>>

МАТЕРИАЛЬНЫЕ И МОРАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО БЫТА

Кандидат философских наук М. ЛИФАНОВ Быт — материальная, культурная и моральная среда, в которой протекает жизнь людей помимо их непосредственной производственной деятельности. Это прежде всего относится к условиям жизни семьи, жилищным условиям и питанию, к развлечениям и занятиям в культурно-просветительных учреждениях, которые позволяют людям отдыхать и удовлетворять свои многообразные запросы.
Нельзя сводить быт только к домашнему уюту, к обстановке, ограниченной предметами житейского обихода. Быт разносторонен, — он слагается из множества дел: с ним связаны и учеба, и медицинское обслуживание, воспитание детей, посещение театров, библиотек, зрелищ, больниц, аптек, школ, детских учреждений, клубов, бань, прачечных, пошивочных ателье, мастерских ремонта обуви, парикмахерских и т. д. В жизни каждого человека, каждой семьи быт занимает видное место. Без него нет личной жизни, нет общения людей вне производственной обстановки. Люди, чтобы жить, существовать, должны заниматься производством материальных благ, но, кроме этого, им еще необходимо питаться, отдыхать и развлекаться, общаться в кругу семьи, — одним словом, они имеют еще определенный быт, живут в определенных культурно-бытовых условиях. Культурность человека, его умственные интересы, моральные запросы, эстетические вкусы и определенные манеры поведения составляют важнейшую особенность быта. Отсюда ясно, что проблемы здорового быта связаны не только с его благоустройством, но и с укреплением моральных основ. Нельзя вопросы быта рассматривать вне той общей социальной среды, в которой живут люди, вне общественно-политического строя, определяющего их бытовые отношения, воспитание и навыки, склонности и привычки. В эксплуататорском обществе, где* существуют гнет и нищета, неравенство и безработица, не может быть единых условий жизни людей, —богатые и бедные, эксплуататоры и эксплуатируемые находятся на различной социальной лестнице.
Паразитические и трудящиеся классы и группы людей ведут да таком обществе неодинаковый образ жизни, им свойственны резкие социально-бытовые контрасты как в жизненном уровне и культуре, так и в нравственном поведении. При этом в эксплуататорском обществе никто никогда не организует быт трудящихся, не направляет его на всестороннее развитие личности. Такая задача могла быть решена, только социалистической революцией, освобождающей трудящиеся массы от гнета и нищеты, темноты и невежества. Организация здорового и культурного быта во весь рост встала лишь при социализме, как важнейшая сторона коренного улучшения благосостояния всего народа. «Только социализм, — учил Ленин, — даст возможность широко распространить и настоящим образом подчинить общественное производство и распределение продуктов по научным соображениям, относительно того, как сделать жизнь всех трудящихся наиболее легкой, доставляющей им возможность благосостояния».1 Социализм принес с собой коренной перелом в материальных и моральных основах жизни и быта. Канули в прошлое безработица для рабочего, кулацкая кабала для крестьянина. Иикто из людей труда не страшится за свой завтрашний день. Им, при добросовестном отношении к труду, обеспечен достаток и возможности культурного роста. Все достижения науки и искусства направлены на благоденствие и процветание советского .человека. Социализм решительно подрывает различия в быту людей, когда одни купаются в роскоши, а другие испытывают крайнюю нужду. Осуществляя принцип оплаты по труду, социализм создает условия непрерывного роста материального и культурного уровня трудящихся. Сохраняющееся еще фактическое экономическое неравенство постепенно преодолевается подъемом народного хозяйства, культурно-техническим ростом людей. Заработная плата рабочих и служащих, оплата и распределение по трудодням колхозников, как основной источник доходов трудящихся, дополняется такими поступлениями за счет ассигнований государства и общественных организаций, как пенсии, стипендии, пособия, дотации.
Достаточно сказать, что в СССР повышенные пенсии с I января 1957 года получают около 16 миллионов человек. * Социалистическая система ^здает самые прочные материальные основы быта трудящихся. Это обеспечивается непрерывным подъемом общественного производства, основанным на неуклонном развитии тяжелой промышленности. Претворяя в жизнь политику преимущественного развития тяжелой промышленности, Коммунистическая партия обеспечивает выполнение основной экономической задачи — перегнать главные капиталистические * страны в отношении размеров промышленного производства, достичь изобилия предметов потребления и перейти к их распределению по потребностям культурных и развитых людей. Только при таком условии развития будут обеспечены прочные основы дальнейшего благоустройства быта трудящихся, коренное улучшение производства предметов культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода. В нашей стране систематически увеличивается производство продукции. Советские люди все полнее удовлетворяют свои материальные и культурные запросы. Однако по уровню производства на душу населения.мы пока еще отстаем от некоторых капиталистических стран, и в частности от США. У нас еще нет полного достатка предметов потребления, не решены многие серьезные вопросы, связанные с повышением материального благосостояния. Коммунистической партии, Советскому правительству, всему на- швму народу предстоит сделать многое для того, чтобы решить основную экономическую задачу и поднять жизненный уровень населения на такую высоту, которая соответствовала бы возможностям и преимуществам социалистического строя и постоянно растущим потребностям советских людей. Партия поставила задачу первостепенной важности — в ближайшие годы догнать США по производству мяса, молока и масла на душу населения. Этого необходимо добиваться всеми силами, чтобы с каждым месяцем, с каждым днем моральное и духовное удовлетворение трудящихся от политических и общественных свобод дополнялось улучшением материально- бытового и культурного обслуживания, чтобы, глядя на жизнь нашего народа, простые люди за рубежом убеждались в преимуществах социалистического строя, в том — что может создать для себя человек, активно строящий коммунизм.
Прочность основ социалистического быта находит свое яркое выражение в распределении в нашей стране национального дохода. По расчету на душу населения национальный доход в СССР увеличился с 1913 по 1956 год в 13 раз. В то же время в капиталистических странах национальный доход возрастал' медленнее, чем у нас,— в США в среднем на душу населения менее чем в два раза, а в Англии и во Франции — в 1,6 раза. При этом в советской стране весь национальный доход распределяется в интересах трудящихся (три четверти его идет на удовлетворение личных потребностей населения), тогда как в капиталистических странах более половины национального дохода присваивается эксплуататорскими классами, что и создает роскошь капиталистам и помещикам, всякого рода бизнесменам. В шестой пятилетке национальный доход Советского государства возрастет примерно на 60 процентов, что обеспечит новое повышение реальной заработной платы рабочих и служащих и доходов колхозников. Неуклонно, из года в год повышающийся жизненный уровень советского народа уже теперь дает возможность каждой семье значительно лучше благоустроить свой быт. Приведем некоторые данные постоянных обследований бюджетов 1185 семей рабочих, инженерно-технических работников и служащих, занятых на 44 промышленных предприятиях восьми отраслей промышленности Ленинграда, а также бюджетов семей учителей, врачей и среднего медицинского персонала. Бюджеты этих семей во всех отношениях показательны. Реальная заработная плата рабочих увеличилась в 1955 году по сравнению с 1950 годом на 47,8 процента. В 1955 году на каждые 100 рублей рабочие купили в государственных и кооперативных магазинах такое количество товаров, за которое в ценах 1950 года надо было бы уплатить 149 рублей. По сравнению с довоенным 1940 годом покупки дорогостоящих тканей (шерсти и шелка) увеличились в 1956 году в семь раз, кожаной обуви — на 51 процент. Резко увеличилось за этот же период потребление важнейших продовольственных продуктов: мяса и мясопродуктов — на 53 процента, молока — в два раза, сахара — на 48 процентов, жиров — на 65 процентов, фруктов и ягод — в пять р^з.
Непрерывно возрастают расхЬды семьи на удовлетворение культурных потребностей. Удельный вес этих расходов составлял: в 1940 году — 2 процента, в 1950 году — 2,6 процента и в 1956 году — 4,1 процента. Все дети школьного возраста учатся, Большинство работающих членов семей бесплатно повышает квалификацию в системе различных курсов и школ. За годы шестой пятилетки намечено дальнейшее повышение реальной заработной платы рабочих и служащих в среднем примерно на 30 процентов, а денежные и натуральные доходы колхозников увеличатся не менее чем на 40 процентов. Рост денежных доходов советской семьи обеспечит ей необходимые бытовые условия. Создаются дальнейшие возможности более полного удовлетворения материальных и культурных потребностей трудящихся. Прочность материальных основ социалистического быта находит свое непосредственное выражение также в наличии благоустроенного и культурного жилья. Жилищный вопрос — один из острых и злободневных вопросов быта, на который всегда обращала самое пристальное внимание наша партия. Еще в программе, принятой VIII съездом, подчеркивалась задача всеми силами стремиться к улучшению жилищных условий трудящихся масс, к устранению скученности и антисанитарии старых кварталов, уничтожению негодных жилищ, перестройке старых, постройке новых, соответствующих новым условиям жизни рабочих масс, к рациональному расселению трудящихся. - С тех пор наша страна продвинулась далеко вперед в решении этой жизненной проблемы. Значительных успехов мы добились в градостроительстве, в возведении жилищ в сельской местности. Благодаря огромному размаху государственного жилищного строительства и кредитам по индивидуальному строительству домов жилищно-бытовые условия трудящихся из года в год улучшаются. В нашей стране расходы семьи, связанные с жилищем, значительно ниже, чем в капиталистических странах, и составляют от 3,7 до 10 процентов к общему расходу. Это самая низкая квартирная плата в мире. На квартиру в капиталистических странах затрачивается 30—50 про-- центов бюджета семьи.
