<<
>>

Глава 2 Античная (греко-римская) философия

Возникновение античной философии

Начало формирования греческого этноса

XXX-XII вв.

до н. э.

Становление греческой мифологии

Разложение родового общества

XI—VII вв. до н. э.

Систематизация мифологии Гомером и Гесиодом

Формирование политического общества — возникновение полисов

VI в. до н. э.

Возникновение философии

Трансформация мифологии в философию

Вид мировоззрения

Вид общества

Вид власти

Причина сохранения порядка в природе

Мифология и религия

Родовое

Единоличная власть царя

Справедливое правление Зевса вместе с другими богами

Философия

Полис

Власть закона, обязательного для всех граждан

Сама природа в виде некоторого начала, уравновешивающего процессы возникновения и уничтожения всех вещей

Основные периоды античной философии

Досократический

период

VI-V вв. до н. э.

Милетская школа

Пифагор

Гераклит

Элейская школа

Эмпедокл

Демокрит

Анаксагор

Софисты

Классический период

V-IV вв.

до н. э.

Сократ

Платон

Аристотель

Эллинистический греко-римский период

IV в. до н. э. V в. н. э.

Эпикур

Стоики

Скептики

Киники

Схема 2.1. Возникновение и основные периоды античной философии

Начало формирования греческого этноса историки относят к концу III и началу II тысячелетия до н. э., когда греки-ахейцы, обитавшие в районе Придунайской низменности или в степях Северного Причерноморья, вторглись с севера на Балканский полуостров. Продвигаясь на юг по территории страны, которая в дальнейшем стала называться Грецией, ахейцы частью уничтожали, а частью ассимилировали коренное догреческое население этих областей (пеласгов, лелегов и карийцев).

Большинство своих богов греки заимствовали у местных народов, чьи земли они заселяли, и восточных соседей (Египет, Вавилония). Ранняя греческая мифология была попыткой систематизации и объяснения хаоса многочисленных и часто разрушительных сил природы в данной конкретной местности. Греки верили, что поля, леса, долины и горы населены разнообразными демонами и духами, олицетворяющими неразумные и несправедливые силы природы. Им противопоставлялись боги как разумное и справедливое начало.

Гомер (VIII в. до н. э.) и Гесиод (VII—VIII в. до н. э.), жившие в период разложения родового общества и становления политического — возникновения греческих городов-государств (полисов), придали божественному началу природы универсальный характер. Они рассматривали олимпийских богов как абсолютных правителей, носителей разумности и вершителей справедливости во всей природе, включая и человеческое общество.

В VI в. до н. э. в Древней Греции произошла мировоззренческая революция, равной по значению которой еще не было до сих пор: появились люди, которых позже стали называть философами, утверждавшие, что нет ничего могущественнее закона сохранения природы, и даже боги, если они существуют, вынуждены ему подчиняться.

Суть революции заключалась в переносе причины существования и сохранения природы с бога или богов (неприродного начала) на определенные природные стихии (вещественные элементы). Ее главный результат: природа была признана единственной причиной своего собственного существования и сохранения.

Философия ввела новый вид мудрости: не боги, а сама природа — причина своего существования и сохранения. В этом состоит высшая справедливость и мудрость природы.

Важнейшей причиной появления древнегреческой философии историки называют смену родовой организации племен полисной и распространение принципа всеобщего равенства на всю природу. Власть граждан полиса основана на их равном подчинении общим законам. По мнению первых философов, природа также имеет единый закон для всех своих сил и стихий, независимо от их ранга в общей иерархии. Согласно этому закону, процессы возникновения и уничтожения вещей всегда уравновешены и при этом ни одна из природных стихий не может господствовать безраздельно и единолично.


Схема 2.2.1. Милетская школа: Фалес

<< | >>
Источник: Светлов В.. Философия: Учебное пособие. 2011

Еще по теме Глава 2 Античная (греко-римская) философия:

  1. Особенности трактовки полиса в античной мысли
  2. ОЧЕРК ИСТОРИИ КИНИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  3. 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ МЫСЛИ
  4. 1.4. Философы истории и прогнозирование. Сбывшиеся прогнозы Шпенглера, Тойнби, Соловьева, Бердяева, Ясперса, Ортеги-и-Гассета
  5. ГЛАВА 1 Г.Шаймухамбетова О проблемах историографии средневековой арабской философии
  6. 2.2. Русская цивилистическая наука и культурное наследие римского права
  7. ИСТОРИЯ мысли, эллинизм И РИМ
  8. Глава 17 ГУМАНИТАРНОЕ СОЗНАНИЕ: ГЕОГРАФИЯ
  9. ГЛАВА 2. РАННЕХРИСТИАНСКИЙ ПЕРИОД. ПЕДАГОГИКАФЕОДАЛЬНОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ, ВОЗРОЖДЕНИЯИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
  10. ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИКА МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА
  11. Глава 2 Античная (греко-римская) философия