<<
>>

ФИЛОСОФИЯ АНТИЧНОСТИ


Возникнув в VII в. до н. э., философия представляет собой единое поле философского знания, в рамках которого были заложены основы европейской рациональности. Это своеобразное детство философской мысли, включавшее в себя достаточно широкий круг проблем.
Это и вопросы об устройстве космоса, об истинности человеческого знания, о том, что такое добро, красота, справедливость, долг. Мыслители, занимавшиеся подобными проблемами, имели репутацию мудрецов, носителей подлинного знания. Мудрость для первых философов была идеалом знания и поведения, без которого человеческая жизнь не являлась подлинной и достойной. Источник мудрости для них не вера, а знание. Мудрость предполагала понимание того, с чем встречается большинство людей, что они видят, знают, слышат и все же не постигают (земля, звезды, растения, тепло, вода, огонь и пр.) С точки зрения античной философии, постижение всеобщего открывает человеческому уму вечное, бесконечное, единое в неисчислимом множестве конечных разнообразных вещей. Таким образом, предметом древнегреческой философии являлась рефлексия над миром и обыденным знанием, выражающаяся формулой: от мифа к логосу.
Онтология
Как любовь к мудрости античную философию интересует прежде всего проблема сущего, из которого возник мир множества разнообразных конечных вещей. Отбросив мифологические концепции в объяснении мироздания, античные мыслители вводят безличные силы природы, чтобы отыскать всеобщее начало, первооснову всех вещей (вода, воздух, земля, огонь), название которых - "архэ". Именно в нем античные философы видели великий принцип самой природы, силу, которая формирует космос и управляет им.
Для представителей Милетской школы, ионийских мыслителей (VII-VI вв. до н. э.), таким первоначалом была вода Фалеса, огонь Гераклита, воздух Анаксимена. Анаксимандр, отходя от аналогии первоосновы с видимыми предметами, выдвинул в качестве первоосновы апейрон (беспредельный, неопределенный, материальный источник разнообразия и изменчивости всех вещей). Первоначало милетцев - это некая субстанция, в неизменном виде присутствующая в каждой вещи. Это то, что остается при всех превращениях и изменениях в материальных объектах. Ионийские мыслители высказали идею о вечности материального первоначала и указали на то, что явления природного мира подчиняются однообразному порядку. Порядок мира не устанавливается кем-либо, а изначально содержится в материальном элементе, из которого все происходит и состоит. Формирует космос и управляет им не персонифицированная надприродная сила, а великий принцип самой природы. Первоначало милетцев - это не просто конкретное природное явление, а невидимые сущности, из которых все образуется, как из семени, и прообразом которых являются видимые предметы. Вода Фалеса не просто конкретная вода, а некое жидкое начало вообще, это - философское переосмысление Океана, она "разумна" и божественна. Апейрон Анаксимандра как первооснова всего сущего свидетельствует об абстрактной постановке фундаментальной философской проблемы - проблемы бытия. Являясь творцом первой философской системы, Анаксимандр впервые сформулировал проблему начала движения, изложил свои взгляды на расположение небесных светил, выдвинул идею о том, что Земля ни на чем не держится, а парит в воздухе, сделал попытку объяснить причины ряда метеорологических явлений, высказал глубокие догадки о происхождении жизни.

Ученик и последователь Анаксимандра Анаксимен вошел в историю философии как создатель научного и философского языка. Простое изложение проблем, приверженность фактам характеризуют стиль его мышления. Развивая космогонические взгляды, он первоначалом всего сущего объявляет воздух, процессы сгущения и разрежения которого раскрывают природу движения.
По своим воззрениям на природу к милетцам примыкал и Гераклит из Эфеса. Единую и всеобщую основу всех явлений природы, их материальное первоначало Гераклит усматривал в огне - вечно живом начале всего сущего. Огонь Гераклита - источник жизни, сама жизнь, активность и динамика ее. Все мировые процессы философ объяснял пульсацией вечно живого огня, его возгоранием и угасанием. Как активное и подвижное начало огонь подчиняется Логосу (закону), который вечен, всеобщ. Это мировая безличная и стихийная закономерность. Главным в учении Гераклита является проблема противоположностей и их взаимоотношений, борьба между которыми выступает в качестве всеобщего закона всех вещей, источника их возникновения и уничтожения. Являясь основоположником стихийной диалектики, Гераклит дает рациональное объяснение движению, развитию, борьбе и гармонии противоположностей. Не остается без внимания и гносеологическая проблематика, проблема познания космоса, природы, человека.
