<<
>>

«Символ веры» 1.

Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. 2.

И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рождениаго прежде всех век Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворениа, единосущна Отцу, Им же вся быша. 3.

Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочело- вечшася. 4.

Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. 5.

И воскресшаго в третий день по Писанием. 6.

И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. 7.

И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. 8.

И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшего пророки. 9.

Во єдину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. 10.

Исповедую едино крещение во оставление грехов. 11.

Чаю воскресения мертвых. 12.

И жизни будущаго века. Аминь.

Полное пояснение молитвы:

Верую - верю, я убежден; единороднаго - единственного; прежде всех век — прежде всякого времени, от вечности; единосущна Отцу - имеющего одинаковое существо (природу) с (Богом) Отцом; им же вся быша - и Им, то есть Сыном Божи- им, все сотворено; воплотившагося — принявшего на Себя тело человеческое; вочеловечшася — сделавшегося человеком, подобным нам, но не переставая быть Богом; воскресшаго—ожившего; по писанием — согласно со Священным Писанием, где пророки предсказали, что Он воскреснет из мертвых в третий день; восшедшаго — вознесшегося; одесную — по правую сторону Бога Отца; паки — опять, во второй раз; мертвых — умерших, которые тогда воскреснут; его же царствию не будет конца — после суда настанет бесконечное царство Его; животворяща- го — дающего жизнь; спокланяема и сславима — Духу Святому следует поклоняться и прославлять Его наравне с Отцом и Сыном, т.

с. Дух Святой равный Богу Отцу и Богу Сыну; глаго- лавшаго пророки — Дух Святой говорил через пророков; соборную — согласную, единодушную, охватывающую людей со всей вселенной; исповедую — открыто признаю словом и делом; чаю — ожидаю; и жизни будущего века — настанет после всеобщего суда вечная жизнь, аминь — истина, правда, так и будет.

1. Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

Веровать в Бога — значит, быть твердо уверенным в том, что Бог есть (существует), промышляет (заботится) о нас, и всем сердцем принимать Его Божественное откровение, то есть все, что Он открыл о Себе и о спасении людей воплотившимся Сыном Божиим Госиодом нашим Иисусом Христом.

Но чтобы вера наша была живой и действительной, необходимо исповедовать ее. Исповедовать веру — значит, открыто выражать внутреннюю веру в Бога словами и добрыми делами, так чтобы никакие опасности, гонения, страдания и самая смерть не могли заставить нас отречься от веры в истинного Бога. Только при таком твердом исповедании мы можем спасти свою душу. «Сердцем веруется к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим., 10:10),—говорит апостол Павел.

Примерами твердого и мужественного исповедания веры служат святые мученики. Они имели такую веру в Бога и одушевлены были такой любовью к Господу Иисусу Христу, что ради Его имени отказались от всех выгод земной жизни, подвергались гонениям и страшным мучениям, какие только могла придумать злая изобретательность человека.

Слова «Символа веры» — «во едииаго Бога» — указывают на единство истинного Бога. Бог есть один и нет другого кроме Него. (Исх., 44:6; Исх., 20:2-3; Втор., 6:4; Ин., 17:3; I Кор., 8:4- 6). Об этом упомянуто для того, чтобы отвергнуть языческое учение о многобожии. Бог есть Существо высшее, надмирное, сверхъестественное. Знать существо Бога — невозможно. Оно выше всякого познания не только людей, но даже и ангелов. Но из откровения Божнего, из ясных свидетельств Священного Писания, мы можем иметь понятие о существе и основных свойствах Божиих: Бог есть Дух (Ин., 4:24), живой (Иер., 10:10; Фес, 1:9), самобытный, т.

е. ни от кого не зависящий, а имеющий жизнь в Самом Себе — Сущий (Исх., 3:14; 1 Ин., 2:13), вечный (Па, 89:3; Исх., 4028; Рим., 14:25), неизменяемый (Иак., 1:17; Мал., 3:6; Пс, 101:28), вездесущий (Пс. 138:7-12; Деян., 17:27). всеведущий (1 Ин.,3:29; Евр.,4:13), всемогущий (Быт., 17:1; Лк., 1:37; Пс, 32:9), всеблагий (Мф., 19:17; Пс, 24:8), премудрый (Пс, 108:24; Рим., 14:26; 1 Тим., 1:17), всеправедный(Пс,7:12; Пс, 10:7; 2 Рим., 6: 11), вес-довольный (Деян., 17:25), Всебла- жепный (1 Тим., 6:15).

Духовности существа Божия не противоречат тс места Священного Писания, в которых приписываются Богу телесные члены. Этими выражениями духовные писатели символически, более понятно, говорили о свойствах Божиих: так глаза и уши означают всеведение Божие и т. д.

Бог един, но не одинокий, потому что Бог един по своему существу, нотроичен в Лицах: Отец, Сын и Дух Святый — Троица единосущная и нераздельная. Единство Трех, бесконечно любящих друг друга лиц; Бог есть любовь(1 Ин.,4:16).

