<<
>>

Веревки и куклы

«Трюк с веревкой» 1 Ашвагхоша (1-я половина II в.) — индийский поэъ, философ и проповедник, буддист. Одно из главных его произведений — «Буддхачарита» («Жизнь Будды»), эпическая поэма, посвященная жизнеописанию Будды, дошла до нас на языке оригинала — санскрите — не полностью, зато с добавлениями, сделанными в IX в.; полшлй текст «Буддхачариты» известен по китайскому и тибетскому переводам.
Сиддхи — см.: «Азиатская алхимия», примеч. 71*. Джатаки — рассказы о предыдущих воплощениях Будды, многие из них восходят к фольклорным историям; существует несколько собраний джатак, наиболее полное — в буддийском каноне, написанном на древнесингальском (сингалы — население острова Шри-Ланка, язык восходит к древнеиндийскому) языке пали. Суручи — легендарный персонаж; списки древних царей различных государств Индии такого имени не содержат. 4 Вессавана — одно из имен Вишну; реального государя с таким именем не существовало. Гаудапада (годы жизни неизвестны, специалисты датируют его творчество от V до VII вв.) — индийский философ. Шанкара — см. выше, примеч. 7* к ч. I, гл. «Индия: свет и атаман». Именно у указанных философов понятие майя, означавшее магическую силу, превращается в термин, передающий принципиальную иллюзорность бытия. Ибн Батута — см.: примеч. 61* к «Азиатской алхимии». 7 Джахатир (1569—1627) — повелитель (европейцы называли его императором) государства Великих Моголов в Индии с 1605 г.; во время его царствования империя Великих Моголов достигла расцвета; будучи мусульманином, проявлял редкую веротерпимость, интересовался европейской культурой и приглашал к себе западных мастеров — архитекторов и художников; его автобиографическое сочинение вряд ли можно считать мемуарами в современном смысле, это, скорее, самопанегирик. Мугит алъ-Хуссейн аль-Халладж (857—922) — арабоязычный поэт, знаменитый теолог-мистик, иранец по происхождению; обвинен в ереси, судим и казнен.
Батавия — современная Джакарта, столица Индонезии. В 1619 г. на месте разрушенной крепости Джаякерта голландцы возвели свой форт, назвав его Батавией по данному римлянами названию территории Голландии (от населявшего эту территорию германского племени батавов), в 1621 г. вокруг форта возник город, получивший то же название и ставший столицей Голланд- л ской Ост-Индии. С 1949 г. — Джакарта. Иоганн Филадельфий — немецкий маг конца XVIII в.; ни точное время жизни, ни подробности биографии его неизвестны, геттингенские газеты того време- # ни назвали его шарлатаном. Великий римский поэт Публий Вергилий Марон (70—19 гг. до н. э.) в средние века и начале нового времени считался магом и волшебником. Парацелъс (самопрозвшце: «превзошедший Цельса», римского врача I в. до н. э.; настоящее имя и фамилия Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Хохенхайм; 1493—1541) — немецкий врач и алхимик, основатель ятрохимии (от греч. laxpog — «врач»); эта наука ставила целью изготовление не золота, а лекарств; требовал пересмотра канонов античной медицины, являлся сторонни- ^ ком натуральной магии. Мартин Дельрио (1551—1608) — иезуит, яростный обличитель колдунов и ведьм, его «Disquisitiones magicae» («Магические разыскания») пользовались л огромной популярностью. л Людовик Прямодушный (1438—1471) — ландграф Гессенский с 1454 г. Бернардо де Саагун (до 1530—1590) — испанский монах-францисканец, миссионер в Мексике, посвятил жизнь изучению истории и культуры ацтеков; создал на ацтекском (так!) языке «Всеобщую историю о делах в Новой Испании» (так именовались испанские колонии в Новом Свете) и перевел ее на испанский; сочинение это было издано лишь в 1828 г. Гипотезы 1 Дакини — в индийской мифологии свирепые и жестокие демоны женского пола, составляющие свиту богини Кали. Тибетские мифы о космической веревке 1 Траястримша — в мифологии джайнов и некоторых течений буддизма «небесные чиновники», служители одного из классов высших богов (индр — это слово употреблено здесь как имя нарицательное), обитающие на одном из 62 или 63 небес.
