<<
>>

Приложение I ВАВИЛОНСКАЯ «АЛХИМИЯ»

Ассирийские рукописи были переведены в следующих работах: Thompson R. С. On the Chemistry of the Ancient Assyrians. — L., 1925, 158 машинописных страниц; Meissner В. Babylonien und Assyrien.
— Heidelberg, 1925. Vol. П; Eisler R. Der babylonische Ursprung der Alchimie. — Chemiker-Zeitung. 1925. 11 juillet No 83. S. 577 sq.; 1925. 18 juillet Nq 86. P. 602 sq.; Ibid. Die chemische Terminologie der Babylonier— ZA, Bd 37, april 1926. S. 109—131; Idem. L'origine babylonienne de Г alchimie. — Revue de Synthese Historique, 1926. P. 1—25. Минералогическую и химическую терминологию см. также в: Thompson R. С. A Dictionary of Assyrian Chemistry and Geology. — Oxf., 1936. Томпсон обобщил свои исследования в статье «А Survey of the Chemistry of Assyria in the VII cent В. С.» (Ambix, П. 1938. P. 3—16). Интерпретация Роберта Эйслера была по разным основаниям отвергнута ассириологом Циммерном: Zimmem Н. Assyrische chemisch-technische Rezepte, inbesondere fur Herstellung farbigen glasierter Ziegel, in Umschrift und Uebersetzung. — ZA. Bd 36. 1925. Septembre. S. 177—208; Idem. Vorlaufiger Nachtrag zu den assyrischen chemisch-technischen Rezepten. — ZA. Bd 37. 1926. S. 273—288. Гипотеза Эйслера была принята Abe Rey. La Science orientale avant les Grecs. — P., 1930. P. 193 sq.; см. также: R. Berthe lot. La Pensee de l'Asie et l'astrobiologie. — P., 1938. P. 43 sq. Во втором томе своего «Entstehung und Ausbreitung der Alchemie» ( B., 1931) Эдмунд фон Липпманн, не высказываясь категорически, сохраняет, скорее, негативную позицию; см. также vol. Ш (Weinheim, 1954), s. 40. Хотелось бы, чтобы эта проблема была затронута в фундаментальном труде Форбса «Metallurgy in antiquity». Приложение J КИТАЙСКАЯ АЛХИМИЯ Для общей ориентации в истории китайской научной мысли в контексте общей истории науки см.: Sarton G. An Introduction to die History of Sciences. Vol. I— Ш, пять томов (Wash., 1926-1948) и особенно Needham J.
Science and Civilization in China. Cambridge, 1956. Vol. I—V. Об истории металлургии и химии в Древнем Китае см.: Ping Li Ch'iao. The Chemical Art of Old China. — Easton, 1948. Б. Лауфер показал, что и паста люли (применявшаяся для изготовления стекол), и каолин впервые были использованы даосскими алхимиками, ср.: The beginnings of Porcelain in China. — Chicago, 1917 (Field Museum). P. 142, 118 и т. д. Соли мышьяка, с которыми работали алхимики, нашли применение в сельском хозяйстве и в разных видах промышленности, см.: Muccioli М. L'arsenico presso i Cinesi. — ASS, VOL P. 70—71. О применении алхимических открытий в керамической и металлургической технологии см.: Lippmann Е. von. Entstehung und Ausbreitung der Alchemie, I. S. 156; П. S. 45, 66, 178 и т.. д. Основную библиографию по китайской алхимии см. в нашей книге «Le Yoga». — hnmortalite et Liberte. — P., 1954. P. 399—400, и особенно Needham. Science and Civilization in China. — Cambridge, 1974. Vol. I. P. 2 sq., 387 sq. Отметим наиболее важные исследования: Johnson О. A Study of Chinese Alchemy. — Changhai, 1928; см. также резюме: Laufer В. - Isis, 1929. Vol. 12. P. 330—332; Waley A. Notes of Chinese Alchemy. — Bulletin of Oriental School of — L. VI, 1930. P. 1—24; Barnes W. H. Possible reference to Chinese Alchemy. — The China Journal, vol. 23, 1935. P. 75—79; Dubs Homer H. The Beginning of Alchemy. — Isis, vol. 38, 1947. P. 62—66; Ping-Yii Ho, Needham J. The Laboratory Equipment of the Early Medieval Chinese Alchemist. — Ambix, VII, 1959. P. 57—115; Ch'in Ts'ao Tien,, Ping-Yii Ho, Needham Joseph. An Early Medieval Chinese Alchemical Text on Aqueous Solutions. — Ambix. P. 122—158; Sivin N. Chinese Alchemy: Preliminary Studies. — Cambr., Mass., 1968; см. наше резюме: «History of Religions». 10, 1970, p. 178—182); Needham J. Science and Civilization. V. 1 (история алхимии будет продолжена в последующих четырех томах, находящихся сейчас в стадии подготовки). Среди переводов алхимических текстов отметим прежде всего: Wu Ки- Ch'ang, Davis Tenney L.