Взаимное отношение между Лицами Пресвятой Троицы состоит в том, что Бог Отец не рождается и не исходит от другого лица; Сын Божий предвечпо рождается от Бога Отца; а Дух Святой предвечпо исходит от Бога Отца. Все три Л ица Пресвятой Троицы, по существу и свойствам, совершенно равны между Собою. Как Бог Отец есть истинный Бог, так и Бог Сын есть истинный Бог, так и Бог Дух Святой есть истинный Бог, но все три Лица есть единое Божество — единый Бог. Как единый Бог есть в трех Лицах — это тайна, непостижимая для нашего ума; но мы веруем по свидетельству Божествен- него Откровения. Тайну Святой Троицы открыл нам Сам Господь Иисус Христос. Посылая апостолов на проповедь, Он сказал: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф., 28:19). Апостол и евангелист Иоанн также ясно свидетельствует не только о троичности Божественных Лиц, но и о единосущии Их. «Три свидетельствуют на небе (о Божественности Сына Божия): Отец, Слово и Святый Дух; и сии три суть едино (Ин., 5:7).

Апостол Павел, обращаясь к коринфским христианам, говорит: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами» (2 Кор., 13:13).

Для пояснения этой великой тайны, мы укажем на мир, который, являясь творением Божиим, вещает нам и о непостижимой тайне троического единства Творца. Печать сей тайны лежит глубоко в природе всех сотворенных вещей. Троическое единство, как основная мысль, проведено во всех произведениях премудрости Творца в Троице прославляемого. Например: речь у всех народов земли имеет три лица: я (мы), ты (вы), он (они); время имеет прошлое, настоящее и будущее; состояние материи — твердое, жидкое и газообразное; все разнообразие цвета в мире слагается из трех основных цветов: красного, си- пего и желтого; человек проявляет себя через мысль, слово и действие; действие, в свою очередь, имеет начало, середину и конец; сам человек есть триединство — из тела, души и духа; спасение нашей души слагается из трех христианских добродетелей: веры, надежды и любви и т. д.

Мы можем отчасти понять тайну Святой Троицы только сердцем — любовью, находясь в Св. Соборной Церкви Христовой, т. е. живя в любви.

Мы называем Бога Вседержителем, потому что Он, как Царь Небесный, всем управляет и все содержит в Своей силе и власти.

Еще мы называем Бога Творцом неба и земли, потому что все, что существует (как в видимом физическом мире, так и в невидимом, духовном), т. е. вся необъятная Вселенная создана Богом во Святой Троице, и все сотворил Бог Отец Словом, т. е. Единородным Сыном Своим, при воздействии Духа Святого.

К невидимому, или духовному, миру принадлежат ангелы (духи) — существа бестелесные (потому невидимые) и бессмер- тные, одаренные умом, волею и могуществом, а также и душа каждого человека.

Слово «ангел» означает «вестник», потому что Бог посылает их возвещать людям Свою волю. Каждый христианин имеет своего Ангела-хранителя, который невидимо помогает ему в деле спасения и охраняет его от злых действий духа лукавого, злого, называемого дьяволом (клеветником) и сатаною, т.

е. противником Божиим. Злые духи тоже созданы были добрыми и свободными, однако они возгордились, отпали от Бога и стали лживыми и злыми. С тех пор они ненавидят все доброе и вводят человека во грех, чтобы погубить его. От греха все люди умирают телесно, и умерли бы более страшною — второю смертью, смертью духовной, если бы их не спас от вечной гибели воплотившийся Сын Божий.

В следующих шести членах Символа Веры излагается учение о Втором Лице Святой Троицы — о Сыне Божием, Господе Иисусе Христе, Спасителе нашем.

2. (Верую) И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век. Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворецна, единосущна Отцу, Им же вся быша.

Во втором члене «Символа Веры» мы говорим о Господе нашем Иисусе Христе, Сыне Божием и исповедуем то, что знаем о Нем, как о Втором Лице Святой Троицы, о Божественном Существе, до Его рождения на земле.

Господь Иисус Христос есть Единородный Сын Божий, т. е. Он есть единственный Сын Бога Отца, рожденный из существа Отца, как свет от света. От истинного Бога Отца рождается такой же истинный Бог — Сын, и рождается прежде всех век, т. е. прежде всякого времени — от вечности, так что с Отцом вечно всегда есть Сын (а также и Святой Дух). Сам Иисус Христос сказан: «Я и ота і одно» (И н., 10:30). Слова же Иисуса Христа:« Отец Мой более Меня» (Ин., 14:28) относятся к Его человечеству.

Если же ангелы и святые иногда называются сынами Божн- ими, то это название говорит, что они — сыны Божий только по благодати, т. е. по милости Божией, через веру в ГосподаИису- са Христа.

К слову «рожденная в «Символе Веры» прибавлено слово «не сотворенна». Это прибавление сделано для опровержения ложного учения Ария, который утверждал, что Сын Божий не рожден, а сотворен.

Слова «имже вся быша» значат — Им, Сыном Божиим, все сотворено (т. е. все существующее, видимый мир и невидимый), создано Сыном и через Сына («и без Него ничтоже бысть, еже бысть» (Ин., 1:3).

Сын Божий при воплощении (рождении на земле) получил имя Иисус Христос.

Имя это указывает на человеческую Его природу.

Имя Иисус — греческий перевод еврейского имени Иешуа (Иегошуа) иозначает Спаситель. Это имя было дваждыуказа-, но Богом через Ангела перед Рождеством Христовым, потому что превечный Сын Божий снисходил на землю (рождался, воплощался) для спасения людей.

Имя Христос — слово греческое и значит Помазанник. (11а еврейском языке ему соответствовало также слово «мессия».) В Ветхом Завете помазанниками называли пророков, первосвященников и царей, которые при вступлении в должность помазывались елеем и через это получали дары Святого Духа, необходимые для достойного исполнения своих обязанностей.