См. выше, примеч. 5* к ч. I, гл. «Буддизм». Бхархут и Санчи — города в Индии в нынешнем штате Мадхья-Прадеш, в которых находятся покрытые рельефами буддийские ступы (см.: «Вавилонская космология и алхимия», примеч. 15* к гл. «Космос и магия»), датируемые II и I вв. до н. э. Бхархутские изображения дошли до нас не полностью, фрагменты их находятся ныне в музее в Калькутте. Бон — см.: «Кузнецы и алхимики», примеч. 10* к гл. 2; ср. выше, примеч. 2* к ч. I, гл. «Иран». Веревка негритосского шамана 1 Негритосы — см.: «Кузнецы и алхимики», примеч. 1* к гл. I; здесь имеются в виду семанги, живущие в Малайзии, в штате Паханг. Лепча — тибетоязычный народ в Индии, в основном в штате Сикким (Мариа Баста — местность в Сиккиме) и Бутане, буддисты-ламаисты. Индия: космические веревки и ткани дыхания 1 Джотипала — персонаж, встречающийся только в указанной джатаке, исторический прототип его не установлен. Имеются в виду рисунки морских узлов, приведенные в набросках к «Дневнику» великого немецкого художника Альбрехта Дюрера (1471—1528), и так называемое «Сцепление» (название дано современными искусствоведами) — рисунок, изображающий сложную геометрическую конструкцию, исполненный Леонардо да Винчи (1452 — 1519) и входящий в «Атлантический кодекс», собрание черновиков, набросков, заметок Леонардо. Гатха — др.-инд. «гимн, песнопение, молитвенное или жертвенное заклинание». Нетленный (акшара) — йог, достигший состояния самадхи (см. выше, примеч. 3* к ч. I, гл. «Буддизм»). Об упанишадах см.: «Миф о воссоединении», примеч. 1* к гл. 9. Элиаде, видимо, полагает, что в индийской философской и религиозной мысли существовали теистические воззрения, т. е. представления о личном боге — творце мира, управителе Вселенной, и находит в некоторых упанишадах следы подобных воззрений (в «Шветашватара-упанишаде» упоминается Верховный Дух, но неясно, личность ли это или безличное первоначальное бытие). «Брихадараньяка-упанишада» — старейшая и авторитетнейшая из упанишад; основная тема ее — размышления о природе мировой души, именно в «Брихадараньяка-упанишаде» вводятся понятия брахмана и атмана как философские категории.
См. выше, примеч. 15* к ч. I, гл. «Буддизм». Апсары — полубожественные женские существа индийской мифологии, танцовщицы богов, возлюбленные полубогов и героев. Ваю — в индийской мифологии бог ветра, а также воплощение воздушного пространства между небом и землей. Прана — здесь: дыхание. Ткач и ткань 1 См. выше, примеч. к ч. I, гл. «Опыт переживания спонтанной люминофании». Aurea catena Homeri 1 Aurea catena Homeri (лат. «Золотая цепь Гомера») — название розенкрейцерской книги XVIII в., весьма повлиявшей на Гете. Кто ж из бессмертных мятежно захочет, и я то узнаю, С неба сойти, пособлять илионянам или данаям, Тот, пораженный позорно, страдать на Олимп возвратится! Или восхичу его и низвергну я в сумрачный Тартар... Там он почувствует, сколько могучее всех я бессмертных! Или дерзайте, изведайте, боги, да все убедитесь: Цепь зо \отую теперь же спустив от высокого неба, Все до последнего бога и все до последней богини Свесьтесь по ней; но совлечь не возможете с неба на землю Зевса, строителя вышнего, сколько бы вы ни трудились! Если же я, рассудивши за благо, повлечь возжелаю, — С самой землею и с самим морем ее повлеку я И моею десницею окрест вершины Олимпа Цепь обовью; и вселенная вся на высоких повиснет — Столько превыше богов и столько превыше я смертных!» («Илиада», VIII, 10—13, 17—27. Перев. Н. И. Гнедича). 3 «Рапсодическая Теогония», или «Теогония рапсодов», она же «Рапсодия» (рапсоды — древнегреческие певцы-декламаторы) — дошедшая до нас в пересказе Дамаския (Дамаскиоса) (см. выше, примеч. 5* к ч. III, гл. «Периодическое возрождение мира») эпическая поэма неизвестного древнегреческого автора предположительно IV—Ш вв. до н. э., в которой излагается орфическое (см.: «Кузнецы и алхимики», примеч. 10* к гл. 13) учение о происхождении богов. В соответствии с этой теогонией, первоначалом являлся Хронос (Время), породивший Хаос и Эфир, от коих явился «перворожденный бог» Фанес (Свет), каковой родил свою противоположность — Нюкту (Ночь), а Нюкта породила от Фанеса Урана и Гею, те — Крона и Рею, они — Зевса , И т.
