<<
>>

Философия в информационном обществе

Общим местом информационной культуры становится представление о доминирующей роли масс-медиа, формирующих человека нового типа, для которого книги и лекции, письменные тексты принимают вторичный, маргинальный характер.
Эра гуманизма, основанная на книге и образовании, близится к закату. Утрачивается великая иллюзия, что воспитание человека и духовное единство общества достигаются исключительно литературой, книгой, образованием. На место «всемирной литературы» приходят новые транснациональные информационные структуры. Распространение Интернета необратимым образом модифицировало всю культурную ситуацию современного мира. Медийные инструменты давно уже определяют сущностные черты жизни современного человека не только в сфере литературы и искусства, но преобразуют науку, философию и политику. Интернет представляет собой серьезную претензию на то, чтобы связать человечество в некое мировое сообщество. Подобные изменения заставляют нас менять привычный способ восприятия мира, стиль мышления и ценностные ориентации. Реакция на эти процессы российского философского сообщества неоднозначна. Старшее поколение видит в них признак разложения высокой культуры и потому расценивает как нечто враждебное, чему следует активно противостоять, прежде всего, административными ресурсами: укреплять традиционную систему образования. Молодые исследователи реагируют более гибко. Медийные средства становятся основным источником информации и средством управления сознанием. Преобладающим у молодого поколения становится то, что получило название ««клипового сознания» — быстро сменяющегося ряда визуальных образов, не предполагающих внимательного и тщательного осмысления. Почему прекрасный новый мир медиумов вызывает серьезные опасения? Аргументы как противников, так и защитников электронных медиумов хорошо известны. Прежде всего они указывают на проблему обучения: книга учит думать, а экран — манипулировать; современные обучающие программы рассчитаны на подготовку «видйотов».
Самые серьезные опасения вызывает политическое использование новых медиумов. И раньше газеты и журналы применялись для массированного воздействия на формирование общественного мнения. Однако письменные тексты (идеологии) становились объектом критики, и таким образом от них можно было дистанцироваться. Современные масс-медиа плохо приспособлены для обсуждения теоретических проблем. Конечно, дискуссии свободной общественности еще присутствуют на ТВ, но и здесь происходит, скорее, не возрождение античной «агоры», прямой демократии, а появление еще одного жанра шоу, зрелища, что делает малопродуктивными попытки серьезной аналитической работы. На самом деле новые коммуникативные медиумы не только разрушают традиционные формы солидарности, но и открывают дополнительные возможности объединения людей. Необходимо описать и проанализировать эти формы коммуникации, общения, коллективности для того, чтобы сознательно планировать и эффективно проводить социальные реформы. Для этого недостаточно одних эмпирических исследований. Требуются серьезные теоретико-философские методы для осмысления новой информационной реальности, в окружении которой живет современный человек. Последствия этого события гораздо глубже, чем думают защитники традиций. Исток человеческих проблем следует искать в глобальных изменениях, охвативших наш мир. Уже давно идет процесс запустения традиционных коллективных пространств, в рамках которых люди совместно проживали, говорили на одном языке, сообща вырабатывали коллективные чувства, представления и даже понятия. Мысли одного резонировали с мыслями других, и это было основой солидарности. Не ясно, как возможно сегодня единство автономных индивидов, спешащих после работы в свои отдельные квартиры в спальных районах. Не ясно, существуют ли какие-то общие проблемы, заставляющие принимать их участие в общественной жизни. АПОЛИТИЧНОСТЬ, апатия, конформизм, обезличивание людей — об опасности этого постоянно напоминают гуманитарии. Так безрадостно выглядит жизнь с точки зрения сторонников традиции.
На самом деле общество продолжает существовать на какой-то иной основе, нежели людское согласие. Ориентация на старые медиумы истины и морали не позволяет разглядеть новые формы взаимосвязи людей в общественное целое. Противоположностью добрых речей о человеке, ведущем поиск духовного начала, становится радикальный дискурс, отвергающий гуманистические ценности: природу нельзя спасти, необходимо развивать медицину, искать «ген долголетия», разрешить клонирование и таким образом, используя ресурсы биологического носителя, искать новую материю для мысли. Сегодня влияние философии на жизнь кажется неизмеримо малым по сравнению с такими мощными средствами массовой коммуникации, какими являются телевидение, пресса и радио. Специалисты по формированию общественного мнения считают, что реклама вещей формирует желания человека гораздо более надежно, чем философия. Не является ли она в таком случае анахронизмом и уделом коллекционеров экзотических продуктов мысли? На все эти почти риторические вопросы