Саошьянт будет то ли возродившимся Заратуштрой, то ли его потомком. 11 Ханаан — идущее от Писания название Сирии, Палестины и Финикии. Угарит — город-государство во II тысячелетии до и. э. в Финикии; ныне — л городище Рас-Шамра близ города Латакия в Сирии. Кссмократор — греч. «владыка Космоса». Ветхий Завет и иудаизм 1 Филон Александрийский (28 или 21 до и. э. — 41 или 49 и. э.) — грекоязычный иудейский философ; пытался сочетать иудейскую религию с философией Платона, выдвинул подхваченное христианством учение о Логосе как эманации Бога, посреднике между Ним и миром. Здесь, скорее всего, имеется в виду учение Филона об экстатическом восхождении «к Богу. Ханука (др.-евр. «освящение») — иудейский праздник в честь освящения Иерусалимского храма, произведенного борцом за независимость Иудеи Иудой Маккавеем после того, как храм был осквернен царем Сирии Антиохом Эпифаном (события относятся ко П в. до н. э.). Длящийся восемь дней обряд праздника состоит, среди прочего, в зажигании свечей на особом ханукаль- ном подсвечнике; по преданию, во время празднования первой Хануки светильник в Иерусалимском храме горел восемь дней и ночей, хотя в нем кончилось масло. Левиафан (от др.-евр. lawa — «свертываться, виться») — упоминаемое в Писании морское чудовище, описываемое как крокодил, гигантский змей или чудовищный дракон, враждебное Богу могущественное существо, над которым Он одержал победу в начале времен (ср.: Пс. 73, 14; Ис. 27, 1). Крещение и Преображение 1 Элиаде, как и многие религиоведы, применяет термин «теологические» к тем религиям — иудаизму, христианству, исламу, — в центре которых находится Священное Писание, т. е. данный в откровении текст, требующий истолкования, посему в этих религиях возникает богословие, использующее философские приемы мышления. 2* Григорий Назианзин (ок. 333 — ок. 390) — святой, христианский мыслитель, церковный деятель и религиозный поэт, один из Отцов Церкви; в богословии стремился применять методы Платоновой диалектики. 3 Согласно Писанию, когда Иисус с учениками — Петром, Иаковом и Иоанном — взошел на высокую гору (традиция отождествляет ее с горой Фавор в Палестине), «и преобразился перед ними: и просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет» (Матф. 17, 2). Ср. ниже, примеч. * 5*. 4 «Евангелие евреев» — упоминаемый у христианских писателей П—IV вв. апокрифический текст, который считался каноническим у одной из иудео- христианских сект (какой именно — идут споры), т. е. течений в раннем христианстве, приверженцы которых считали обязательным соблюдение иудейской обрядности и отрицали авторитет апостола Павла; существует предположение, что «Евангелие евреев», дошедшее до нас в отдельных цитатах, было написано в I в. на арамейском языке. 5 Исихазм (от греч. T|oi)xia — «покой», «безмолвие») — возникшее не позднее VII в. и окончательно оформившееся в учении и деятельности св. Григория Паламы (1296—1359) течение (и монашеская практика) в православии. Согласно Паламе, сущность Бога непознаваема, но Божество можно созерцать и познавать благодаря присутствию в мире несотворенных божественных энергий. В результате особых аскетических упражнений — молчание, самососредоточение и т. п. — возможно «внутренними очами» узреть Бога как Фаворский свет, тот же самый, который видели ученики Христа на горе Фавор (см. выше, примеч. 3*). Симеон Исихаст (он же Симеон Солунский; ум. 1429) — византийский богослов. Переводчики еврейской Библии на греческий передали др.-евр. kbwd (само- обнаружение, явление Господа в огне, свете, дыме) греческим словом «6о?