<<
>>

«Родовспомогательная жертва» и «металлургическая жертва»

Поверить в то, что совершаемые при подготовке плавильни для металла приношения «эмбрионам» (an-kubu) относились к руде, загружаемой в печь, а не к «выкидышам» или «темным божествам», заставляет нас именно тот факт, что выкидыши обладают пагубной магической силой.
А жертвоприношение, как и прочие предварительные ритуалы (очищение и т.п.), осуществлялось перед плавильной печью именно для того, чтобы создать благоприятную среду и содействовать конечной удаче предприятия. Если бы an-kubu означало не «руду», а настоящий «зародыш» или «демона», то рудное дело изначально оказалось бы под знаком пагубных магических сил, излучаемых выкидышем или демоном. И тогда трудно было бы понять «логику» этого жертвоприношения. (Пусть в ответ не убеждают нас в том, что деятельность первобытного мышления лишена логики. Она не сопрягается, правда, с нашей логикой, но все же любые действия первобытного человека, как и у людей, принадлежащих к архаическим культурам, являются последовательными. Более того, можно сказать, что поступки первобытного человека даже более каноничны, более устойчивы, чем у современных людей. В магическом сознании, где все взаимосвязано, нет действий, лишенных смысла, или поступков, противоречащих фундаментальной «теории».) В подкрепление наших утверждений, а значит, и в подкрепление интерпретации Р. Эйслера, можно напомнить о ритуалах и жертвоприношениях, к которым прибегали хетты в связи с родами336. Предположительно, женщину приводили в храм — на благоприятную, священную территорию. (Место, где кладут плавильню для металла, освящается, очищается и т. п.) После рождения ребенка жрец приносит жертву у входа в храм. Жертвуют птиц, вероятно, голубей. (Голубь — символ богини любви и плодородия337. Кровь голубя7* присутствует во многих древних верованиях, связанных с девственностью, материнством, матриархатом.) Спустя некоторое время священнослужитель осуществляет новую церемонию с целью очищения «родильного места» на случай, если женщина или даже ее родители в чем-то согрешили. Ясно проявляется, таким образом, за этими действиями озабоченность тем, чтобы на место, где совершились роды, не просочилась бы какая-нибудь пагубная магическая сила. Пагубная сила, способная повлиять на других матерей, вызывая выкидыш или обрекая новорожденного на злую участь. С другой стороны, чистота и воздержание почитаются и в иных культурах в качестве обязательного предварительного условия любых действий с металлом. В Китае от рудокопов и плавильщиков требовались «чистота» и знание «ритуалов»338. Плавильные печи «могли опознать добродетель», и среди традиционных китайских ордалий было погружение в плавильню для металла339. Индейцы8* Гаити верят, что открыть золото можно лишь будучи чистым, и они приступают к поискам этого металла только после долгого поста и • нескольких дней полового воздержания. Ода верят, что неудача в поисках вызвана лишь нечистотой, в которой себя и винят340. Нам представляется, что и поверхностного сравнения обоих ритуалов — металлургического и родовспомогательного — достаточно, чтобы убедиться в сходстве «теории», лежащей в основе каждого из них. Руды, как было сказано, являются «эмбрионами», рожденными преждевременно, ненормально... Вместо того чтобы созреть в земном чреве, они были извлечены на свет до срока. Это своего рода «абортирование» — и именно чтобы предотвратить рискованные последствия столь пагубного деяния, совершается столько «очищений», жертвоприношений и возлияний. Делается попытка нейтрализовать разрушительное воздействие «эмбрионов»: им позволяют «родиться» нормально. Т. е. схематически, «магически», воссоздается процесс рождения. Печь, в которой плавится руда, уподобляется космической матке, матери-земле. Только принимая во внимание «теорию», составляющую жизненное основание для народов Месопотамии, мы можем понять такое поведение. Только памятуя о полной гомологичности Неба и Земли, о том, что всякая вещь имеет душу, пол, способность к «созиданию», о том, что все вещи взаимосвязаны и составляют живое и плодотворное целое. И только таким образом мы можем осмыслить ту значимость, которую в Месопотамии придавали действиям, представляющимся нам весьма абсурдными. Но допустим, что an-kubu относится не к «руде», а к реальным эмбрионам, как полагает Циммерн. И в этом случае мы не уходим от того же умственного горизонта. И в этом случае мы сталкиваемся с ритуалами, напоминающими о рождении, о выкидышах и т. д. «Родовспомогательная» концепция рудного дела ни в чем не изменилась бы. Руда и в данном случае должна восприниматься в качестве «эмбриона». Присутствие реальных выкидышей следовало бы тогда объяснять с помощью черной магии. Поскольку ремесло металлурга имеет дело с земными «эмбрионами», то понадобились бы реальные выкидыши, чтобы нейтрализовать пагубные силы такого деяния. По- добного рода интерпретация нам отнюдь не представляется допустимой; но даже если бы пришлось ее принять, трактовка ремесла металлурга осталась бы той же, и той же осталась бы заложенная в ее основание концепция: уподобление руды «эмбрионам», а плавильной печи — теллурическому чреву.
<< | >>
Источник: Элиаде М.. АЗИАТСКАЯ АЛХИМИЯ. 1998

Еще по теме «Родовспомогательная жертва» и «металлургическая жертва»:

  1. Почва и жертва
  2. ЗАМЕТКИ О СМЫСЛЕ МИСТЕРИИ (ЖЕРТВА)
  3. Жертва радия
  4. Жертвы Пинкертона
  5. Вера жертвует Богу человеком.
  6. Лекция 7. Абсурд и самоубийство: и жертвы и палачи
  7. БЫТИЕ ЖЕРТВЫ В ПРАВОВОЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИТУАЦИИ XIX-XX ВВ. Н.И. Гончарова
  8. Модуль 10.2. ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ ПОРНОГРАФИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ПРЕСТУПЛЕНИЕМ БЕЗ ЖЕРТВ?
  9. ЛЮДИ НОВОГО ВРЕМЕНИ- ЖЕРТВЫ СОБСТВЕННОГО УСПЕХА
  10. Н.Н. Бонцевич «МЫ ВСЕ БЫЛИ ЖЕРТВАМИ»: ВЛАСТЬ И ОБЩЕСТВО В ПОСЛЕВОЕННОЙ АМЕРИКЕ
  11. 3.3 Родовспомогательное искусство
  12. МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
  13. МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЕ РИТУАЛЫ И ТАИНСТВА
  14. ВАВИЛОНСКАЯ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКАЯ СИМВОЛИКА И РИТУАЛЫ
  15. СЛОВАРЬ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ
  16. Металлургическая и химическая* промышленность.