Подводя итоги краткого анализа философских взглядов ионийских мыслителей, следует подчеркнуть, что они были пеовыми в европейской культуре, кто осознал и сформулировал наиболее фундаментальные философские проблемы. Не менее важен их вклад в развитие зарождающегося научного знания, заключающийся не просто в частных, отдельных научных результатах, а в создании основ теоретического знания, в разработке общетеоретических представлений и введения в практику познания научных объяснений и гипотез. Первые философы были и первыми математиками, физиками, астрономами, физиологами, что в дальнейшем привело к дифференциации научных исследований.
Оригинально решали проблему устройства и структуры космоса представители пифагорейской школы. Их учение также не избежало поиска первоначала, основы явлений природы. Пифагору принадлежит концепция, согласно которой сущность мира и всех существующих вещей составляет число и элементы чисел. Назвав мир космосом, т. е. порядком, Пифагор пришел к выводу, что число выступает разумной, мистической и материальной основой космоса. За преходящими явлениями лежит неизменное бытие. Это бытие - число. Каждый предмет может изменяться. Меняются частности в предмете, за исключением числового атрибута - предмет всегда остается Одним. Он не может быть ни менее Одного, ни более одного. Разложите его на части, и каждая часть будет одна. Поэтому числовое бытие есть единственное неизменное бытие. Числа полифункциональны: как арифметические принципы они выражают закономерность логоса; как геометрические - представляют собой силы, образующие из беспредельного пространства определенные формы; как физические принципы числа есть материальные вещи, у которых объективированы закономерности; как логические принципы - обладают мистическими силами и суть божественные существа. Пифагорейцы, подметив между числовыми рядами и объективной реальностью подобие, считали источником сходства божественные свойства чисел и числовых рядов. Получалось, что числа существуют независимо от вещей, что числа и числовые отношения представляют собой особую реальность, от которой зависят объекты и их отношения.
Заслуга Пифагора и его последователей заключается в том, что они возвели философское знание в ранг абстрактно-теоретической науки, способствующей осмыслению самых разнообразных явлений реального мира. Пифагорейский способ мыслить абстракции (числа, лишенные движения) послужил основой для возникновения элейской школы, крупными представителями которой были Парменид, Зенон, Мелисс.
Элейцы поставили важные в философии вопросы: как можно мыслить бытие, как мысль относится к действительности, как в человеческом мышлении представляется окружающий мир и его реальные процессы (движение). Впервые в истории человеческого знания в учении Парменида противопоставляются мир бытия и мир чувственно воспринимаемых вещей. Бытие это то, что отличается от чувственного мира, имеющего начало и конец во времени. Бытие же вечно, едино, однородно, неизменно, неподвижно и совершенно. Оно существует, небытия нет и вовсе. Бытие постигается логическим мышлением, а мир вещей - чувственным восприятием. Так философия в лице Парменида впервые открыла качественную специфику чувственного и рационального в познании, отличие философского разума от шаткого "мнения" людей.
Примирить противоположности учений Парменида и Гераклита попытался Эмпедокл. Соглашаясь с Парменидом в том, что истинное бытие должно быть вечным и неизменным, Эмпедокл, решая проблему единого и многого, приходит к выводу о существовании не одного бытия, а нескольких истинных первооснов. Такими "корнями всех вещей" стали самостоятельные, неизменные, независимые друг от друга стихии - огонь, воздух, вода и земля, сочетание которых в разных пропорциях порождает якобы бесконечное многообразие вещей. Источником образования всех вещей являются две противоположности, две силы: Любовь и Вражда. Они не материальны, но пространственны. Если Любовь соединяет, то Вражда обособляет. Преобладание одной из этих сил обусловливает циклический ход мирового процесса.
