Работа, которая представлена здесь читателям, — это, собственно, лишь первая часть монографии по азиатской алхимии. В силу обстоятельств, от авторской воли не зависящих, мне придется печатать эту монографию, как и последующие (по естественнонаучным и физическим представлениям Востока) отдельными выпусками. Я намеревался собрать весь массив текстов в одной книге, так явственнее была бы видна принципиальная особосгь того, что называют «восточной наукой». И если замысел не осуществился — то не по вине автора. За данным выпуском — хочется надеяться, в скором времени — последует работа, посвященная целиком вавилонской алхимии40*, которая, будучи с 1925 г. перманентным предметом споров, ставит столько проблем, что их рассмотрение не уместилось бы в одной главе. По всей вероятности, именно с проникновения вавилонской алхимии в Египет начинается история европейской алхимии (александрийской, иранской, арабской, средневековой), все отчетливее проступают структурные отличия донаучной химии от алхимии. Проследить ход скрытого конфликта между «мистическим» экспериментом и экспериментом «научным» означало бы постичь весь ход трансформаций, приведших к рождению современного мира: захватывающая и чреватая подводными рифами задача, для подступа к которой нужен, помимо серьезного критического духа, солидный арсенал фактов и документов. За предоставление мне этих фактов и документов считаю своим долгом принести благодарность профессорам Дж. Сартону (Гарвардский университет), Альдо Мьели (Международный комитет по истории наук), Эдмунду фон Липпманну (Халле), Шри Прапхулле Чандре Раю (Калькуттский университет), которые на протяжении десяти лет постоянно снабжали меня книгами, журналами и информацией. Исследование такого рода невозможно довести до конца вне стен специальной библиотеки. Посему благодарю г-на Йогана Ванма- нена, секретаря Азиатского общества Бенгалии, который предоставил в мое распоряжение богатые коллекции Калькуттской библиотеки и оказывал мне всяческое содействие. Мирча Элиаде Апрель 1935 Глава I Интерес к алхимии ученых и интеллектуалов вообще возбуждали в первую очередь «научные» фрагменты алхимической литературы. Алхимию изучали исключительно в качестве провозвестницы химии, прислушиваясь лишь к тем исследователям, которые демонстрировали в своих трудах набор добродетелей современного ученого: наблюдательность, скептицизм по отношению к легендам и мифам, некоторую способность к индукции и крайнюю степень благоразумия. Я неоднократно пытался доказать, что такой подход к алхимии не всегда оправдан; что отнюдь не всегда и не везде она была прологом к химии; что если от алхимических техник в какой-то момент отделилась новая научная техника, давшая начало современной химии, это не означает, что все алхимические техники были прагматическими. Настоящая работа ограничена областью собственно азиатской алхимии, т. е. не затрагивает алхимию арабскую, которая, по сути, является преемницей александрийской2*. Вряд ли стоит добавлять, что в мои намерения и не входило исчерпать на этих страницах весь документальный материал, которым мы располагаем к настоящему времени. Я довольствовался тем, что начертил несколько ориентиров. В обоснование их, надеюсь, я не пропустил ни одного важного текста и не пренебрег ни одной критической работой. Первый собственно алхимический китайский текст встречается в «Ханыну»3*, XXV, 12 recto, строка 8. Уэйли датирует его I веком41, но текст этот древнее, поскольку его приводит знаменитый китайский историк Сыма Цянь (ок. 163 — 85 до н. э.)4* в своем труде «Шицзи»2. Его перевод, который я даю по Шаванну и Уэйли, как нельзя более точно выражает «сакральный» и ритуальный характер китайской алхимии. Маг Ли Чжао-цзюнь говорит императору У-ди542 (династия Хань): «Принеси жертвы котлу [цзао) — и сможешь заклясть (сверхъестественные) существа. Закляни (сверхъестественные) существа — и сумеешь превратить порошок киновари в желтое золото. Из этого желтого золота сможешь сделать сосуды для еды и питья. И тем продлишь свою жизнь. Продлив же свою жизнь, сподобишься увидеть «блаженных» (сянъ) с острова Пэнлай, который находится посреди моря. Тогда сможете совершить жертвоприношения фэн и шень и никогда не умрешь». В приведенном тексте выделим три момента. Первое. Алхимическая операция (превращение киновари в золото) предполагает определенные религиозные действия (жертвоприношения и т. п.). Второе. Полученное золото усваивается с пищей и продлевает жизнь (мотив «эликсира жизни»). Третье. Живя этой новой, освященной жизнью, можно войти в непосредственную связь с «блаженными». Мы еще вернемся к этим «блаженным» с острова Пэнлай6*, фигурирующего в многочисленных алхимических и религиозных легендах. А пока заметим, что алхимическое золото чрезвычайно почитается во всей китайской литературе. «Если из этого алхимического золота отлить тарелки и сосуды и если пить и есть из них, будешь жить долго», — говорит самый известный китайский алхимик Баопу-цзы (псевдоним Гэ Хуна3)7*. И уточняет магическую принадлежность алхимического золота: «Истинный человек делает золото, дабы, принимая его как снадобье (т. е. употребляя в пищу), стать бессмертным»4. Золото, полученное алхимическим способом, «рукотворное» золото, ценилось выше золота натурального, которое, правда, как мы увидим ниже, тоже имело магические свойства. Китайцы считали, что вещества, если они найдены в земле, нечисты и их надо «приготовить», как снедь, чтобы человеческий организм мог их усвоить . Вот еще один текст об алхимическом золоте, в котором расписывается его чудотворное действие как «эликсира». Текст приведен в известном алхимическом сочинении Вэй Бояна (120 — 50 гг. до н. э.) «Цзян Тун Чжи»6, что в переводе означает приблизительно «Единение сравнимых соответствий»8*. Если даже трава цзи-шен может продлевать жизнь, Почему ты не отведаешь Эликсира? Золото по природе своей не подвержено порче; Поэтому оно из всех вещей — наиценнейшее. Когда мастер (алхимик) включает его в свой рацион, Его жизнь приобретает длину вечности... Стоит золотому порошку попасть в пять внутренних органов, Туман рассеивается, как дождевые тучи от ветра... Седые волосы вновь становятся черными; Выпавшие зубы режутся на прежнем месте. Немощный старик — снова пылкий юноша; Дряхлая старуха — снова юная девушка. Тот, чей облик преображен и кто избежал коварства жизни, Обретает (славное) звание Истинного Человека. Итак, цель китайского алхимика ясна. Золото нужно ему не для обогащения. Не нужно ему и большого количества золота. Он довольствуется несколькими крупицами — для приготовления «эликсира», т. е. питья, дарующего бессмертие. Как пишет самый сведущий и самый дельный синолог Бертольд Лауфер, «китайцы верили, что золото, полученное в процессе алхимической сублимации и трансмутации9*, наделено витальностью и наивысшей действенностью на пути к спасению и бессмертию; они алкали золота не как металла, но золота с трансцендентными свойствами, которое бы доставило духовность телу»43. Алхимия была лишь одной из многочисленных техник, посредством которых китайцы — и прежде всего даосы — искали бессмертия. Нет никакой надежды понять что-либо из китайской алхимии в отрыве от фундаментальных концепций китайцев о мире и душе. По их представлениям, все субстанции на земле и в космосе насыщены одним из двух основополагающих «элементов»: инь (женским] и ян (мужским)10*. Все сущее в той или иной мере причастно к этим базовым элементам44. В некоторых физических телах доминирует мужской элемент (ли), в некоторых женский (миг»). Со временем — и именно в кругах даосов9 — элемент ян был отождествлен с дао. Этот термин непереводим, он охватывает слишком много понятий («путь», «универсальный принцип», «норма», «истина» и т. д.). Чем больше количество ян (т. е. дао) содержит субстанция, тем больше в ней благородства, чистоты, «абсолюта». Трансмутация металлов из низших и темных — в золото, благородное и сверкающее, — происходит через устранение доли инь и приращение доли ли45. Синтезированное, алхимическое золото выше самородного именно потому, что алхимические операции очистили его от всякого следа инь. Все субстанции, которые содержат элемент ли, в той или иной степени обладают свойствами этого Космического Принципа. Кто причастен к ян — т. е. в биологическом плане усваивает вещества, богатые ян, — тот сопричастен всем благодатным свойствам Принципа, а это: чистота, здоровье, сила, долгожительство, бессмертие и т. д. — свойства, как мы видим, разного порядка: биологического, социального, духовного. Итак, с древних времен китайцы окружали себя веществами, насыщенными ян. Носимые на теле, они служили порукой силы, здоровья, долгой жизни. Их присутствием