<<
>>

Приложение А МЕТЕОРИТЫ, ГРОМОВЫЕ КАМНИ, НАЧАЛА МЕТАЛЛУРГИИ

По поводу мифа о небесном своде из камня ср.: Uno Holmberg. Der Baum des Lebens (AASF, Ser. B. - Helsinki, 1922-1923. Vol. XVI. S. 40; H. Reichelt. Der Steineme Himmel. — Indogermanische Forschungen, 32, 1913.
S. 23—57) допускал утверждение, что представление о каменном и металлическом небе является общим для индоевропейцев. Eisler R. Zur Terminologie und Geschichte der judischen Alchemie (Monatsschrift fur Geschichte und Wissenschaft des Judentums. 1926, N. F. Vol. 26. S. 194—201) предполагал, что метеориты послужили толчком к представлению о небесах, сделанных из разных металлов (железо, медь, золото и т. д.). Об отношениях между небом, металлами, цветом см.: Holmberg. Der Baum, s. 49; Jeremias A. Handbuch der altorientalischen Geisteskultur. — 2 ?d. — B., 1929. S. 180 sq. Однако Forbes R. J. Metallurgy in Antiquity (Leiden, 1950, p. 357) замечает, что точные указания на объединение металлов, цвёта и планет встречаются реже, чем это обычно считают, — даже в вавилонскую эпоху. О «громовых камнях» см.: Andree Richard. Etnographische Parallelen. N. F. — Leipzig, 1889. S. 30—41 (Der Donnerkeil); Sebillot P. Le Folklore de France. — P., 1904. Vol. I. P. 104—105; Skeat W. W. Snakestones. — Folk-Lore, 23, 1912. P. 45—80; Saintyves P. Corpus de Folklore pr?historique en France et dans les colonies fran^aises. — P., 1934. Vol. II; Holtker Georg. Der Donnerkeilglaube vom steinzeitlichen Neuguinea ausgeschehen. — Acta Tropica, I. (1944, 30—51; с богатой библиографией, 40—50). О метеоритах см. также: Kunz G. F. The Magic of Jewels and Charms. — Philadelphia; L., 1915. P. 94—117. О роли металлов в жизни и религии первобытных народов: здесь следует обратиться к богато документированному тому Richard Andree. Die metalle bei den Naturvolkem mit Berucksichtigung prahistorischer Verhaltnisse. — Lpz., 1884. О фольклоре, связанном со свинцом, см.: Leopold Schmidt. Das Blei in seiner volkstumlichen Geltung.
— Mitt. d. Chemischen Forschungsinstitutes der Industrie Osterreiches. II, 4—5, 1948. S. 98 sq. Об истории металлургии, в частности, в культурном аспекте см.: Rickard Т. A. Man and Metals. A History of mining in relation to the development of civilization. — N. Y., 1932, Vol. 2 (есть и фр. пе- рев.); Partington J. R. Origins and Development of Applied Chemistry. — L., 1935; и особенно Aitchison Leslie. A History of Metals. — L., 1960. Vol. 2. Состояние проблем металлургии в античности надежно установлено Forbes R. J. Metallurgy in Antiquity. A notebook for archaeologists and technologists. — Leiden, 1950 (с богатой библиографией). Ср.: Forbes R. J. Bibliographia Antiqua, Philosophia Naturalis (1-re partie «Шахты», Leiden, 1940; 2-e partie, «Металлургия», Leiden, 1942). См. теперь: Singer Charles, Holmyard E. J.f Hall A. R. A History of Technology. — Oxf., 1955. Vol. I. 06 AN.BAR CM.: Hommel. Gnindri(3 der Geographie und Geschichte Vorderasiens. — B., 1908-1922. S. 13; Bosson G. G. Les m6taux et les pierres dans les inscriptions assyro-babyloniennes. — Inaugural-Dissertation. — Miinchen, 1914. P. 11— 12; Persson Axel W. Eisen und Eisenbereitung in altester Zeit: Etymologisches und Sachliches. — Bulletin de la Soci?t? Royale de Lettres de Lund. 1934. P. 114; Forbes. Metallurgy in Antiquity. P. 465. О parzillu см.: Persson A. W. Eisen und Eisenbereitung. S. 113; Forbes. Metallurgy in Antiquity. P. 465. О производстве меди и бронзы и о торговле ими на античном Ближнем Востоке см.: Dussaud R. La Lydie et ses voisins aux hautes ?poques. — P., 1930. P. 76 sq. О словаре бронзы см.: Dossin Georges. Le vocabulaire de Nuzi Smn. — RA, 1947-1948. P. 26 sq. О проблеме железа в Древнем Египте и термине biz-n.pt см.: Wainwright G. А. Iron in Egypt — The Journal of Egyptian Archaeology, 18, 1932. P. 3—15 (резюме в статье Перссона, с. 2—3); Wainwrighf., The coming of Iron. — Antiquity, 10, 1936. P. 5—25); Hulme E. Wyndham. Early Iron-smelting in Egypt. — Antiquity, II, 1937. P. 222—223; Forbes.
