<<
>>

Прибытие американцев и возвращение мертвых

Что касается американцев, то это, очевидно, предки, умершие соплеменники, которые возвращаются, нагруженные дарами. Амери канцы были последними из белых, контактировавших с туземцами Океанийских островов, главным образом в годы Второй мировой войны.
В мифическом мышлении туземцев они заняли место голландцев, немцев, французов и англичан1*. Все они белые, т. е. в глазах туземцев духи мертвых, фантомы, призраки. Действительно, они появляются издалека, с островов, откуда прибыли в мифические времена предки меланезийцев — с тех самых островов, на которые возвращается туземец после смерти. Так как предки когда-то прибывали на судах, мертвецов кладут в небольшие лодки, которые понесут их обратно в страну, откуда они родом805. Это, конечно, мифическая страна, лежащая за океаном. Даже если меланезийцы сохранили память о миграциях своих предков, которые привели их на острова, ныне ими занимаемые, эта память быстро стала мифической. Страна Предков за великими водами — это сказочный остров, род Рая, где души мертвых ждут триумфального возвращения к живым. Однажды они вернутся, но в этот раз на великолепных судах, нагруженных товарами вроде тех гигантских грузовых пароходов, какие каждый день встречают белые в своих портах. Такова религиозная концепция, из которой возникли карго- культы. Все они пророческие и милленаристские культы806 и провозглашают неизбежность сказочной эры изобилия и блаженства. Туземцы снова станут хозяевами своих островов и больше не будут работать, ибо мертвецы привезут им фантастическое количество провизии. Вот почему большинство этих движений требует, с одной стороны, уничтожения вещей, начиная с предметов, купленных у белых, а с другой — сооружения огромных складов, куда будет помещена провизия, привезенная мертвецами. Позже мы обсудим некоторые типы «карго-культов». Но сначала следует объяснить, как появление грузовых судов вдоль меланезийских берегов могло стимулировать такие пророческие и милленаристские малые религии. Основная идея, как мы видим, — это триумфальное возвращение мертвецов, нагруженных дарами. Так вот, для туземцев прибытие грузовых судов в порты белого человека —^ это факт, по общему мнению, чудесный. Они видят, что белые получают продовольствие и массу промышленных изделий, в изготовлении которых они не участвовали. Туземцы видели только вещи, они не знают долгого процесса изготовления, происходившего далеко от их островов807. Отсюда вывод — с их точки зрения, совершенно логичный, — что эти вещи созданы либо волшебством, либо мертвыми808. Согласно второй гипотезе, вещи по праву принадлежат им, так как мертвецы трудились для них, а не для белых. Очень часто туземцы верят, что торговые суда, посланные их мертвецами, конфискованы белыми — и эта несправедливость увеличивает напряжение, уже существующее между черными и белыми. Если, однако, вещи были созданы при помощи волшебства, то они все равно принадлежат им, потому что, в конце концов, они произведены их богами и их волшебством.
<< | >>
Источник: Элиаде М.. АЗИАТСКАЯ АЛХИМИЯ. 1998

Еще по теме Прибытие американцев и возвращение мертвых:

  1. ИЗ ИНФОРМАЦИИ НАЧАЛЬНИКА РАЗВЕДОТДЕЛА ШТАБА ФЕРГАНСКОГО ФРОНТА О ПРИБЫТИИ В ФЕРГАНУ АФГАНСКОЙ ДЕЛЕГАЦИИ И НАМЕРЕНИЯХ МАДАМИНБЕКА И АХУНДЖАНА, В СЛУЧАЕ ПРИБЫТИЯ ИНОСТРАННЫХ ВОЙСК, ВОЗОБНОВИТЬ БОРЬБУ ПРОТИВ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ 2 мая 1920 г
  2. ОТ ПРИБЫТИЯ ЭРЦГЕРЦОГА АЛЬБЕРТА ДО МЮНСТЕРСКОГО МИРА
  3. Остров мертвых
  4. 14. Бессмертие души и воскресение мертвых
  5. МЕРТВАЯ ХВАТКА ВОЕННОЙ ЮСТИЦИИ
  6. Прибытие в Москву и встреча с отцом
  7. Глава 14. Воскрешение из мертвых. Апрель – ноябрь 1938 года
  8. 9.1. Американцы
  9. КОРЕННЫЕ АМЕРИКАНЦЫ
  10. АЗИАТО-АМЕРИКАНЦЫ
  11. Отношение американцев к Ирану
  12. АФРО-АМЕРИКАНЦЫ КАК ИХ ИЗОБРАЖАЮТ?
  13. ПОСЛЕДСТВИЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ АФРО-АМЕРИКАНЦЕВ
  14. АРАБЫ И АРАБО-АМЕРИКАНЦЫ
  15. Отношение американцев к Северной Корее
  16. Экономическое положение чернокожих американцев
  17. Модуль 3.3. АФРО-АМЕРИКАНЦЫ В РЕКЛАМЕ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС
  18. 3.4. Использование возвращения
  19. ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ ВОЗВРАЩЕНИЕ К ПРИРОДЕ
  20. 1.1. «Вертинские аналы» о прибытии Руссов к императору Людовику I Благочестивому в составе посольства византийского императора Феофила (839 г.)2