человек причащался к небесной иерархии, которую они представляли, будучи символами Небесного и Солярного Принципа; вещества же, насыщенные инь, были символами Принципа Теллурического, плодоносной Земли, утробы, родящей металлы и растения. Золото, нефрит и другие вещества, богатые не только даровали человеку, который их носил (или усваивал с пищей), долгожительство и отменное здоровье, но и помогали войти в гармонию с самим Принципом, чьим символом являлись, «поладить» с Космосом, стать органичным и, напрямую сообщаясь с нормами, ввести течение жизни в совершенное русло. Вот почему усвоение веществ, содержащих дао (т. е. ли), играло важную роль в жизни китайцев; это был вопрос не одной только гигиены, медицины или алхимии, но и добродетели — общественной, семейной, религиозной. Порядок усвоения этих веществ — через их эмблемы, через пищу, через ритуалы — был весьма сложным. Алхимию невозможно понять, не приняв'во внимание этот столь характерный для китайской ментальности порядок, который предписывает неустанный труд ради вступления в тесную связь с Принципами, в гармонию с нормами, приданными жизни, дабы ей течь сквозь человека без препятствий. Перечень веществ, насыщенных ли, довольно длинен. Вещества эти собираются из всех царств природы. Свойства «эликсира» заложены в некоторых животных, среди них славятся черепаха \ петух и журавль1 . Черепаха и журавль — излюбленные эмблемы бессмертия. Из черепашьего панциря и из журавлиных яиц приготовляют настои, которые благоприятствуют наращиванию жизненной силы46. Среди растений, в изобилии содержащих ян и служащих для продления жизни, следует упомянуть цзи («траву счастья», или «траву бессмертия», известную по китайской литературе)47, сосну48 и персик49. Баопу-цзы говорит: «Лучшее снадобье бессмертных есть киноварь, за ней следует золото, после него — серебро, затем разные виды растения цзи и напоследок пять видов нефрита»50. Все эти вещества либо принимали внутрь в виде самых разнообразных отваров, либо носили на теле. Благотворная магия золота и нефрита применяется и вне биологической жизни. Золото, не подверженный порче, совершенный ме талл, и нефрит, «пища духов», употребляются для консервации трупов, передавая им свою эмблематическую силу, сохраняя нетронутыми, неизменными — подобно Принципу, который они представляют. «Если вложить золото и нефрит в девять отверстий на трупе, он избежит тлена», — говорит Баопу-цзы51. А в трактате «Тао Хун- цзин»16 (V в.) имеется следующее уточнение: «Когда при вскрытии древней могилы увидите, что труп лежит как живой, знайте, что внутри его и снаружи находится изрядное количество золота и нефрита. По обычаям эпохи династии Хань, сановников и наследных принцев хоронили в одеждах, украшенных жемчугами, и при них клали нефритовые ларцы, дабы уберечь тело от разложения»52 . Нефрит являет собой средоточие элемента ян и борьбы с распадом (с функцией элемента инь, чья динамика требует вечного превращения, вечного перегорания, норовя свести все в прах, подчинить Земле). Элемент инь — женский элемент — в миг смерти стремится всколыхнуть все, что есть жидкого в человеческом теле, все, что может служить орудием разложения. Этому разлагающему действию нефрит противопоставляет всю благодатную мощь ян. Нефрит принимали внутрь еще во времена династии Чжоу1'*. А в позднем даосизме проводится мысль, что нефрит — пища духов и что он обеспечивает бессмертие53. Все эти символы и эмблемы не стоят особняком в социальной и духовной жизни Китая, но переплетены с ней. Нефрит играет существенную роль в древнекитайском обществе, формулирует его символику, питает его психологию. Не одной лишь причастностью к элементу ян и к достижению «бессмертия» исчерпывается применение нефрита. Нефритовые запястья и другие украшения, носимые или надеваемые в определенных обстоятельствах, сами по себе — своим цветом, формой, звуком, который они издают при ударе друг о друга, — выражают социальное положение тех, на ком надеты !. Одновременно нефритовое украшение было и эмблемой духовного пути человека — не только ярлыком социального класса, официальной роли, которую он исполнял. Бань Гу пишет в книге «Бай ху тун»:8* «Предметы, которые носят на поясе, указывают на помыслы человека и подтверждают его умения. Посему тот, кто культивирует нравственное поведение (на универсальном применении нефрита в коллективной и духовной (индивидуальное «бессмертие») жизни Китая, с тем чтобы как можно точнее обозначить роль нефрита в алхимии и органичную связь последней со всей китайской традицией; доказать, что алхимия отнюдь не просто наука (по крайней мере, в данной ее форме), а главное, что о ней следует судить по документам именно такого рода, а не по документам с признаками наукообразия. При всем том в тексте «Тао Хунцзин» жемчуг тоже упоминается как элемент, который «защищает тело от разложения»57. В мифической истории Китая правители и герои часто являются, «убранные нефритами и жемчугами»58. Явственна связь жемчуга, этого драгоценного вещества, с драконом — фантастическим животным, спецификой Китая. Весь символизм жемчуга — женский — и выдает морскую традицию, противоположную материковой традиции нефрита. Жемчужина, воплощение женского принципа, символизирует жизнь 4 и плодородие, будучи породнена с раковиной (вульва — раковина — жемчужина — второе рождение — бессмертие)59. Жемчужина и черепаха, по верованиям древних китайцев, растут и идут на убыль вслед за луной60. Вполне вероятно, что символизм жемчужины в самом деле принадлежит морской традиции, разделяемой, впрочем, самыми разнообразными этническими группами, южноазиатскими и микронезийскими, с видимыми отзвуками в Индии, — и что этот символизм долгое время шел параллельно символизму нефрита. Так или иначе, в текстах, которыми мы располагаем, жемчужина, хотя и воплощает в себе женское начало, наделена теми же счастливыми .магическими свойствами, что и нефрит. (Может быть, это мощный отзвук эпохи матриархата и единоутробного родства?)21* Алхимики реже употребляют жемчуг, чем золото и нефрит, но и жемчуг вписывается в пространный реестр их «рецептов бессмертия». Китайцы, с их пристрастием устанавливать связи между всем и вся, открыли родство органов человеческого тела с теми или иными минералами22. «Огонь в сердце красен, как киноварь, а вода в почках черна, как свинец», — говорит один из биографов знаменитого алхимика Люй Дэ23* (УШ в.)61. Всеобъемлющая пятерка у сип (вода, огонь, дерево, золото и земля)24* с течением времени нашла применение во всех сферах бытия. Говорится о пяти видах отношений, о пяти добродетелях, пяти вкусах, пяти цветах, пяти тонах и т. д.62. Органы человеческого тела тоже соотносятся с пятеркой у-сип: сердце имеет природу огня, печень — природу дерева, легкие — металла, почки — природу воды и желудок — земли63. При совершенном функционировании этих органов — всего лишь — человек пребывает в согласии с Космосом. Человеческое тело заключает в себе всю Вселенную, его питают те же силы, что одухотворяют Вселенную, оно переживает ту же внутреннюю борьбу (между ян и инь, например), что сотрясает Вселенную. Китайская медицина — как и алхимия, как и другие техники достижения «бессмертия», — зиждется на подобных «соответствиях». Невозможно разобраться в китайской алхимии, если не принимать во внимание всю систему мышления китайцев, которая остается в координатах Космоса и эмблематичности даже применительно к реалиям осязаемого мира. Глава П Из приведенных выше текстов можно заключить, чтЪ китайская алхимия относится к духовным, а не к научным техникам. Точные наблюдения и научные умозаключения, порой мелькающие в трудах алхимиков, слишком редки и случайны для того, чтобы сформироваться в начатки химии. Китайцы — народ крайне здравомыслящий, крайне прилежный. Не счесть сделанных ими открытий по всем физическим и биологическим феноменам — но алхимия не входит в число наук, образовавшихся на основе этих открытий. Алхимия была и осталась духовной техникой, посредством которой человек усваивал нормативные добродетели жизни и искал бессмертия. Что, как не само Бессмертие, есть «эликсир жизни», цель всех мистических техник всех времен и народов? Поиски «эликсира» сближали алхимика с мистиком, ищущим путь к бессмертию, скорее, чем с ученым. А золото, «философский камень»27*, имело, как мы убедились, функцию чисто духовную (концентрировать в человеке нетленный элемент ян). Иногда «эликсир жизни» *и алхимическое золото u и 1 32 изготовляли по одной и той же формуле — лишнее доказательство того, что золото, о котором идет речь в наших текстах, имело «мистическую» ценность: т. е. его усвоение даровало бессмертие. Ища философский камень, китайские алхимики думали, как