<<
>>

Соответствия

Подобие между Небом и Землей, однако, на этом не обрывается. «Соответствия» и «гармония» — сама структура магического видения Мира — распространяются на все. Все, что известно, все, что конкретно, сопричастно этому магическому закону соответствия.
Космос разделен на области, подвластные богам, управляемые планетами. Между определенной небесной областью, планетой, которая ею управляет, и богом, который ее представляет, существуют магические отношения «соответствий» и «влияний». Все, что происходит в такого рода небесной области, тем или иным образом произойдет и в жизни, подпадающей на земле под ее «влияние». Само собой, эти «влияния» не всегда воздействуют непосредственно. Имеется множество отношений, множество уровней между Небом и Землей. Только в Центре и только при определенных условиях Земля может быть связана с Небом напрямую. В прочих областях реальности влияния осуществляются как бы через «сближения». Например, известно, что каждой планете соответствовал металл определенного цвета229. Все, что имело цвет— животное, растение, камень, — подпадало под влияние одной из планет. Сходное «соответствие» находим в Китае, где каждая звездная область была представлена конкретным цветом. Ясно, что, подобно тому, как каждая планета — у вавилонян — находилась под властью одного из богов, каждому металлу соответствовало одно из божеств. Энлиль, которому дана была «власть» над первым месяцем года (т. е. он влиял на определенное время, посвященное ему), в иерархии металлов был представлен золотом. Когда Энлиль уступил место богу Шамашу, хозяином самого благородного и самого ценного металла — золота — стал последний. В одном из нововавилонских текстов указаны следующие соответствия между богами и металлами: Энлиль — золото, Ану — серебро, Эа — бронза, Нинидни43* — «камень»6'. Подобные магические соответствия между планетой, божеством и металлом, ведущие в свою очередь к соответствиям между цветом, датой рождения, судьбой и т. д., обнаруживаются вплоть до средневековых народных верований. В Грецию, во всяком случае, они проникли из Месопотамии. Арабы, то ли восприняв их от греков в эпоху эллинизма, то ли ассимилировав их еще до обращения в ислам, донесли эти соответствия до средневековой науки, особенно до алхимии230. Подобие между Небом и Землей предполагает, таким образом, целую серию магических соответствий между сущностями любого порядка. Нетрудно понять, почему такой-то цвет оказывает благоприятное или неблагоприятное влияние, почему определенный металл возбуждает или подавляет, почему конкретное «число» оказывается хорошим или плохим предзнаменованием. Одна и та же магическая сила, сконцентрированная в одной из звездных областей под влиянием одной из планет или подвластная одному из богов, распространяется на все уровни реальности через «сближения» или соответствия. Едва ли возможно уточнить, выработала ли эта космология, основанная на подобии между Небом и Землей, уже в древнейшие периоды месопотамской культуры конкретные представления о человеческой судьбе, управляемой светилами. Но так или иначе данная концепция обнаруживается в исторических недрах месопотамской культуры. Она, впрочем, была лишь прямым следствием космологии. Если прошло какое-то время, пока она закрепилась в человеческом сознании, то это время потребовалось на открытие этого следствия, а не на его изобретение.
Мы вновь вернемся к этой фундаментальной концепции при рассмотрении вавилонской металлургии. Пока что отметим важную роль магического видения в становлении месопотамской астрологии и огромное его воздействие на западноазиатский мир и Средиземноморье. Понятие неблагоприятной судьбы опиралось на это магическое видение. Идея «свободы» имела совсем иную значимость в закрытом Космосе, пронизанном магическими влияниями светил. Все, что составляло человеческий опыт, усваивалось вместе с грузом незримой магической энергии, видоизменявшей человеческую волю. Человек рождался под властью определенной звезды, становясь поневоле сопричастным некой космической судьбе. И проблема спасения, а следовательно — человеческой свободы, требовала решения на таких путях, которые в наше время для европейского и христианского сознания кажутся просто абсурдными. Еще не был представлен в истинном свете тот переворот, который совершило христианство в этом отношении, уничтожив индивидуальную астрологическую судьбу, восстановив человеческую свободу, приобщив человека к общей адамической судьбе, заменившей магический космический рок231. Если все сущее на земле существует и на Небе — пусть и в ином виде, — если земная жизнь преломляет структуру и динамику звездных миров, то с неизбежностью само человеческое тело должно было бы восприниматься как зеркало космоса. Действительно, такую