Metallurgy in Antiquity. P. 425 sq. H. Quiring, который обобщил эти исследования в статье «Die Herkunft des altesten Eisens und Stahl» (Forschungen und Fortschritte, 9, 1933. S. 126—127), полагает доказанным, что железная руда, достаточно поздно освоенная египтянами, добывалась в нубийских песках, которые содержали зерна магнетита с более чем 60% железа. См. также: Leclant Jean. Le fer dans l'Egypte ancienne, le Soudan et l'Afrique — (Le fer a travers les ages: Actes du Colloque international. Nancy, 3—6 octobre 1955. — Annales de l'Est, M6moire No 16. — Nancy, 1955. P. 85—91). О железе на минойском Крите: Hall Н. R. The Civilization of Greece in the Bronze Age. - L., 1928, P. 253; Persson A. W., p. Ill; Forbes, p. 456 sq. Приложение В МИФОЛОГИЯ ЖЕЛЕЗА Апотропеическое железо против демонов и духов: Goldziher I. Eisen als Schutz gegen Damonen. — Archiv fur Religionswissenschaft, 10, 1907. S. 41—46; Seligmann S. Der Bose Blick. - B., 1910. Vol. I. S. 273-276; Vol. II. S. 8-9, и т. д.; Seligmann S. Die magischen Heil- und Schutzmittel. — Stuttgart, 1927. S. 161—169 (последняя книга — расширенный вариант нескольких глав из «Der Bose Blick»; Frazer. Tabu and the perils of фе Soul, p. 234 sq.; Tawney-Penzer. The Ocean of Story. Vol. II. — L., 1924), p. 166—168; Meyer J. J. Trilogie altindischer Machte und Feste der Vegetation. — Ztirich; Lpz, 1937. Vol. I. S. 130 sq., Vol. II. S. 118 sq.; Dumezil G. Labris JA, 1929, p. 247 sq. (железные ножи отгоняют демонов; кавказские поверья); Filliozat J. Le Kumaratantra. — P., 1937), p. 64 (магическая роль ножа). Ср. также «Handworterbuch der Deutschen Aberglauben», s. v. Eisen. Железо как защита урожая (Северо-Восточная Европа): Rantasalo А. V. Der Ackerbau im Volksaberglauben der Finnen und Esten mit entsprechenden Gebrauchen der Germanen verglichen (5 vol., FF Communications, Sontavala- Helsinki, 1919—1925). Vol. Ш. S. 17 sq. Приложение С АНТРОПОГОНИЧЕСКИЕ МОТИВЫ Сотворение человека из глины или из земли: Langdon S. Le роете sumerien du Paradis, du Deluge et de la Chute de l’homme. — P., 1919 (перев. С. Virolleaud). P. 22—23v 31—32; Langdon S. Semitic Mythology. — Boston, 1931. P. 111—112; океанийские традиции см.: Dixon R. В. Oceanic Mythology. — Boston, 1916. P. 107 (человек создан из пыли, смешанной с кровью бога); см. также Frazer Sir James. Folk-lore of the Old Testament. — L., 1919. Vol. I. P. 3-44; Frazer J. Creation and Evolution in primitive Cosmogonies. — L., 1935. P. 3—35 (работа 1909 г., соответственно, менее обширна). О египетской традиции см.: Budge Е. A. Wallis. From Fetish to God in Ancient Egypt - Oxf., 1934. P. 143, 434 (человек создан из слез бога); A. Erman. Die