/ Совершенно несопоставимыми являются и дореволюционные условия жизни рабочих в России. Так, по данным обследования бюджетов за 1908 год в Петербурге, например, около 70 процентов одиночных рабочих снимали половину койки, койку или угол и около 43 процентов семейных рабочих имели только одну койку или угол. Средняя жилая площадь на одного члена семьи составляла 2,4 квадратных метра, а расходы на ее оплату доходили в среднем до 18,69 процента бюджета семьи. В Советском Союзе отпускаются огромные средства на строительство жилищ. Только за период 1946—1956 годов в городах и рабочих поселках были построены и восстановлены жилые- дома общей площадью около 300 миллионов квадратных метров. Это в полтора раза превышает весь городской жилищный фонд дореволюционной России. За годы Советской власти только в Ленинграде построено 6 миллионов 705 тысяч квадратных метров жилой площади. За этот же период колхозниками и интеллигенцией построено около 5 миллионов 700 тысяч жилых домов. Неустанно заботясь о благе трудящихся, партия и правительство поставили коренную задачу — устранить в нашей стране в ближайшие годы недостаток в жилищах. 31 июля 1957 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление о развитии жилищного строительства. Установлен объем государственного жилищного строительства на 1956—1960 годы по вводу в эксплуатацию жилых домов в размере 215 миллионов квадратных метров общей площади вместо 205 миллионов квадрат ных метров, предусмотренных Директивами XX съезда КПСС. Увеличен на 1956—1960 годы объем жилищного строительства в городах, поселках городского типа, МТС, совхозах и леспромхозах за счет средств населения и с помощью государственного кредита с 84 миллионов квадратных метров общей площади, намеченных ранее, до 113 миллионов квадратных метров. Неудобства, связанные с жилищными условиями, очень ощутимы в быту. Между тем, в некоторых местах к этому относились безразлично. Кое-кто еще не понимает, что для трудящегося благоустроенное жилище — это его вторая жизнь. Надо усвоить ту простую истину, что хорошая, уютная квартира со всеми удобствами создает атмосферу культурного отдыха, благотворно сказывается на всей, жизни семьи. Квартиры в новых домах, разумеется, должны занимать те, кто в них нуждается. При этом надо учитывать ценность работника, его отношение к труду, к семье. Здесь не место уравниловке. Правильно поступают, на-' пример, те руководители предприятий и общественные организации, которые обеспечивают молодоженов комнатами или квартирами. За последнее время широкое распространение получил почин рабочих горьковского автозавода, начавших строительство жилых домов своими силами. Коллективы предприятий Горьковской области обязались в 1957—1960 годах построить таким способом 700 тысяч квадратных метров жилой площади. Опыт горьковчан уже подхвачен: в Омске, например, в 1957 году решено построить 100 тысяч квадратных метров жилой площади, в Челябинске — 85 тысяч, в Днепропетровске — 70 тысяч, Новосибирске — 60 тысяч, в Уфе — 45 тысяч квадратных метров. Видя реальные возможности получить квартиру, рабочие охотно берутся за дело, строят благоустроенные поселки. Важно, чтобы росла и ширилась самодеятельность трудящихся в этом жизненно важном деле, чтобы стройки становились действительно народными, были в центре внимания всей общественности. Многое предстоит сделать для серьезного улучшения жилищно-бытовых условий колхозников. На селе необходимо построить в большом количестве жилые дома, сто ловые, бани, пекарни. У нас еще не занимаются серьезно проектированием и планированием усадеб. Партия и правительство требуют, чтобы наше жилищное строительство было образцовым и полностью удовлетворяло растущие культурные потребности населения. Новые жилища только тогда будут радовать человека, когда они удобны, добротны и приспособлены для его нужд. Как в городах, так и в селах надо строить жилища, вполне отвечающие возросшим культурным запросам наших людей — с таким расчетом, чтобы значительно были расширены места для парков и скверов, для стадионов и спортивных площадок. В строительстве новых жилых домов и кварталов надо предусматривать своего рода «зоны отдыха» для людей, а внутри жилищ все удобства — центральное отопление, водопровод, канализацию, ванные и души, хорошее освещение и газ. Строи- а телям следует обращать особое внимание на качественную отделку, и в особенности на устройство кухонь, чтобы облегчить условия работы хозяйкам. Хорошо поступают строительные организации, когда они строят экономичные, наиболее выгодные для эксплуатации дома, учитывают опыт градостроительства в нашей стране и за рубежом. Интересна в этом отношении беседа Н. С. Хрущева с членом правления жилищно-кооперативного товарище- = ства, строящего поселок близ Хельсинки, в Финляндии: «Какова высота комнат во вновь построенных домах?» — спрашивает он. «2,5 метра», — отвечает фон Херцен. «С каким количеством комнат строится большинство квартир?» — «Большинство — это двух- и трехкомнатные квартиры с кухней. Строятся и однокомнатные квартиры». .«Какое количество этажей предпочитаете Вы иметь во вновь строящихся домах?» — интересуется Н, С. Хрущев. Ему отвечают, что наиболее экономичными и удобными по подсчетам финских строителей признаны четырехэтажные дома без лифтов. «Мы придерживаемся такого же мнения. Кстати говоря, к таким же выводам пришли и англичане, которые строят чаще всего такие жилые дома».2 В нашей стране намечается сейчас строительство жилых зданий по новым проектам. В Москве, например, предполагается строить дома, первые этажи которых будут использоваться не для подсобных помещений (магазины, парикмахерские, ателье и т. д.), а под жилье. Для учреждений бытового обслуживания, в особенности торговых, будут возводиться отдельные дома. При такой планировке значительно улучшится санитарное состояние дворов, они не будут загромождаться тарой, отходами продуктов, уменьшится шум, появится возможность создавать во дворах цветники и спортивные площадки. Благоустройство городов и сел — одно из важнейших" условий сохранения здоровья трудящихся, удовлетворения их культурных и эстетических запросов. В этом важную роль призвана сыграть общественность, соревнование самих жильцов за чистоту и культуру в быту. В домоуправлении № 75 Ленинграда с наступлением весны общими силами были устроены цветники, покрашена ограда, на детской площадке установлены «гигантские шаги». Жильцы навели порядок и на лестницах,—о-ни побелены, всегда вымыты. Молодежь оргайизует специальные рейды по проверке чистоты на улицах. Большая работа проводится по созданию в больших дворах оборудованных детских площадок. Одна из важных задач — улучшение внутреннего устройства жилищ, оборудование их хорошей и удобной мебелью. В народе сейчас идут горячие разговоры о хорошем жилье, и это вполне понятно. Стремление удовлетворить все культурные и бытовые запросы — закономерное желание людей. Трудно переоценить значение положений, содержащихся в резолюции XX съезда КПСС по отчетному докладу Центрального Комитета. «Съезд считает необходимым решительное усиление внимания к повседневным бытовым нуждам населения, дальнейшее расширение сети общественного питания, удешевления и улучшения качества питания. Должна быть расширена также сеть предприятий бытового обслуживания — прачечных, пошивочных ателье, ремонтных мастерских и т. д., резко увеличено производство машин и изделий, облегчающих труд в домашнем хозяйстве».3 Это решение целиком соответствует указаниям В. И. Ленина о том, что социалистический быт немыслим без перестройки домашнего хозяйства, направленной на облегчение труда женщин, освобождение их от малопроизводительной работы, мешающей им расти культурно. Как указывалось в отчетном докладе Центрального Комитета КПСС XX съезду партии, для улучшения быта советской семьи надо увеличить выпуск машин и изделий, облегчающих труд в домашнем хозяйстве, — бытовых электроприборов, стиральных машин, швейных машин, усовершенствовать кухонный инвентарь, добиваться удешевления всего этого. Разнообразие таких машин и орудий в быту крайне необходимо, так как*не всегда сеть бытовых учреждений быстро и полно удовлетворяет запросы населения. Партия и правительство принимают меры, направленные на более полное удовлетворение запросов трудящихся в разнообразных товарах народного потребления. Важная роль в улучшении быта принадлежит общественному питанию и торговле. Магазин, столовая, буфет, чайная прочно вошли в быт каждого человека, и от их работы зависит очень многое в удовлетворении жизненных потребностей людей. Хорошо налаженное общественное питание во многом содействует освобождению женщины от лишних домашних забот, что позволит ей заняться общественно полезным трудом, уделять больше внимания воспитанию детей. А это для общества особенно важно. Общественное питание хорошо организовать так, чтобы трудящимся было выгоднее пользоваться столовыми и буфетами, нежели в одиночку, тратя уйму времени, готовить пищу дома. Для домашних хозяек очень выгодна торговля полуфабрикатами, организация питания детей в школах. Приготовление пищи в домашних условиях может быть также облегчено обучением людей этому делу. Редко, например, можно встретить школы молодых матерей, где бы они получали знания по домоводству. Общеобразовательная школа до сих пор далека от вопросов быта. Здесь детям еще слабо прививают необходимые навыки. Важнейшую часть материальных основ социалистического быта составляют условия, в которых протекает трудовая деятельность и отдых человека. Решающая роль в этом принадлежит социалистической организации труда, которая направлена па максимальное сохранение сил й здоровья работников. Социалистическое предприятие не просто место работы, производственной деятельности, а носитель передовой культуры, здорового производственного быта. Озеленение заводских дворов, внедрение физкультуры на производстве, красные уголки в