концепцию находим у хеттов44* — индоевропейского народа, испытавшего мощные шумерские и аккадские влияния, особенно в том, что касается религиозной жизни45*. Хеттская магия пронизана подобиями между макрокосмом (Вселенной) и микрокосмом (человеческим телом). Голова соответствует Небу, руки — Земле, глаза — Водам и так далее. Поэтому в одном из текстов по медицинской магии, который интерпретирует Фурлани232, говорится, что «головная боль» должна быть заброшена на небо, «боль в руках» вогнана в землю и т. д. Весьма вероятно, что подобного рода соответствия между макрокосмом и микрокосмом появились не в итоге мифологической проекции человеческого тела на природу, а именно в результате отождествления космических реалий с анатомическими органами и физиологическими функциями человека. Все, что нам известно о космологических и физиологических теориях Индии, склоняет нас к тому, чтобы поверить в реализацию обратного процесса. Действительно, в Индии человек «организовал» свое тело (создав его «мистическую карту» с определенными «центрами» и т. д.) по модели Космоса. Возможно, теория пяти космических Ветров с неизбежностью привела к «открытию» пяти Дыханий233, как предположил Фийоза46*. Наша точка зрения, изложенная в одной из предыдущих работ, несколько отличается от гипотез Фийозы234. Мы предполагаем, что «космическая модель», положенная в основу философских теорий, одновременно со своей космологической значимостью имела и ритуальный мистический смысл. Человек «идентифицировал» со своим телом космические Ветры, примерил к себе космологическую модель уже после того, как мистически и ритуально реализовал некоего «космического человека». Другими словами, в основание этих концепций заложена не физиология и не космология, но общее видение реальности — «космический человек»: человек, преодолевающий и аннулирующий «Творение» (мир, расколотый надвое). Понятно, что уподобление космического и биологического, проиллюстрированное здесь лишь несколькими примерами, распространяется на все множества природного и жизненного порядка. Если правомерно говорить о законе, тогда понятие закона следует искать в этой концепции гомологичносги, космических уподоблений, универсальной магии. Вещи обладают не только практической ценностью, но и значимостью магического характера. Человеческие деяния и поступки в силу того, что они связаны с вещами, насыщенными энергией или же сопричастными неким сверхчеловеческим ценностям, всегда направляются конкретными священными законами. Поступки человека, дабы они его не «изменили», превращаются в ритуал. Смысл ритуала всегда таков: согласовать личность с коллективным, с организованной жизнью и в конечном счете — с живым Космосом. Все человеческие действия, даже самые обыденные (ходьба, дыхание, еда, любовь и т. д.), обращаются в ритуал, т. е. в орудие деиндивидуализации и солидаризации с «нормами». Человек более не одинок в таком традиционном обществе, ибо все, что им совершается, имеет ой- куменическую значимость, и эта значимость доступна всему сообществу. Таким образом, отпадает необходимость «сообщать» что-либо специальное одному человеку о другом, — так, когда встречаешь ребенка или старика, нет в сообщении того, что перед тобой ребенок или старик. «Идентичность» личности — всех ее намерений, внутренней жизни, социальной роли и экономического положения — становится прозрачной в результате этой деиндивидуализации, превращения жизни в ритуал и «случайностей» — в «категории».
<< | >>
Источник: Элиаде М.. АЗИАТСКАЯ АЛХИМИЯ. 1998

Еще по теме Соответствия:

  1. Соответствует ли законодательству положение о том, что аккредитации подлежат «только профессиональные журналисты, имеющие соответствующее образование»?
  2. § 1. Соответствие составу деяния
  3. Два поля соответствий
  4. Другие соответствующие обязательства
  5. Истина: две формы соответствия
  6. Концепция соответствий и антисоответствий между категориями
  7. РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. СООТВЕТСТВИЯ И АНТИСООТВЕТСТВИЯ  МЕЖДУ КАТЕГОРИЯМИ[15]
  8. Группировка гехнобиогеом в соответствии с факторами,, определяющими их геохимическую устойчивость
  9. Личко Н.М.. Стандартизация и подтверждение соответствия сельскохозяйственной продукции. Учебник для вузов, 2013
  10. Статья 284. Изъятие земельного участка, который не используется в соответствии с его
  11. Глава 6 РАЗГОВОР С ГЛАВКОНОМ О НЕОБХОДИМОСТИ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДЕЯТЕЛЯ
  12. Статья 168. Недействительность сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам
  13. Формы и методы контроля усвоения материала в соответствии с целями и задачами учебной дисциплины
  14. Объем обязательных аудиторных практических занятий в соответствии с учебным планом (ГОС СПО)