д. Гипнос — древнегреческий бог сна. Здесь дается намек на эпизод из «Илиады» (XIV, 243—262): Гера уговаривает Гипноса усыпить Зевса, дабы без помех преследовать ненавистного ей Геракла; проснувшийся Зевс был готов во гневе сбросить Гипноса с небес, но мать бога сна Ночь защитила сына. Теэтет (V в. до н. э.) — древнегреческий математик, родом из Афин, друг Платона, персонаж его одноименного диалога. 6 Согласно Аристотелю (особенно «Физика», кн. V), движение возможно лишь в результате воздействия одного тела на другое; первое же движение, начальный импульс, исходит от неподвижного перводвигателя. Этот перводви- гатель отождествляется с высшим Божеством, впрочем, у самого Аристотеля этот Перводвигатель не является личным Богом. Амвросий Феодосий Макробий (конец IV — начало V в.) — позднеантичный философ-язычник, грек по происхождению, писал по-латыни. Среди его трудов известен «Комментарий» к так называемому Сну Сципиона, завершающей части диалога Цицерона «О государстве», в котором излагаются и развиваются платоновские идеи о сути и смысле государства и повествуется о бессмертии и вечном блаженстве достойных и путях к этому. Макробий в «Комментарии» рассуждает о высшем Божестве, каковое есть благо мира и его первоначало. 8 Олимпиодор (V в. н. э.) — греческий языческий философ-неоплатоник, ученик Прокла (см. след, примеч.), «Горгий» — одно из ранних диалогов Платона, посвященный критике учения философа Горгия (V в. до н. э.), который в не дошедшем до нас трактате «О несуществующем, или о природе» доказывал, что: 1) ничего не существует; 2) если бы и существовало, то было бы непознаваемо; 3) если бы и было познано, то об этом ничего нельзя было бы сказать; в противовес Горгию Платон утверждает вечное умопостигаемое бытие. 9 Прокл (410—485) — позднеантичный грекоязычный философ-язычник, представитель позднего неоплатонизма. Его труды, в частности комментарий к «Тимею», наиболее «натурфилософскому» и «теологическому» диалогу Платона, представляются наиболее полным воплощением этого позднего неоплатонизма, сочетавшего тончайшую диалектику, тщательнейшее расчленение понятий, логически стройное построение рассуждений и магию, колдовство и т. п.
«Астральная веревка» 1 Древнегреческие понятия nous (букв.: «ум, разум») и psyche (букв.: «душа», «жизнь») до начала первой половины XX в. переводили в европейской литературе как «дух» и «душа» и сближали с соответствующими понятиями классической философии и психологии. На деле же эти термины в греческом словоупотреблении лишены внутреннего, субъективного, психологического смысла и передают собой понятия объективные. Nous есть обобщение всех закономерностей, наличествующих во Вселенной и в человеке, это — у разных философов — и индивидуальный разум, и Мировой Разум, и безличный принцип бытия, закон природы и многое другое. Psyche — и индивидуальная совокупность психических качеств, и жизненное начало человека, и бессмертная его составляющая, и — особенно у Платона и его последователей — Мировая Душа, и даже две Души — добрая, являющаяся упорядочивающим началом, и злая, этот порядок нарушающая. Насколько мы можем судить по трудам последователей Сократа (Платона, Ксенофонта и других), который сам ничего не писал, он считал, что его жизнь определяет некий «демон», феномен, с одной стороны, неотделимый от совести, разума и духовного начала, вместе взятых, с другой — нечто, напоминающее доброго духа-покровителя. Плутарх (ок. 46 — ок. 127) — не только знаменитый историк, точнее жизнеописатель, но и философ-платоник, трактует «демона» как заложенный богами моральный принцип. Волшебные веревки 1 Вонгейбон (уонгейбон) — группа аборигенных племен в Юго-Восточной Австралии. Она — небольшой индейский народ на Огненной Земле, бродячие охотники на гуанако (диких лам); к началу контактов с европейцами (средина XIX в.) насчитывали ок. 3 тыс. человек, ныне практически вымерли (последняя чистокровная дна умерла в 1966 г.), сохранилось ок. 20 метисов, забывших язык и традиционную культуру. V. Замечания о религиозном символизме Мода I.