цехах, душевые и т. д. — все это входит важными элементами в фабрично-заводской быт. Условия жизни трудящихся при социализме непрерывно улучшаются, потребности людей растут. Удовлетворить эти потребности призваны также культурно-просветительные учреждения. Клубы, дома культуры, парки, при умелой их работе, могут стать подлинными очагами идейно-политического воспитания, развития самодеятельности, местом отдыха для всех слоев населения. Всестороннее использование природных факторов также во многом оздоровляет быт. Хорошо организованный отдых на лоне природы дает человеку значительную зарядку бодрости. Претворение в жизнь решений XX съезда КПСС неизмеримо укрепляет материальные основы быта всего советского народа. Уже проведены исключительной важности мероприятия: сокращено на два часа рабочее время в субботние и предпраздничные дни, установлен шестичасовой рабочий день для подростков от 16 до 18 лет, повышены пенсии по старости и инвалидности, отменена плата за обучение в средних и высших учебных заведениях, открыты школы-интернаты, увеличена продолжительность отпусков для беременных женщин, повышена заработная плата низкооплачиваемым рабочим и служащим. Переход на семичасовой рабочий день для всех рабочих и служащих, а для горняков ведущих профессий, занятых на подземных работах, — на шестичасовой рабочий день позволяет еще шире использовать имеющиеся возможности для повсеместного улучшения бытовых и культурных условий трудящихся. Партия требует от всех руководителей постоянного, внимательного отношения к людям, заботы об удовлетворении их бытовых нужд. Нельзя считать хорошим руководителем работника, пренебрегающего повседневными запросами людей. Там, где речь идет о культурно-бытовых потребностях советского человека, не может быть места задержкам в их удовлетворении. Иногда незаслуженно отодвигаются на задний план насущные бытовые нужды трудящихся. Человек, ради которого мы строим коммунистическое общество, выпадает из поля зрения. Равнодушие к бытовым нуждам людей — тяжкое моральное преступление. Оно наносит непоправимый ущерб здоровью человека, его культурному росту. Вот почему такие руководители должны учиться правильно относиться к простым людям у В. И. Ленина. Он ездил на заводы, в села, принимал у себя делегации трудящихся, глубоко интересуясь их жизнью и бытом. Вопросы продовольственного снабжения, добычи и доставки топлива, работы коммунальных предприятий и детских учреждений и многие другие никогда не выходили из поля зрения Владимира Ильича. Он обращал внимание на квартирные условия работника, писал записку наркому здравоохранения об очках для крестьянина, проявлял трогательную заботу о детских садах и т. д. «Меня удивляло,'—вспоминал о Ленине Горький,— как он, всецело поглощенный работой, помнит о том, что кто-то где-то болен, нуждается в отдыхе». Именно такое человеческое отношение к людям следует воспитывать B каждом руководителе, и это во сто крат увеличит наши возможности улучшения быта и жизни трудящихся. * * * Социалистический быт немыслим без прочных моральных основ. Мораль, нравственность нашего общества состоит в том, чтобы бороться за укрепление и завершение строительства коммунизма. А это требует всестороннего развития личности, умеющей сознательно и добровольно выполнять общественные обязанности и подчинять личные интересы общественным. Коммунистическая мораль не отгораживает личное поведение от общественного, поведение в быту — от поведения в обществе, на работе. Быт не частное дело. Бороться за здоровый и культурный быт — это значит также бороться за цельную личность, гармонически сочетающую общественные и личные интересы. Борьба за новый быт — борьба за нового человека, образованного, высокоидейного, с большими культур ными, моральными требованиями и здоровыми вкусами." Для нас социалистический быт означает подлинно товарищеские взаимоотношения людей, основанные на высоком сознании своего общественного долга, идейности, принципиальности, бескорыстном служении делу партии, народа. Чтобы быть носителем здорового, культурного быта, требуются, прежде всего, твердое коммунистическое мировоззрение, честность и справедливость. Необходимо, как говорят, вести правильный образ жизни. Идейную основу нашего быта составляет политика Коммунистической партии, марксизм-ленинизм. Наша партия не отрывает быт от политики, а видит в этом единстве самые прочные его основы. Взгляд на быт как на частное дело — проявление типичной буржуазной морали, индивидуализма, обывательщины. Теорию «независимости» быта от политики пропаганд дируют буржуазные идеологи, чтобы замаскировать паразитический и неприглядный в моральном отношении образ жизни буржуазии и ее прихвостней. Эту теорию подхватили и ревизионисты марксизма, сторонники двойственной морали, разрыва и раздвоения общественного и личного. Ленин с негодованием отзывался о тех деятелях в рабочем движении, которые призывают пролетариат к социализму, а сами не выходят из рамок буржуазного быта и буржуазной морали. У нас также еще есть люди, не отрешившиеся от старых, вредных пережитков, считающие общественную жизнь и свой личный быт независимыми между собой. Такое раздвоение личности аморально. В наших условиях человек, отрывающий быт от политики, утрачивает полезные нравственные качества, что неминуемо приводит его в болото обывательщины, противопоставления личного общественному. Заветная мечта обывателя — поменьше работать и думать, но побольше есть, убивать время в праздности. По образному выражению Горького, за обывателем серой тенью влачится с утра до !поздней ночи пошлость, путает его шаги, отравляет его душу. Явления общественно-политической жизни обыватель истолковывает в духе сплетничества, пересудов, гадания на «кофейной гуще». Для него важна не значительность того или иного события, а все то мелочное, что связано с ним. Одна из ярких черт обывательщины — это мнимая независимость от общественной жизни, явное к ней пренебрежение. Человек, зараженный обывательскими предрассудками, всем своим поведением как бы говорит:, «Оставьте меня в покое, дайте мне жить, как я хоч^. У обывателя повышенный интерес к Материальному обест течению, к мнимому уюту. Он ищет себе «теплое мс-. стечко» и держится за него всеми силами, готов пойтЩ' ради этого на подхалимство, на клевету, лишь бы самому было хорошо. Обыватель не может успокоиться до TezV пор, пока не добьется соответствующего положения, ма-' териальных ценностей, выгодных дел. Став обладателей , жизненных благ, он тешится этим, а до остального ему,! и дела нет. Очень яркую зарисовку обывательщины наших дней^ дал писатель Лев Кассиль в заметках «Молодые и раз- моложенные». «Только что шел у нас общий разговор" о книгах, об искусстве, научных открытиях... Собеседник мой отмахивается и стреляет в дальний угол тягучим и метким плевком. — Нет, с этим, извиняюсь, я кончил. Поучился и будя. А чего? Ремесленное прошел, работенка — вполне. Момент, учтите, как говорится, в нашу пользу. Без нашей специальности ходу нет: стройка, имейте в виду, особенно жилищная, прибавляется на. большой процент. А помните, кино есть такое: «Без воды — и ни туды и ни сюды...» Верно? — Ho вот, я вижу, вас тут считают хорошим бригадиром. И чувствуется, что человек вы способный, не ленивый. Ведь вы могли бы куда дальше пойти. Неужели вам не интересно? — А чего интересного? Я вот уже в комиссионке аккордеон схватил, скоро вот собираюсь мотоцикл заиметь. Мне хватает. Я в месяц косую с лишком выгоняю* * А главное: отработал — будь здоров. А учиться пойти — садись на стипендию, в самом лучшем разе — три сотни. Это при успеваемости. А кончишь на инженера — запятят в начальники. Монеты почти как сейчас у меня, а ответственность— по гроб не отсудишься. На какой ляд мне? Никакого расчета. Абсурд. Переубедить его трудно. Зарабатывает он, действительно, хорошо. Приобретает то, что ему хочется. «И чтоб ; BpViить, вполне хватает». А на все остальное ему на- пле'\пъ>>. 4 'борьба с проявлениями обывательского быта— важнейшая задача ^коммунистического воспитания трудящихся. Здесь предстоит многое сделать советской общественности. При этом, как указывал М. И. Калинин, важно обладать политическим чутьем, чтобы разоспаться, что является действительно культурой и что — о' ,лвателыциной. Понятие о культуре, говорил он, очень пшроко—от умывания лица до последних высот человеческой мысли. И здесь более чем где-либо легко со- г ользнуть в обывательщину. Чистота рук, опрятность с Ъдежде, необходимый порядок в квартире — все это признаки культурности. Общественные собрания, драм- 1ужки, вечера с танцами — тоже признаки общественной культуры. Ho все это может превратиться и в обывательское времяпрепровождение. Чтобы видеть границу между обывательщиной и действительно культурным развитием, требуется значительная культурность. Это тем более относится к материальному благосостоянию человека, к окружающим его вещам и предметам. Марксист на это смотрит как на средство, на новую ступеньку для продвижения вперед. А для обывателя это самоцель, он становится рабом определенной обстановки и морали. Вот почему, например, хорошая домашняя обстановка сама по себе еще не составляет здорового социалистического быта; и в этих условиях могут встречаться — и нередко встречаются — явления прямо враждебные нашей морали. Все дело в том, как люди сами относятся к условиям своего существования, как они сами выглядят в той или иной окружающей обстановке. Можно иметь со вкусом обставленную и удобную квартиру, но когда человек учиняет в этой квартире дикие семейные скандалы, быт его нельзя считать здоровым. Можно отдыхать, скажем, в замечательном санатории или доме отдыха, но когда человек ведет себя здесь недостойно, во вред своему здоровью и окружающим, его быт также нездоровый. Или иметь отличные предметы культурного обихода* книги в хороших переплетах, безукоризненно одеваться, но в то же время грубо, по-хамски относиться