Эмпедоклу принадлежат интересные суждения об эволюции органического мира, наследственности, различии полов, развитии зародыша. Развитая Эмпедоклом теория происхождения растений и животных предвосхищает, как считают историки науки, дарвиновскую идею естественного отбора: выжили лишь те, кто оказался более приспособленным. Еще более удивительна догадка мыслителя о том, что свет распространяется с большей, но конечной скоростью. Мы, считает мыслитель, не воспринимаем скорость света потому, что она слишком велика. Эмпедокл сумел также предугадать ряд важнейших идей позднейшего естествознания: 1) гипотезу о множественности основных элементов; 2) идею соединений, в которые вступают между собой эти элементы; 3) признание многочисленных количественных различий или изменчивости пропорций в этих соединениях. Так решает Эмпедокл онтологические проблемы.
Поставленная Эмпедоклом проблема количественных изменений нашла свое развитие в учении Анаксагора о качественной определенности вещей. Согласно Анаксагору, из ничего ничто не возникает. То, что человек воспринимает как рождение вещей, на самом деле есть проявление уже существующего. Все вещи состоят, по мнению философа, из бесконечного числа семян (позднее Аристотель назовет их гомеомерия- ми - подобочастными). Семена обладают неизменными качествами и не теряют их ни в одной смеси: они вечны, неограниченны (по числу), бесконечно делимы. Преобладание одних семян над другими обусловливает качественную определенность вещи. Анаксагор связал качественную определенность с количественным преобладанием в ней тех или иных частиц. Это первый в истории метафизики подход к проблеме диалектики качества и количества. Анаксагор высказал и гениальную мысль о том, что во всем есть часть всего, все связано со всем.
Конкретизировал эту идею атомизм, выступивший в качестве универсальной онтологической концепции природного мира. Основоположниками его считаются Левкипп и Демокрит. Они полагали, что все в мире состоит из атомов и пустоты. Атомы неизменны, качественно однородны, различаются по форме, величине и расположению и находятся в постоянном движении. Сцепление большого числа атомов влечет за собой бесконечность мира в пространстве и бесконечность движения. С учением о бесконечности атомов и пустоты связано учение и о существовании бесконечного множества миров. Возникая в разное время и на разных расстояниях, они различны и по своему устройству: в некоторых нет ни солнца, ни луны, в других они больше размерами. Миры преходящи, возникая, они расцветают и гибнут. Демокрит обосновывает цикличность в развитии миров, а также идею необходимости и идею причинности, выступающие как универсальный принцип природы вещей. Интересна демокритовская концепция происхождения жизни. Живые организмы выходят из земли под воздействием влаги и теплоты без всякого творца и разумной цели. Из земли, а возможно от животных, произошли и люди.
Наконец, Демокриту принадлежит впервые высказанная идея о движущей силе человеческого общества, которую мыслитель усматривает в нужде, опыте. Позднее эта идея у Эпикура найдет свое обоснование в первом варианте теории естественного состояния и "общественного договора".
Основываясь на атомизме Демокрита, Эпикур считал, что атомы различаются не только по величине и форме, но и по весу. Атомы имеют части, но неделимы из-за абсолютной непроницаемости, у Демокрита же неделимость обосновывалась их малостью и отсутствием частей. Эпикур также полагал, что бесконечно лишь количество атомов, а не форм. Сила тяжести и веса, по мнению Эпикура, является причиной самопроизвольного отклонения атомов от первоначального направления.
