<<
>>

ДИАЛЕКТИКА И ЕЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ

В истории любой науки существует закономерность, когда на смену всестороннему и тщательному исследованию явлений наука на определенной стадии своего развития переходит к исследованию процессов.

Не является здесь исключением и философия; философское учение, специально занимающееся изучением всеобщих процессов, свойственных миру в целом, получило название диалектики. Поскольку наша эпоха по общему признанию является эпохой переоценки ценностей, постольку попытаемся заново осмыслить и ответить на вопрос: что такое диалектика? Этот чисто теоретический вопрос не может быть решен без обращения к истории.

Общепризнанным "отцом" диалектики является Гераклит. И хотя у него отсутствует сам термин "диалектика" и нет соответственно его определения, тем не менее оставшихся фрагментов вполне достаточно, чтобы иметь представление о том, что он понимал под диалектикой. Прежде всего это постоянная пульсация мира, его вечная изменчивость. Причем основой этой пульсации является борьба противоположных сторон. Противоположные стороны мира в то же время друг без друга не существуют, более того, они в определенном смысле тождественны и переходят одна в другую. Противоречие является не только основой всеобщей изменчивости, оно также является основой гармонии мира, т. е. чего-то самодостаточного, целостного.

Если отцом диалектики был Гераклит, то отцом самого термина "диалектика" явился Платон. Диалектика в переводе с греческого буквально означает искусство вести беседу. По Платону, диалектика - это умение правильно ставить вопросы и умение правильно на них отвечать. Диалектический метод - это метод познания сверхчувственных идей. Поэтому Платон утверждал, что тот, кто прибегает к диалектике, не прибегает к органам чувств. Иногда Платон понимал диалектику и как единство противоположных сторон, свойственных самому мнру. Так, в диалоге "Федон", посвященном проблеме бессмертия души, одним из важнейших доказательств, так называемым онтологическим доказательством в решении данной проблемы, является указание на то, что самому миру свойственна неразлучность таких противоположных сторон, как жизнь и смерть, смерть и бессмертие.

Тем не менее диалектика, по Платону, это прежде всего умение систематизировать, расчленять и сопоставлять понятия. Сам термин "диалектика" показывает, что здесь основной упор делается на так называемой субъективной диалектике, на диалектике познания. В противовес Платону, его ученик Аристотель, будучи фактически одним из величайших представителей философии реализма древности, диалектику доводит до самых оснований мира. Мир, по Аристотелю, представляет диалектическое единство материи и нематериальной формы, определяющей активность первой. Но поскольку реалистическая традиция в истории мировой философии специально до сих пор не рассматривалась как фундаментальное направление, постольку это положение Аристотеля осталось втуне и он как диалектик традиционно не принимается во внимание.

Средневековая философия многое заимствовала у Платона и Аристотеля, при этом Августин Аврелий опирался прежде всего на Платона, а Фома Аквинский - на Аристотеля. По мнению Августина, каждый объект познается в контексте сочетания рациональных и иррациональных подходов. Так, настоящее время постигается только интуитивно, а прошлое и будущее - логическим путем. Фома Аквинский, продолжая линию Аристотеля, разрабатывает учение так называемого умеренного реализма, сутью которого является признание необходимости союза науки и религии. При этом наука обращена прежде всего к материи, а религия - к духу, недоступному чисто рациональному, научному познанию. Это положение не было в достаточной степени оценено историками философии, и Аквинский обычно трактовался и трактуется как схоластик и мистик.

Эпоха Возрождения внесла свои коррективы в понимание предмета диалектики. Николай Кузанский открыл принцип совпадения противоположностей. Этот принцип был намечен еще Гераклитом, который противоположности характеризовал как "одно и то же". Но эта мысль не была востребована античной философией, более того, за Гераклитом закрепилось на долгое время прозвище "Темный". И лишь в эпоху Возрождения положение это получает детальное обоснование. Если у древних греков противостоят форма и материя, единое и беспредельное, то у Николая Кузанского единое тождественно беспредельному, а максимум совпадает с минимумом.

Если для Зенона парадокс является орудием разрушения ложного знания, то у Кузанского парадокс - средство созидания истинного знания, поскольку парадокс, соединение несоединимого, противоположного находится в основе всех явлений и процессов. Знание его проходит не две ступени (чувственная и логическая, как это было принято в античной философии), а четыре; чувство, рассудок, разум, интуиция. Чувственное восприятие дает частные знания, рассудок разделяет противоположности, разум с помощью диалектического мышления сопоставляет противоположности и является средством познания высших оснований бытия, интуиция же постигает тождество противоположностей.

Новое время, введя эксперимент и приборы в научное познание, основное внимание стало уделять не процессам, а предметам - их описанию и классификации. Диалектика поэтому здесь оказалась "не ко двору". Но она лишь ждала своего часа, и с зарождением немецкой классической философии диалектика вновь заявила о себе во весь голос. Величайший диалектик мира - Гегель диалектику определил как учение о единстве противоположностей.

