<<
>>

«Смерть» и «воскрешение» металлов

Если металлы и минералы могут «любить», вступать в «брак», то очевидно, что они наделены определенной чувственностью. Действительно, греческие и арабские алхимические тексты говорят о «пытках» металлов.
Обозначение «химической операции» именно таково: пытка. На металлы распространяется великий мистический закон, открытый александрийским и христианским миром, — вечной жизни нельзя достичь без страдания и смерти. В широко известном алхимическом тексте «Turba Philosophorum»19* находим следующую «мистическую» идею страдания металлов: «Ео quod cruciata rex, ситп in corporem submergitur, vertit ipsum in naturam inalterabilem ac indelebilem»305 («Вот почему замученный царь, погружающийся в телесную оболочку, возвращается в неделимую и непреходящую природу»). Руска уточняет, что у греческих алхимиков «мучение» было лишь аллегорией. Оно относится к «химической операции» только в арабской алхимии, да и то в весьма загадочном смысле. В «Завещании Джафара ас-Садика»20* сказано четко: мертвые тела должно пытать огнем и всеми Искусствами Страдания, чтобы они снова ожили; ибо без страдания и без смерти нельзя говорить о Вечной Жизни306. В расцвете средневековья мы оказываемся перед некими идеями, чьи корни ведут к древнейшим месопотамским прозрениям. Наряду с этим, здесь легко распознать другую форму «мистики Творения», о которой говорилось в начале этой главы. Арабский алхимик утверждает, что без страдания и смерти нет надежды на Вечную Жизнь, а древние предания о Творении рассказывают, что человек и все живое были порождены из крови Бога, его смертью и страданиями. Таким же образом строения, воздвигнутые человеческой рукой, не будут долговечными (не могут обладать в качестве материальных «вечной жизнью»), если при их закладке не принести кого-либо в жертву — человека или животное. Правда, в цитированных выше арабских текстах «алхимическая мистика» подпитывалась и порождена многими интеллектуальными источниками (христианский гностицизм, персидский суфизм21* и т. д.), и ее терминология превосходит рудиментарные понятия месопотамских источников. Здесь идет речь о спасительном страдании, о смерти, которую следует испытать добровольно, чтобы обрести вечную жизнь, — подобное понимание было открыто и углублено с появлением христианства. И все-таки за ним стоит долгая восточная выучка.
<< | >>
Источник: Элиаде М.. АЗИАТСКАЯ АЛХИМИЯ. 1998

Еще по теме «Смерть» и «воскрешение» металлов:

  1. перипатетизм суфизм все школы I. Арабско-русский словар
  2. II. Русско-арабский словар
  3. И
  4. ФЕНОМЕН ДУХА И КОСМОС МИРЧИ ЭЛИАДЕ
  5. ПРЕДИСЛОВИЕ
  6. Секреты металлургии
  7. «Смерть» и «воскрешение» металлов
  8. ПРЕДИСЛОВИЕ
  9. КУЗНЕЦЫ, ВОИНЫ РУКОВОДИТЕЛИ ИНИЦИАЦИЙ
  10. ИНДИЙСКАЯ АЛХИМИЯ
  11. АЛХИМИЯ И ИНИЦИАЦИЯ
  12. ARCANA ARTIS543*
  13. 15. АЛХИМИЯ, ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И АСПЕКТ ВРЕМЕНИ
  14. КУЗНЕЦЫ И АЛХИМИК
  15. Глава 7b Дж.-С. Кирк РАЗВИТИЕ ИДЕЙ В ПЕРИОД С 750 ПО 500 Г. ДО И. Э.
  16. ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ
  17. §2. ФРАНЦИСК АССИЗСКИЙ: СЛОВО И ДЕЛО. БИОГРАФИЯ ФРАНЦИСКА В СВЕТЕ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ИСТОЧНИКОВ.