а» — «слава». Ср.: «Вид же славы Господней на вершине горы был пред глазами сынов Израилевых, как огонь поядающий» (Исх. 24, 17). «Пламенеющие» монахи 1 Патристика — совокупность учений первых христианских мыслителей и богословов, так называемых Отцов Церкви в II —VIII вв. «Книга кущ» (иначе — «Райская книга») — название расширенного латинского перевода VII в., написанного в 419—420 гт. епископом г. Елеонополь в Египте Палладием (368—430) сборника легенд «Лавсаик» — о пустынниках Фиваиды в Верхнем Египте (название сборника дано по имени Лавса, византийского префекта Египта, которому книга посвящена). Ниже упоминаются монахи Фиваидской обители: Иосиф (ум. после 451); св. Арсений (354—445), приближенный константинопольских императоров, в 391 г. покинувший мир и ставший знаменитым аскетом; Писентий (568—631 или 632), упомянутый лишь в латинском переводе. Св. Савва Освященный (439—531) — палестинский отшельник и чудотворец; его житие написал также отшельник и аскет Кирилл (ок. 526 — после 555) из сирийского города Скифополя. К Савве Освященному стекались люди со всех краев христианского мира, и среди них был отшельник из Британии Юстиниан, посетивший Палестину в 530 г. (у Элиаде, видимо, опечатка) и умерший не позднее 540 г. в монастыре на острове Мэн у берегов Англии. Сисой — фиваидский монах, известный нам лишь из «Лавсаика». В предсмертном видении ему является св. Антоний Великий (251—356), основатель египетского пустынножительства. Мессалиане — здесь: христианская секта, существовавшая во второй половине IV в. в Сирии, Армении и Малой Азии (в первой половине того же века существовала и иная секта с тем же названием, о которой мало что известно); согласно учению мессалиан, в человеке изначально обитает злой дух, который можно изгнать лишь сверхсуровой аскезой, после чего в человеке поселяется Дух Святой и аскет делается полностью свободным от греха. Палама и Фаворский свет 1 Варлаам Калабрийский (ок. 1290—1348) — греческий мыслитель и богослов, уроженец Калабрии в Южной Италии (на протяжении всего средневековья в Южной Италии и на Сицилии жило немалое количество православных греков), учитель Петрарки и Боккаччо, сторонник рационалистического метода в богословии. Его спор с Паламой привел к осуждению и преданию анафеме Варлаама в 1341 г. на Константинопольском Соборе. 2 Симеон Новый Богослов (949—1022) — византийский поэт и мыслитель, мистик, визионер, аскет; одна из центральных тем творчества Симеона, и богословского и поэтического, — попытка выразить принципиально невыразимое Божество. 3 Имеется в виду конец света, светопреставление; согласно высказываниям многих христианских мыслителей, земная история, разворачивающаяся во времени, есть некий остров в вечности, время создано вместе с миром и с концом его прекратится. От греч. «ёо%ато^» — «крайний», «предельный», «последний» — произведено наименование учения о конце света — эсхатология. 4 Никита Стифат (изв. ок. 1053) — монах Студийского монастыря в Константинополе, известен, среди прочего, своей яростной антикатолической полемикой. 0 Серафим Саровский (1759—1833) — русский святой, чудотворец, отшельник, затворник в Саровском монастыре (в Нижегородской губернии). Шри Рамакришна (настоящее имя Гададхар Чаттерджи; 1834—1886) — индийский мыслитель и религиозный реформатор, индуист. Проповедовал широкую веротерпимость (все религии есть разновидности Высшей Веры), любовь к Богу через любовь к людям. Мистика света 1 Согласно «Деяниям Апостолов», Савл (будущий апостол Павел) первоначально был правоверным иудеем, преследовал первых христиан и был направлен своими единоверцами из малоазийского города Таре, где он жил, в Иерусалим и Дамаск, дабы активизировать там борьбу с приверженцами Христа. «Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба; он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» (Деян. 9, 3—4). Иоанн Креста (Хуан де ла Крус, подлинное имя и фамилия Хуан де Иепес; 1542—1591) — испанский монах, поэт и визионер, один из основателей и деятелей движения босоногих кармелитов (см. ниже, примеч. 