а символизм 1 Глубинная психология — общее название разлитых психологических школ начала — середины XX в., в первую очередь связанных с психоанализом; общее в них — признание того, что в основе психики лежат глубинные, неосознанные ее элементы: инстинкты, архетипы, бессознательное и т. п. Модерн (от фр. moderne — «новейший, современный») — стилевое направление в искусстве конца XIX — начала XX в. Здесь Элиаде имеет в виду одну из характеристик этого далеко не гомогенного течения: отказ от классических представлений о гармонии, об отражении внешнего мира, от ориентации на античность и вообще европейские каноны, увлечение неевропейскими, неклассическими искусствами, нефигуративностью, орнаментальностью и т. п. Сюрреализм — направление в искусстве XX в.; источником искусства объявляется не реальность, а «сверх(сюр)реальность»: мир подсознания, снов, бреда, галлюцинаций и т. п. См. выше, примеч. 2* к Предисловию. «Побочный эффект» специалиста 1 Имеется в виду главное сочинение английского этнолога и религиоведа Джеймса Джорджа Фрэзера (1854—1941) «Золотая ветвь». Это весьма объемное сочинение (наиболее полный его вариант насчитывает 12 томов) представляет собой объяснение римского мифа о смерти священного царя, которое сопровождается сравнительным материалом из мифов всех времен и народов и выливается в грандиозную энциклопедию архаических верований. Серам — остров в группе Молуккских островов в Индонезии; местное население принадлежит к так называемым амбоно-тиморским народам, находящимся на разных стадиях развития. Одни — собственно серамцы, или гесер- цы, амбонцы — давно исламизированы или (в основном амбонцы) христианизированы, другие, например алуна или вемале, лишь в начале XX в. обратились в христианство и долгое время сохраняли (а пережиточно сохраняют и ныне) традиционные культуру и верования. Общее число всех серамцев — ок. 100 тыс. человек. Тонганцы — полинезийский народ, обитатели архипелага Тонга (Королевство Тонга), ок. 100 тыс. человек, христиане; сохранившиеся древние обряды (в основном ритуальные танцы) и другие культовые действия (изготовление лодок, деревянного оружия и идолов) сегодня рассматриваются как фольклорные празднества и сувенирное производство. Жерар де Нерваль (наст, имя и фамилия Жерар Лабрюни; 1808—1855) — французский писатель и поэт, романтик. 1 Элиаде упоминает здесь самые различные теории возникновения мифов, развивавшиеся в XIX — начале XX в. Лингвистическая теория, она же теория «болезни языка», утверждала, что первобытный человек обозначал отвлеченные понятия через конкретные признаки посредством метафор, а когда первоначальный смысл их забылся, то в силу семантических сдвигов возник миф. Сторонники натуралистических школ (солярной, астральной, метеорологической) объясняли мифологические сюжеты тем, что первобытное сознание очеловечивало природные феномены, в частности движение Солнца, звезд или грозовые явления; так, например, распространенный мотив освобождения девы интерпретировался как метафора Солнца (дева), поглощаемого ночью (змей, дракон) и освобождаемого утренней зарей (герой, рыцарь). О панвавилонизме см.: «Вавилонская космология и алхимия», примеч. 5* к гл. «Магия и металлургия». Анимизм — здесь: школа в мифоведении и религиоведении, считающая первичной основой религии и мифологии веру в одухотворенность всех природных феноменов и в первую очередь существование некоего внутреннего двойника человека — его души (лат. anima)\ представления эти возникли при попытке первобытных людей осмыслить такие явления, как сновидения, галлюцинации и т. п. Преанимизм — теория, утверждающая, что вере в индивидуальную душу предшествовала вера в некую безличную сверхъестественную силу. Вопросы метода 1 Иггдрасиль — в скандинавской мифологии ясень, растущий в центре мира и соединяющий небо и землю. Представления о находящемся в середине Вселенной Мировом Древе распространено у многих народов. Здесь имеются в виду шаманские верования аборигенов Сибири и Центральной Азии, где существуют представления о так называемом «шаманском древе», т. е. Мировом Древе, по которому шаман в экстазе возносится душой в верхний мир, мир богов и духов, пока тело его бьется в судорогах. Orientatio — здесь: определение места в пространстве по странам света или по особо отмеченным точкам в пространстве; подобное действие играло и играет большую роль во многих религиях, например ориентация по странам света древнеегипетских пирамид или христианских храмов, обращение молящегося в сторону Мекки у мусульман и многое другое. Regressus ad uterum — лат. «возвращение в утробу»; здесь: данное этнологами название комплекса