к окружающим, предаваться различным предрассудкам, суевериям и т. п. Сущность здорового быта — прежде всего в подлинно человеческих взаимоотношениях людей, в их высоком моральном облике и культурности. Вот что самое важное! Быть носителем здорового быта — значит быть носителем идейности и принципиальности, жить интересами коллектива. Если человек живет узкими домашними интересами, только и думает о себе, то настоящим строителем здорового и культурного быта он не может быть. Для человека личная жизнь, лишенная высоких помыслов и идеалов, пуста и бесцветна, на ее пути встает немало препятствий, нередко ломающих его жизнь, выбивающих из нормальной колеи даже тогда, когда он материально обеспечен. Отсутствие больших целей омертвляет жизнь, тушит творческое горение, парализует постоянное стремление вперед. Такая жизнь будет сплошной цепью нелепых случайностей и бессмысленных капризов судьбы. «Жить, — писал Белинский, — не значит столько-то лет есть и пить, биться из чинов и денег, а в свободное время бить хлопушкою мух, зевать и играть в карты. Такая жизнь хуже всякой смерти, и такой человек ниже всякого животного». Если моральная основа быта тлетворна, человек не может быть нравственно здоровым, как бы он ни был материально обеспечен. Если для человека материальные условия не служат средством культурного роста и интеллектуального развития, то он неизбежно погрязнет в обывательщине. Материальное благополучие для таких людей — лишь повод для глупого самомнения и самолюбования. Гнилой быт, как ржавчина, разъедает людей, и даже те хорошие природные качества и способности, которыми человек обладает, могут употребляться им во вред обществу. Как метко замечал К. Маркс, гибкий язык, здравые мысли, лоовкие руки, превосходнейшие, ноги — это прекрасные качества, если бы только не было дурных людей, которые злоупотребляют языком для вранья, головой для интриг, руками — для воровства, ногами — для дезертирства. Советским людям чужд обывательский быт. Человек, которому свойственно чувство разделенной ответственности за общее дело — за себя и за других, — свободен от ограниченности и узости «домашнего уютчика». Он го рячо заинтересован большими и возвышенными делами, не погрязнет в «мелочах быта». Для подавляющего большинства трудящихся советской страны характерно стремление к повышению своего культурного уровня, к знаниям. Самой яркой чертой нашего образа жизни и быта является стремление к культурным развлечениям и здоровому отдыху. В быт прочно вошли книги, газеты, журналы, клуб, кино, театр, стадион, все шире проникают радиоприемники, телевизоры, пианино и другие музыкальные инструменты. Все большее число людей вовлекается в самодеятельность, в различные виды художественного творчества. Глубокую заинтересованность проявляют наши люди к тому, чтобы хорошо и !Красиво одеваться, приготовить вкусную и здоровую пищу, культурно вести себя в обществе. Борьба за здоровый быт неотделима от борьбы за культуру поведения. Вежливый и тактичный человек умеет себя держать всюду — ив семье, и в общественных* местах. Везде для него будет дорого человеческое достоинство. Отличительный признак такого человека —- внимание к другим людям, заботливое отношение к их запросам и удобствам. В социалистическом быту не должно быть места кичливости, высокомерию, спесивости и развязности. Внутренняя культура — важнейший элемент здорового быта. Одна из самых прочных основ здорового быта в нашем обществе — коллективизм, товарищеская солидарность, исключающая эгоизм и индивидуализм, как пережитки мещанско-обывательского быта и эксплуататорской морали. Стремление к взаимной помощи все более берет перевес над индивидуализмом. Бескорыстная материальная и моральная поддержка человека становится нормой поведения. Советские люди спаяны морально-политически, они составляют дружную семью, в которой не должно быть места ни тунеядцам, ни паразитам, живущим чужим трудом и разлагающим быт. В нашем обществе лица, ведущие антиобщественный паразитический образ жизни, злостно уклоняющиеся от общественно-полезного труда, несут ответственность перед законом. Борьба с этими элементами мерами государственного принуждения необходима, — паразитический образ жизни несовместим с принципами социализма. Советский народ, воспитанный Коммунистической партией, сбросил грязную ветошь старого быта, старой морали,, преобразился духовно. Десятки миллионов людей в нашей стране обладают высокими морально-политиче-' скими качествами. Их общественная и личная жизнь развивается гармонически в направлении все большей идейности и культурности. Однако нельзя сказать, что правила коммунистической морали, ее требования, в особенности в быту, усвоены всеми, и усвоены прочно. У нас подорваны социальные корни пережитков капитализма в сознании людей, но они еще не изжиты до конца, и поэтому в быту, как в других сферах общественной жизни, идет борьба нового со старым. В сознании некоторой части людей в той или иной мере сохранились кое-какие позорные явления быта: пьянство, хулиганство, сквернословие, хамское отношение к женщине и всякого рода суеверия и мистика. Оздоровление быта немыслимо без преодоления этих пережитков. Более того — там, где ослабевает борьба с ними, не ведется серьезной идеологической работы среди различных слоев населения, они оживляются. Усилению пережитков нездорового быта способствуют недостаточная требовательность к людям, отсутствие общественного воздействия на их поведение в быту. Влияние коллектива, сила гласности—наиболее острое оружие в борьбе за здоровый быт. Надо создавать в каждом коллективе такую обстановку, чтобы нарушители норм поведения в быту чувствовали решительное осуждение обществом своих поступков, чтобы они проходили через своего рода «чистилища» собраний коллективов, товарищеских судов. Оздоровить быт невозможно без широкого участия общественности в борьбе со злостными носителями пережитков старого быта, гнилой морали. С хулиганством или пьянством не покончишь «путем принятия решения». Тут нужны слаженные действия милиции, суда, всей общественности. Находятся у нас еще люди, считающие, что в быту, в личной жизни контроль за поведением людей недопустим. Это большое заблуждение. И в этой области требуется известный контроль. В приемлемых формах он ведет к укреплению быта. В отчетном докладе ЦК КПСС XX съезду партии указывается,, что контроль нужен и за работой честных людей, — этим обеспечивается порядок, повышается дисциплинированность работников, их ответственность за порученное дело. Неплохо, если коллектив интересуется семейным бытом некоторых своих работников. Нередко питательной средой нездоровых явлений быта может стать низкий культурный уровень отдельных людей, когда они недостаточно приобщены к науке и искусству— этим важнейшим источникам развития личности, светочам человеческой культуры. Чтобы противостоять нездоровым явлениям быта, необходимо широко проводить среди масс культурно-просветительную работу, приобщать их к многообразной культуре. Хорошо организованный, разумный отдых создает здоровую атмосферу, культурную жизненную обстановку. Культурно-массовые мероприятия должны охватить всех и вестись в многообразных формах, чтобы успешно содействовать духовному развитию людей. Особое значение в этом принадлежит лекционной пропаганде. Для преодоления пережитков необходимо, чтобы наша пропаганда была неразрывно связана с жизнью, с практикой строительства коммунизма, чтобы она учитывала разносторонние запросы масс и воздействовала прежде всего на тех, кто нуждается в ее помощи. Известно, что человек, например, скатившийся к хулиганству, ограничивается лишь кино и танцами. Жизнь такого человека нередко не выходит за рамки узкого круга запросов. Лекциями, докладами он не интересуется. Борьбу за здоровый быт следует вести целенаправленно, с меньшим морализированием, но с большим воздействием на конкретных носителей этих пережитков. У нас еще не перевелись люди, которые открыто демонстрируют свою недисциплинированность и расхлябанность в быту. Встречаются лица, злостно нарушающие правила социалистического общежития. Чтобы успешно бороться с хулиганством, следует повышать дисциплинированность, организованность и порядок, нужно дружное коллективное воздействие на всякого рода дебоширов. Ho нельзя забывать при этом и о вовлечении людей в культурную жизнь, приобщать их к творчеству. Требуется настойчивая и систематическая борьба' с таким вредным пережитком, как алкоголизм, широкая разъяснительная работа о, его вреде, но, вместе с тем, нужно заботиться и об организации культурного досуга людей, организовывать здоровые развлечения, вовлекать в различного рода художественное творчество. Чтобы успешно преодолевать религиозные пережитки, надо широко и умело вести научно-атеистическую пропаганду, вовлекать людей в активную общественную работу, в строительство нового быта. Особого внимания требует молодежь. Исключительная важность этого не нуждается в доказательствах, — речь идет о жизненных интересах государства — воспитать бодрую, здоровую и жизнерадостную смену, достойную своих отцов и матерей, строителей коммунизма. У нас еще есть часть молодежи с чуждыми нравами и привычками. Обычно такому влиянию подвержены молодые люди, слабо приобщенные к труду и учебе, быт которых беспорядочен и неорганизован. Наша общественность много раз уже обращала внимание на неправильный подход в некоторых семьях к воспитанию подрастающего поколения. В таких семьях создаются условия для порождения барчуков, тунеядцев. Большую озабоченность вызывают явления чрезмерных увлечений крикливыми модами, наигранного «особого» тона. Отлынивающих от общественно-полезного труда молодых людей, как и «стиляг», ничтожное меньшинство. Однако их отношение к своим обязанностям, их «культура» поведения не должны выпадать из поля зрения общественности. Наша пропаганда, комсомольские организации, школа еще недостаточно воспитывают