<<
>>

Разнополость растений

Различие полов, как и Жизнь, — универсальное свойство реальности. Живые вещи являются одновременно и родящими; они размножаются в соответствии со своим предназначением, то есть то чаще, то реже, но постоянно вовлечены в великую драму жизни и роста.
Понятно, следовательно, что месопотамцы могли открыть реальное, научное различие между женскими и мужскими видами некоторых растений, например смоковницы или пальмы5*. Искусственное оплодотворение издавна гдэактиковалось в Междуречье288. В кодексе Хаммурапи6 имеются по меньшей мере два параграфа, которыми узаконено искусственное оплодотворение289. Это знание позже перешло к арабам и евреям290. Объективное^ научное различие полов не следует, однако, смешивать, мы бы сказали, с магической сексуальностью, которую народы Месопотамии приписывали всем прочим растениям на основании иных критериев, не соотносящихся с верными наблюдениями, вызванными садоводством. Месопотамцы (как, впрочем, многие восточные и средиземноморские народы) применяли слова «мужчина» и «женщина» по отношению к любому растению, чья форма или цвет напоминали детородные органы, или если оно использовалось в каком-либо колдовстве, интегрирующем соответствующее растение в конкретный ряд сексуальных соответствий. Так, кипарис был «мужчиной», как и белладонна (намтар), а у кустарника никибту (Liquidambar orientalis) были и «мужчины» и «женщины», в зависимости от формы и его роли в определенной магической операции291. Это доказывает, что ассирийцы, как и другие народы древнего мира, иногда обнаруживали чувство наблюдательности и прикладного знания (искусственное опыление), но в своей «теории» органического мира они исходили не из подобных наблюдений, но из общей интуиции реальности. Ассирийцы допускали пол у растений не потому, что обнаружили его у пальмы и смоковницы, но потому, что разнополость была универсальным свойством реальности. Поэтому и классификация растений на «мужские» и «женские» осуществлялась по определенным законам магического мышления: форма, цвет, роль в магии. Разнополость растений признавалась и индийскими медиками (Charaka, Kalpasthana, ch. V, 3), и санскритская терминология выявляет ассоциации, которые вели к подобному открытию — сходство с половыми органами человека292. Научно-эмпирические познания древних народов не были использованы в построении системы мировосприятия. Реальность мира могла быть интуитивно понята только в целом, а не по частям, с опорой на детали или на эмпирическое знание.
<< | >>
Источник: Элиаде М.. АЗИАТСКАЯ АЛХИМИЯ. 1998

Еще по теме Разнополость растений:

  1. Разнополость растений
  2. Медицина и магия