Следующий шаг в развитии понимания мира, космоса был сделан Платоном. Он был не только великим философом, создавшим первую в истории человечества систему объективного идеализма, но и блестящим художником слова, политическим идеологом, организатором и теоретиком науки, проницательным ученым, высказавшим немало важных и плодотворных идей. Платон, синтезировав в своем учении всю предшествующую философию: учение Демокрита об атомах (идеях), Пифагора о числах, Анаксагора о гомеомериях (идеи, подобные вещам), диалектику Сократа (умение вести диалог), создает целостную философскую систему. Соглашаясь с Сократом, что главное в философии - познать сущее, вершиной которого является благо, делающее в свою очередь человека нравственнее, добрее, Платон задается вопросом о том, является ли идея блага общечеловеческой? Ведь для каждого возраста своя добродетель. А если так, то что же является для всех видов добродетели общим? И Платон отвечает - идея добродетели. Мир идей, созданный Платоном, и является основой общечеловеческих ценностей, так как высшая идея - идея блага, а мудрость как высшая добродетель есть познание этой идеи и воплощение ее в жизнь. Идеи выступают одновременно и идеалами. Это первое. Второе обстоятельство, которое привело Платона к созданию теории мира идей, связано с пониманием общего. Можно ли дать общее определение чему-нибудь из чувственно воспринимаемого мира? С точки зрения философа - нет, так как он непрерывно изменяется, чувственно воспринимаемые вещи возникают и погибают, в них нет ничего устойчивого, постоянного, прочного. Общее же, сущее, его природа проистекают из особого мира, мира идей, которые мы не видим и не слышим. Наши понятия о вещах и есть отпечатки таких идей. Они, в противоположность вещам, не возникают и не погибают, они вечны, неизменны, божественны. Мир идей прекрасен, совершенен. Каждая идея - это образец того, что производит природа. Платон с помощью мира идей доказывает правоту Сократа в том, что все люди приходят к одинаковым мыслям, ибо идеи по природе общие для всех и существуют в одном мире.
Таким образом, считает философ, имеются два мира: первый - мир того, что есть и никогда не становится (мир идей), - бытие и второй - мир того, что постоянно происходит через становление и потому не обладает бытием (мир чувственных вещей).
Значительный шаг вперед на пути развития философского знания - платоновская теория строения материи. По Платону, вещи состоят из элементов, элементы из частиц (у Демокрита - из атомов). Различия между элементами он объясняет структурой частиц, которые состоят из более мелких структурных единиц. Они могут разрушаться и переходить друг в друга, но причине чего их нельзя назвать атомами (неделимыми).
Значительный интерес представляет учение Платона о душе. Она бессмертна, состоит из разумной, страстной и вожделенной частей. Трем частям души, как и трем классам общества (правители, воины и ремесленники с земледельцами), присущи свои добродетели: мудрость, мужество и умеренность. Наибольшее благо в душе человека и в государстве - это единство и гармония. Платон создает учение об идеальном государстве, пытаясь реализовать свой проект в Сиракузах, но неудачно. Его образец совершенного государства будет подвергнут критике со стороны Аристотеля.
Завершает натурфилософскую картину мира в античности всеобъемлющая научно-философская система Аристотеля, вместившая в себя все философское мировоззрение античности. Теоретическое наследие Аристотеля (считается, что до нас дошла лишь четверть написанного) представляет собой фундаментально разработанный синтез философского, естественнонаучного и гуманитарного знания, в основе которого воплощена идея генетической и логической взаимосвязи и преемственности всех форм человеческого познания и деятельности. Единство и универсализм знания послужили одним из факторов, обеспечивших учению Аристотеля исключительную долговечность: двадцать веков продолжалось влияние Аристотеля на Западе и Востоке.
Краеугольным камнем философии Аристотеля является учение о материи и форме. В данном учении Аристотель пытается примирить материализм и идеализм, создавая своеобразную форму новой реалистической системы философии, признавая материю и форму равно необходимыми и одинаково правильными. В отличие от Платона, Аристотель считал, что истинным бытием обладает не идея, а конкретная единичная вещь. Только она может быть сущностью (субстанцией), т. е. чем-то самобытным, существующим в самом себе. Всякая единичная вещь представляет собой сочетание материи и формы. Философ признает объективное существование материи, ее несотворимость и неуничтожимость, однако полагает, что материя является лишь возможностью бытия. Природа и материя не одно и то же. Природа как совокупность различных вещей есть органическое единство материи и формы. Материя как возможность всех вещей превращается в действительность благодаря существованию нематериального начала - формы. Материя пассивна, бесформенна, представляет собой материал для оформления. Форма же - активное начало, творческое. Благодаря форме материя превращается в действительность, т. е. в конкретные материальные образования. Достаточно подробно исследовал Аристотель и проблему возникновения и изменения вещей. Концепция четырех причин (формальной, материальной, движущей и целевой), познание которых, по Аристотелю, составляет основное содержание науки, в итоге сводится философом к проблеме взаимодействия формы и материи. Большое значение придавал Аристотель проблеме движения, которое он понимал как изменение вообще. В этой связи он различал четыре вида движения: возникновение и уничтожение, качественные изменения, количественные, пространственные перемещения. Всякое движение предполагает наличие движущей силы, причины.