Religion der Aegypter. - В., 1934. S. 66; Holberg M. S. The God Ptah. — Lund; Copenhagen, 1946. P. 31 sq.; Eliade. Histoire, I, § 26. Общий обзор антропогонических мотивов см: Tompson Smith. Motif-index of Folk-Literature. — Helsinki, 1932, Vol. I. FF Communications Nq 106. P. 150—159. О более поздних переводах вавилонской Поэмы Творения см: Furlani G. П Poema della Creazione. — Bologna, 1934. P. 100 sq. (ср. p. 34—35, об аналогичных месопотамских традициях); Labat R. Le Poeme babylonien de la Creation. — P., 1935, и библиографию, учтенную в: Eliade М. Histoire. I. P. 404 sq. В прямой связи с металлургическим комплексом см. традицию, засвидетельствованную у то- раджей : бог Пу-не-Палабуру «формует» каждого ребенка в кузнице (.Kruit, цит. по: Perry J. W. The Children of the Sun. 2-e ed. — L., 1927. P. 207). Приложение D ИСКУССТВЕННОЕ ОПЛОДОТВОРЕНИЕ И ОРГИАСТИЧЕСКИЕ РИТУАЛЫ Об искусственном оплодотворении в Месопотамии см.: Pruessen А. Н. Date culture in ancient Babylonia. — JAOS, 36, 1920. P. 213—232; Sarton G. The artificial fertilization of date-palms in the time of Ashur-Nasir-Pal. — Isis, 21, Nq 60, april 1934. P. 8—14; Sarton G. Additional note on date culture in ancient Babylonia. — Isis. 1935. Juin. N°65. P. 251—252 (эти две статьи содержат полную библиографию вопроса); Danthine Н. Le palmier-dattier et les arbres sacres dans l'iconographie de l'Asie occidental ancienne. — P., 1937. P. 111—121. О сходных традициях у евреев и арабов см.: Gandz S. Artificial fertilization of date-palms in Palestine and Arabia. — Isis, 33. 1935. Juin. Nq 65. P. 245—250. Об оргиастической практике в связи с прививкой лимонов, по данным Ибн Вахшья, см.: Tolkowsky S. Hesperides. A History of the Culture and Use of Citrus Fruits. - L., 1938. P. 56, 129 sq.
<< | >>
Источник: Элиаде М.. АЗИАТСКАЯ АЛХИМИЯ. 1998

Еще по теме Приложение А МЕТЕОРИТЫ, ГРОМОВЫЕ КАМНИ, НАЧАЛА МЕТАЛЛУРГИИ:

  1. МЕТЕОРИТЫ И МЕТАЛЛУРГИЯ
  2. Метеориты и металлургия
  3. Метеориты
  4. Громов Г.Г.. Методика этнографических экспедиций, 1966
  5. Громова Л. М. (ред.). РУКОВОДСТВО ПО НАУЧНО- ТЕХНИЧЕСКОМУ ПРОГНОЗИРОВАНИЮ, 1977
  6. КАМНИ ПРОТИВ ПУШЕК
  7. § 30. Камни тоже можно читать
  8. Роже Кайуа.. В глубь фантастического. Отражённые камни, 2006
  9. Культовые камни на п-ове Ховинсаари (Большой)
  10. Глава I. Громова Л. П. Становление системы русской политической прессы XIX века в эмиграции
  11. Жертвенные камни в западной части деревни Ольховка
  12. МАГИЯ И МЕТАЛЛУРГИЯ
  13. Соколов И.А.. МЕЖДУНАРОДНЫЕ КАРТЕЛИВ ЧЕРНОЙ МЕТАЛЛУРГИИ, 1955
  14. § 20 Металлургия
  15. Глава 27 ГЕОГРАФИЯ МИРОВОЙ МЕТАЛЛУРГИИ
  16. Секреты металлургии
  17. 9.3. Черная металлургия мира