<<
>>

Джордано Бруно (1548-1600) 

  — пантеист с атеистическими и материалистическими оттенками. Считал природу единой и бесконечной субстанцией, творящей саму себя.

Основные сочинения — «Изгнание торжествующего зверя», «Пять диалогов о причине, начале и едином».

Пантеизм Бруно

Природа есть «не что иное, как Бог в вещах» («Изгнание торжествующего зверя»).

У природы два начала — материя и субстанциальная форма (дух, душа). «...Имеется двойная субстанция: одна духовная, другая телесная, но... в последнем счете и та и другая сводятся к одному бытию и одному корню» («Пять диалогов о причине, начале и едином»).

Материя — единый всеобщий телесный субстрат. «.Имеется. одна- единственная материя под всеми формообразованиями природы. то, что было семенем, становится стеблем, и из того, что было стеблем, возникает колос, а из того, что было колосом, возникает хлеб.» («Пять диалогов.»)

Действующая причина природы — «мировая душа» и ее «всеобщий ум». «Всеобщий ум, это — внутренняя, реальнейшая и специальная способность и потенциальная часть души мира. Это есть то самое, что наполняет все, освещает вселенную и побуждает природу производить как следует свои виды...» (там же)

«Я утверждаю, что если жизнь находится во всех вещах, то, следовательно, душа является формой всех вещей; во всем она главенствует над материей и господствует в составных вещах, производит состав и конституцию частей» (там же).

Материя и форма суть две стороны единого, неподвижного, бесконечного и вечного бытия. «Итак, вселенная едина, бесконечна, неподвижна... Она не материя, ибо не имеет фигуры и не может ее иметь, бесконечна и беспредельна. Она не форма, ибо не формирует и не образует другого, ввиду того, что она есть все, есть величайшее, есть единое, есть вселенная» (там же).

Единое бытие бесконечно и не имеет выделенных точек, каждая является центром.

Единое бытие само неподвижно, но предполагает множественность и движение от одного модуса к другому, совместимому с ним.

В едином бытии совпадают все противоположности. «.В субстанции и в корне [едином] любовь и ненависть, дружба и вражда одно и то же. В сильнейших ядах — лучшие целительные снадобья. Разве одна возможность не заключается в двух противоположных предметах. Кто хочет познать наибольшие тайны природы, пусть рассматривает и наблюдает минимумы и максимумы противоречий и противоположностей» (там же).

Схема 4.4. Никколо Макиавелли

<< | >>
Источник: Светлов В.. Философия: Учебное пособие. 2011

Еще по теме Джордано Бруно (1548-1600) :

  1. 5.4. Позднее Средневековье (XVI – нач. XVII вв.)
  2. 4.1. Научная революция XVII века и философские выводы из нее
  3. 1. Формирование у учащихся мировоззрения как важнейшая воспитательная задача школы
  4. ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ
  5. Філософія Відродження — головні напрями
  6. Джордано Бруно
  7. МИФ О ВОССОЕДИНЕНИ
  8. Позднее Средневековье (XVI - нач. XVII вв.)
  9. Терминология
  10. 5. Натурфилософия Возрождения
  11. Исторические и научные предпосылки
  12. § 4. Философия эпохи Возрождения
  13. Джордано Бруно (1548-1600) 
  14. ГЛАВА 6.5. РОЖДЕНИЕ НОВОЙ ЕВРОПЫ
  15. Учение о красоте.
  16. ГЛАВА ПЕРВАЯ ТАЙНЫЙ КОД ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