Сын Божий назван Помазанником (Христом) по человеческой Его природе, потому что Он имел все дары Святого Духа: знание пророческое, первосвященника и могущество царя.

3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес и вопютившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловеч- шася.

В третьем члене «Символа Веры» говорится о воплощении Сына Божия, то есть о том, как Сын Божий сошел с небес на землю, принял на Себя плоть человеческую (тело), кроме греха, и вочеловечился, то есть принял не только тело, но и душу человеческую и сделался совершенным человеком, не переставая в то же время быть Богом — стал Богочеловеком.

Сын Божий сошел с небес и стал человеком для того, чтобы снасти нас, людей, от власти диавола, греха и вечной смерти. «Грех есть беззаконие» (1 Ин., 3:4), то есть преступление Закона Божия. Грех появился в людях от дьявола, который со- блазиил в раю Еву, а через нее Адама, и уговорил их нарушить заповедь Божню, то есть согрешить.

Грехопадение первых людей — Адама и Евы — раесгропло природу человеческую. Грех в людях помрачил ум, волю и в тело внес болезни и смерть. Люди стали страдать и умирать, и сами, своими силами, уже не могли победить в себе грех и его последствия: исправить ум, волю, сердце и уничтожить смерть.

Это мог сделать только Сам Бог — Творец всего.

Милосердный Господь дал обещание людям, что на землю придет Спаситель мира, Который избавит их от власти дьявола и вечной смерти.

Когда настало время спасения, Сын Божий вселился в Пре- непорочную Деву Марию и, при наитии Святого Духа, принял от Нее человеческую природу — родился сверхъестественным образом «отДуха Свята и Марии Девы».

Пресвятая Дева Мария происходила из рода Авраама и царя Давида. Была Она дочерью праведных Иоакима и Анны. Пресвятая Мария называется Девою, потому, что Она из любви к Богу дала обет не выходить замуж. Приснодевою называется потому, что всегда пребывала Девою — прежде рождения Спасителя, во время рождения и после рождения.

Св. Православная Церковь называет Деву Марию Богородицею и почитает Ее выше всех сотворенных существ — не только людей, но и ангелов,— как «честнейшую херувим и славнейшую без сравнения Серафим»,— так как она Матерь Самого Господа. Так по внушению Святого Духа назвала Ее праведная Елизавета: «И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне» (Лк. 1:43).

Господь Бог указывал людям через Своих пророков многие признаки пришествия в мир Спасителя.

Так, например:

Пророк Исайя предсказал, что Спаситель родится от Девы (Ис, 7:14), атакже предсказал страдания Его (Ис, 53).

Пророк Михей предсказал, что Спаситель родится в Вифлееме (Мих., 5:2; Мф., 2:4-6).

Пророк Малахпя предсказал, что Спаситель придет во вновь созданный иерусалимский храм и что перед Ним послан будет Предтеча, подобный пророку Илии (Мал. 3:1-15).

Пророк Захария предсказал торжественный вход Спасителя в Иерусалим на осляте (Зах., 9:9).

Царь Давид в псалме 21-м изобразил крестные страдания Спасителя с такою точностью, как бы сам их видел у Креста.

Пророк Даниил за 490 лет предсказал срок явления Спасителя, Его крестную смерть, следующее за нею разрушение храма и Иерусалима и прекращение ветхозаветных жертв (Дан., 9).

Когда Сын Божий, Иисус Христос, пришел на землю, то многие праведные люди узнали Его, как Спасителя мира. Восточные мудрецы (волхвы) узнали Его по звезде, которая перед рождением Спасителя явилась на востоке. Вифлеемские пастухи узнали о Нем от ангелов. Симеон и Анна узнали Его по откровению Святого Духа, когда Он был принесен в храм. Иоанн Креститель узнал Его на реке Иордан, во время крещения, когда сошел на Него Святой Дух в виде голубя и голос Бога Отца засвидетельствовал: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф., 3:17). Многие узнали Его по превосходству Его учения и особенно по чудесам, которые Он творил.

Наше спасение Иисус Христос совершил учением Своим, жизнью Своею, смертью Своею и воскресением Своим.

Учение Его бывает для нас спасительным, когда мы принимаем его всею душою и поступаем согласно ему, и жизнью своею подражаем жизни Спасителя. Как ложное слово дьявола, принятое первыми людьми, сделалось в людях семенем греха и смерти, так истинное слово Христово, усердно принимаемое христианами, становится в них семенем святой и бессмертной жизни.

4. Распятого же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавши и погребенна.

В четвертом члене «Символа Веры» говорится о том, что Господь Иисус Христос во время римского правителя в Иудее Понтия Пилата был распят на кресте за нас, людей, то есть за наши грехи и для нашего спасения, потому что Сам Он был безгрешен. При этом Он действительно страдал, умер и был погребен.

Страдал Спаситель, конечно, не Божеством, Которое не страдает, а человечеством; страдал не за Свои грехи, которых у Него „с было, а за грехи всего человеческого рода. Телом после Своей смерти Он был погребен во гробе Иосифа Аримафейского, а душой в это время, до Своего Воскресения, Он сходил в ад, и оттуда вывел всех веровавших в Него, начиная от Адама и Евы.