стяжать бессмертие, а не богатство — золота в Китае было в изобилии64. Впрочем, его не всегда считали драгоценным и обладающим свойствами талисмана65, в отличие от киновари, которую в Китае ценили в таком качестве еще с доисторических времен. Исторические начала китайской алхимии предположительно связаны с искусственной добычей киновари66 («органические» начала мы уже проследили: поиск бессмертия). Киновари в Китае всегда придавали свойства талисмана и высоко ценили ее как воплощение «бьющей через край» жизни. Красный цвет — эмблема крови, основы жизни — свидетельствовал о витальных свойствах этого вещества и,1 следовательно, играл решающую роль в обеспечении «бессмертия». В Китае еще с доисторических времен киноварь клали в могилы богатой знати, чтобы перевести умерших в вечность36. Не только красный цвет киновари делал ее проводником в бессмертие, но и тот факт, что при нагревании — «в огне, который превращает деревья и травы в золу»67, — из киновари выделялась ртуть, т. е. металл, полагаемый «душой всех металлов»68. Поэтому киноварь считалась носителем ян, а ртуть ассоциировалась с инь6. Баопу-цзы утверждает, что если смешать три фунта киновари и фунт меда и высушить эту смесь на солнце, пока не получатся пилюли величиной с конопляное семечко, то стоит принять в течение года десять таких пилюль — и седые волосы потемнеют, на месте выпавших зубов вырастут новые и т. п. Если же принимать их и дальше, обретешь бессмертие69. Но не одни лишь попытки создать искусственную киноварь, по нашему мнению, способствовали развитию алхимии. Открытие металлургии тоже сыграло не последнюю роль — благодаря тем обрядам и мифам, которые она вызвала к жизни. Металлургия считалась деянием сакральным, и плавильные печи приравнивались к Принципам;70 Юй29*, легендарный герой и первый правитель Китая, увязывает пять плавких металлов с ли, а четыре — с инь71. Металлургия для древних китайцев не была делом мирским, прагматическим — но священнодействием, к которому допускались лишь определенные лица, знающие обряды. Плавильные печи рассматривались как своего рода судебные инстанции — лишь из-за того, что внутри них совершалось таинство, акт творения, «рождения» металлов. Печи умели распознавать добродетель72 , и ордалии предписывали бросать в них подозреваемых в преступлении. Закладка плавильни считалась заповедным деянием, его возлагали только на праведника, владеющего «обрядами ремесла»73. И початие горы для рудной добычи также было священнодействием, которое мог свершить не иначе как чистый муж, хранитель обряда. Эта-то металлургическая среда и дала мифы, которые затем веками питали фольклор и духовную жизнь Китая. Священные узы между людьми и металлами, тайна «воскрешения» металлов из руды (феномен, который, как и выделение ртути из киновари, подталкивал к неясному еще предчувствию трансмутации, воскресения, бессмертия), соответствие флоры какой-либо местности ее металлургической подпочве74 — все это издревле оплодотворяло духовную жизнь народа, который позже пришел к алхимии как к мистической технике, а не как к химической науке. Я подчеркиваю сакральное происхождение китайской алхимии с тем именно, чтобы не осталось сомнения в ее иррациональном, мифическом и мистическом характере. Возникшая в среде, насыщенной фантазиями, алхимия вобрала в себя элементы иррационального опыта, накопленного целым народом. Так что и в алхимии мы находим ту же озабоченность «космическим», тот же мотив гармонии с нормами и тот же поиск бессмертия. К мифу об «островах блаженных», часто приводимому в китайских алхимических текстах, следует подходить с оглядкой на техники бессмертия, из которых самой замечательной стала со временем алхимия. Об этих островах подробно рассказывает в трех местах своих мемуаров историк Сыма Цянь. Во-первых75, в главе, посвященной императору Цинь Ши-хуанди (249 — 210 гг. до н. э.)30*, тому, который построил Великую китайскую стену и который страстно желал раздобыть «траву бессмертия», что растет на трех мифических островах, горами возвышающихся посреди океана: Пэнлай, Фанчжан и Янчжэнь. Император посылает к бессмертным, живущим на них, некоего Синь Ши с многочисленной свитой юношей и девушек76. Второй пассаж мы находим у Сыма Цяня в главе XXVII («Трактат о жертвоприношениях фэн и гиенъ»)77. Мы узнаем, что посланцы императора Хуанди возвратились ни с чем, сказав, что острова видели, но приблизиться к ним не смогли. И в третьем тексте Сыма Цяня (глава 118)78 говорится, как закончилась эпопея походов за травой бессмертия. Синь Фу, другой посланец Хуанди, пускается в путь к мифическим горам со свитой из трех тысяч девушек и трех тысяч юношей, везя с собой «семена пяти злаков и множество разных работников». Однако миссия встречает по дороге тихое и плодородное место, Синь Фу оседает там и становится царем. Место это, как и «волшебные острова посреди океана», отождествлялось (Клапортом, а потом Шлегелем) с Японией. Шаванн признает, что такая гипотеза не исключается. Но гипотеза остается всего лиш^ гипотезой. Мы полагаем, что легенды о волшебных островах, на поиски которых снаряжались посланники еще со времен династии Вэй31* (378 — 348 до н. э.)79, следует считать скорее мифической традицией, описывающей раеподобные места, куда попадают святые или маги, чем смутной памятью о каких-то географических открытиях. Даже если бы в основе их были реальные морские путешествия80, все равно строй этих легенд чисто мифологический. Три острова, где во дворцах, которые караулят полулюди-полузмеи, обитают «бессмертные» и где растут дарующие бессмертие травы, весьма напоминают мифи ческие страны Шакадвипа и Шветадвипа32 из индуистской традиции32* (кстати, двипа на санскрите означает остров) и чудесное озеро Анаватапта из буддийских легенд81. Эти мифические территории населяли бессмертные, и проникнуть на них можно было только посредством жертвоприношений, аскезы и благоговейной веры или при помощи магических сил (в случае с озером Анаватапта). Будда и буддийские святые в мгновение ока переносились по воздуху на Ана- ватапту — подобным же образом в китайских легендах журавли переносили по воздуху ладью с восемью бессмертными на «волшебные острова посреди океана»82. Перед нами легенды сходного рода: о волшебном месте, куда не может проникнуть никто, кроме святых или чародеев, и где не знают ни старости, ни смерти. В нашу задачу не входит анализ всех вариантов этой легенды, известной в разных частях света. Заметим лишь, что она соприкасается с неиссякаемым источником человеческих приключений: с поиском бессмертия и вечной юности. Именно под этим углом зрения легенда об островах, населенных «бессмертными» и «блаженными», была усвоена алхимией и использовалась алхимиками. Другие китайские императоры также предпринимали экспедиции за снадобьем, дарующим бессмертие, — как и попытки его изготовить. Те, о которых мы упомянем ниже, будучи реальными историческими фактами, вписываются и в историю китайской алхимии. Речь идет теперь не о легендарной траве бессмертия с «островов блаженных», а об алхимических препаратах, которые продлевают жизнь. Так, например, при дворе императора Тай-цзуна3* (VII в.) жил брахман по имени Нараянасвамин83, которого в 648 г. привез из Индии Ван Сюаньцзы34*. Этот брахман был алхимиком, изощренным в искусстве продлевания жизни, и до нас дошло описание его похождений в Китае. В 664 — 685 гг. буддийский монах Сюаньчжао по приказу Гао-цзуна35* совершил поездку в Кашмир за индийским магом по имени Локадитья, который якобы владел эликсиром жизни84. Чингисхан в 1222 г. повелел даосскому алхимику Чаньчуню36* прибыть в Самарканд. Этот Чаньчунь был ярым аскетом, принадлежащим к секте Чуань-чжэнь (основанной Ван Чжэ в первой половине XII в.), секте фанатиков, практиковавших аскетизм в строжайшей форме (ее члены не ели даже фруктов, не пили чая, а некоторые никогда не спали). Ученик Чанчуня по имени Ли Цзичан оставил описание путешествия своего учителя в Самарканд85. Когда Чаньчунь предстал перед Чингисханом и тот спросил его, владеет ли он эликсиром жизни"86, Чанчунь откровенно ответил: «У меня есть средства оберегать жизнь (талисманы против дурных влияний), но эликсира бессмертия нет». Чингисхан якобы пришел в восхищение от искренности алхимика... Ничто так не выделяет китайскую алхимию среди «мистических» техник, как аскетические и ритуальные прелиминарии, которые предписывалось исполнять алхимику. Всякому действу должны были предшествовать посты, жертвоприношения и обряды очищения87 — это касалось, естественно, в первую очередь тела и духа алхимика, а не его лаборатории. Изоляция от непосвященных была обязательным условием. Алхимическое действо, будучи священным актом, борьбой за бессмертие, должно было свершаться в абсолютной чистоте, вне всякой нечистой зоны. Ритмизация дыхания — практика, специфическая для йоги37*, индийской техники88, также была необходима китайскому алхимику. Баопу-цзы говорит: «Начиная обучаться истинному применению дыхания, практикант должен сделать вдох носом, после чего защемить нос двумя пальцами и считать про себя удары сердца. Досчитав до ста двадцати, выдохнуть воздух через рот. При такой методе дыхания главное — чтобы уши не слышали шума ни вдоха, ни выдоха... С помощью постепенной практики надо увеличивать время задержки дыхания... до тысячи ударов сердца. Когда старик достигнет этой стадии, он превратится в юношу...» 