An ancient Chinese treatise on alchemy entitled «Ts'an Tung Ch'i», written by Wei Ро-Yang about 142 A. D. — Isis, 1932. Vol. 18. P. 210—289; id, Ко Hung on the Yellow and the White. — Proceedings of the American Academy of Arts and Sciences. 1935, Vol. 70. P. 221—284. Эта последняя работа содержит переводы IV и V глав трактата Гэ Хуна (Баопу-цзы); главы I—Ш переведены Eugen Feifel. Monumenta Serica. 1941. Vol. 6. P. 113—211 (см. там же, ч. 9, 1944, новый перевод главы IV, также Фейфеля), и главы VII и XI, переведенные Т. L. Davis, К. F. Chen. The Inner Chapters of Pao-pu-tzu. — Proceedings of the American Academy of Arts and Sciences. 1940—1942. Vol. 74. P. 287—325. О достоинствах перевода Дэвиса и его соавторов см.: Needham J. Science and Civilization. Vol. 1. P.6, и Sivin N. Chinese Alchemy. P. 15. J. R. Ware дал полный перевод «Нэй пень» Гэ Хуна в: «Alchemy, Medicine and Religion in the China of A. D. 320: The Nei P'ien of Ко Hung» (Cambr. Mass., 1966; ср. наши наблюдения в «History of Religions», 8, 1968, p. 84-85). Работа Sivin. Chinese Alchemy (p. 145—214) содержит аннотированный перевод «Дань цзин яо цзюэ» («Essential formulas from the alchemical classics»), произведения, приписываемого Сунь Сымо (VI в. п. P. X.). См. также: Spooner Roy С., Wang С. Н. The Divine Nine Turn Tan Sha Method, a Chinese alchemical Recipe. — Isis, 1947. Vol. 38. P. 235—242. Дабе считает, что истоки алхимии следует искать в Китае IV в. до н. э. Согласно этому автору, алхимия могла возникнуть только в той цивилизации, в которой золото было мало известно и в конторой не знали способов дозировки чистого металла; в Месопотамии эти способы были известны начиная с XTV в. до н. э., что делает маловероятным средиземноморское происхождение алхимии (Dubs, с. 80 sq.).Однако эта точка зрения не была принята историками алхимии (см. среди прочего: F. Sherwood Taylor. The Alchimists. — N. Y., 1949. P. 75). Дабе полагает, что алхимия была принесена на Запад китайскими путешественниками (Dubs, с. 84).
Однако, по Лауферу, не исключено, что «научная» алхимия в Китае обязана иностранному влиянию (ср.: Laufer. - Isis, 1929. P. 330—331). О проникновении средиземноморских идей в Китай см.: Dubs Н. Y.y р. 82—83, п. 122—123. О возможном месопотамском происхождении китайской алхимической идеологии см.: Stapleton Н. Е. The Antiquity of Alchemy. — Ambix, V, 1953. P. 1—43; особенно p. 15 sq. Кратко касаясь китайского происхождения алхимии (с. 19—30), Сивин отвергает гипотезу Дабса (с. 22—23). Наиболее радикальная критика принадлежит Нидхэму (т. V, 1, с. 44 и сл.), несмотря на то обстоятельство, что и он, хотя по совершенно иным причинам, согласен с тем, что алхимия является изобретением Китая. По Нидхэму, культура Древнего Китая была единственной • средой, в которой могла зародиться вера в эликсир против смерти как высшее достижение химика (с. 71, 82, 114—115). Два понятия — эликсир и алхимическое производство золота — были впервые введены в историю Китая в IV в. до н. э. (с. 12 сл. и т. д.). Однако Нидхэм признает, что связь золота с бессмертием в Индии была известна ранее VI в. до н. э. (с. 118 и сл.; см. выше наши соображения по проблеме). Об алхимической символике дыхания и полового акта ср.: Gulik R. Н. van. Erotic colour prints of the Ming period with an essay on Chinese sex life from the Han to the Ch'ing dynasty, В. С. 206-A. L. 1644 (напечатано частным образом в количестве пяти экземпляров, Токио, 1951). Р. 115 sq.
<< | >>
Источник: Элиаде М.. АЗИАТСКАЯ АЛХИМИЯ. 1998

Еще по теме Приложение I ВАВИЛОНСКАЯ «АЛХИМИЯ»:

  1. ПРЕДИСЛОВИЕ
  2. Приложение I ВАВИЛОНСКАЯ «АЛХИМИЯ»
  3. Алхимия, естественные науки и аспект Времени
  4. П. Миф об андрогине