5*); прозвище свое взял при пострижении, ибо импульсом к этому действию было видение распятого Христа. Знаменитый французский физик и религиозный философ Блез Паскаль (1623—1662) в 1651 г. пережил целую серию невзгод: крушение любви, смерть отца и падение с лошади, причинившее ему тяжелые травмы. Это произвело перелом в его жизни, он предавался размышлениям о бренности всего земного и в 1655 г. удалился в монастырь Пор-Рояль в Париже. Там он вел жизнь сурового аскета и, как выяснилось после его смерти, записывал все, приходящее ему на ум: после его кончины келья его оказалась буквально засыпана бумажками, на которых начертаны различные мысли, рассуждения, иногда одно-два слова. Клочок бумаги с единственным словом «огонь» был объявлен талисманом Паскаля его близкими, так ли это на самом деле — неизвестно. Собранные заметки были опубликованы в 1669 г. под общим названием «Мысли». 4 Мистик, экстатик, философ-самоучка, сапожник Бёме (см.: «Кузнецы и алхимики», примеч. 9* к Предисловию) пережил в своей жизни несколько приступов экстаза, когда ему ясно открывалась вся суть мироздания. Третий из таких приступов произошел у него в 1612 г., после чего он начал писать свое главное произведение (определить его жанр невозможно: это и визионерские впечатления, и толкования мест из Писания, и поэтические отрывки, и философские рассуждения) «Аврора, или Утренняя заря в восхождении» (опубликовано посмертно в 1634 г.). 5 Кармелиты — основанный ок. 1156 г. в Палестине в горном массиве Кармил (Кармел) монашеский орден (орденские предания возводят его основание то ли к Илие Пророку, то ли к Иоанну Крестителю), с 1224 г. — нищенствующий, со строгим уставом. С 1247 г. орден разделился (в дальнейшем он неоднократно разделялся — последний раз в 1580 г. — и объединялся — последний раз в конце XVII в.) на две ветви: конвентуалов, или обутых братьев, с более или менее умеренным уставом, и обсервантов, или босоногих братьев, с уставом весьма строгим, запрещавшим ношение обуви, употребление в пищу мяса и т. п. ь В начале 1630-х гг. в монастырь урсулинок (основанный в 1537 г. и утвержденный в 1572 г. женский орден св. Урсулы, предназначенный для воспитания девочек из малоимущих семей) в южнофранцузском городе Лудене был назначен исповедником священник Юрбен Грандье (1590—1634), человек молодой, изящный, весьма красноречивый и, по слухам, женолюбивый. Его появление вызвало среди духовных дочерей эпидемию влюбленности и, соответственно, ревности. Эти эмоции в условиях затворничества и подавления чувств привели к настоящему коллективному психозу, сопровождавшемуся взрывами истерии, эпилептическими припадками, сомнамбулизмом, видениями и т. п. Грандье был обвинен церковными властями в колдовстве и организации шабашей, а для изгнания бесов из монахинь был направлен известный экзорцист (изгоняющий нечистого) Жан-Жозеф Сюрен (1600—1665). Главной свидетельницей обвинения и главным объектом изгнания бесов была настоятельница монастыря мать Иоанна от Ангелов, в миру Жанна де Бель- сьёль, или Бельсьёр (1602—1665). Среди прочего, она заявила, что Грандье проникал к ней и иным монахиням через запертую дверь и творил с ними блуд (медицинское освидетельствование доказало их девственность). Она же во время изгнания из нее дьявола устами этого дьявола излагала договор между Грандье и Вельзевулом. На основании этих показаний и свидетельств Сюрена Грандье был приговорен к смертной казни. Узнав об этом, Жанна заявила, что оговорила злосчастного священника из ревности, и даже пыталась покончить с собой. Ее слова не были приняты во внимание, и бывшего исповедника сожгли. Отец Сюрен пробыл в Лудене в качестве экзорциста с 1634 по 1637 г., хотя уже в 1635 г. стало ясно, что он психически болен (в 