Адом называется место, удаленное от Бога, лишенное света и блаженства. Там царствует Сатана. В отношении к душам слово «ад» означает состояние сильной скорби и мучений.

Господь Иисус Христос, как совершенный человек и Сын Божий, добровольно (так как Он одним словом могуничтожить всех врагов) принес Себя в жертву за грехи людей через распятие на кресте. Крестная казнь была самой позорной, страшной и жестокой. Она была символом всей злобы человеческой и самым ярким обнаружением власти дьявола. Эта страшная казнь, придуманная человеком по наущению дьявола, вела людей к ненависти, злобе, ожесточению и смерти. Спаситель, претерпев позорную казнь на кресте, умер, но и воскрес. Через крест воссияла жизнь! Христос уничтожил главную опору дьявола и превратил крест в вечную победу над злом и смертью. Господь освятил крест Своею пречистою кровью и искупительным подвигом любви. Самый тяжкий преступник, но кающийся, не отвергнут Спасителем. С этого момента ни страдания, ни смерть не могут нас лишить вечного блаженства, если мы будем со Христом Спасителем, но, наоборот, это — путь к вечной славе в Царствии Божием.

Слова в Символе Веры «страдавша и погребенна» сказаны против некоторых еретиков, которые ложно учили, что Господь не мучился на кресте, а страдания Его были только видимостью страдания и смерти.

Слова «при Понтийстем Пилате» указывают на истинность исторического события страданий Христовых, происшедших в это именно время. В часы крестных страданий Спасителя «сделалась тьма по всей земле» (Лк., 23:44). Об этой тьме свидетельствуют и языческие писатели-историки: Флегонт, Фалль, Юний Африкан. Один из них воскликнул: «Умер кто-либо из богов!» Знаменитый философ из Афин, Дионисий Ареопагит, был в то время в Египте, в городе Гелиополе; наблюдая внезапную тьму, он сказал: «Или Творец страждет, или мир разрушается». Впоследствии, после проповеди апостола Павла, Дионисий принял христианство и был первым афинским епископом.

Слава долготерпению Твоему, Господи!

Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим.

О воскресении Иисуса Христа говорится в следующем, пятом члене Символа Веры.

5. И воскресгиаго в третий день по писанием.

В пятом члене Символа Веры говорится о воскресении Иисуса Христа на третий день после Его смерти.

Так как в писаниях пророков Ветхого Завета было ясно предсказано о страданиях, смерти, погребении Спасителя и 0 воскресении Его, то потому и сказано: «по писанием». Эти слова относятся не только к пятому, но и к четвертому члену «Символа Веры».

Иисус Христос умер в Великую Пятницу около трех часов дня, а воскрес после полуночи субботы на первый день недели, именуемый с того времени «воскресеньем». Но в те времена и часть дня принималась за целый день, почему и говорится, что Он был во гробе три дня.

Состояние Иисуса Христа от смерти до воскресения Православная Церковь изображает следующими словами: «во гробе плотию (или телом), в аду — с душою, как Бог, в раю с разбойником, и на престоле Ты был, Христе, с Отцом и Духом, все наполняя, Неизобразимый».

Мы знаем, что в Ветхом и в Новом Заветах из мертвых воскрешались некоторые люди, но там этих умерших воскрешал кто- нибудь другой, и воскрешенные восставали в прежнем земном, смертном теле, и потому должны был и снова умереть. Иисус же Христос восстал из мертвых Сам, силою Своего Божества, воскрес в преображенном Своем теле — небесном и бессмертном. Он вышел из гроба, не трогая синедрионовой печати, не отваливая камня и невидимым для стражи.

Господь открыл людям о Своем воскресении сначала через ангела, который отвалил камень от двери гроба, свидетелями тому были воины, охранявшие гроб и разбежавшиеся от страха. Потом ангелы возвестили о воскресении Иисуса Христа женам мироносицам. И, наконец, Сам Иисус Христос в продолжении сорока дней неоднократно являлся ученикам Своим, со многими верными доказательствами Своего воскресения (давал ученикам трогать раны Свои от гвоздей и копья, ел перед ними ит. д.) и беседовал с ними о тайнах Царствия Божия.

В день Воскресения Христова мы поем: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот (жизнь)даровав».

Своею смертью Господь победил смерть, а всем находящимся в гробах, т. е. мертвым,— жизнь даровал. Теперь Господь на веки пребывает в этом новом, воскресшем теле. Также в новом воскресшем теле пребывает и Божия Матерь, Которую воскресил Господь после Ее успения. Люди же все получат такое новое воскресшее тело уже при втором пришествии Спасителя, когда будет всеобщее воскресение.

Исполнилось, таким образом, пророчество, сказанное через пророка Осию: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избав- люих. Смерть! где твое жало? Ад! где твоя победа?» (Ос, 13:14).

6. И возшедшаго на небеса и седящаго одесную Отца.

В шестом члене «Символа Веры» говорится о том, что Иисус Христос с пречистою Своею плотию вознесся на небо и воссел одесную (но правую сторону) Бога Отца.

Вознесение Господнее совершилось через сорок дней после воскресения Его. Господь Иисус Христос вознесся на небеса человечеством Своим (плотию и душою), а Божеством Своим Он всегда пребывал с Отцом.

«Седящаго одесную Отца» означает: по правую сторону, на первом месте, в славе. Этими словами выражено, что человеческая душа и тело Иисуса Христа приняли такую же славу, какую имеет Христос по Своему Божеству.