каждого молодого человека в духе любви к труду и уважения к законам и правилам социалистического общежития. Нередко мы проходим мимо неправильного поведения молодых людей как в быту, так и в общественных местах. При этом каждый раз мы должны находить при изменившихся условиях направление «главного удара» в борьбе за коммунистическое поведение, за здоровый и культурный быт. Сейчас требуется сосредоточивать огонь против той части молодых людей, которая всем своим поведением и видом подчеркивает, что она не признает в жизни ничего святого, против доморощенных нигилистов в студенческой и школьной среде, а также жестоких, холодных себялюбцев и хапуг, Этих целей опять-таки нельзя достичь путем принятия одних только решений. Советским юношам и девушкам всегда был свойствен деловой интерес к политической жизни и чужды пустые и слащавые речи о морали. Наша молодежь стремится найти приложение молодым силам в самых серьезных делах. Нельзя, например, без волнения читать письмо юношей и девушек прикарпатского села Горохолино. Окончив десятилетку, они всем -классом решили ехать на стройки Донбасса: «Мы получили аттестаты зрелости. Прощай, школа, прощайте, родные учителя! Перед нами, выпускниками, разные пути. Ho мы не хотим, чтобы наши пути разошлись, и поэтому на своем собрании решили идти сначала не в высшие учебные заведения, а на производство... Мы решили всем классом поехать по комсомольским путевкам на стройки шестой пятилетки».5 Это еще раз подтверждает благородные устремления нашей молодежи — быть на переднем крае коммунистического строительства. Здесь, и только здесь, лежит верный путь к здоровому, культурному социалистическому быту. * * * Неустанно борясь за здоровый и культурный быт, за моральную и политическую устойчивость советских людей, наша партия предъявляет высокие требования прежде всего к коммунистам и комсомольцам. Нет ничего выше звания члена Коммунистической партии. На коммунистах лежит почетная обязанность руководителей масс, неутомимых борцов за счастье народа. Коммунист — пример во всем, в том числе и в борьбе против нездоровых явлений в быту, против моральной распущенности. Это тем более необходимо, что до сих пор буржуазные пропагандисты клеветнически обвиняют коммунистов в отрицании якобы ими всякой морали. Мы противники растленной и лицемерной буржуазной морали, мы за мораль коммунистическую, поднимающую наше общество выше, ведущую людей к высотам героизма и патриотизма, к моральной чистоте и гуманизму в их взаимоотношениях. Коммунист, указывал Ленин, может завоевать себе руководящую роль, укрепить свой авторитет в массах энергией, идейным влиянием, а не своими званиями и чинами. Коммунист не имеет права допускать разрыв между личным и общественным поведением. Партия обязывает своих членов строго соблюдать требования морали и решительно осуждает тех, кто отступает от правил социалистического общежития. В борьбе с нарушителями норм морали и быта партия использует испытанный метод критики и самокритики наших недостатков. Партия обязывает коммуниста систематически вырабатывать в себе твердое коммунистическое мировоззрение, глубоко изучать теорию. Если коммунист умеет лишь произносить речи о значении марксизма-ленинизма, но не помогает людям претворять его в жизнь,— грош ему цена. Он не завоюет в массах авторитета и доверия. Это тем более относится к его поведению в быту. Коммунист — человек верности своему слову, он во всем правдив, искренен, скромен, ему чужды ложь, лицемерие, заносчивость, пренебрежение интересами народа. Его слово не расходится с делом. Он живет по средствам, ему чужды излишества и, тем более, обогащение. Всей жизнью, поступками, деятельностью коммунист должен стремиться подражать великому Ленину — человеку самой высокой морали, скромному в быту. Наша партия, как единая коммунистическая семья, — коллективное воплощение Ленина. Величайший смысл и значение имеют благородные стремления советских людей строить новый быт, новую культуру по Ильичу. В этом вернейший залог моральной прочности социалистического быта. Кандидат педагогических наук А. ВУЛЬФОВИЧ В лекциях о воспитании детей в семье А. С. Макаренко говорил: «Воспитание детей — самая важная область нашей жизни. Наши дети — это будущие граждане нашей страны... Они будут творить историю. Наши дети—это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитывать своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями. Ho и это не все: наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».6 Однако далеко не все родители сознают свою ответственность и с должным вниманием относятся к воспитанию детей. Среди некоторой части родителей существует убеждение, что воспитание следует начинать только тогда, когда дети уже подрастут, научатся хорошо говорить и понимать; будто счастливое детство — это бездумное, беззаботное детство, которое не знает ни запретов, ни обязанностей. И то и другое мнение ошибочно. Воспитание начинается с первых дней жизни ребенка. Умение задерживать те или иные движения, поступки появляется раньше, чем ребенок начинает понимать свои действия. Без этого невозможно воспитание организованности, дисциплинированности. Моральный облик человека формируется с самого раннего возраста. Правдивость, честность, организован- ность, трудолюбие, мужество только тогда будут устойчивыми чертами человека, когда они воспитаны как нравственные привычки с первых лет жизни. Ребенок с малых лет должен иметь известные обязанности по самообслуживанию и по соблюдению определенного режима, хорошо знать, что ему надо делать и чего нельзя. Знания эти, так же, как и навыки трудиться, не помешают ему быть счастливым. Ребенок, имеющий все возможности для полного развития своих физических, умственных и моральных сил, способностей и талантов, бесспорно будет иметь и счастливое детство. Некоторые родители полагают, что достаточно любить детей, чтобы правильно их воспитать. Несомненно, любовь к детям имеет огромное положительное значение в воспитании, но одного этого недостаточно. Бывают случаи, когда именно слепая, безрассудная любовь родителей пагубно влияет на развитие и счастье ребенка. А. С. Макаренко говорил, что в последние годы пребывания его в Коммуне имени М. Горького, когда беспризорность в нашей стране была уже в основном ликвидирована, к нему большей частью приводили детей, имевших семью. В такой семье родители часто бывали очень любвеобильны, однако дети у них оказывались плохо воспитанными, «отбивались от рук», бросали школу, связывались с преступными элементами. Правильное воспитание — прежде всего воспитание трудовое. Оно начинается с элементарных обязанностей, к которым следует приучать детей с самых малых лет. Первичные несложные обязанности по самообслуживанию — одеваться, раздеваться, умываться и т. п. — становятся доступными детям с дошкольного возраста. С двух лет у детей начинают проявляться первые стремления к самостоятельным действиям. «Я сам, я сам»! — кричат они, стремясь натянуть на себя чулочки, надеть сапожки, хотя и держат их перед собой пяткой вперед. К сожалению, многие матери тотчас же гасят эту пробуждающуюся активность ребенка, чем наносят ему непоправимый вред. Необходимо развивать активность ребенка, руководить ею, правильно направлять. Конечно, это требует от родителей и времени, и терпения, и настойчивости. Одевая и раздевая ребенка, надо постепенно привлекать его самого к этому делу, показывать и объяс-- нять, как надеваются различные принадлежности одежды, как застегиваются пуговицы, натягиваются сапожки, завязываются тесемки, шнурочки. С пятилетнего возраста дети уже свободно с этим справляются, конечно, если их к этому приучили. В число обязанностей, которые могут выполняться ребенком, входит уборка за собой тех вещей, игрушек, которыми он пользовался. Почему некоторые считают, что взять игрушку из своего уголка дети могут, а положить ее на место после игры нет? Здесь возникает вопрос не о силах ребенка, не о его физических возможностях, а о его аккуратности, организованности, о приучении к порядку. Шестилетний ребенок уже может приготовить стол для еды и убрать посуду, подмести комнату, постелить постель, полить цветы и т. д. Дети выполняют эти обязанности с большим удовольствием и никогда ими не тяготятся. Они охотно помогают матери, воспитателю, няне в настоящих серьезных делах, которые делают окружающие их взрослые люди. Всем известно, как часто пяти-шестилетние девочки, стоя возле матери, которая шьет или стирает, горячо просят мать разрешить и им пошить, постирать. Мальчик такого же возраста, видя, как отец прибивает полочку к стенке или чинит стул, настойчиво стремится овладеть молотком, гвоздями и делать то же, что и отец. По наблюдению Н. К. Крупской, дети уже с четырехпяти лет с увлечением работают молотком, маленьким рубанком, притупленным ножом. Они очень любят вырезать из коры дерева лодки, делать кораблики, выстругивать линейки, собирать проволочную мебель, клеить змея, мастерить несложные игрушки. Это же подметил еще сто лет назад и другой талантливый педагог и психолог — К. Д. Ушинский. «Кто наблюдал над детьми, — писал он, — тот знает, что дитя счастливо не тогда, когда его забавляют, хотя оно и хохочет, но тогда, когда оно совершенно серьезно занимается увлекающим его делом. .. К кому дитя больше привяжется: к тому ли, кто его смешит и лакомит, или к тому, кто сумеет давать ему увлекательную работу. Какую игрушку предпочитает дитя: ту ли, которая его тешит блеском, звоном и яркими красками, или ту, которая дает посильную, но самостоятельную деятельность его душе. И заметьте, что после веселья дитя непременно скучает, или что за сильным сме хом почти всегда следуют слезы, тогда как самостоятельная деятельность оставляет душу в нормальном, здоровом состоящий».7 Пример трудового воспитания в семье подает К. В. Ma- хова. Она постоянно приучает детей к посильной домашней работе, стараясь, вместе с тем, привить им и