обрядов, во время которых человек временно умирает, дабы возродиться в новом обличье (например, умирает мальчик, чтобы родиться полноправным воином), причем смерть понимается как возвращение в лоно праматери-земли. Что «открывают» символы 1 Пауль Тиллих (1886—1965) — немецкий протестантский теолог и философ, после прихода нацистов к власти в 1933 г. работал в США. В данном случае Элиаде приводит воззрения Тиллиха на символы: для немецкого философа символ есть способ установления соотношений в мире, связь между сущностью и существованием, словесная форма символа — миф — образует естественный язык любой религии и принципиально не может быть переведен на рациональный язык. Элиаде имеет в виду различные мифы о богинях, ткущих и обрезающих жизнь-судьбу человека, например, о греческих мойрах или римских парках. Симплегады — в античном эпосе и мифах сдвигающиеся скалы, между которыми невозможно проплыть, ибо они давят корабли; аргонавты по совету слепого прорицателя Финея пустили голубя перед кораблем — скалы столкнулись (голубь летел так быстро, что потерял лишь хвостовое оперение), разошлись, а в это время между ними смог проплыть «Арго». 4 Vagina dentata — лат. «зубастая вагина», или «вагина с зубами». У многих народов мира существуют представления о том, что девственницы обладают особой неконтролируемой магической вредоносной силой, исчезающей с утратой девственности; для предотвращения этой утраты у девушки (варианты: у девственницы-колдуньи, у девы-воительницы) в вагине находятся страшные зубы, препятствующие коитусу. Совокупиться с ней может лишь герой; впрочем, у ряда архаических племен, в частности некоторых австралийских и африканских, при достижении половой зрелости над девушкой совершается ритуальная дефлорация кремневым ножом или рогом, причем подразумевается не столько нарушение девственной плевы, сколько уничтожение указанных зубов. 0 Во многих развитых религиях существуют вошедшие в канон (например, в Коране или упанишадах) или не вошедшие, но почитаемые (например, в христианских легендах о посещении загробного мира) представления о том, что покинувшая этот мир душа должна перейти в мир иной по мосту без перил либо узкому, как лезвие меча, и свершить это мвгут лишь праведные, тогда как грешники падают в огненный (ледяной, наполненный кипящей смолой и т. п.) ров, через который этот мост перекинут. Действительно, мотив борьбы сил света, символизируемых орлом (соколом, ястребом, коршуном), и сил тьмы, воплощенных в змее (драконе), встречается в мифологиях самых разных народов: от Египта (борьба сокола Ра и змея Апопа) до Мексики (тотем ацтеков — орел, поражающий змею). Впрочем, известны и мифологические персонажи, сочетающие оба начала, например, в мифологиях индейцев Центральной Америки бог — творец мира, создатель человека и культурный герой Кецалькоатль, т. е. «пернатый змей». «История» символа Связь магического числа 7 с астрономическими открытиями Древней Месопотамии ныне поставлена под сомнение. Особое значение семерки отмечается у народов, явно не имевших никаких контактов с Междуречьем (Сибирь, Северная и Южная Америки) или, возможно, знавших эту семерку задолго до возникновения цивилизации в Месопотамии. Либо, как считают одни, семь планет (Меркурий, Венера, Солнце (так!), Луна, Марс, Юпитер, Сатурн) были известны еще во времена неолита, либо, по мнению других, число 7 вообще не имеет отношения к астрономии и означает ориентацию человека в мире: 1) направление вперед, 2) направление назад, 3) направление вправо, 4) напргв- ление влево, 5) направление вверх, 6) направление вниз и 7) центр. 2 См. выше, примеч. 2* к ч. I, гл. «Мистика света». По словам св. Иоанна Креста, видение распятия явилось ему на черном небе в момент глубочайшего отчаяния.
<< | >>
Источник: Элиаде М.. АЗИАТСКАЯ АЛХИМИЯ. 1998

Еще по теме Веревки и куклы:

  1. ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ДАННОЙ ТЕМЫ РЕБЯТА ДОЛЖНЫ: -
  2. ПЕРЕД ГРОЗОЙ (РАЗГОВОР НА ПАЛУБЕ) 1
  3. РОБЕРТ ОУЭН ПОСВЯЩЕНО KfABEJIMHjy
  4. Подход Пиаже Исследования Пиаже
  5. Глава VII ОБРУЧЕНИЕ И СВАДЬБА
  6. ГЛАВА V РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБРЯДЫ И ВЕРОВАНИЯ
  7. Ян Дембовский ПСИХИКА МОЛОДОГО ШИМПАНЗЕ[XII]
  8. TV. ВЕРЕВКИ И КУКЛЫ
  9. Веревки и куклы
  10. Веревки и куклы
  11. КОЛЛЕКЦИИ В. В. ЮНКЕРА В МАЭ
  12. Досуг и развлечения