можно было бы ответить безусловно утвердительно, если бы не столь же безусловная потребность в философии, которая, как ни странно, не только не уменьшается, а напротив, возрастает в нашем веке, считающемся холодным и расчетливым. И это вполне понятно. Когда человек верил в Бога, то он возлагал на него ответственность за порядок мироздания. Когда люди верили в коллективный разум партии или государства, то они возлагали на своих вождей обязанность думать и изрекать истину. Но рано или поздно человек начинает решать и «первые», и «последние» вопросы своей жизни самостоятельно. Необходимость обращения к философии реализуется в поисках конструктивных путей преодоления разобщенности. Если попытаться уяснить специфику современного общества, то бросается в глаза гетерогенность (разнородность) и мультикультурность его элементов. Самые разные религии и идеологии, различные этнические и культурные традиции сегодня вынуждены сосуществовать друг с другом, что предполагает воспитание у людей взаимного уважения и терпения.
Философия занимается налаживанием диалога общественности, способствует взаимному пониманию и признанию различных разнонаправленных сил как в обществе, так и во внутренней, душевной жизни личности. Подобные диалоги предотвращают релятивизм, разобщенность и вражду в человеческих отношениях гораздо продуктивнее, чем навязывание собственных мнений в качестве абсолютных истин. На вопрос, какая философия нужна человеку, можно ответить следующим образом: философия выполняет важные критические функции и способствует пересмотру устаревших стереотипов. Но при всем своем критическом отношении к окружающему философия должна иметь жизнеутверждающий характер, внушать чувство гордости и уважения к достижениям народа. Сформулированная установка определила особенности данного учебника. Его цель состоит в том, чтобы помочь читателю-студенту разобраться с ключевыми проблемами философии, оценить их роль в человеческой жизни и культуре, составить представление о способах их анализа. Исторические типы и современное состояние философии, бытие и сознание, язык и общение, познание и истина, история и общество, культура и жизненный мир личности являются основными темами, которые обсуждаются на страницах учебника. Стремление к прояснению особенности философских вопросов и их всестороннему освещению потребовало привлечения подчас весьма разнородного материала из смежных гуманитарных и естественно-научных дисциплин. Подобный подход вполне понятен, ибо ни одна область знания не является изолированной. Интеграция и комбинирование познавательных усилий при рассмотрении отдельных философских проблем компенсирует неизбежную специализацию современного образования. Проблемно-тематическая самостоятельность глав учебника дала возможность сохранить свойственный каждой из них стиль аргументации. Нормальное состояние философии — это состояние сомнения, доходящее до пересмотра и переоценки «вечных» проблем бытия. Но жизнь чаще всего требует быстрых решений. Философия при этом выступает как форма ориентирования в нестандартных ситуациях. Бесспорно, что читать учебник будет трудно, но автору тоже было нелегко его написать. Он старался уйти от той ложной простоты анализа, за которой начинают размываться предметные контуры философии. Это еще раз свидетельствует о том, что даже такие обычные вещи, как письмо и чтение, связаны с взаимным пониманием и уважением автора и читателей. Важно научиться получать удовольствие от изучения философии. Как говорил Аристотель, «может быть, другие науки и нужнее, но лучше ее нет». Контрольные вопросы и задания 1. Каков предмет философии? 2. Охарактеризуйте специфику философских проблем. 3. Опишите отношения философии с другими формами познания и культуры. 4. Перечислите функции философии в современном мире. Литература 1. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? — М., СПб., 1998. 2. Мамардашвилли М.К. Как я понимаю философию. — М., 1992. 3. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? — М., 1992.
<< | >>
Источник: Марков Б. В.. Философия ДЛЯ БАКАЛАВРОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ. 2013

Еще по теме Философия в информационном обществе:

  1. 2.1. Информационная Сеть в зеркале аксиологии
  2. 2.3. Ценности информационного общества
  3. 2.1. Информационная Сеть в зеркале аксиологии
  4. 2.3. Ценности информационного общества
  5. 4.1. Статус и роль объекта в формировании бытия и порядка общества
  6. Политическая организация общества.
  7. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЙ ВЕКТОР СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЦИВИЛИЗАЦИИ МОДЕРНА А.А. Трунов Белгородский университет потребительской кооперации
  8. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
  9. НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ
  10. 4.5. ОНТОЛОГИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ГОСУДАРСТВА: ИДЕЯ НОВОГО «ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА»
  11. К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНОМ ВРЕМЕНИ В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ Завадский М.Б.