<<
>>

Приложение R АЛХИМИЯ В ЭПОХУ РЕНЕССАНСА И РЕФОРМАЦИИ

В своей статье «Prima materia. Das Geheimnis eines Gemaldes von Giorgione» (Die BASF. Aus der Arbeit der Badischen Anilin und Soda Fabrik, IX, 1959, S. 50— 54) Г. Хартлауб предложил новую, алхимическую интерпретацию картины Джорджоне «Три философа».
Автор видит в ее персонажах не трех царей- волхвов, пришедших с Востока, а персонификацию инициационных рангов в тайном обществе. По Хартлаубу, картина, возможно, представляет собой символическое поклонение недрам Земли, где искали materia prima (ср. знаменитую формулу: visita interior a terrae и т. д.). См. еще у того же автора: «Der Stein der Weisen» (Munich, 1959), «Chymische Marchen» — BASF, vol. IV, Nq 2, 3, 1954; vol. V, No 1, 1955, и «Symbole der Wandlung» — BASF, IX, 1959, 123—128. Связи между лютеранской теологией и алхимией были проанализированы Дж.-В. Монтгомери в его исследовании «L'astrologie et l'alchimie luth6rienne a l'6poque de la R?forme». — Revue d'histoire et de philosophie religieuses. 1966. P. 323—345. Уместно процитировать этот текст Лютера, — возможно, наиболее полное его высказывание на тему: «Наука алхимия [ars alchimica] мне очень нравится: это действительно естественная философия древних. Она нравится мне не только многочисленными возможностями применения, например при варке металлов, при дистилляции и возгонке трав и жидкостей [in excoquendis metallis, item herbis et liquoribus distillandis ac sublimandis], но также аллегорией и ее тайным, весьма заманчивым значением, касающимся воскрешения мертвых в день Страшного суда. Ибо так же как огонь в печи вытягивает и выделяет из одной субстанции другие части и извлекает дух, жизнь, здоровье, силу, в то время как нечистые вещества, осадок, остаются на дне, как мертвое тело, не имеющее никакой ценности [это Лютер иллюстрирует еще и примерами приготовления вина, корицы и муската], точно так же Бог в день Страшного суда огнем разделит все, отделит праведных от неправедных («Tischreden». Edition de Weimar, I, 1149; цит.
по Монтгомери, с. 337). Монтгомери весьма кстати извлек на свет лютеранские идеи, имплицитно включенные в алхимические труды Андрея Либавия (1550—1616) и Кунрата (1560—1605), а также в «Noces chimiques» J. V. Andreae. О последнем авторе Монтгомери недавно опубликовал важную работу: «Cross and Crucible, Johann Valentin Ajndreae (1586—1654), Phoenix of the Theologians». I—II (La Haye, 1973). «Fama Fratemitas» была воспроизведена в кн.: Yates F. The Rosicrucian Enlightment. - L., 1972. P. 238—251. B. Gorceix сделал французские переводы «Fama», «Confessio Fratemitatis R. С.» (1615) и «Noces Chimiques» Кристиана Розенкрейца в «La Bible des Rose-Croix» (P., 1970). О Джоне Ди см. специально: French P. J. John Dee: The World of an Elizabethan Magus. - L., 1972; Evans R. J. W. Rudolf П and his world: A Study of Intellectual History. 1975. P. 218—228. Влияние Джона Ди на Кунрата было проанализировано в кн.: Yates. The Rosicrucian Enlightment. P. 37—38. О «Christianopolis» Андреэ см.: Yates, p. 145—146; Allen G. Debus. The Chemical Dream of the Renaissance. - Cambridge, 1968. P. 19—20. История алхимических рукописей Ньютона и их частичного возвращения Дж. М. Кейнсом в 1936 — 1939 гг. описана Б.-Т. Доббс в «The Foundation of Newton's Alchemy» (1975), p. 6 sq.
<< | >>
Источник: Элиаде М.. АЗИАТСКАЯ АЛХИМИЯ. 1998

Еще по теме Приложение R АЛХИМИЯ В ЭПОХУ РЕНЕССАНСА И РЕФОРМАЦИИ:

  1. ГЛАВА 1 ЧТО-ТО СЛУЧИЛОСЬ
  2. Приложение R АЛХИМИЯ В ЭПОХУ РЕНЕССАНСА И РЕФОРМАЦИИ
  3. Алхимия, естественные науки и аспект Времени