навыки в технике. По просьбе молодых матерей Клавдия Васильевна написала о своем опыте две книги — «Записки матери» и «О воспитании в семье». В них она рассказала, как научила своих детей участвовать в домашнем хозяйстве. Дети всегда сами убирали комнаты, мыли посуду, умели приготовить пищу, постирать и починить белье, вымыть пол. Сыновья посещали в доме пионеров авиамодельный кружок. Кроме того, отец купил им «авиапосылку» с необходимыми материалами и объяснением, как сделать ту или иную модель. У мальчиков были пилы, молотки и специальный маленький верстак. Братья и сестры жили в большой дружбе. Часто они все вместе шили куклам одежду, мастерили им мебель. Так же умело воспитывала двенадцать своих детей и мать-героиня Людмила Васильевна Тимонькина. В семье был заведен для всех детей определенный порядок по выполнению различных хозяйственных работ. Мать строго следила за домашними поручениями и заставляла переделывать небрежно выполненную работу. Дети знали это и всегда добросовестно доводили порученное дело до конца. Известно, что есть взрослые люди, которые не умеют держать иголку в руках, не могут пришить оторвавшуюся вешалку к пальто, постирать чулки, носовые платки — словом, выполнить самые элементарные бытовые обязанности. Такие люди оказываются беспомощными, и если им никто не поможет, живут в неудобной обстановке, неряшливо и грязно. В чем причина? Она состоит в том, что их с детства не приучали к домашнему труду. Семилетнему ребенку можно уже поручить делать несложные закупки, помогать взрослым в приготовлении пищи, мыть посуду и т. п. С дальнейшим развитием и ростом круг домашних обязанностей должен все расширяться и усложняться. А. С. Макаренко составил пример ный список различных видов детской работы, которая может быть поручена в семье ребятам различных возрастов. Вот этот список: поливать цветы в комнате или во всей квартире; вытирать пыль на подоконниках; накрывать на стол перед обедом; следить за солонками, горчичницами*; : следить за письменным столом отца; отвечать за книжную полку или за книжный шкаф и держать их в порядке; получать газеты и складывать их в определенном месте, отделяя новые от прочитанных; кормить котенка или щенка; держать в порядке умывальник, покупать мыло, зубной порошок; производить полную уборку в отдельной комнате или части комнаты; пришивать на своем платье оторвавшиеся пуговицы — иметь всегда в полном порядке приспособления для этого; отвечать за порядок в буфете; чистить платье свое или младшего брата, или одного из родителей; заботиться об украшении комнаты портретами, открытками, репродукциями; если в семье есть огород или цветник, отвечать за определенный его участок как по посеву, так и по уходу за ним и сбору плодов; -заботиться о том, чтобы в квартире были цветы; для этого иногда поехать и за город (более старший возраст); если в квартире есть телефон, подходить на звонок, вести домашний телефонный справочник; вести справочник трамвайных маршрутов, учитывая те места, куда членам семьи часто приходится ездить; в более старшем возрасте самостоятельно планировать и обслуживать посещение семьей театров, кино, узнавать программу, доставать билеты; содержать в полном порядке домашнюю аптечку и вовремя ее пополнять; помогать матери или сестре в определенных хозяйственных работах. Каждая семья, замечал при этом А. С. Макаренко, в зависимости от условий своей жизни и возраста детей, сможет исправить и дополнить этот список. Опыт правильного трудового воспитания детей в семье, живущей в сельской местности, показывает, что они уже с семилетнего возраста успешно выполняют и такие работы, как прополка овощных и ягодных грядок, уход за домашней птицей и т. д. Ho предлагая ребенку что-нибудь сделать, надо его сначала$ научить этому. Если он делает плохо, следует терпеливо^ добиваться, чтобы научился делать хорошо. Часто у детей не хватает терпения, они бросают порученное дело и говорят, что у них все равно ничего не выйдет. Необходимо таких ребят подбодрить, внушить, что у них непременно выйдет и хорошо получится, если они только сделают это еще раз, и именно так, как им показывают, В одной семье ученику четвертого класса поручили уход за растениями. Он испортил один цветок и заявил, что вообще не хочет возиться с этим делом. Ho когда ему еще раз подробно объяснили, как ухаживать за цветами, и первое время помогали, он потом стал делать это хорошо и с удовольствием. С момента поступления ребенка в школу основной его обязанностью становится учение. И вся его домашняя хозяйственная работа должна быть организована так, чтобы она не мешала учебному труду. Некоторые родители недооценивают значение учебного труда, отрывают детей от учения ради выполнения каких-нибудь домашних дел или — что еще хуже — разрешают ребятам пропускать школьные занятия по неуважительным причинам (засиделся поздно в гостях, не успел выспаться или приготовить уроки), покрывают их прогулы, пишут в школу лживые оправдательные записки. Такое отношение родителей к учебному труду школьника наносит серьезный вред нравственному воспитанию ребенка. Взрослые члены семьи должны воспитывать ответственность школьника за своевременное выполнение учебного плана. Учащимся нужно создать рабочее место; если нет особого столика, выделить часть общего стола, HenipeiMeiHHo устроить ,полочку для книг и тетрадей, следить за тем, чтобы школьники систематически и добросовестно готовили домашние задания. Встречаются и такие воспитатели в семье, которые, уважая школьный труд детей, неправильно, однако, счи тают, что больше занимать ребят уже ничем нельзя, и снимают с них всякие домашние обязанности. В таких семьях чаще всего вырастают белоручки. Дети, подростки привыкают к тому, чтобы их полностью обслуживали, и принимают это как должное. Такие дети не понимают своих обязанностей в семье, что приводит к отрицательным результатам. Выполнение детьми - семейно-хозяйственных обязанностей имеет большое значение не-только для воспитания трудовых навыков; оно играет существенную роль и в нравственном развитии подрастающего поколения. В большинстве семей родители, заботясь о трудовом воспитании детей, правильно направляя их деятельность, сумели выработать в них высокие нравственные качества: трудолюбие, организованность, аккуратность, ответственное отношение к делу, товарищеские чувства, желание и умение помочь другим людям. Важное значение в воспитании имеет режим и контроль за его соблюдением. Работа родителей как воспитателей— прежде всего организаторская. Они обязаны правильно распределить чередование сна, приема еды, трудовых и учебных (для школьника) обязанностей, прогулки, игры и т. д., словом — создать определенный режим для ребенка. Конечно, в разных семьях режим неодинаков. Он зависит от количества членов семьи, возраста детей и от тех обязанностей, которые на них лежат, от состояния здоровья детей и их способностей. На установлении того или другого режима в семье отразятся, несомненно, и другие обстоятельства, например жилищные условия (находятся ли дети в одной комнате со взрослыми или имеют отдельную комнату), удаленность квартиры от школы или от места работы родителей, от характера работы родителей и ее продолжительности; наконец, от времени года и некоторых других условий. Режим должен быть, прежде всего, разумным, целесообразным и, следовательно не раз навсегда установленным. Ho принятый распорядок на какой-то период должен строго соблюдаться всеми членами семьи. При правильном режиме у детей легче вырабатываются прилежание, аккуратность, организованность.; Если ребенок, подросток каждый день в одно и то же время встает, готовит уроки, выполняет хозяйственные поручения, ложится спать,—он постепенно привыкает к этим обязанностям и нисколько ими не тяготится. «Привычка — вторая натура», — говорят в народе. ПОЯВЛЯЮТСЯ ЭТИ привычки благодаря целесообразно установленному режиму. Любой педагогический коллектив приведет многочисленные примеры того, как резко меняются к лучшему поведение и успеваемость школьника, если удается наладить в его семейной жизни правильный распорядок дня. В 32-й ленинградской средней школе Октябрьской железной дороги Юра Д. был в числе неуспевающих учеников пятого класса. Способный мальчик, он учился на двойки и тройки, переходил из класса в класс только благодаря помощи товарищей, которые к концу учебного года обычно «крепко брались за него». Классный руководитель, побывав на квартире у мальчика, убедился, что время его никак не организовано. Уроки Юра готовил когда хотел и часто, заигравшись во дворе, о них забывал. Классный руководитель рассказал родителям Юры, какое значение в воспитании имеет режим, и помог им правильно распределить внешкольное время мальчика, причем твердо договорился о том, что родители будут следить за сыном и требовать выполнения режима. С тех пор не было случая, чтобы Юра пришел в школу, не выполнив домашних уроков. Он стал заниматься в определенное время, и только после того, как хорошо усваивал заданное, мать разрешала ему идти погулять. Уже в третьей четверти у Юры появились четверки и даже одна пятерка. На переходных экзаменах Юра уже не нуждался в помощи. Директор 16-й средней школы города Винницы приводит примерный режим, который был установлен в одной семье для дочери, ученицы первого класса. Девочка встает в 7 часов 30 минут утра, делает зарядку, чистит зубы, моется под краном до пояса. После школы она обедает и отдыхает, в четыре часа садится за домашние уроки. Прилежно выполнив их, она аккуратно складывает книги и тетради и идет гулять. Часов в семь ужинает и в девять вечера ложится спать. В выходной день помогает маме делать «большую уборку» и готовить обед. Иногда родители думают, что контроль за поведением старших школьников, соблюдение ими строгого трудового режима уже не нужен. В действительности это не так. Дети и подросткового и юношеского возраста нуждаются в строгом контроле. Отдельные печальные случаи из жизни нашей молодежи, о которых рассказывалось в печати, показывают, что некоторые родители не контролировали поведение своих взрослых детей, не знали, к чему они стремятся, чем интересуются, с кем встречаются, дружат, как проводят время. Это и приводило к пагубным последствиям. Характерный случай произошел в семье инженера П. После трехмесячной командировки он вернулся домой и обнаружил, что сын, семиклассник, отбился от рук, стал потихоньку курить. Оказывается, жена предоставила сына самому себе, перестала контролировать его занятия, поведение, досуг. He умея самостоятельно найти для себя интересные и полезные занятия, сын стал все чаще отлучаться из дому, проводить время среди случайных приятелей, научился курить. К счастью, приобретенные мальчиком привычки еще не были глубокими, и с помощью отца их удалось быстро преодолеть. Правда, отцу пришлось уделить сыну очень много !