<<
>>

Римские луды; Ашвамедха1*

Как мы уже говорили, в некоторых обществах возрождение, пусть периодическое, не связано с новогодними праздниками. Мы упоминали о космическом обновлении, осуществлявшемся по случаю некоторых австралийских обрядов инициации.
Другой пример периодичности, не зависящей от новогоднего сценария, — это римские ритуальные игры. Согласно А. Пиганьолю, главной целью этих игр было сохранение священной энергии, с которой связана жизнь Природы, человеческой группы или важного лица. Ритуальные игры представляли образцовое средство омоложения Мира и богов, мертвых и живых837. Среди главных событий, в честь которых совершались игры, были годовщины земледельческих богов (в этом случае праздники были сезонными обрядами)838, юбилеи знаменитых живых людей (и тогда церемонии совершались pro salute - «во здравие»), годовщины побед (чтобы обновить божественную силу, обеспечившую победу) или начало нового периода (в этом случае «целью игр было — обеспечить возобновление мира др следующего празднования»)839. Но именно в ведийской Индии лучше всего можно понять механизм, позволяющий передвигать ритуальный сценарий Нового Года. Ашвамедха, знаменитое индийское жертвоприношение лошадей, во времена Вед совершалось либо для того, чтобы гарантировать плодородие Космоса, либо для очищения от грехов, либо для обеспечения господства над Вселенной. Но возможно, что ашвамедха была первоначально весенним праздником или, точнее, ритуалом, совершаемым по случаю Нового года840. Структура его содержит космологические элементы841. Тексты «Ригведы» и брахман подчеркивают связи между лошадью и Водами. Хорошо известно, что в Индии Воды являются главной космогонической субстанцией: последовательные Вселенные рождаются из Вод. Воды символизируют семя, потенцию — фактически все творческие возможности. И, как мы только что видели, главной целью ашвамедхи было плодородие Вселенной. Символический союз между Конем, уже принесенным в жертву, и царицей, mahisi, представляет архаический обряд плодородия. Сопровождающий его непристойный диалог обнаруживает древность и народный характер церемонии842. Но это явно ритуал, предназначенный возродить весь Космос и восстановить все общественные классы и ремесла в их образцовом состоянии совершенства. Во время жертвоприношения жрец, адхваръю, произносит: «Пусть Брахман родится в святости, полный света святости! Пусть принц родится в царском величии, герой, лучник, воин с крепким луком и непобедимыми колесницами! Пусть корова родится, богатая молоком, быки сильными, лошади быстрыми, женщины плодоносными, солдаты победоносными, а юноши красноречивыми! Пусть у того, кто приносит эту жертву, родится герой-сын! Пусть Парджанья2* всегда дает нужный нам дождь! Пусть зерно обильно созревает для нас! Да будут наш труд и наш отдых благословенны!»843
<< | >>
Источник: Элиаде М.. АЗИАТСКАЯ АЛХИМИЯ. 1998

Еще по теме Римские луды; Ашвамедха1*:

  1. Римские луды; Ашвамедха1*