<<
>>

Джайнизм

Название джайнизм связано с титулом Победителя (Джины), который последователи присвоили Вардхамане (599-527 до н.э.), последнему пророку этой религии; вероучение которого отмечено глубоким философским содержанием.
Вардхамана, правда, не был основателем новой веры, а скорее ее реформатором.|В~Джайнизме, как, впрочем, и в буддизме оставляется практически без внимания столь важный для большинства привычных нам религиозных учений вопрос о Божественном первоначале бытия. Сторонники джайнизма просто считают, что все вещи, окружающие нас, в той или иной степени одушевлены. Жизнь признается ими священной, а отсюда вытекает категорический вывод о недопустимости причинять вред живым существам, в том числе и посредством жертвоприношений. Джайнисты отрицают Бога, для ублажения которого нужно приносить в жертву живые существа. Поскольку жизнь наполнена страданиями, нужно искать пути их устранения. Эти пути джайнисты связывают с аскетизмом, имеющим целью переход человека в состояние без желаний, связей, зависимостей, которое устранило бы всякую возможность дальнейшего перерождения. Действие закона кармы, считают они, нельзя смягчить жертвами богам, но этот закон можно победить собственными усилиями^ Джина - это и есть победитель, преодолевший закон кармы. Здесь нужно учесть, что с точки зрения джайнистов все живые существа (джива) состоят из души и тела, причем материя, составляющая тело, так же вечна, как и душа.

В мире есть и неодушевленные субстанции, представленные прежде всего пространством и временем. К ним принадлежат также дхарма как начало или условие движения и адхарма, выступающая в качестве начала покоя. Пространство вместе с дхармой и адхармой поддерживают существование всех вещей, всех душ, связанных с материальными телами. Время - это процесс перехода от прошлого к настоящему; оно имеет существование, но оно лишено пространственной формы.

Если материальным признать лишь то, что имеет определенную форму, то пространство, время, дхарма и адхарма нематериальны. Материя есть все то, что, будучи оформлено, воспринимается нашими органами чувств. Материальные объекты состоят из бесконечно малых неизменных частиц, не имеющих формы, но являющихся основой любой осязаемой формы, присущей окружающим нас телам. Карма, по убеждению джайнистов, тоже материальна. Она представляет собой особенно тонкую материю, которая заполняет все космическое пространство. Она пронизывает и душу, как бы соединяя ее с телом. Карма действенна в силу того, что всякое изменение, производимое нами, оставляет следы и влияет на нашу дальнейшую деятельность. С помощью душевных усилий личности действие кармы может быть приостановлено или даже вовсе устранено. В этом последнем случае человеческая душа достигает состояния, ведущего к освобождению (мокше). Данное состояние означает святость.

От материальных вещей, по убеждению джайнистов, следует отличать дживы (буквально - живые). Слово «джива», в принципе, означает и жизнь вообще, и душу, и сознание. Есть дживы, характеризующиеся Вечным совершенством. Им не угрожает материальное воплощение и они не нуждаются в материальной оболочке. Такова же и участь джив, освобожденных с помощью собственных усилий. Освобожденные дживы абсолютно чисты и не связаны с материей; они обладают бесконечным сознанием, познанием, восприятием, бесконечной силой и бесконечным блаженством, Наконец, есть зависимые дживы, которые, будучи жертвами иллюзии, осуждены влачйть бремя материи на протяжении множества жизней. По неведению они отождествляют себя с материей и блуждают в круговороте существования. В действительности джива как душа не является продуктом тела; она не возникает и не разрушается, хотя и претерпевает изменения. Все окружающие нас предметы имеют душу, однако в неорганических телах душа находится в скрытом, неявном состоянии, В органических телах душа обнаруживает себя в деятельности; люди же, сверх этого, характеризуются активным сознанием.

Итак, с точки зрения джайнизма, в мире есть пять неодушевленных сущностей (аджив) - пространство, время, дхарма, адхарма и материя, а также дживы, или одушевленные сущности.

Сансара - это вовлечение дживы в материю, ведущее к круговороту перерождений. Связующее'звено между дживой и адживой -карма. Целью всех устремлений личности признается мокша, или освобождение, достигаемое прекращением и устранением влияния кармы путем смывания всех ранее накопленных грехов и недопущения новых. Для освобождения человек должен переделать свое сознание так, чтобы воспрепятствовать образованию новой кармы. Для этого нужно выполнять три условия: вера в Джину, познание его учения и правильное, или добродетельное, поведение. Последнее включает: непричинение зла всему живому как активную добродетель; правдивость; честное поведение, в том числе недопущение воровства; выдержанность в слове, мысли и действии; самоотречение от всех земных, материальных интересов. Этика джайнизма весьма сурова, но в ней цет места Божественному вмешательству в дела людей.Щжайнизм индифферентен в отношении социальных проблем; в частности, он не возражает против кастового строя, находя его результатом действия закона кармы?|Не выступает он и против традиционных верований, что и позволило данной религиозной конфессии выжить, сохранив определенное, хотя и не очень большое число своих приверженцев при всех изменениях социально-идеологической Конъюнктуры.

<< | >>
Источник: Вишневский, М. И.. Философия : учеб. пособие / М. И. Вишневский. - Минск : Выш. шк. - 479 с.. 2008

Еще по теме Джайнизм:

  1. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  2. 11. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ И ДРЕВНЕЙ ИНДИИ 1.
  3. Упанишады
  4. Джайнизм
  5. Буддизм
  6. Философия эллинистической эпохи
  7. Глава 1 ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ: ИСТОРИЯ, ШКОЛЫ, ПОДХОДЫ (КАРТИНА МИРА - КАРТИНА ДУШИ)
  8. ТЕОРИЯ СТРУКТУРНОГО ПОЛИМОРФИЗМА
  9. НЕОРТОДОКСАЛЬНЫЕ" (НАСТИКА) ШКОЛЫ
  10. Введение
  11. Примечания
  12. Древняя Индия
  13. СКЕПТИК ЛИ БОДХИСАТТВА? О ТРИХОТОМИИ «ИНДИКАТИВНЫХ», «РЕКОЛЛЕКТИВНЫХ» («ПРИПОМИНАЕМЫХ») И «КОЛЛЕКТИВНЫХ» ЗНАКОВ
  14. 13.3. Культура Индии в эпоху Маурьев
  15. Культура Древней Индии
  16. 13.1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА: ГОРИЗОНТЫ НОВОЙ ЛОГИКИ
  17. Лекция 8. Пантеизм и самоубийство: смех исчезновения