1 Об упорядоченном дыхании [лянь ци — термин, который обозначает буквально «трансмутация дыхания») говорит и Лао-цзы в VI главе «Даодэцзин» , и Чжуан-цзы38*. В «Ежегоднике» великого даоса Люй Бувэя утверждается, что упорядоченное дыхание поддерживает в человеке свежесть и живость;89 а Дун Чжуншу90* упоминает о дыха- fix „65 t о |fi* нии как о регуляции увэи («действие в бездействии» , очень важная концепция китайской философии). Люй Бувэй91 уточняет к тому же, что дыхание следует ритмизировать, принимая определенную позу (цзо гущ буквально: «работа сидя»), что напоминает нам асаны индийских аскетов — позы, в которых совершается ритмизация и задержка дыхания (пранаяма). Марсель Гране замечательным образом формулирует органическую и в то же время духовную функцию китайской дыхательной техники92 — дыхания a la maniere d'un embryon (на манер эмбриона), обеспечивающего как жизненную полноту, так и экстатические состояния. «Тот, кто не желает, чтобы на него давили и им вертели, должен научиться дышать не только горлом, но и всем телом, начиная со ступней. Только такое дыхание, глубокое и безмолвное, рыхлит и обогащает материю. Впрочем, оно подходит как для времени спячки, так и для минут экстаза. При таком способе дыхания достигается, если можно так выразиться, вальцовка дыхания, и живительная его сила выделяется в квинтэссенцию. Высшая цель его — установление своего рода внутренней циркуляции витальных принципов, дабы человек стал абсолютно герметичным и мог без всякого риска пройти испытание погружением в воду. Человек становится водонепроницаемым, автономным, неуязвимым — как только овладеет искусством питания и дыхания в замкнутом цикле, подобно эмбриону». Кроме постановки дыхания, кроме предварительной аскезы и ритуального очищения, алхимику, как и всем прочим «стяжателям духа», стремящимся к совершенному равновесию и бессмертию (или в крайнем случае к продлению жизни), полагалась особая диета. Рецепты ее брались из «Бэнь цао», фундаментальной китайской Materia Medic а . Впрочем, вещества, к которым обращалась алхимия, часто совпадали с теми, что употребляла медицина93. Особенно это относится к периоду, когда алхимия отдалилась от своей первоначальной цели (очищение духа через усвоение дао и достижение бессмертия) и ограничилась всего лишь продлением жизни. Исторический обзор, пусть даже самый суммарный, китайской алхимической литературы не входит в задачу данной работы. К тому же трудов в этой области, которые отличались бы эрудицией и критическим духом, практически нет. За исключением Джонсона и Уэйли, мы располагаем лишь разрозненными заметками из ориентали- стических журналов и архивов. Упомянем все же нескольких крупных алхимиков Китая. Самым знаменитым (и по праву) считается Баопу-цзы, под этим псевдонимом писал Гэ Хун (249 — 330)94. По собственному его свидетельству, он научился искусству алхимии у Цзо-цзы42* (род. ок. 220 г.), чьи знания передались многим адептам95. Трактат Баопу-цзы не ограничивается алхимией, у автора есть и другие интересы, связанные с наукой о душе или с «естественными науками». Так, например, Гэ Хун — первый китайский автор, который воспринял идею животного происхождения асбеста, чем способствовал распространению на Западе легенды о саламандре43*, обитавшей в Китае96. Любопытно отметить, что в четвертой книге эзотерического раздела Гэ Хун говорит о Хуан Бо (желтом и белом, т. е. об искусстве трансмутации металлов в золото и серебро) как о технике, отличнсЗй от добычи «эликсира жизни» и «философского камня»97. Это, по- видимому, означает, что существовали две диаметрально противоположные практики: одна — занятая душой и бессмертием, другая — единственно трансмутацией, — но обе под названием «алхимия». Вероятнее всего, вследствие внешних влияний, проникших в Китай еще во П в. до н. э., там зародилась собственно алхимия, озабоченная не столько душой, сколько трансмутацией металлов. Мы еще вернемся к этой проблеме. А пока констатируем, что «философский камень» имел в китайском языке много названий, которые мы можем разбить на две категории98. Первая касается искусства трансмутации, ей соответствуют три термина: лянь дань (вещество трансмутации); вай дань (вещество внешнее); цзинь дань (вещество золота). Вторая категория терминов выражает «мисти ческую» часть алхимии: сянь дань (вещество бессмертных) и шэнь дань (божественное вещество). Можно сказать, что перед нами две разных в структурном смысле техники: первая — чисто духовная (и уходящая корнями в духовную жизнь китайского народа), вторая — с прагматической тенденцией (какой в некоторых своих разделах была александрийская алхимия). Пэн Сяо44*, который жил в конце IX — первой половине X в., также проводит грань (как, впрочем, и Хуэйсы 5) между «внешней» алхимией и алхимией «внутренней»99. Первая, называемая вай дань, использует осязаемые вещества (ртуть, свинец, киноварь и т. д.); тогда как «внутренняя» алхимия, или нэй дань, использует лишь «души» этих веществ100. С X в. даосская алхимия делается все более «духовной». Ее трансцендентные металлы, так называемые «души металлов», идентифицируются с определенными частями тела; а алхимические опыты производятся не с лабораторными инструментами и материалами, а непосредственно над человеческим телом. Другими словами, алхимия приравнивается к технике медитации, ментального очищения, воспитания души. Подобное направление — истинно китайское, оно выросло в даосских кругах, где алхимию всегда считали духовной техникой, через которую душа очищается и стяжает себе бессмертие. Вместо того чтобы добывать, как раньше, алхимическое золото, а затем принимать его, усваивая вместе с ним его мистические свойства (ян, дао), даосский алхимик X в. отказывается от изготовления золота и сосредоточивает внимание на духовных возможностях алхимических операций. Приняв свой жизненный срок и жизнь своей души за металл нечистый и неблагородный, он пытается «трансмутировать» его в «золото», т. е. обрести чистую, автономную душу и вечную жизнь. Вместо того чтобы подвергать алхимическим операциям (очищение, обжиг и пр.) неблагородные металлы, он подвергает им непосредственно свое тело и свою душу. Алхимические операции всегда одушевлялись сильной волей к святости (усвоение благодатных качеств дао как путь к бессмертию). Но операции духовные, которые используют китайские алхимики начиная с X в., носят еще более выраженный «мистический» характер — теперь алхимия сводится, в сущности, к аскезе и молитве. Данная концепция алхимии замечательно проиллюстрирована в «Трактате о Драконе и Тигре» (т. е. о свинце и ртути) Су Дун-по46*, написанном примерно в 1100 году. Вот фрагмент из него:101 «Дракон — это ртуть. Он есть семя и кровь (т. е. соответствует им в человеческом теле). Он выходит из почек и помещается в печени. Его знак — триграмма кань ЕЕ—ЕЕ . Тигр — это свинец. Он есть дыхание и телесная сила (соответствует им в человеческом теле). Он рождается в мозгу и хранится легкими. Его знак — триграмма ли I— — . Когда мозг приходит в движение, вместе с ним оживляются дыхание и телесная сила. Когда почки набухают, тогда начинается ток семени и крови». Превращение алхимии в технику аскезы и медитации находит высшее развитие в буддийском даосизме ХП1 в., когда школа Дзен102 * и ее практика входят в моду4'*. Главный выразитель принципов этой даосско-дзенской алхимии — Гэ Чанкэн, известный также под именем Ячжуань49*. Он так описывает три методы внутренней алхимии103. Согласно первой, тело играет роль свинца, а сердце — ртути. «Концентрация» (дхьяна) замещает собой необходимую жидкость, а искры разума — необходимый огонь104. «Благодаря этой методе, — добавляет Гэ Чанкэн, — беременность, которая протекает обычно десять месяцев, может занять одно мгновение»105. По второй методе, дыхание замещает собой свинец, а душа — ртуть. Циклический знак «лошадь»00* замещает огонь; циклический знак «крыса» замещает воду. По третьей методе, семя замещает собой свинец, а кровь — ртуть106. Почки замещают воду, а