Существенную часть теоретического наследия Аристотеля составляют космологические взгляды и учение о живой природе. В сфере внимания его как основоположника биологии находятся животный мир и мир растений. Не остались в стороне и проблемы, связанные с происхождением и сущностью жизни.
Таким образом, от первовещества, составляющего основу мира, до атомистического стремления к выявлению двух начал - материи и формы - таков путь развития античной натурфилософии. Что касается позиции неоплатонизма, возникшего в Александрии, то он стремился синтезировать успехи древнегреческой философии с восточной мистикой, языческой религией, чтобы противостоять христианству, которое завоевывает все большее число сторонников и стремительно распространяется по Европе. На самом же деле возникает вариант религиозной философской системы, творцом которой был Плотин, один из оригинальных философов периода заката античной фийософии.
Главной задачей философии, по_Плотину, являлось выведение существования мира из Божественного Единства как основания всякого бытия и указание пути, ведущего обратно, к исходному единству. Средством для этого служила диалектика Платона. Плотин разъясняет, как и в каком порядке все существующее происходит из Единого. Из-за полноты бытия Единое как бы переливается через собственный край и порождает другое бытие, которое зависит от Единого, обращено к нему и получает от него жизнь. Вначале из Единого происходит Ум (идеальный мир). После Ума из Единого возникает Душа, которая обращена вовне, обладает движением. Душа как высшее божественное начало порождает души людей. Для образования мира, по мнению Плотина, необходимо наличие субстрата. Но это не есть тело, которое само состоит из материи и формы. Это нечто безусловно простое, лишенное всех качеств, неопределенное. Мир чувственных вещей отличается от мира идей протяженностью в пространстве, длительностью во времени и неистинностью.
Весь мир одушевлен, в нем существуют видимые и невидимые Боги, демоны. Вера в загробную жизнь, учение об очищении души, погружение в божество путем экстаза, слияние с первоединым - таковы вкратце основные положения этики Плотина.
Завершает развитие античного неоплатонизма, а вместе с тем и всей античной философии Прокл. В его философии религиозная направленность выступает еще отчетливее, чем у Плотина. Как глава Академии в Афинах, где творили крупнейшие философы античности, Прокл пытается сохранить духовное достояние и идейное господство неоплатонизма перед христианством, воскресить языческие верования, придав новый смысл их символам. Однако это было невозможно, так как христианство уже двести лет было признано государственной религией и господствовало в империи. И все же неоплатонизм не исчезает как философское течение. Он оказывает сильнейшее влияние на зарождающуюся схоластику в Западной Европе.
Гносеология как учение о познании
В тесной связи с попыткой понимания мира, космоса в античной философии зарождалось и учение о познании - гносеология. Уже Гераклит предметом познания считал природу и человека, полагая при этом, что познание объясняется через чувства и мышление. Он впервые вводит понятие конкретности и относительности знания. В лице Парменида философия открыла качественную специфику чувственного и логического в познании. По-своему стройную систему создает Демокрит. Рассматривая познание как отражение внешнего мира в ощущениях, представлениях, сознании людей, Демокрит выделяет два рода познания - чувственное и логическое.