Под диалектикой Гегель понимал всеобщий метод постижения противоречий, внутренних импульсов развития в различных сферах. Основу его диалектики составляет учение о противоречии как жизненной силе всего сущего. Гегелевская диалектика есть четко выраженная диалектика духа. В этом случае материальный мир представляется как нечто лежащее за пределами развития. Здесь мы видим четко выраженную монистическую систему объективно-идеалистического толка. И это отступление от концепции Гераклита, у которого материя и дух выступают как равноправные компоненты единого бытия.

Если в рамках немецкой классической философии, в частности в рамках гегелевской системы, диалектика была ориентирована на сферу духа, то в сформировавшемся в XIX-XX вв. марксизме она была переориентирована на материальную действительность. Марксизм оказался очень эффективным орудием преобразования материальной действительности. Необходимость же такого преобразования в социальной сфере в этот период ощущалась всеми.

Этим в известной мере объясняется интенсивное развитие марксистской концепции и ее экспансия в различные регионы планеты, в частности в Россию.

Материалистическая диалектика К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина уделяет большое внимание науке и еще более абсолютизирует рационалистические представления. Однако ее односторонность проявляется в том, что, будучи ориентированной исключительно на материальное начало, она не смогла вывести из него все многообразие окружающего мира, которое явно демонстрирует единство материального и духовного. Претензии марксизма на то, что с помощью объективной материалистической диалектики можно дать адекватное представление о мире (природе, обществе и человеке), оказались явно несостоятельными, точнее, односторонними. Марксистская (материалистическая) диалектика явилась важным и необходимым этапом развития мировой философской мысли, она привнесла много существенно нового, прежде всего в понимание динамики общественного развития. И тем не менее материалистическую диалектику постигла практически та же судьба, что и диалектику идеалистическую, - обе они перестали быть властителями умов человечества. Их претензии дать ответы на все жизненно важные вопросы, стоящие перед человечеством, так и остались только претензиями. Неслучайно из вузовских программ совершенно безболезненно исчезла тема диалектики.

Тем не менее, на наш взгляд, диалектику рано хоронить, ее вообще никому и никогда похоронить не удастся, поскольку именно она дает наиболее глубокое постижение противоречивой сути мира. Уход с авансцены мировой философии и идеалистической, и материалистической диалектики есть явление объективного порядка. Но есть в истории философии реалистическая диалектика, которая никогда не заявляла о себе гак громко, как идеалистическая и материалистическая, но которая тем не менее существовала в философии изначально и во все века, правда, в неявной форме.

<< | >>
Источник: В. Л. Обухов, 3. С. Алябьева, А. Ф. Оропай и др.. Реалистическая философия. Учебник для вузов / В. JI. Обухов, 3. С. Алябьева, А. Ф. Оропай и др. / Под ред. В. JI. Обухова. - 4-е изд., перераб. - СПб.: СПбГАУ, ХИМИЗДАТ,2009. - 336 с.. 2009

Еще по теме ДИАЛЕКТИКА И ЕЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ:

  1. 3. ФОРМЫ АБСОЛЮТНОГО ДУХА
  2. 1.3. От механизма к субъекту: развитие форм саморегулирования «коллективных организмов»
  3. 4.2. Исторические формы субъектного конституирования порядка общества
  4. А. К. Можеева К истории развития взглядов К. Маркса на субъект исторического процесса
  5. ДИАЛЕКТИКА У КАНТА И В «НЬЯЯ-ОТРЕ»
  6. Очерк 5 ДИАЛЕКТИКА КАК ЛОГИКА
  7. Очерк 16 ДИАЛЕКТИКА И МИРОВОЗЗРЕНИЕ
  8. ДИАЛЕКТИКА И ЕЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ
  9. Лекция 12. Континуальность и самоубийство: диалектика смерти
  10. Д. И. Широканов ЛОГИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ УНИВЕРСУМА в КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ
  11. ВАРИАЦИЯ ПЕРВАЯ (СТРУКТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ)
  12. 1. Соотношение исторического и логического у Маркса и Энгельса и некоторые его трактовки
  13. 1. Буржуазное общество как «реальный субъект» (Маркс) и диалектика производства и обращения по Уно
  14. ИДЕЯ РАЗВИТИЯ В ФИЛОСОФИИ. ДИАЛЕКТИКА КАК ФИЛОСОФСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ
  15. Глава 5. Эйдетическая диалектика: структурность бытия и анагогическое познание
  16. § 3. Системная и комплексная формы технической целостности
  17. Глава 11 ДИАЛЕКТИКА ГЕГЕЛЯ. КРАСОТА КАК ИДЕЯ В ЧУВСТВЕННОЙ ФОРМЕ
  18. Лекция 1. ПОНЯТИЕ МЕТОДОЛОГИИ. КАКИЕ ТИПЫ И ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ НАМ НУЖНЫ
  19. 1.1. Возрождение этнической культуры как социально-               историческая проблема