мозг — огонь. Мистический синкретизм и тантрические влияния этих алхимических метод очевидны, что признает, впрочем, и сам автор трактата. «Если нам возразят, что на самом деле это и есть метода дзен- буддисгов, мы ответим, что под Небесами не существует двух Путей и что Мудрые всегда исходят из одной сердцевины»107. Я упомянул о существовании алхимии с «естественными», далекими от «мистики» тенденциями: об алхимии, которую китайцы назвали внешней (вай дань). Есть вероятность, что она сложилась в результате внешних же влияний — придя либо через Иран85, либо от арабов, морским путем86. Так или иначе, алхимия этого рода не была специфически китайской, слитой с духовностью китайцев, с их воззрениями на мир. Это была новая техника, которую они усвоили, впрочем, не без пользы для себя, поскольку алхимические знания весьма способствовали развитию китайской индустрии87. Внешними влияниями (будь это домусульманская алхимия Центральной Азии88 или греческая химия, распространяемая через посредство арабов) можно было бы объяснить присутствие в Китае, с определенного времени, «естественной» алхимии. Но можно предложить и другую гипотезу относительно двух ветвей алхимии. Не исключено, что они соответствовали двум разным ментальным структурам: мистической, трансцендентной (с корнями в доисторическом Китае) и светской, естественнонаучной. В таком случае внешние влияния просто дали пищу стремлению к практике, эмпирике, свойственной светской ментальной структуре. 85 Иранская астрология повлияла на китайскую астрологию и алхимию (см.: Saussure L. de. Les origines de l'astronomie chinoise. P., 1930, passim. Многочисленные растения из Западной Азии были завезены в Китай через Иран еще во второй половине IV в. до н. э. (см.: Laufer В. Sino-Iranica. Р. 189). Ань Шигао, знаменитый переводчик буддийских сочинений, прибыл из Парфии в Китай во II в.51 , он был знатоком магии и астрологии своей родной страны (см.: Н. Maspero. Comunautes et moines bouddhistes chinoise au П-e et Ш-е siecles. — BEFEO. 1910. P. 232 sq; Prabodh Chandra Bagchi. Le Canon bouddhique en Chine. Les traducteurs et les traductions. P., 1927. Vol. I. P. 8, 23; Pelliot P. T’oung Pao. 1919 — 1920. Vol. 19. P. 64 sq.). В словаре алхимических терминов, «Ши яо эр я», составленном Мэй Бяо (VIII — IX), имеется очень много иностранных терминов, даже санскритских. Мы располагаем к тому же сведениями об алхимической книге под названием «Трактат правителя У (т. е. Центральной Азии) Ялкат» (см.: Waley. Notes... P. 14). Этот Yalkat (или Yakat) имеет я^ко выраженную иранскую форму. Роль Парфии в китайско-римской торговле подтверждена свидетельствами китайских историков, см.: Hirth F. China and the Roman Orient. Shanghai, 1885. P. 42, 70, 173, 174. Роль арабов в установлении торговли между Китаем и Западом54 проиллюстрировали F. Hirth и W. W. Rockhill в переводе из Chan Ju Kua: His work on the Chinese and Arab Trade... entitled Chu-fan-chi. — Petersburg, 1911. P. 2 — 15. Лауфер показывает в своей работе «The Beginnings of Porcelain in China» (Chicago, 1917), что как паста лю ли (используемая при изготовлении витражей), так и глазурь были испробованы сначала даосскими алхимиками (с. 142, 118). Соли мышьяка, которыми манипулировали алхимики, нашли применение в различных производствах и в сельском хозяйстве (см.: Muccioli М. L'arsenico presso i cinesi. — ASS. Vol. VIII. P. 65 — 76; и особенно с. 70 — 71). О применении алхимических наблюдений в керамическом и металлургическом производстве см.: Ed. v. Lippmann. Enstehung und Ausbreitung der Alchemie. — B., 1919. Vol. I. S. 156; 1931. Vol. П. S. 45, 66, 178 ss. Гипотеза принадлежит Уэйли (Notes... P. 24). Глава III По наблюдениям иноземных путешественников, посещавших Индию, — европейцев ли, восточных ли жителей, — некоторые индийские аскеты и йогины55 знали и применяли алхимические препараты для «продления жизни». Речь идет не о традиционной фармакопее индийских схимников, о лекарственных или употребляемых в пищу растениях, сведения о которых в среде аскетов передавались из поколения в поколение. Иноземные путешественники имели в виду именно алхимический напиток иногда растительного, иногда минерального (на базе ртути) свойства. Заметим: алхимия в Индии весьма ощутимо присутствует в религиозных и практикующих аскезу кругах. Следовательно, как и китайская, индийская алхимия граничит с магией и религией: точнее сказать, она примыкает к духовным, а не к эмпирическим техникам. Но заглянем в записки путешественников. Марко Поло56*, упоминая о chunghi (йогинах)108, которые «живут до ста пятидесяти, а то и до двухсот лет», рассказывает: «Они принимают весьма странное зелье: делают микстуру из серы и меркурия57* и пьют ее по два раза в месяц. Она-то, по их словам, и дает такую долгую жизнь, если пить ее сызмальства»109. Марко Поло довольно- таки приметливый наблюдатель, хотя в том, что он вообще говорит о йогинах, не видно большого к ним интереса. Зато неподдельный интерес к ним проявлял Франсуа Бернье58, доктор медицины из Монпелье. Он посвятил жизни аскетов и обычаям монахов несколько проницательнейших страниц. Бернье удалось подметить разносторонность аскетических сект, и он тоже упоминает об алхимических познаниях некоторых йогинов110. «Есть иные — весьма странные персонажи, они без конца кочуют с места на место; это люди, которые всем пренебрегают, которым ни до чего нет дела; они знают секреты — молва говорит, они умеют делать золото и столь искусно приготовлять ртуть, что одна-две пилюли, принимаемые по утрам, возвращают телу отменное здоровье и укрепляют желудок, так что он может переварить что угодно...» Эти документы недвусмысленно утверждают: определенному классу странствующих индийских аскетов вёдомы алхимические рецепты. Показателен факт, что только в Китае и в Индии алхимические препараты, будь то алхимическое золото или производные ртути, принимают внутрь. Показательно также, что алхимией занимаются только определенные секты аскетов: «странные персонажи... которые всем пренебрегают, которым ни до чего нет дела». Мы увидим ниже, что это — тантрические секты, то есть принадлежащие тому раннесредневековому течению мистического синтеза, которое вобрало в себя все духовные техники Индии, вплоть до самых «примитивных»111. Сведения о том, что индийские аскеты владеют секретом продления жизни с помощью лекарственных веществ, мы встречаем и в других документах. «В одной книге я прочел, что правители Туркестана послали послов к индийским царям с грамотами, в которых говорилось, что они, правители, прослышали, будто в Индии можно раздобыть снадобья, продлевающие жизнь, и что будто с их помощью индийские цари доживают до преклонных лет... и что правители Туркестана просят, чтобы им передали хоть немного такого снадобья, равно как и сведения о методе, благодаря коей риши (мудрецы) столь долгое время сохраняют здоровье112. Легенда о растении, которое произрастает в Индии и дарует вечную жизнь, ходила в Персии еще во времена царя Хосрова2# (531 — 578)113. Но напиток, обеспечивающий бессмертие, упоминается и в «Гирлянде джатак»63* (собрании повестей о предыдущих жизнях Будды), хотя тут, возможно, алхимия ни при чем, а скорее имеется в виду легенда об амброзии114. По словам Амира Хосрова64*, долгожительство достигается индийцами и через замедленную ритмизацию дыхания (праналма), чисто йогическую технику. «...Благодаря своему искусству брахманы умеют продлить свою жизнь, сокращая число ежедневных вдохов и выдохов. Один йог, которому удалось таким образом обуздать дыхание, прожил триста пятьдесят и более лет»115. Амир Хосров приводит и другие подробности о талантах индийских аскетов, и его рассказ согласуется с местными преданиями и фольклором о йогинах. «Они умеют предсказывать будущее по дыханию, выходящему из ноздрей, по тому, насколько заложена правая или левая ноздря. Они умеют также наполнить чужое тело своим дыханием. В горах на границе Кашмира много таких людей... Они могут взлетать на воздух, как куры, сколь бы это ни казалось невероятным. Могут даже делаться по своему желанию невидимыми, смазывая сурьмой себе глаза. Только те, кто видел все это воочию, поверит в такие чудеса». Все эти легенды вводят нас в естественную среду, где развивалась индийская алхимия. Магические способности, поиск продления жизни и бессмертия — вот цель, преследуемая индийскими аскетами- алхимиками. Мы не найдем здесь «научных» устремлений, рьяного желания познать природу и ее законы. Зато найдем извечный мотив мистики, не зависящий от географии, — бессмертие. Найдем магические техники, направленные на потенцирование человеческой жизни, а это и есть первостепенная цель тантризма. Аскетов, которые умеют «взлетать на воздух» и владеют магическими силами, знает и китайский фольклор, сложившийся вокруг «сверхъестественных островов» и алхимии. Впрочем, йогическая практика, дающая способность летать (дехаведдха), упоминается и в алхимическом трактате «Расар- нава» , что еще раз доказывает, сколь тесна связь между йогически- ми и алхимическими техниками. Самый внятный текст относительно продления жизни с помощью алхимии встречается у аль-Бируни65* в его книге об Индии116. Аль- Бируни (973 — 1048) многократно наезжал в Индию между 1017 и 1030 гг. и овладел санскритом настолько, что перевел на него ряд книг с арабского и несколько европейских научных трактатов («Начала» Эвклида, «Альмагест» Птолемея и т. д. *). Аль-Бируни — скептик, но человек для своего времени поразительно осведомленный117. Сообщив читателю, что индийцы знакомы с алхимией вообще (о которой он не выведал ничего определенного, поскольку ее держат в секрете, — но подозревает, что это — минеральная алхимия), он добавляет: «У них есть и собственная наука, подобная алхимии. Называют ее расаяна - от rasa — золото118. Она являет собой свод определенных действий и лекарственных прописей, главным образом растительного свойства. Все вкупе поправляет здоровье тем, кто был безнадежно болен, и дарует молодость старикам, так что они возвращаются в пору своей возмужалости: седые волосы вновь делаются черными, воскрешается острота чувств и юношеская сила— даже для половых сношений, — а жизнь человеческая на этом свете продлевается до изрядной длины. Что ж в том такого? Разве мы не упоминали, опираясь Hai слова досточтимого Патанджали67*, что одна из метод, ведущих к освобождению, есть расаяна?» Из этого фрагмента текста аль-Бируни можно сделать заключение о наличии в Индии «собственной» алхимии, наряду с алхимией обычной, минеральной, которая состоит из ряда операций (сублимация, кальцинирование68*, анализ) и о которых аль-Бируни узнал в Индии понаслышке. Вполне вероятно, что аль-Бируни, будучи человеком энциклопедической культуры, прослышал об арабской алхимии (т. е. имеющей александрийское происхождение) еще в своем родном городе Хорезме. И вероятно, «собственная» индийская наука, называемая расаяной, была совершенно не похожа на ту, обычную, раз аль-Бируни разделяет их в своем рассказе. «Собственная» алхимия индийцев занималась не физико-химическим миром, а омоложением человека, его долголетием и бессмертием. Т. е. смыкалась с магико- мистическими техниками. Свидетельство аль-Бируни подтверждается главой, которую Мад- хава69* в своем трактате об индийских философских системах «Сарва- даршана-самграха» («Всех воззрений собрание») посвящает алхимии119. Трактат написан около 1350 г. и числит среди включенных в него философских и мистических систем так называемую «меркуриевую науку» {расесвара-даршана). По этой даршане, освобождение зависит от «стойкости человеческого тела», а потому ртуть, которая способна укреплять тело и продлевать жизнь, также принадлежит к средствам освобождения. В одном тексте, цитируемом в «Сарва-даршана- самграха», говорится, что «освобождение происходит от знания, знание — от учения, а учение доступно лишь тому, что обладает здоровым телом». Аскет, который стремится к освобождению духа в этой жизни, говорит Мадхава, вначале должен обрести «славное» тело. А поскольку ртуть производится через созидательное соитие Хары с Гаури, а слюда производится Гаури, — ртуть и слюда отождествляются с верховным богом индуизма и с его супругой (Хара и Гаури)70’, становясь таким образом космическими принципами. «Славное», божественное тело могут обрести с помощью ртути и люди. Среди тех, кто обрел «меркуриево тело» и, соответственно, свободу еще в этой жизни, упомянуты Чхарвати, Капила, Вьяли, Капали, Кандалая- на. Некоторые из этих легендарных персонажей, например, Вьяли и Капали, принадлежат тантрическим традициям и входят в перечень восьмидесяти четырех «магов», сиддхи7 . Мадхава проявляет сотерическую72* функцию алхимии. «Мерку- риеву систему не следует рассматривать просто как похвалу этому металлу. Меркурий прямо ведет — через сохранение тела — к высшей цели, освобождению». Освобождение же есть единственная цель индийской философии и мистики; так подтверждается присутствие алхимии в одном ряду с этими духовными дисциплинами. В алхимическом трактате «Расасиддханта», который цитирует Мадхава, говорится: «Освобождение жизненного духа (джива) изложено в мерку * риевой системе». В тексте же из «Расарн^ры» и в тексте, который Мадхава не называет (anyatrapi), говорится, что в богоугодные поступки зачитывается созерцание ртути, точно так же, как поклонение фаллическим эмблемам Бенареса или любого другого святого места. Эти тексты недвусмысленны: алхимические операции, собранные под названием расаяна, суть скорее действа духовного порядка, чем лабораторные опыты. Преследуется, с одной стороны, цель очищения духа, а с другой — транссубстанциализация тела. Обе эти операции имеют тантрическую природу, а значит, принадлежат духовной технике, а не дохимической науке. В Индии и по сей день сохранилось поверье, что некоторые йоги- ны владеют секретом продлевания жизни и трансмутации металлов. Уильям Крук в одном из своих антропологических опросов120 записывает: «Йоги утверждают также, что якобы умеют превращать медь в золото, — умение, которое, по их словам, идет от некоего аскетического ордена времен султана Алтитмиша». О саддху-алхимике упоминает и Оман, довоенный специалист по Индии121. Алхимия, которую практиковали в среде индийских аскетов, не испытала на себе сколько-нибудь заметного влияния со стороны ислама. Мусульмане принесли в Индию начатки александрийской алхимии, которые они узнали через посредство сирийских толмачей. Но эта греко-египетская алхимия слишком уж разнилась от расаяны индийских аскетов. Первая была, или предполагала быть, предхими- ей, наукой; вторая оставалась духовной техникой, напрямую и органически связанной с тантризмом. Алхимия — понимаемая как магическое искусство и как своего рода сотериология — была распространена по преимуществу в тантрических кругах. Многочисленные авторы-тантристы традиционно являются и авторами алхимических трактатов. Впрочем, эти алхимические тантры следует искать в тех регионах, куда менее всего проник ислам, т. е. в Непале и на юге Индии, у тамильских73* ситтари. Ситтари - не что иное, как санскритское сиддхи, т. е. «маги» тантрической традиции122. Ситтари делили «субстанции» (саракку) на мужские (ан-саракку) и женские (;пен-саракку)10\ что напоминает принципы инь - ян китайской философии. Из сохранившихся легендарных биографий восьмидесяти четырех сиддхи06 мы узнаем, что среди них были алхимики, которые практиковали тайное искусство изготовления золота и владели «эликсиром жизни». Так, например, в одном тексте сиддха Карпати123 упоминаются алхимические процессы; Карнари124 получает эликсир жизни из урины и умеет превращать медь в серебро, а серебро в золото; Капари125 вёдома тинктура, с помощью которой получают золото; Гуру Вьяли126 пытается творить золото из серебра и лекарственных веществ и т. д. Все эти сиддхи обладали «магическими силами» (сиддхи) и были учителями тантр; точнее, учителями буддийской тантрической школы Ваджраяны. В некоторых тантрических книгах алхимию считали одной из восьми сиддхи; так, например, в «Садханамале» упоминается расарасаяна (меркуриева алхимия) как пятая сиддха1П. Из числа тантрических «магов» выделяется фигура На- гарджуны74* — средоточием алхимической традиции. Вполне возможно, что это вовсе не тот Нагарджуна, который известен как метафизик и логик127, но в данной работе нас этот вопрос не занимает, мы берем только легенды о тантрическом алхимике. Из материалов, собранных М. Уоллесером128, явствует, что Нагарджуну наделяют сиддхи божества и якшини'5* (демоны растительности); он получает эликсир жизни и «алмазное тело» (магическая транссубстанциализа- ция через тантрические практики). Среди многочисленных «сил» (сиддхи), которыми он владеет, фигурирует и искусство делать золото. Раз, когда был голод, Нагарджуна сделал золото и обменял его слитки на зерно из дальних стран. Слава о маге и алхимике На- гарджуне перешагнула через границы тантрической традиции. В «Катхасаритсагаре»14 Сомадевы (XI в.)76* говорится, что Нагарджуне, советнику Хирайуса, удалось приготовить эликсир бессмертия, но Индра'7* повелел ему не давать никому этот эликсир. В «Прабанд- хачинтамани»78* повествуется, как удалось Нагарджуне изготовить* некий «эликсир», чтобы летать по воздуху11! По легендам такого рода, конечно, не восстановишь биографию Нагарджуны. Тем не менее они имеют смысл и ценность, поскольку помещают алхимию в один ряд с магическими