внимания, отдать ему все свободное время. Он стал вместе с сыном конструировать радиоприемник, заниматься фотографией, посещать музеи. Мальчик с головою ушел в новые интересные дела и забыл про своих случайных знакомых, так отрицательно на него повлиявших. Серьезной проблемой является воспитание так называемых тормозов в детском поведении. Некоторые воспитатели, родители ошибочно принимают детский крик, визг, беготню за проявление веселья, приписывают это естественной живости детей. Так ли это на самом деле? Всякий необоснованный крик, визг и шум — это своего рода распущенность и даже истеричность. Родители, воспитатели должны научить детей вовремя остановить себя. Это требование советской педагогики основывается на физиологическом учении И. П. Павлова. Великий ученый указывал, что из двух основных нервных процессов (возбуждения и торможения), протекающих в коре головного мозга, второй процесс — тормозной —. более сложный, трудный для организма и чрезвычайно важный. Он требует длительной тренировки организма и может быстро разрушаться. Воспитатели должны добиваться, чтобы умение сдерживать (тормозить) себя превратилось у детей в привычку. Тогда не будет среди ребят пустых, ненужных споров и ссор. Все это помогает человеку правильно поступать в затруднительных случаях. Некоторые родители стараются усиленно скрывать от своих детей отрицательные явления, встречающиеся в нашем быту. Это неправильно. Кто может сказать уверенно, что подросток, юноша или девушка не столкнется в жизни с уродливыми явлениями нашей жизни. Обязан- ность старших —? помочь молодежи не поддаваться соблазнам, бороться с безнравственными людьми, с антиобщественными поступками. Надо повседневно учить детей разбираться в людях и их поведении, отличать хорошее от дурного. Семья, вырабатывая у детей умение тормозить себя, сдерживать свое желание, когда оно идет вразрез с общественными интересами и нравственными требованиями, воспитывает необходимые в советском человеке самообладание, выдержку и моральную устойчивость. В результате целесообразного, установленного родителями режима, организующего все поведение ребенка, эти лучшие качества могут стать прочными нравственными привычками. Важнейшая основа правильного воспитания в семье — единство требований, предъявляемых к воспитанникам. Очень вредным оказывается то разногласие в подходе к детям, которое еще часто встречается в семье. Отец потребовал от сына, чтобы тот возвращался домой не позднее десяти часов вечера, а мать разрешила приходить сыну на два часа позднее и скрывает это от отца. Родители требуют, чтобы дети не начинали есть, не вымыв рук, чтобы они не залезали в обуви на диван, а бабушка это разрешает. Во всех таких случаях нечего и говорить о правильном воспитании детей. Требование, которое предъявляется одним из воспитателей в семье и тотчас же отменяется другим, перестает быть требованием. Оно становится отрицательным явлением, сбивает ребенка с толку. Он спрашивает себя: что же можно делать и чего нельзя? В сознании детей укореняется пренебрежительное отношение ко всяким требованиям вообще; они приучаются к вредной мысли, будто правила поведения устанавли ваются просто так, «для острастки», а выполнять их вовсе не обязательно. В самостоятельной жизни такие люди смеются над правилами и требованиями нашей общественной жизни, не считают себя обязанными их соблюдать. Только полное единство всех старших членов семьи в предъявлении к детям определенных требований может воспитать в молодом поколении организованность и дисциплинированность, уважение к порядку и правилам, принятым сначала в семье, а затем и к правилам, установленным школой и всей общественной жизнью. Особое значение в воспитании детей имеет общий тон, царящий в семье. Он должен быть бодрым, трудовым, жизнерадостным. Уважение и внимание, заботливое отношение друг к другу между всеми взрослыми членами семьи, особенно между отцом и матерью, создают тот здоровый стиль семейной жизни, который так же необходим для нравственного развития детей, как свежий воздух для их физического развития. Вот один из примеров правильного воспитания детей в семье. А. Агафонов, активно участвующий в обсуждении на страницах печати вопроса о воспитании детей, говорит о том, что он никогда не позволяет при детях осудить действия жены, никогда не разрешает сказать грубое слово или ругаться в присутствии детей. Так же поступает и его жена. Они договорились между собою о том, что надо требовать от детей, конечно в меру сил, и составили список запретов для них. Например, нельзя взбираться на подоконники, подходить к газовой плите, вертеть выключатели, брать со стола спички, ножницы и т. д. И муж и жена строго придерживаются принятых решений. Дети растут у них выдержанными, дисциплинированными. Требования, которые предъявляет к учащимся школа, должны быть поддержаны семьей. Родители обязаны хорошо знать «Правила для учащихся» и требовать от своих детей их выполнения. Чем старше ребенок, чем больше проявляет он самостоятельности, тем острее встает вопрос о единстве требований школы и семьи. Если этого нет, учащийся невольно оказывается в роли судьи и сам вынужден решать, кто же прав — семья или школа. В результате может создаться нездоровое, недоверчивое отношение учащихся к школе, к учителю, что очень затрудняет правильное воспитание детей и в школе и в семье. Требуя от детей выполнения учебных и домашних трудовых обязанностей, родители, вместе с тем, обязаны всегда помнить важнейший совет, который дал А. С. Макаренко воспитателям. Он говорил: «Моим основным принципом всегда было: как можно больше требования к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему». То, что мы многого требуем от человека, уже свидетельствует об уважении к нему. Мы верим в его силы, знаем, что он справится со всеми предъявленными к нему требованиями и обязанностями, по необходимости возложенными на него. В этой вере в человека, в его силы выражается в то же время и уважение к нему. Однако воспитатель ,обязан проявлять уважение к воспитаннику и в самой форме обращения с ним. В этом принципе выражается глубокая человечность, подлинный гуманизм. Как бы ни был мал ребенок, каким бы ни было его поведение, долг родителей и воспитателей видеть в нем будущего гражданина. Уважение к нему должно пронизывать всю воспитательную деятельность родителей. Одно и то же замечание можно сделать грубо и в вежливой форме, подчеркивающей уважение к человеку, хотя бы и провинившемуся в чем-нибудь. Никто не станет сомневаться в том, что обращение, основанное на уважении к личности, имеет бесспорные преимущества. Грубое распоряжение или указание оскорбляет человека, вызывает в нем протест, сопротивление. Частые упреки, брань, попирающие человеческое достоинство в ребенке, постоянно подчеркивающие его промахи, вызывают в нем убеждение, что он действительно другим и быть не может. В семье, где жизнь детей протекает стихийно, режим не установлен, досуг не организован, ребенок или подросток, поступая неправильно» всегда встречает резкое осуждение со стороны окружающих. He понимая, почему все это так происходит, и не умея сам исправить свое поведение, он считает себя «отпетым» и продолжает идти по неправильному пути. А. М. Горький говорил, что неисправим только тот, кто сам считает себя неисправимым. В воспитательном деле такие случаи очень опасны. Нельзя ребенку постоянно внушать, что он дурной. В де тях с самых малых лет надо воспитывать уважение к человеку, в том числе и к самому себе, укреплять в ребенке веру в свои силы, убеждать его, что он может быть хорошим и поступать правильно. Внимательно следя за ребенком, надо уметь разглядеть в нем хорошие черты. Всячески поддерживая и развивая эти черты, можно изменить и все поведение ребенка к лучшему. Воспитатель, сумевший подойти с уважением к личности ребенка, глубоко понять его индивидуальные особенности, навсегда завоевывает любовь к себе и может помочь нарушителю правил социалистического общежития стать дисциплинированным, сознательным человеком. Очень важен для правильного воспитания детей и молодежи авторитет самих воспитателей. Такие родители не прибегают к окрикам и угрозам. Они добиваются послушания детей силой своего авторитета. Однако некоторые родители подменяют авторитет требованием механического послушания. В то же время они нисколько не заботятся о своем поведении, которое может, если оно не будет принципиальным, только подорвать их авторитет перед детьми. Другие добиваются "послушания методом физического наказания, стараются держать детей в страхе и трепете. Этот метод надо решительно осудить. При таком воспитании вырастают впоследствии либо самодуры, научившиеся ловко пользоваться своей силой и притеснять каждого, кто слабее их, либо забытые, никчемные люди, готовые безвольно подчиниться всякому занесшему над ними руку. Нужно ли доказывать, что ии те, ни другие не могут быть терпимы в социалистическом обществе. Надо, к тому же, добавить, что путем физического наказания