Свою концепцию познания предлагали представители софизма и скептицизма. Как направление софизм возникает в V в. до н.э. Древние греки называли софистами мудрецов, выдающихся в интеллектуальном отношении. Первым считается Протагор (490-420 г. до н. э.), затем Гор- гий, Продик и Гиппий. Это старшие софисты. Из младших наиболее интересны Алкидам, Трасимах, Критий, Калликл. Они путешествовали по Греции и давали за плату уроки мудрости. Платон в диалогах "Протагор" и "Г’оргий" рассказывает, что жители платили немалые деньги за подобное обучение. Причем они были учителями не только мудрости, но и добродетели, под которой понималось не только нравственное совершенство, но и практическая способность к ведению общественных и государственных дел. Мудрость была синонимом науки. А поскольку философия охватывала всю науку и не называлась собственно философией, а мудростью, то учителя были софистами. Их цель - давать знания во всех возможных областях и выработать в учениках способность к различного рода деятельности. Для демократического государства подобное образование было необходимо, победа в народном собрании доставалась тому, кто умел воздействовать на умы своих сограждан с помощью риторики (красноречия, ораторского искусства). Впоследствии слово софист обозначало учителя ораторского искусства. Софисты существовали довольно долго. Софизм в свою очередь явился предтечей скептицизма, учения, ставящего под сомнение возможность истинного знания.
Софистов истина не интересовала, они учили искусству побеждать противника в спорах и тяжбах, отстаивать интересы силою слова. Софисты брались с помощью словесных ухищрений доказать любое положение как "за", так и "против". При этом нарушались законы формальной логики, употреблялись ложные выводы и аргументы, использовались различные логические ошибки, подмена понятий, их многозначность и пр. Софизм стал в обыденном сознании восприниматься и сейчас воспринимается в одиозном смысле, как весьма утонченный и умный, но вводящий в заблуждение. Примером софизма является "Рогатый": "То, что ты не терял, ты имеешь; ты не потерял рога; следовательно, ты их имеешь".
51
Ошибка состоит в неправильном заключении от общего правила к частному случаю, который это правило по существу не предусматривает.
Протагор, опираясь на учение Гераклита, пришел к выводу, что ни о какой вещи ничего определенного сказать нельзя, поскольку вещь непрерывно изменяется. Стало быть, знаний о вещах и самом мире нет, а есть только "мнения". А любое мнение одинаково истинно и ложно, так как о каждой вещи и явлении можно высказывать одновременно разные, противоречивые суждения. Отсюда вытекает принцип: "Человек есть мера всех вещей". Мир вещей таков, каким он представляется в наших ощущениях. Объективного (абсолютного) знания и объективных ценностей не существует. І Ірсл ігор подчеркивал роль субъекта познания, а вместе с тем и относительность знания (релятивизм).
Софисты в своих рассуждениях опирались на факт постоянной изменчивости вещей, абсолютизировали ее. При этом не принималось во внимание, что вещи одновременно находятся в.покое (устойчивы). Иначе говоря, гносеологическая основа софистов заключается в игнорировании диалектики устойчивого и изменчивого, абсолютного и относительного.
Другой особенностью взглядов софистов является их рационализм. Всеми достижениями в жизни человек обязан своему разуму, рассудительности. Философы-софисты высоко ценят научные знания, они внесли существенный вклад в развитие языкознания и логику.
Релятивизм и софистика явились одним из источников возникновения в древнегреческой философии мысли скептицизма (IV в. до н. э.). Яркими его представителями являются Пиррон, Агриппа, Секст Эмпирик и др. Скептицизму было присуще стремление к знанию и одновременно разочарование в нем, в его результатах. Исследователь превращался в скептика тогда, когда обнаруживал неразрешимость исследуемого вопроса.
Любая философия, любая наука включает в себя скептицизм как элемент критики. При этом он включается в систему аргументации, в силу чего выполняет конструктивную роль. Скептицизм же как философское течение имеет свою специфику. Опираясь на текучесть, изменчивость вещей, скептики отрицали возможность существования объективного знания о природе и социальных явлениях, ставили под сомнение существование объективной истины и надежного ее критерия. С другой стороны, заслуга скептиков состоит в том, что они вскрыли неполноту и неточность знаний, предугадали, что одними теоретическими средствами решить проблему невозможно.