силами (сиддхи). Не исключено, впрочем, что легенда о рукотворном золоте имеет реальную основу в различных наблюдениях над металлургическими процессами. В «Расопанишаде» говорится, что Нагарджуна увидел в княжестве Малабар, как извлекают золото из золотоносной руды129. Вполне возможно, что легенда сохранила, в искаженном виде, какие- то металлургические манипуляции Нагарджуны (или персонажа с его именем). С другой стороны, не стоит забывать, что тантрист Нагарджуна более связан со средой, где практикуют аскезу и магию, нежели со светской. Несть числа алхимическим и тантрическим трактатам, авторство которых приписывается ему, причем из алхимических под его именем в Индии фигурируют самые важные130'. Впрочем, не в одних только тантрических книгах говорится о способности аскетов делать золото. В руководстве по хатха-йоге «Шива- самхита»131 утверждается, что йогин может превратить в золото любой обыкновенный металл, натерев его своими экскрементами и мочой. В «Иогататтва-упанишаде» алхимия упоминается как одно из препятствий, которые начинающий йогин встречает на первых стадиях своей практики, тем не менее в сиддхи заносится там и умение превращать железо в золото с помощью человеческих выделений132. В индийских народных преданиях и легендах настойчиво повторяется мотив получения золота из бронзы или из других металлов с помощью некоего растительного декокта, секрет которого знали аскеты. «Помню с детства, — говорит Девакандре знаменитый монах- джайнист Хемакандра80*, — как медяшка, натертая соком из листьев одного куста... и нагретая на огне по вашим наставлениям, превратилась в золото. Поведайте нам, как называется этот куст и каковы его приметы и все прочие необходимые подсказки»133. Из того же собрания легенд мы узнаем об одном монахе, который добывает жидкий эликсир из горы Райватака и обретает способность все, к чему бы он ни прикоснулся, превращать в золото134. Итак, мы можем констатировать тесную связь между алхимией и тантризмом135. Знания по неорганической химии — принесенные исламом или открытые в самой Индии, — встречаются в санскритской литературе и до тантризма. Но не эти научные вкрапления интересовали тантристов, а алхимическая «мистика», космическая или мифологическая ценность металлов, сотерическая роль алхимических операций. Через поиск эликсира жизни алхимия сближается с мистикой и с любой другой индийской духовной техникой, посредством которой достигалось бессмертие; и тем более с тантризмом и хатха-йогой, имевших целью обретение здорового и бессмертного тела. Как уже было сказано, влияния исламской алхимии на индийскую не стоит преувеличивать. Буддийские памятники сохранили свидетельства того, что алхимию знали в Индии задолго до начала какого бы то ни было исламского влияния. В «Аватамсака-сутре», которую хронологически можно поместить приблизительно между 150 и 350 гг. (переведена на китайский Сикшанандой81* в 695 — 699 гг.), говорится: «Есть растительная жидкость под названием хатака. Г\ 82* « Г Один лян этой жидкости может превратить тысячу лян бронзы в чистое золото». А в «Махапраджнапарамитопадеше» (переведена на китайский Кумарадживой83* в 402 — 405 гг.) есть дополнение: «При помощи снадобий и заклинаний можно превратить бронзу в золото. При толковом употреблении снадобий можно превратить серебро в золото, а золото в серебро. При духовной силе человек может превратить в золото глину или камень»136. Эта духовная сила — не что иное, как сиддхи йогинов и тантристов. Из текстов буддийского канона мы вправе сделать два вывода: первое, что индийская алхимия существовала и до исламского влияния; второе, что она примыкала к мистическим техникам (снадобья, заклинания, духовные силы), а не к опыту предхимическому, научному. Факт влияния исламской (т. е. александрийской) алхимии на индийскую аргументировался открытием в Индии ртути лишь после мусульманского завоевания137. Но дело обстоит не так просто. Даже если бы расцвет алхимии в Индии начался с открытия и освоения" ртути, все же много раньше там существовала, мы это констатировали, «собственная алхимия» (расаяна), на которую ислам влиять не мог и которая выполняла ту же мистическую функцию, что и китайская алхимия: искала пути к продлению жизни и бессмертию. Однако давайте посмотрим, действительно ли ртуть (в той роли, какую она играла в химических процессах) была принесена в Индию мусульманской алхимией. На самом деле ртуть известна в Индии еще с IV в. н. э., которым датируется так называемый «Манускрипт Бауэра»138, самый древний санскритский трактат по медицине, дошедший до нас*4*. Примечательно, что одна из глав этого трактата содержит рецепты, как прожить «тысячу лет»139, а другая разбирает свойства чеснока продлевать жизнь. Людерс и Р. Мюллер, правда, считают, что термин раса из «Манускрипта Бауэра» относится не к ртути, тем не менее проблема решена не окончательно. Некоторые ученые утверждают, на основании политического трактата «Артхашасгра»85* (Ш в. до н. э.)140, что ртуть известна в Индии именно с тех времен; но, возможно, соответствующий пассаж был вставлен в трактат позднее141. Так или иначе, мнение большинства востоковедов и историков науки (А. Кейт, Людерс, Руска, Стейплтон, Р. Мюллер, Липпманн), что ртуть и алхимическую практику, с ней связанную, открыли для Йн- дии мусульмане, следует пересмотреть в свете новейших исследований. Ртуть играла существенную роль в тантризме, при этом известно, что регионы, где процветал тантризм, менее всего подверглись влиянию ислама. В некоторых тантрах ртуть называется «производящим принципом» и даже даются советы, как изготовить из ртути фаллос Шивы142. Поскольку датировку тантр начали уточ- нять лишь в последнее время, не исключено, что многие из них окажутся домусульманскими; а если так, то «сакральное» употребление ртути в Индии идет вовсе не от арабов. В «Кубжика-тантре», древность которой не может быть подвергнута сомнению143, Шива говорит о парада (меркурии-ртути)144 как о своем жизнетворящем принципе, который, будучи «закреплен» шесть раз, заслуживает всяческих похвал. Это «закрепление» имеет и чисто химический смысл — особенно в более поздних текстах, когда метафизическая функция алхимии стала уступать место лабораторным опытам; «закрепление» (или «убиение») означает кальцинирование ртути, известное и в европейской алхимии под названием «фиксация» или «коагуляция»145. «Мистический» смысл фиксации ртути иногда расшифровывается в текстах. Снижение летучести этого священного металла имеет «духовную» ценность: принцип динамический, мобильный превращается в принцип статический, божественный. Снижается, «пресекается» мобильность психоментального опыта; освобожденная душа точно так же статична, как «фиксированная» ртуть. Так алхимическая операция приобретает сотерическую подоплеку. Воля к святости благочестивого человека, его желание пресечь суету обыденной жиз- ни души и добиться совершенной, статичной автономии души освобожденной выражается через алхимические операции и символы. Поиск «фиксированной» ртути есть, таким образом, тот же поиск «освобождения» души, ведущего к бессмертию. Именно этот, сотери- ческий смысл более всего очевиден в алхимических тантрах. Во всех текстах восхваляется «мистическая» действенность фиксированной ртути. В «Суварна-тантре»146 говорится, что, съев «убитую» (паштапишта) ртуть, человек становится бессмертным; одна часть такой «убитой» ртути может превратить сотню тысяч частей живой ртути в золото. Даже урина и экскременты алхимика, принимающего такую ртуть, могут превращать медь в золото. В «Рудраямала-тантре»147 утверждается, что процесс «убиения» металлов был открыт Шивой и передавался адептами из поколения в поколение. Шива — бог по преимуществу тантрический; техники, которые он открывает, — всегда мистические, сотерические148. В «Расаратнасамуччае» (1, 26) говорится, что, принимая ртуть, человек избегает болезней, которыми он обязан грехам своих предыдущих жизней149. В «Расаратнакаре», приписываемой Нагарджуне, фигурирует эликсир из ртути, обращающий человеческое тело в божественное150. (Припомним, что ту же цель преследовали тантрические техники и хатха-йога.) В том же тексте Нагарджуна говорит, что располагает средствами против «морщин; седины и других примет старости»151 — еще одно доказательство тесной связи между тантризмом и алхимией. «Минеральные препараты оказывают равное воздействие как на металлы, так и на человеческое тело», — утверждается в «Расаратнакаре». (Эта любимая метафора индийских алхимиков152 выдает «мистическую» концепцию: металлы,, как и человеческое тело, можно «очистить» и «обожествить» с помощью ртутистых препаратов, которые сообщают им священную благодать Шивы. Тут можно