Своим вознесением Господь наш Иисус Христос соединил земное с небесным и прославил наше человеческое естество, вознеся его на престол Божий; и указал нам, что и наше отечество на небе, в Царстве Божьем, которое открыто теперь для всех истинно верующих в Него.

«Побеждающему (зло, грех) дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его»,— говорит Господь (Откр., 3:21).

7. И пашгрядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца.

В седьмом члене «Символа Веры» говорится, что Иисус Христос опять придет на землю, чтобы судить всех людей, как живых, так и умерших, которые тогда воскреснут; и что после этого Страшного Суда настанет Царство Христово, которому никогда не будет конца.

О втором пришествии Спасителя ясно говорится в Священном Писании. Так, например, когда Иисус Христос возносился на небо, явились ангелы и сказали апостолам: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, опять придет (на землю) таким же образом (т. е. во плоти человеческой), как вы видели Его восходящим на небо».

Но второе пришествие Христово будет совсем не таким, как первое. В первый раз Он приходил в смиренном виде человека, чтобы пострадать за нас и этим спасти от греха. Родился Он в пещере для скота, жил, не имея где главу преклонить, умер посреди злодеев на кресте. Во второй раз Он придет, как Царь, во всем Своем величии и внезапно: «Как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сы на Человеческого» (Мф., 24:27). Второе пришествие Христа Спасителя будет необычайно: «Солнце померкнет, и луна не дает света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого (Крест) на небе; и тогда воеплачутся племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Мф., 24:29-30), «и все святые ангелы с Ним. Тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы (жившие па земле от создания мира), и будет Он судить всех люде]"!,— всех нас — и праведных и грешных» (Мф., 25:31-46).

Суд этот называется страшным, потому что совесть каждого человека откроется перед всеми, и обнаружатся не только дела добрые и злые, какие кто делал во всю жизнь свою на земле, по и все сказанные слова, тайные желания и мысли.

По этому суду праведные пойдут в жизнь вечную, а грешные — в муку вечную, зато, что творили злые дела, в которых не раскаялись и которые не загладили добрыми делами и исправлением жизни. 1

«Наступает время»,— говорит Сам Господь,— «в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Ин., 5:28-29).

Когда именно придет Господь второй раз на землю, никому не открыто,— это тайна, которую, по слову Самого Господа, никто не знает; не знают даже ангелы Божьи, а только один Отец Небесный,— поэтому должны мы всегда быть готовы предстать на Божий суд.

Хотя это время нам и неизвестно, однако в Слове Божьем (т. е. в Священном Писании) открыты некоторые признаки приближения пришествия Господа. Перед этим временем Евангелие будет проповедано всем народам. Евреи во множестве обратятся ко Христу. Но вместе с тем среди людей наступит крайнее развращение: уменьшение веры и любви к ближнему, умножение пороков и бедствий. Затем появятся лжепророки; между народами усилятся несогласия и войны; будут глады, моры (болезни) и землетрясения по местам. Наконец, когда зло достигнет своего высшего проявления на земле, явится Антихрист.

Антихрист — противник Христа, который явится перед кончиной мира и будет стараться всеми способами истребить веру Христову на земле. Но с пришествием Христа владычество Антихриста закончится ужасною гибелью — как его самого, так и его последователей и дьявола. После этого наступит вечное Царство Христово.

8. (Верую) И в духа Святого, Господа животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и славима, глаголавшаго пророки.

В восьмом члене «Символа Веры» говорится о третьем Лице Святой Троицы — о Духе Святом.

Дух Святой есть такой же истинный Бог, как и Отец и Сын. Это мы исповедуем, называя Его Господом.

Дух Святой так же называется Животворящим, потому что Он вместе с Богом Отцом и Сыном дает всему жизнь, особенно — духовную людям; следовательно, Он есть такой же Творец мира, наравне с Отцом и Сыном. Сказано при творении мира: «Дух Божий носился над водою» (Быт., 1:2). Сам Иисус

Христос сказал о благодатном возрождении Духом: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин., 3:5).

Так как Дух Святой есть истинный Бог — третье Лицо Единосущной Троицы,— то Ему мы должны воздавать поклонение и прославление, одинаковое и равное с Отцом и Сыном.

Слова «Иже от Отца исходящаго» (т. е., Который от Отца исходит) указывают на личное свойство Духа Святого, которым Он отличается от Бога Отца и от Сына, рождающегося от Отца. Свойство это состоит в том, что Дух Святой всегда исходит от Отца. Об этом сказал Сам Господь Иисус Христос Своим ученикам: «Когда же придет Утешитель, Котораго Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин., 15,26).

Слова «глаголавшаго пророки» означают: «говорившего через пророков». Пророки предсказывали будущее и писали священные книги но внушению Духа Святого, потому писания их называются богодухновенными. Потому сказано: «глаголавшаго пророки», чтобы никто не сомневался, что Священное Писание,— как то, что записали апостолы, так и то, что писали пророки,— написаны ими не от себя, как пишутся обыкновенные человеческие книги, а по вдохновению Духа Святого, а потому содержат в себе высшую Божественную истину — Слово Божие, т. е. Божественное откровение.

О том, что Дух Святой говорил через апостолов, в «Символе Веры» не говорится лишь потому, что во время его составления никто в этом не сомневался.