1654 г. он выздоровел). Следует отметить, что Элиаде берет свидетельства не из научных исследований Луденского дела (таковых было немало), а из беллетризи- рованного описания его, предпринятого английским писателем Олдосом ^ Хаксли (1894—1963). Зикр (араб, «поминание») — особый молитвенный обряд, напоминающий радение, практикуемый суфийскими дервишами (перс, «нищий, бедный»; дервиши представляют собой группы странствующих или совместно проживающих аскетов, различные течения среди дервишей западные исследователи называют орденами, указывая на близость их к монашеству). Зикр состоит в произнесении молитвенной формулы с именем Аллаха и различных телодвижений — прыжков, вращения на месте, бега по кругу и т. п., этим участники зикра доводят себя до экстаза, понимаемого как слияние с Богом. Ала ад-Даула Симнани (1261—1336) — персидский суфий, мистик, один из основателей течения оседлых общежитийных дервишей, учредитель такого общежития (он в нем и умер), называемого в западной науке монастырем. Опыт переживания спонтанной люминофании 1 Уильям Джеймс (1842—1910) — американский философ и психолог, один из основателей психологии религии (основной труд в этой области — «Многообразие религиозного опыта», 1902), защищал идею возможности мистического общения с потусторонним миром, основатель и первый президент спиритического «Американского общества психических исследований». Упомянуты английские и американский (Уитмен) поэты, утверждавшие родство человека с природой, Космосом и всем живым, воспевавшие красоту и гармонию (хотя бы и трагическую гармонию) мира: Уильям Водсворт (Уодсуорт) (1770—1850), Перси Биш Шелли (1792—1822), Джон Ките (1795— 1821), Роберт Браунинг (1812—1899) и Уолт Уитмен (1819—1892). 3 Самость (das Selbst) — одно из ключевых понятий юнгианской аналитической психологии: непосредственное ощущение личностной внутренней целостности человека, его истинное и подлинное «я»; конечная цель развития личности есть ее индивидуация, объединение бессознательных архетипов и сознательных переживаний в указанной Самости. В поздней (XX в.) католической теологии, несмотря на отрицательное в целом отношение Католической Церкви к учению Юнга, также употребляется термин «Самость» как обозначение слияния всех помыслов души в любви к Богу. Incipit vita nova — первые слова юношеского произведения Данте «Новая жизнь» («Vita nuova»), возможно, первой в человеческой истории психологической автобиографии. Центральная тема ее — духовная, возвышенная любовь, которая вместе с тем есть страсть к реальной женщине, являющейся также и воплощением всех наивысших духовных и моральных качеств. Свет и время 1 См.: «Кузнецы и алхимики», примеч. 30* к гл. 14. «Arcana artis» и «Миф о воссоединении», примеч. 1* к ч. I, гл. 4. Заключительные замечания Бхакти — особая личная преданность и любовь к божеству, практикуемая в некоторых течениях шиваизма и вишнуизма.
<< | >>
Источник: Элиаде М.. АЗИАТСКАЯ АЛХИМИЯ. 1998

Еще по теме I. Переживание мистического света:

  1. ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ К ТОМАМ 3(1) И 3(2)
  2. ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
  3. СВЯЗЬ РЕЛИГИОЗНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ С ВОЗДЕЙСТВИЕМ НА МОЗГ
  4. ПЕРЕИМПРИНТИРОВАНИЕ И "АРХАИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ ЭКСТАЗА"
  5. 11. Рерихи и духи
  6. ГЛАВА 4 Е. Фролова Индивидуальное бытие, искомое, но не найденное
  7. ВАРИАЦИЯ ПЕРВАЯ (СТРУКТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ)
  8. I. ПЕРЕЖИВАНИЕ МИСТИЧЕСКОГО СВЕТА
  9. Кавманек
  10. Йога и «мистический свет»
  11. Свет и майтхуна
  12. Индийский опыт переживания мистического света
  13. Тайна Золотого цветка
  14. «Пламенеющие» монахи
  15. Свет и время
  16. I. Переживание мистического света