можно добиться послушания детей не старше подросткового возраста. Как часто можно услышать от родителей, воспитывавших методом страха и террора своих детей и окончательно потерявших у них всякий авторитет, такие горестные замечания: «Уж и не знаю, что с ним делать? Совсем от рук отбился. Раньше хоть прибьешь, так и послушается, а теперь вон какой вырос, — того и гляди сдачи даст!». Некоторые родители думают завоевать авторитет у детей методом безграничной слепой любви, доброты, неправильно понимаемой ложной дружбы. В таких семьях процветает заласкивание, развивается семейный эгоизм. Родители окружают детей такой мягкостью и уступчивостью, которая снимает всякие запреты. Что бы ни сделал ребенок—все хорошо,— ведь он еще маленький. Однажды мне пришлось наблюдать следующую картину. Поднимается на площадку трамвая мужчина с мальчиком на руках. Ребенок чем-то недоволен, рвется из рук отца и вдруг ударяет его по щеке. Отец, улыбаясь, мягко говорит сыну: «Коленька, Коленька, да что ты?!». В результате такого воспитания дети скоро начинают командовать родителями, становятся капризными, упрямыми, деспотичными. Когда родители, к тому же, забывают, что они воспитатели, а дети — их воспитанники, то уже не родители воспитывают детей, а дети начинают «воспитывать» родителей, потешаются над ними, грубо обрывают, поучают на каждом шагу. Особенно недопустима, безнравственна попытка завоевания авторитета у детей методом подкупа. Некоторые родители покупают послушание детей подарками и обещаниями. Ho этим методом они только гасят гражданские чувства детей. Советские дети должны выполнять свои обязанности в силу долга, а не ради получения того или иного подарка. Главной основой подлинного авторитета должно быть моральное лицо родителей, их работа, их поведение. •Только личным примером могут родители завоевать у детей настоящий, прочный авторитет. Te, у кого слово не расходится с делом, кто, требуя от детей трудолюбия, честности, вежливости, подкрепляет эти требования личным примером, всегда пользуется у детей (и взрослых) авторитетом. Вот почему родители должны начинать правильное воспитание детей, в первую очередь, с самих себя. Нельзя, однако, закрывать глаза на то, как затрудняется воспитание детей, когда они подвергаются разлагающему влиянию создающейся иногда нездоровой обстановки во дворе или на улице. Нередко еще можно встретить отвратительные уличные сцены хулиганства, частыми свидетелями которых являются не только взрослые, но и дети, подростки. Идет пьяный, шатаясь и спотыкаясь на ровном месте. Он кричит на всю улицу, ругается, задевает встречных. Дети с любопытством следят за ним, смеются над его выходками, повторяют ругань. Используя известное выражение П. А. Павленко, можно сказать, что урок хулиганства, так ярко и наглядно данный детям, иногда проходит без всяких помех с чьей бы то ни было стороны. Нельзя сказать, чтобы люди проходили равнодушно мимо подобных явлений и не возмущались. Ho многие, оказавшись в одиночестве, предпочитают не связываться с хулиганами. Иной раз они и боятся их. Значит, в борьбе с проявлениями пьянства и хулиганства необходимы совместные усилия всех взрослых, нужна помощь со стороны широкой советской общественности. С большой горечью сообщает В. Баланский из Дол- женково, Абанского района, Красноярского края, как велики еще в их селе пережитки старого быта и как вредно они отражаются на развитии подрастающего поколения. Некоторые ребята перестали учиться, бездельничают. У них проявляется повышенный интерес к пирушкам, их внимание привлекают различные религиознь?Ь праздники, свадьбы по церковному обряду, крестины, поминки. Взрослые во время таких пирушек и празднеств дают детям вино и этим приучают их к алкоголю. К сожалению, такую обстановку можно встретить порою и в семьях. Товарищ Платоненкова из Саратова пишет о том, что среди жильцов их квартиры распространена привычка вести всякие откровенные разговоры, не считаясь с присутствием детей. Дети находятся тут же и прислушиваются к тому, что говорят взрослые. Само собою разумеется, что подобная нездоровая бытовая среда, в которой растут дети, не может быть изменена без активного участия представителей советской общественности. Партийные, комсомольские и профсоюзные организации, а также культурно-просветительные, советские учреждения уделяют большое внимание вопросам воспитания молодого поколения. Семье, которая не справляется с воспитанием детей, оказывается помощь педагогической консультацией, моральной поддержкой, когда нужно — и материальной. Для детей тех родителей, которые по роду своей работы или по семейным условиям не могут уделять своим детям достаточного внимания, при школах организованы группы продленного дня. В клубах и домах культуры (не говоря о специальных детских учреж дениях) организуются детские секторы и особые комнаты школьника. По решению XX съезда КПСС, созданы школы-интернаты, в которых, в отличие от дворянских и буржуазных закрытых учебных заведений, дети получают правильное, коммунистическое воспитание. Оно осуществляется при совместных усилиях школы, семьи и советской общественности. В последние годы стали лучше работать родительские комитеты в школах и при жилищных конторах; с помощью общественности они организуют досуг детей, их внешкольное время, помогают школе в ее учебно-воспитательной работе, борются со всякого рода проявлениями нездорового быта, за создание здоровых условий для физического, умственного и нравственного развития молодого поколения. Во многих городских домах созданы красные уголки, комнаты школьника, детские клубы. При участии жильцов и самих ребят дворы очищены и озеленены. В них устроены физкультурные уголки, спортивные площадки, мастерские. Активисты-общественники дежурят в красных уголках и во дворах, следят за успеваемостью школьников, организуют надзор за детьми, матери которых работают. Так обстоит дело там, где родители перестают делить ребят на «своих и чужих» и проявляют-ответственность за воспитание-всех детей; где имеются люди с'неисчерпаемой энергией, как например, «дядя Коля» — ленинградский рабочий-пенсионер Николай Никанорович Воронов из дома № 7 по улице Лодыгина.- Можно начать работу с детьми в доме и при отсутствии специального помещения. А затем уже с помощью самой молодежи строить детские клубы, площадки, мастерские и т. п. Большую помощь в воспитании детей в семье оказывают профсоюзные организации. При завкоме ленинградского Металлического завода уже несколько лет успешно работает детская комиссия. Позднее подобные комиссии были созданы и при цехкомах. Члены комиссий берут на учет всех детей рабочих и служащих. Совместно с родительскими комитетами подшефных школ и прилегающих к заводу жилищных контор члены комиссий активно участвуют в организации внешкольного времени ребят, обсуждают вопросы воспитания детей в семье, требуют ответа от родителей, небрежно относящихся к своим воспитательским обязанностям, помогают им. Особенно нужна внешкольная работа с детьми летом, во время каникул. На летний период при школах или крупных домах организуются городские пионерские лагери, с таким расчетом, чтобы охватить своим влиянием всех детей школьного возраста, остающихся на лето в городе. Эта работа оказывает неоценимую помощь семье в воспитании детей. Какую же серьезную ошибку совершают те родители, которые, не справляясь со своими воспитательскими обязанностями, стараются упорно скрыть это. То ли из ложного самолюбия, то ли из недоверия к людям, то ли, наконец, из-за чрезмерного самомнения, такие родители отгораживаются от коллектива, отказываются от общественной помощи в воспитании детей. Замыкание в своей узкой семейной скорлупе не может не вызвать проявления у детей таких отрицательных качеств, как индивидуализм, семейный эгоизм. Мы должны вырастить наших детей сознательными строителями коммунистического общества, а это значит— научить их поиимать свои гражданские обязанности, развить чувство коллективизма, любовь к труду, умение жить в коллективе, работать коллективно и для коллектива. Этого успешно достигает здоровая трудовая советская семья, взрослые члены которой, помимо своей производственной работы, принимают непосредственное участие в общественной жизни, и особенно в воспитании молодого поколения. . Чтобы воспитание детей было правильным, родители должны отнестись к этой задаче со всей серьезностью и - ответственностью; надо создать в семье дружную и жизнерадостную атмосферу, продумать и организовать твердый, целесообразный режим, распределить между всеми членами семьи домашние хозяйственно-трудовые обязанности, договориться со всеми взрослыми членами семьи о единых требованиях, предъявляемых к детям и друг к другу, осуществлять строгий контроль за выполнением детьми лежащих на них обязанностей..
| >>
Источник: Лифанов М.И.. За здоровый быт. 1958

Еще по теме МАТЕРИАЛЬНЫЕ И МОРАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО БЫТА:

  1. Марксистская философия.
  2. ТЕОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ эволюции П. Н. МИЛЮКОВА
  3. ГЛАВА 8 КОНСЕРВАТИВНО-БУРЖУАЗНОЕ ТЕЧЕНИЕ И ЕГО ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОРАЖЕНИЕ
  4. 2. Территориальное проявление действия и использования экономических законов — основа регионального народнохозяйственного прогнозирования
  5. 13. Из коммуналок в отдельные квартиры: повседневная жизнь в годы «оттепели»
  6. ЭКСПОЛЯРНЫЕ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ГЕНЕЗИС В.В. Самсонов
  7. Выбор пути
  8. Глава 17 ГУМАНИТАРНОЕ СОЗНАНИЕ: ГЕОГРАФИЯ
  9. Глава 30 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ВОЙНА: РАЗРУШЕНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ МАТРИЦ НАРОДА
  10. Общественные отношения и общественный быт
  11. МАТЕРИАЛЬНЫЕ И МОРАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО БЫТА
  12. Очерк пятый КУЛЬТУРА И ЕЕ ЭТНИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