Дух Святой и теперь сообщает Свои Дары истинным христианам через Церковь Христову — в молитвах и святых таинствах. В святых таинствах Дух Святой просвещает верующих светом Христова учения, согревает сердца любовью к Богу и к ближнему и очищает их от всякой греховной скверны.

Иисус Христос назвал Духа Святого — «Духом истины» (Ин., 14:17; 15:26; 16:13) и предупредил нас: «Всякий грех и хула простятся человекам; а хула на Духа не простится человекам» (Мф., 12:31).

«Хулой па Духа Святаго» называется сознательное и ожесточенное противление истине, «потому что Дух есть истина» (Ин., 5:6). Сознательное же и ожесточенное сопротивление истине уводит человека от смирения и покаяния, а без покаяния не может быть прощения. Вот почему грех «хулы на Духа» не прощается.

Дух Святой открылся людям видимым образом: при крещении Господа в виде голубя, а в день Пятидесятницы Он сошел на апостолов в виде огненных языков.

9. (Верую) Во єдину святую, соборную и апостольскую Церковь.

В девятом члене «Символа Веры» говорится о Церкви Христовой, которую Иисус Христос основал на земле для освящения грешных людей и воссоединения их с Богом.

Церковью называется совокупность всех православных христиан, живущих и умерших («ибо у Бога все живы» —Лк., 20:38), соединенных между собою верою и любовью Христовой, священноначалием и святыми таинствами.

Каждый же в отдельности православный христианин называется членом, или частью Церкви. Следовательно, когда мы говорим, что веруем во єдину святую, соборную и апостольскую Церковь, то здесь под Церковью подразумеваются все в совокупности люди, которые исповедуют одну и ту же православную веру, а не то здание, куда мы ходим молиться Богу и которое называется храмом Божьим.

Иисус Христос поручил видимое устройство и управление Церковью святым апостолам, а затем их преемникам — епископам, и через них невидимо управляет Церковью. Господь Иисус Христос есть единый истинный Глава Церкви и никакой другой главы в истинной Церкви Христовой нет и быть не может. Иисус Христос — Глава, а Церковь есть духовное тело Христово (Еф., 1:22-23; 5:23).

Св. апостол Павел говорит: «как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело,— так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы пли свободные, и все напоены одним Духом» (1 Кор., 12:2-13). Итак: «вы (т. е. истинные христиане) — тело Христово (т. е. Церковь), а порознь — члены Церкви» (Кор., 12:27). «Он (Иисус Христос) по- ставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова (Церкви)» (Еф., 4:11-12).

Иисус Христос сказал, что Церковь Его никем непобедима, она пребудет вечно: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ея» (Мф., 16:18). «Я с вами во вся дни до скончания века. Аминь» (Мф., 28:20).

Истина Божия — Божественное учение — хранится в единой Церкви Христовой: «Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» (1 Тим., 3:15). Иисус Христос сказал: «Утешитель же, Дух Святый (Дух истины), Котораго пошлет Отец во имя Мое научить вас всему и напомнить вам все, что Я говорил вам» (Ин., 14:26). Дух Святый «пребудет с вами во век» (Ин., 14:16).

Кто повинуется Церкви, тот повинуется Самому Христу, а кто не повинуется и отвергает ее, тот отвергает Самого Господа. Если кто «Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь»,— сказал Сам Господь (Мф., 19:17). Церковь Христова есть едина, потому что она есть одно духовное тело, имеет одну главу, Христа, и одушевляется одним Духом Божьим (Еф., 4:4-6). Она имеет и одну цель — освящать людей; одно и то же Божественное учение, одни и те же таинства. Потому Церковь распадаться или разъединяться на части не может. От нее могут отпадать или отделяться еретики или раскольники, но они перестают быть членами Церкви, а Церковь от этого не перестает быть единой. Единство Церкви обязывает всех нас «сохранять единство духа в союзе мира» (Еф., 4:3).

Существование отдельных поместных православных Церквей, как Иерусалимской, Константинопольской, Лнтиохийской, Александрийской, Русской и других, нисколько не нарушает единства Церкви Христовой. Потому что все он и являются членами одного тела — Единой Церкви Христовой (вселенской) — все одинаково исповедуют, имеют общение в молитвах и святых таинствах.

Церковь Христова есть Святая, потому что она освящена Самим Господом Иисусом Христом: Его страданиями, Его Божественным учением и установленными Им святыми таинства- ми, в которых подается верующим благодать Святого Духа. «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее...» (Еф., 5:2-26).

Святость Церкви не нарушают христиане своею греховностью, так как они всегда могут себя очищать через таинство покаяния. Если же кто остается нераскаянным грешником, то он видимо или невидимо отлучается от Церкви.

Церковь Христова есть соборная. Соборность есть единодушие всех истинно верующих, православных христиан, скрепленное любовью Христовой и Благодатью Духа Святого. Соборная Церковь не ограничена ни пространством, ни временем, ни народом, и она заключает в себе всех истинно верующих всей Вселенной. Потому она еще называется вселенскою.

Единая, святая, соборная Церковь Христова называется еще апостольскою, потому что Господь распространил и утвердил ее через'святых апостолов, а главное, потому, что Церковь непрерывно и неизменно сохраняет от апостолов свое учение и преемство даров Святого Духа через священное рукоположение. ,

Св. апостолы, получив дары Святого Духа вдень Пятидесятницы, передавали их потом через священное рукоположение пастырям Церкви. И теперь Церковь видимо управляется преемниками апостолов — епископами.

