<<
>>

Ветхий Завет и иудаизм

У нас нет возможности подробно остановиться на религиозных оценках света и различных опытах люминофании в иудаизме, синкретических религиях эллинистической эпохи, гностицизме и христианстве.
Дело не только в том, что объект исследований необъятен и не поддается изложению в виде реферата или краткого обзора, но необходимо учесть и тот факт, что он достаточно подробно изучен многими исследователями. Ограничимся тем, что в связи с ветхозаветной проблематикой отошлем читателей к книге: Aalen Sverre. Die Begriffe «Licht» und «Finstemis» im Alten Testament, im Spatjudentum und im Rabbinismus (Oslo, 1951);705 о Филоне Александрийском1* и мистическом опыте божественной люминофании в эллинистическом иудаизме см. труд: Erwin Goodenough. By Light, Light. The Mystical Gospel of Hellenistic Judaism (New Haven, 1935); о символике света в эпоху заката античной цивилизации: R. Bultmann. Geschichte der Lichtsymbolik im Alterum;706 о Хануке2*, еврейском празднике света, смотри последние исследования О.-С. Ранкина, Дж. Моргенстерна и Р.-Дж. Цви. Вербловски;707 если мы упомянем еще и исследования Ф. И. Дёглер, посвященные символике Света Христова и Солнца Спасения (Lumen Christi et Sol Salutis)708, то все равно список будет далеко не полным. Мы затрагиваем чрезвычайно сложный комплекс религиозной проблематики, и здесь, сравнивая символы и переживания, связанные с люминофанией, следует проводить самые тонкие разграничения. Необходимо учесть как культурную неповторимость и эволюцию соответствующих религий в разных направлениях, так и их взаимовлияние и синкретизм. Попытки охватить эту проблему в целом бесполезны, так что удовлетворимся лишь рядом замечаний. Необходимо отметить, что для ветхозаветной традиции Свет не тождествен Богу и не является одним из атрибутов божественности: он сотворен Яхве и отличен от света Солнца, которое создано лишь на четвертый день709. Точно так же невозможна «дуалистическая» интерпретация борьбы Яхве с Тьмой и изначальным Океаном. Тьма, как и Воды и Дракон, действительно символизируют силы Хаоса — и Яхве, творя Космос, действительно обуздывает их и кладет им предел. Больше того, Тьма ассоциируется в Ветхом Завете исключительно с Океаном и Драко- ном-Левиафаном3* и во многих контекстах* отождествляется с ними710. Но Тьма не враждебна Богу, как, скажем, в иранской мифологии. Величайшее отличие Ветхого Завета от канонических текстов других религий состоит в том, что Яхве абсолютно трансцендентен по отношению к космосу. В иудаизме свет освящается не потому, что в силу своей природы он выступает аналогом Духа и духовной жизни, а потому, что сотворен Богом. По Филону Александрийскому, свет соответствует Духу, но это свойство присуще ему лишь потому, что свет является эманацией Бога711.
<< | >>
Источник: Элиаде М.. АЗИАТСКАЯ АЛХИМИЯ. 1998

Еще по теме Ветхий Завет и иудаизм:

  1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА
  2. Литературно пнсьменные религиозные памятники
  3. 2. Секта или «синтез всех религий»?
  4. 26. «Реинкарнационные места» в священном писании
  5. 32. Иисус есть Христос
  6. ПЯТИКНИЖИЕ МОИСЕЯ В ИСТОРИИ ПРАВА И ПРАВОВЕДЕНИЯ
  7. десятисловие моисея: канон справедливости[50]
  8. Библейский момент философии права
  9. БИБЛИЯ И РИМСКОЕ ПРАВО: ПОНЯТИЯ ПРАВА, зАКОНА И СПРАВЕДЛИВОСТИ в вульгате[516]
  10. Эфраим Исаак,
  11. Константин-Кирилл
  12. Ветхий Завет и иудаизм
  13. I. Переживание мистического света
  14. ПО ЗАКОНУ МОИСЕЯ
  15. Локализация национальных религий.
  16. Приложение I. Философия и нравственные идеи Библии
  17. Новый Завет
  18. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
  19. Владимир Красное Солнышко: крещение Руси