Принципиально иную трактовку познания дает Платон, для которого познание есть припоминание душой своего бестелесного существования. До вселения в телесную оболочку человека душа пребывала на небе и созерцала там истинное сущее. Соединившись же с телом человека, она забыла то, что знала раньше. Восприятие вещей природного мира напомнили ей позабытые идеи. Всю область знания Платон разделяет на подлинное знание, незнание и мнение, ставя затем, как диалектик, вопрос об их взаимоотношениях. В этой связи Платон рассматривает и познавательную способность души, выделяя разум, рассудок, веру и уподобие, имеющие дело с соответствующими их природе предметами познания. В рамках теории познания Платон дает и определенную классификацию видов познания, которая начинается с подлинной науки - диалектики, затем идут математические науки, естественные. Замыкает классификацию познание вещей. Это знание несовершенное, но тем не менее необходимое.
Стройную систему познания, основанного на отражении, создает Аристотель. С его точки зрения предметом познания выступает внешний мир, природа. Любое познание начинается с ощущения, которое является достоверным. При этом философ указывает на пять органов чувств и пять видов ощущений, а также понятие восприятия, представления, роль памяти, составляющих образное познание. Значительную роль придает Аристотель и мышлению. Пытаясь установить связи мышления и чувств, он столкнулся с противоречием, которое не сумел разрешить. Однако Аристотель предвосхитил основную идею: чувственное познание содержит зйание единичного, тогда как наука должна владеть знанием общего. Мыслитель приходит к выводу, что душа обладает особой способностью к выработке общих понятий, независимо от чувственного познания. Душа предлагает аксиомы, с которыми соотносятся конкретные представления. Впоследствии Кант назовет подобные формы познания априорными. Аристотель создает, и первую классификацию наук. Они делятся на практические (этика, политика, экономика), цель которых знание ради деятельности; творческие (риторика, поэтика), цель - ради творчества; теоретические (философия, физика, математика), цель их - знание ради знания.
Уже на ранних этапах своего развития, следовательно, философия выработала самые общие принципы, правила познания и освоения природы, Космоса.
Проблема человека в античной философии
В общем контексте исследования Космоса, природы древние греки стремились понять и человека. Они считали, что человек как часть космоса, как некий микрокосм в своих проявлениях подчинен высшему началу, судьбе. Смирение перед судьбой, готовность с достоинством принять ее удары - особенность героя в античной традиции. Человека как гражданина рассматривает Платон, подчеркивая такие его качества, как героическая доблесть, гражданское служение обществу. Аристотель, продолжая мысль своего учителя, заостряет внимание на политических аспектах в деятельности человека. Софисты призывали изучать самого человека, его субъективные возможности, чтобы активнее воздействовать на человека с целью его переубеждения. "Человек есть мера всех вещей" - таков принцип софистов.
В эту же эпоху крайнего скептицизма возникает новое направление философии - сократовское движение (так называют период от софистов до Аристотель). Сократ отвлекает людей от метафизических умозрений о природе, которые довели их до сомнений и скептицизма, и заставляет их углубиться внутрь себя, создавая нравственную философию и новый метод.
Сократ - один из немногих, кто ничего не писал, но о котором изlt;- вестно достаточно. Главным предметом философствования Сократ считал вопросы этики: как следует жить. Именно потому Сократ и стремится точно установить определение этических категорий, выяснить их сущность: что есть мужество, добродетель, упорство, благоразумие, справедливость. При этом главной задачей Сократа была не столько этика, сколько философия, ибо всякая мораль подчинялась науке, философии. Если добродетель отождествляется со знанием, то только мудрый может быть храбр, справедлив, воздержан, считает Сократ. Он был убежден, что нравственные ценности должны быть одинаковы для всех людей. И если для софистов мера вещей - индивидуальный человек, то для Сократа человек - это родовое существо. Общепринятые нормы человеческих поступков существуют, ибо существует общезначимое знание. И человеку нужно помочь к нему прийти самому, тогда все люди будут вести себя одинаково. Знание добродетели, с точки зрения Сократа, заложено внутри человека и его выявление ведет к всеобщему счастью. Метод, который приведет человека к истине, есть диалектика, включая иронию и майевтику (т. е. способ рождения мысли, родового понятия, духовное повивальное искусство). Только диалектика может помочь "родить плод добродетели". Как способ достижения истины она выступает в форме рационального обсуждения, диалога с использованием индукции. Человек должен совершить над собой усилие, чтобы познать то, что заложено в нем. "Познай самого себя" - сократовский афоризм является важным принципом этики как практической философии. Мудрость и состоит в том, чтобы поступать правильно и жить справедливо в обществе. А общие для всех нравственные нормы, являясь объективными, воплощаются в божественных и государственных законах, которые никому не дозволено нарушать. Именно поэтому Сократ отказался от побега из тюрьмы, считая, что всю жизнь подчинялся законам демократии и до конца останется этому верен. В назначенный час он выпил чашу с ядом.