Видимая верховная власть в Церкви принадлежит Вселенским Соборам. Главнейшие части Вселенской Церкви подчинены патриархам, а меньшие области и города — митрополитам, архиепископам и епископам.

Единая, святая, соборная и апостольская Церковь называется еще православною, потому что она, иод руководством Духа Святого, неизменно правильно и славно сохраняет учение Иисуса Христа — правильно славит Бога.

10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.

В десятом члене «Символа Веры» говорится о таинстве крещения и о прочих таинствах. Иисус Христос, посылая учеников Своих на проповедь, сказал: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа», и добавил: «Уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф., 28:19-20). Этим Господь ясно указал на то, что Им установлены и другие таинства. 4- 1872 Таинством называется такое священное действие, через которое тайно, невидимым образом подается человеку благодать Святого Духа, или спасительная сила Божия.

Св. Православная Церковь содержит семь таинств: крещение, миропомазание, покаяние, причащение, брак, священство и елеосвящение.

В «Символе Веры» упомянуто только о крещении, потому что оно является как бы дверью в Церковь Христову. Только принявший крещение может пользоваться другими таинствами.

Кроме того, в момент составления «Символа Веры» были споры и сомнения: не следует ли некоторых людей (например, еретиков) при возвращении их в Церковь крестить вторично. Вселенский Собор указал, что крещение может совершаться над человеком только один раз. Потому и говорится — «исповедую едино крещение».

11. Чаю воскресения мертвых.

В одиннадцатом члене «Символа Веры» говорится о всеобщем воскресении мертвых, которое совершится при окончании жизни нашего мира.

Воскресение мертвых, которого мы «чаем» (ожидаем), последует одновременно со вторым и славным пришествием Господа нашего Иисуса Христа и будет состоять в том, что тела всех умерших соединятся со своими душами и оживут.

Вера в воскресение мертвых была выражена еще Авраамом, при жертвоприношении сына его Исаака (Евр., 11:17), Иовом, среди тяжких его страданий: «Л я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день возставит из праха разпадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога» (Иов., 19:25-26); пророком Исаею: «Оживут мертвецы Твои, возстанут мертвыя тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прах: ибо роса Твоя — роса растений, и земля извергнет мертвецов» (Ис, 26:19).

Пророк Иезекииль созерцал самое воскресение умерших в видении поля, усеянного сухими костями, которые по воле Духа Божьего соединились одна с другою, облеклись плотью и одушевились духом (Иез., 37). Сам Иисус Христос не один раз говорил о воскресении мертвых: «Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и на- стало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и услышавши оживут» (Ин., 5:25). «Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло— в воскресение осуждения» (Ин., 5:28-29). «Идущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин., 6:54).

Отвечая неверующим саддукеям на их вопрос о воскресении мертвых, Иисус Христос сказал: «Заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией. О воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф., 22:29,31, 32). Апостол Павел говорит: «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо как смерть через человека, так чрез человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор., 15:20, 21, 22).

В момент всеобщего воскресения тела умерших людей изменятся, по существу своему тела будут те же самые, которые мы теперь имеем, но по качеству будут отличны от нынешних тел: они будут духовны — нетленны и бессмертны. Изменятся тела также и тех людей, которые будут еще живы во время второго пришествия Спасителя. Апостол Павел говорит: «Сеется тело душевное, возстает тело духовное... не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока при последней трубе: ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы (оставшиеся в живых) изменимся» (1 Кор., 15:44,51,52).

Соответственно перемене самого человека изменится и весь видимый мир, именно из тленного обратится в нетленный.

Состояние душ людей, умерших до всеобщего воскресения, не одинаково. Так, души праведных находятся в предначатни вечного блаженства, а души грешников — в предначатни вечных мук. Такое состояние душ умерших определяется на частном суде, который совершается после смерти каждого человека. Это ясно видно из притчи Господа Иисуса Христа о богаче и Лазаре (Лк., 16:19-31).

На это же указывает и апостол Павел, когда говорит: «Имею желание разрешиться (умереть) и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Флп., 1:23).

Смерть имеет важное значение в жизни каждого человека, она есть предел, которым оканчивается время подвигов и начинается время воздаяния. Но так как частный суд есть не окон-, чательный, то и души грешных людей, которые умерли с верою во Христа и раскаянием, могут получить облегчение в страданиях загробных и даже совершенно избавиться от них по молитвам Церкви, и также через благотворения, совершаемые за них живыми, а особенно же через принесение за них бескровной жертвы Тела и Крови Христовой. С этою целью и установлено в Православной Церкви поминовение усопших, которое всегда совершалось с самых времен апостольских. Это видно и из первой христианской литургии св. апостола Иакова: в ней поминовение усопших составляет одну из главнейших частей се.

Св. апостол Иоанн говорит: «Если кто видит брата своего, согрещающаго грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь »(1 Ин., 5:16).

Св. апостол Павел в послании к епископу Тимофею пишет: «Итак, прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочести и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим., 2:1-4).

Св. апостол Иаков говорит: «Признавайтесь друг перед другом в поступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведника» (Ин., 5:16).

Если же следует молиться за живых, то необходимо молиться и за умерших, потому что у Бога нет мертвых, у Бога все живы. Сам Господь Иисус Христос сказал:

«Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк., 20:38).