вспомнить о благодатных, сакральных свойствах нефрита в Китае.) Нагарджуне раскрывается эта тайна после двенадцати лет аскезы и поклонения богине-якшини153, «которая владычествует над деревом Ficus religioset89*». Данный текст представляет особую ценность. Он еще раз подтверждает истинные корни алхимии: аскезу, медитацию, мистические техники. Кроме того, он отчасти проливает свет на неясные отношения, существующие между культами растительности (якшини154 — это и демоницы растительности) и алхимией. Тантризм как огромный синтезирующий фактор вобрал в себя бесчисленные культы аборигенов, до него остававшиеся за пределами индуизма155. Многие из них принадлежали культу растительности, повсеместно распространенному в Индии и имеющему неарийскую структуру90*. Особенно много тантризм взял у гималайских аборигенов156. Индийская алхимия, столь органично связанная с тантризмом — и структурой и историей, — почерпнула для своей практики и символики не один элемент аборигенной культуры, главным образом гималайской. Этим объясняется присутствие богини-якшини в алхимическом трактате «Расаратнакара». Впрочем, алхимия рано проникла на Тибет, куда ее принесли буддийские монахи тантрических школ, и автор одного алхимического трактата, «Расасары» (возможно, XIII в.), признается, что немало узнал от тибетских буддистов157. В «Расахридайе» утверждается, что алхимия способна вылечить проказу и сделать человека молодым158 (тот же мотив «юности без старости и жизни без смерти»). В «Какачандешваримата-тантре»159 говорится, что «убитая» ртуть производит в тысячу раз больше золота, а смешанная с медью — превращает последнюю в золото. Самый полный текст о действенности «убитой» (фиксированной) ртути встречается в «Расендрачинтамани»: «Если ртуть убить равным количеством очищенной серы, она делается в сотню раз сильнее; если ее убить двойной дозой серы, она вылечивает умственную усталость; если ее убить четырехкратной дозой, она возвращает цвет седым волосам и устраняет морщины; если ее убить пятикратной дозой, она излечивает чахотку; а если убить ее шестикратной дозой, она становится панацеей от всех человеческих болезней»160. Научная — с точки зрения химии — ценность этого текста минимальна; известно, что 25 частей ртути могут соединиться от силы с четырьмя частями серы, а остальная сера возгоняется, не вступая в реакцию. Все же переведенный текст интересен, поскольку проявляет «экспериментальные» начатки индийской алхимии: утрату традиционного, «мистического» наполнения понятия «алхимия» и попытку трансформировать ее в естественную науку. То, что индийцы совершали определенные научные открытия, сомнений не вызывает161. Как только померк перво- * начальный смысл алхимических операций, который, по свидетельству всех процитированных текстов, не имел ничего общего с физическим миром, — у этих операций обнаружилась новая логика и новое обоснование. Мы же пытаемся пролить свет на тот факт, что индийская алхимия в подлинном ее виде была не предхимией, а «мистической» техникой162. Наукообразные элементы, предвестники химии, прослеживаются в Индии с самых древних времен; но они всегда сосуществуют с собственно алхимическими техниками. Химия не рождается из алхимии. Химия всегда присутствует рядом с алхимией, но параллельно ей. Это две диаметрально противоположные ментальные структуры. Только тот, кто упускает из виду суть алхимии, может смешать ее с химией. Алхимия принадлежит к числу средств достижения бессмертия или свободы (что одно и то же), функция ее — духовного порядка. Химия представляет собой нечто совсем иное. Это просто техника познания мира субстанций, физико-химического мира — и овладения им. Золото и жемчуг — как в Индии, так и в Китае — наделяются священными свойствами еще с ведических времен163. Золото принимают внутрь164, и индийские алхимики дают понять — хотя не так определенно, как китайские, — что вместе с этим благородным металлом человек усваивает сакральную добродетель. Влияние алхимии — разумеется, в ее «мирской», прагматической ипостаси — наблюдается и в индийской медицине. С легкой руки Вагбхаты (третьего, после Караки и Сушруты95*, из великих индийских медиков), в медицине начинают применять по преимуществу металлосодержащие препара- тыь2. Наступает так называемая переходная эпоха: верховодят Врин- да и Чакрапани96*, которые устанавливают в медицине «минеральную» традицию в противовес растительной, господствовавшей до той поры. Интересно, среди прочего, отметить тантрические влияния в деятельности и Вринды и Чакрапани. Они рекомендуют формулы и жесты, употребляемые в тантрическом культе165. Период, непосредственно следующий за тантрическим и называемый П.-Ч. Раем эпохой ятрохимии, отмечен усилением интереса к науке, т. е. к эмпирике. Поиск эликсира бессмертия и прочие «мистические» цели меркнут, уступая место разработке технических, лабораторных рецептов166. В этом смысле типичный продукт эпохи — «Расаратнасамуччая» (ХШ — XIV вв.). Но и в ней все еще сохраняется, хотя и не так отчетливо, традиция алхимии как «мистики», а не как эмпирической техники. Текст начинается с приветственного обращения к Богу, который спасает людей от старости, болезни и смер- тп1ээ. Затем следует перечень алхимиков, включающий, наряду с другими, все те же имена тантрических учителей167. В «Расаратнаса- муччае» разбираются и мистические формулы «очищения» металлов168, говорится об алмазе, «который побеждает смерть»169, о внутреннем употреблении золота170 и т. д., т. е. трактуются вещи, выдающие первоначальную сотерическую функцию алхимии. Не будем забывать, что все эти вещи мы встречаем в трактате поздней, позитивистской эпохи, когда возрос вес наблюдения над природным миром и вес эксперимента. Расаратнасамуччая содержит достаточно много точных наблюдений, по ценности не уступающих наблюдениям европейских алхимиков. Таковы, например, заметки об аммиаке171 — соли, знаменитой во всех алхимиях, к которой особое внимание проявляли в Азии. В металлургической технологии индийцы проявили себя первостатейными мастерами. Железная колонна в Кутубе97*, возведенная по меньшей мере полторы тысячи лет назад, диаметром превосходит все на свете колонны, построенные до XVH в. Химический анализ показал, что железо ее — чистое, беспримесное172. Металлургия была гордостью Древней Индии. Тексты по металлургии, которыми мы располагаем, представляют нам технологию отлично разработанную, эмпирическую, чуть ли не индустриальную. При всем том не стоит забывать, что металлургия в Индии, как и в других странах, поначалу была «сакральной» деятельностью. Справедливости ради надо сказать, что до нас дошло не слишком много текстов. Однако и «Ригведа»98* донесла до нас традицию применения в кузнечном деле некоторых растительных препаратов162, что наводит на мысль о своеобразной связи между магией, мистикой и металлургией. В Китае и, как мы увидим, в Вавилонии эта связь сохранилась гораздо более отчетливо. Как и в Китае, в Индии алхимия повлияла на различные сферы деятельности. Но не эти влияния интересуют нас — все они относятся к новейшему времени и напоминают скорее свод технических правил, чем «особую науку» (расаяну), о которой говорил аль-Бируни. Мы не претендуем здесь на полноту исследования индийской алхимии. Предмет, разумеется, не уместился бы в рамки этого введения в азиатскую алхимию. Впрочем, что касается научного аспекта индийской алхимии, богатый материал собран в двухтомнике Прапхуллы Чандры Рая. Нам достаточно лишь констатировать существование двух параллельных техник, обе из которых носят название «алхимия»; первая, расаяна, есть, по словам аль-Бируни, «особая химия», т. е. «мистическая» техника, примыкающая к тантризму и другим магико- аскетическим школам; вторая, связанная с медициной, металлургией и эмпириоиндустриальными техниками, сосредоточена в первую очередь на конкретике и может быть названа предхимией. Никакой причинно- следственной связи нельзя установить между двумя этими различными техниками, соответствующими каждая — иному строю мыслей, имеющими каждая — свою цель. Расаяна, по сути дела, разрабатывает приемы «трансмутации души»163, ищет вечной жизни и, значит, духовного освобождения. Другая алхимия, ростки которой начинают проглядывать в средние века, занимается разработкой либо медицинских, либо индустриальных рецептов. Первая имеет метафизическую природу, вторая — прагматическую. Ни их содержание, ни предмет, ни лексика не совпадают. Та предхимия, которую можно проследить в Индии — где, что бы ни говорили, она никогда не вызывала такого интереса, как в Иране, Сирии и Европе, — только та химия могла подвергнуться влиянию исламской алхимии. Но мы еще вернемся к обсуждению этой проблемы173.