Продолжили развитие сократовской этики в античной философии гедонистическая и эпикурейская школы. С их точки зрения основной принцип человеческого бытия - удовольствие, понимаемое не в обыденном смысле. Речь идет о спокойном, благородном, уравновешенном удовольствии. Но поскольку желания человека безграничны, а средства удовлетворения их ограничены, то человек должен ограничить себя лишь теми потребностями, неудовлетворение которых ведет к страданию. От остальных желаний следует отказаться, в этом и состоит мудрость и благоразумие. Через устранение телесных страданий и душевных волнений, тревог человек приходит к здоровью тела и безмятег гости души, что и составляет цель, смысл жизни.
Подобно эпикурейцам стоицизм как философское течение подчеркивал практическую нравственную направленность фйяософии, видя ее задачу в том, чтобы научить человека добродетельной жизни: жить в согласии с природой, с порядком космоса, в согласии с разумом. Человек не может изменить свою судьбу, поэтому он должен ей следовать. При этом человек должен сохранять спокойствие духа, безучастное терпение, ибо счастье человека и состоит в том, "что он не желает никакого счастья". Стоический идеал человека, готового подчиниться своей судьбе, принять любые страдания, в дальнейшем будет принят в христианстве.
Античность - это своеобразное "детство" философии, гениально сформулировавшее всю гамму философской проблематики, которая прошла через столетия и проявилась в различных философских школах и направлениях вплоть до современности. Античное философское наследие стало тем неисчерпаемым источником, из которого питается философская мысль всех последующих столетий.
<< | >>
Источник: В. Л. Обухов, 3. С. Алябьева, А. Ф. Оропай и др.. Реалистическая философия. Учебник для вузов / В. JI. Обухов, 3. С. Алябьева, А. Ф. Оропай и др. / Под ред. В. JI. Обухова. - 4-е изд., перераб. - СПб.: СПбГАУ, ХИМИЗДАТ,2009. - 336 с.. 2009

Еще по теме ФИЛОСОФИЯ АНТИЧНОСТИ:

  1. 12. АНТИЧНЫЙ МИР И ГЕНЕЗИС ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  2. 2Л. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ АНТИЧНОСТИ
  3. Христианство и античная философия
  4. ИСЧЕЗНОВЕНИЕ И НОВАЯ ЖИЗНЬ АНТИЧНОЙ КОНЦЕПЦИИ ФИЛОСОФИИ
  5. Можно ли говорить о политической философии применительно к античному миру?
  6. 1.2.1. Развитие взглядов на психику в античной философии.
  7. Пьер Адо и его подход к античной философии
  8. Лекции по античной философии, прочитанные в 1979 год
  9. 10. Символ лука и лиры в античной эллинской философии
  10. П. П. Гайденко, В. В. Петров. ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ В АНТИЧНОСТИ И В СРЕДНИЕ ВЕКА. М.: Прогресс- Традиция. 608 с., 2000
  11. Мамардашвили М.. Лекции по античной философии. М.: «Аграф»,2002. - 320 с., 2002
  12. Адо П.. Что такое античная философия? / Перевод с французского В.П. Гайдамака. — М.: Издательство гуманитарной литературы,1999. 320 с., 1999
  13. Адо1 Пьер1. Духовные упражнения и античная философия / Пер. с франц. при участии В. А. Воробьева. М.; СПб. Изд-во «Степной ветер»; ИД «Коло»,2005. — 448 с., 2005