Св. апостол Павел писал христианам: «А живемли — для Господа живем, умираем ли — для Господа умираем, и потому живемли или умираем, всегда Господни» (Рим., 14:8).

Еще в Ветхом Завете совершалась молитва за умерших. Так, например, пророк Варух молился за умерших, говоря: «Господи Вседержителю, Боже Израиля! Услышь молитву умерших Израиля и сынов их, согрешивших пред Тобою... Не вспоминай неправд отцов наших» (Вар., 3:4-5).

Иуда Макакавей молился и приносил жертву за умерших воинов. Учение о поминовении умерших основано как на Священном Писании, так И на Священном Предании.

12. (Чаю) И жизни будущаго века. Аминь.

В двенадцатом члене «Символа Веры» говорится о жизни будущего века, т. е. о вечной жизни, которая настанет после всеобщего воскресения мертвых, обновления всего мира и всеобщего суда Христова.

Для праведных людей вечная жизнь будет настолько радостна и блаженна, что в настоящем состоянии мы не можем даже ее представить или изобразить. Апостол Павел говорит: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то па сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор., 2:9).

Такое блаженство праведников произойдет от созерцания Бога в свете и славе и от соединения с Ним. В блаженстве души праведников будет участвовать и тело, которое будет прославлено светом Божьим подобно телу Господа Иисуса Христа во время Преображения Его на горе Фаворе.

Св. апостол Павел говорит: «Сеется (тело), в уничижении, возстает в славе» (1 Кор., 15:43).

Сам Господь Иисус Христос сказал: «Тогда праведники воз- сияют, как солнце, в Царстве Отца их» (Мф., 13:43).

Состояние праведников будет иметь разные степени блаженства, соответственно нравственному достоинству каждого.

Апостол Павел говорил: «Иная слава солнца, иная славалуны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых» (1 Кор., 15:41-42).

Для людей же неверующих и для нераскаянных грешников жизнь будущего века будет состоянием вечного мучения. Господь им скажет: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его. И пойдут сии в муку вечную» (Мф., 25:41-46).

Это мучение грешников будет происходить от удаления их от Бога, от ясного представления своих грехов, от сильного мучения совести, от пребывания вместе со злыми духами, где будет огонь вечный, неугасимый.

Что такое этот огонь неугасимый, Слово Божие не определяет, но дает образы неизъяснимых адских мучений. Так наказаны будут грешники не потому, что Бог хочет их погибели, но они сами «погибают за то, что не приняли любви истины для своего спасения».

«Символ Веры» оканчивается словом — аминь, что значит: «истинно» или «да будет». Произнося это слово после «Символа Веры», мы этим свидетельствуем, что все изложенное в нем есть несомненная и неизменная истина.

Какие слова нужно говорить, если кто-то просит

помолиться за него?

Когда кто-то скажет: «Помолись обо мне»,— то скажите про себя: «Бог да помилует нас».

<< | >>
Источник: Антоний Церковный. Защита и лечение словом. Православные и народные методы / Антоний Церковный. —М.: ACT; Донецк: Сталкер,. — 318, [2] с: ил. — (Секреты деревенского знахаря).. 2005

Еще по теме «Символ веры» 1.:

  1. Глава 12 Рождение либерального символа веры
  2. Глава 13 Рождение либерального символа веры (продолжение): Классовые интересы и социальные изменения
  3. ГЛАВА ПЯТАЯ СООТНОШЕНИЕ АТРИБУТОВ ЦЕРКВИ И СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
  4. § 2. Вера и суеверия
  5. § 1. Философствование М. Хайдеггера и демифологизация веры Р. Бультмана
  6. § 4. О руководстве совести в делах веры
  7. «Символ веры» 1.
  8. Глава двадцать седьмая ПРОТИВОРЕЧИЕ ВЕРЫ И ЛЮБВИ
  9. Вера есть свобода и блаженство души в себе самой. Душа, осуществляющая и объективирующая себя в этой свободе, иначе - реакция души против природы проявляется в произволе фантазии. Поэтому предметы веры необходимо противоречат природе и разуму, поскольку он представляет природу вещей.
  10. СУЩНОСТЬ ВЕРЫ ПО ЛЮТЕРУ. ДОПОЛНЕНИЕ К "СУЩНОСТИ ХРИСТИАНСТВА" DAS WESEN DES GLAUBENS IM SINNE LUTHERS EIN BEITRAG ZUM "WESEN DES CHRISTENTUMS"
  11. 6.4. СИМВОЛИЧЕСКИЙ КАПИТАЛ КУЛЬТУРЫ В ВИРТУАЛЬНОЙ БОРЬБЕ ЗА ПРОСТРАНСТВО
  12. ПРОБЛЕМА СИМВОЛА В СВЕТЕ ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ
  13. ДВЕ КОНЦЕПЦИИ СИМВОЛА: БЕРГСОН-КАССИРЕР
  14. СИМВОЛ КАК ДИАЛЕКТИКА ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЯ
  15. Оккультная символика разделения пантеона на группы тэнгриев
  16. Вера как сознание жизни
  17. Символ веры (калима)
  18. ГАДАНИЕ И ЕГО СИМВОЛИКА
  19. Глава 18 АКТУАЛЬНОСТЬ СИМВОЛА. СИМВОЛИЗМ В РУССКОЙ ЭСТЕТИКЕ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА
  20. ВООБРАЖАЕМОЕ И СИМВОЛИЧЕСКОЕ УЛАКАНА