<<
>>

Приложение К КИТАЙСКИЕ МАГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ И АЛХИМИЧЕСКИЙ ФОЛЬКЛОР

О «магическом полете» йогов и алхимиков см.: Eliade М. Le Yoga. P. 397. О «магическом полете» в Китае см.: Eliade М. Le Chamanisme... P. 294 sq.; о полете Бессмертных даосов см.: Giles Lionel. A Gallery of Chinese Immortals.
— L., 1948. P. 22, 40, 43, 51 и т. д.; Kaltenmark Max. Le Lie-sien Tchouan (Biographies tegendaires des Immortels taoistes de Г antiquity). — Перевод и примечания (Пекин, 1953), с. 41, 54, 82, 146, 154. Китайскими алхимиками было воспринято и переработано большое число весьма древних мифов и верований о бессмертии и о способах его достижения. Символами бессмертия считались черепаха и журавль. Древние авторы всегда помещают в общество Бессмертных журавля. (Groot J. J. de. The religious System of China. — Leiden, 1892 sq. Vol. IV. P. 232—233, 295); журавлей рисуют на погребальных колесницах, где они символизируют переход к бессмертию (ibid., vol. IV, p. 359). На картинах, изображающих восьмерых Бессмертных на пути к волшебному Острову, их лодку несет по воздуху журавль (ср.: Werner. Myths and Legends of China. — L., 1924. P. 302). А Баопу-цзы (=Гэ Хун) заверяет, что свою жизненную силу можно увеличить, если пить напиток из журавлиных яиц и черепашьих панцирей (текст цит. по: Johnson, Chinese Alchemy, p. 61). Это древняя традиция: в «Ле с янь чжуань» рассказывается, что Гуй Фу питался корицей и подсолнухами, которые он смешивал с черепашьими мозгами (Max Kaltenmark, р. 119). Среди растении, которые могут обеспечить долголетие, китайская традиция выделяла траву цзи («трава бесмертия»), сосну, кипарис и персик. Считалось, что сосна и кипарис богаты субстанциями ян (ср. Groot J. J. de. The religious System of China. — Leiden, 1892 sq. Vol. IV. P. 294—324). Съев сосновые семена, Ю Чжуань смог подняться в воздух. «Тогдашние люди, которые достали их и съели, все достигли возраста двух или трех сотен лет» (Max Kaltenmark. Le Lie- sien Tchouan, 54, ср.: там же, с. 81, 136, 160. О соснах — деревьях долголетия см.: Stein Rolf. Jardins en miniature d'Extreme-Orient. Le Monde en petit. — BEFEO, 42. Hanoi, 1943. P. 1—104, особ. p. 84 sq.). Со своей стороны, Баопу-цзы пишет, что если кто-нибудь натрет себе шггки соком кипариса, то «сможет ходить по воде не погружаясь», если натрет все тело, то станет невидимым. Плод кипариса, высушенный, превращенный в порошок и добавленный в факел, дает вспышку, равной которой нет, а если поблизости закопаны золото или нефрит, пламя становится синим и клонится к земле. Человек, питающийся порошком из плодов кипариса, может дожить до тысячи лет (текст см.: De Groot, vol. IV, p. 287). Что же касается персикового дерева, то его сок, как утверждает Баопу-цзы, делает тело человека светящимся. Известны и другие растения и целебные травы, которые могут обеспечить долголетие и сообщить магическую силу. В «Ле с янь чжуань» упомянуты груша (с. 97), корица (с. 82, 119), лиственная губка (с. 82), семена крестоцветных (с. 79), аконит (с. 154), дягиль (с. 154), подсолнечник (с. 119) и др. Фольклорная традиция, даосизм и алхимия плавно переходят друг в друга: даосский алхимик — последователь собирателя целебных трав, который с незапамятных времен уходил в горы с калебасой собирать семена и магические растения. Ср. на эту тему: Rolf Stein. Jardins en miniature d'Extreme-Orient, p. 56 sq. et passim. См. также: Vichel Soymie. Le Lo-Feou Chan, ?tude de g?ographie religieuse. (BEFEO, [Saigon], XLVIII (1956), 1—139, особенно с. 88-96 [«пещера-небо»], 97—103 [«полуночное солнце»]).
<< | >>
Источник: Элиаде М.. АЗИАТСКАЯ АЛХИМИЯ. 1998

Еще по теме Приложение К КИТАЙСКИЕ МАГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ И АЛХИМИЧЕСКИЙ ФОЛЬКЛОР:

  1. Часть I КИТАЙСКАЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ
  2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КИТАЙСКИХ СТРАТАГЕМ: ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ ФЕНОМЕНА КИТАЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
  3. § 101. Южные уйгуры. Тюрки Китайского Туркестана. Тюркские ханства доисламского периода в Китайском Туркестане
  4. ПРАКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ТВ КНР И ОТРАЖЕНИЕ «КИТАЙСКОЙ ТЕМЫ» РОССИЙСКИМИ СМИ В КОНТЕКСТЕ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ДИАЛОГА В РОССИЙСКО-КИТАЙСКОМ ПРИГРАНИЧЬЕ (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖУРНАЛИСТОВ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ)
  5. Религиозные интересы и магическая сила
  6. ТАЙНЫЕ РЕЛИГИОЗНО МАГИЧЕСКИЕ ОБЩЕСТВА В НИГЕРИИ
  7. ТАЙНЫЕ РЕЛИГИОЗНО-МАГИЧЕСКИЕ ОБЩЕСТВА У БАМИЛЕКЕ В КАМЕРУНЕ
  8. Философия мадхьямаки: нигилизм, абсолютизм, релятивизм, антиметафизика или "магический холизм "?
  9. Вопрос 4. Тюремный фольклор
  10. Перестроечный фольклор
  11. Фольклор (устное народное творчество)