В эпоху глобализации происходит переоценка места и роли философии как формы мышления, как совокупности приемов интеллектуальнопсихологического освоения культурного наследия («живой души культуры»), форм и методов инновационного поиска, существенно снижающего риски общественного развития. Опасность неустойчивого развития, возрастающая цена возможных управленческих ошибок, не говоря о деструктивности корыстных интересов и их возможных проявлений в практике принятия государственных решений, настойчиво взывают к переосмыслению призвания философии, ее возможностей для улучшения жизни людей. Что такое философия сегодня: теоретическая форма современного мировоззрения; идеология, оправдывающая интересы правящего класса; методология научного познания; форма мудрости, дополняющая религию или конкурирующая с нею? Какие функции она выполняет: социализации и воспитания, критики идеологии, эмансипации, обоснования и защиты самобытной культуры? Ответы на эти вопросы требуют переосмысления сложившегося еще в XIX веке образа философии, выполняющей критическую функцию в отношении религии и идеологии. На самом деле государство и общество нуждаются не только в критике, но и в символической защите, оберегающей от нигилизма и ресентимента, придающей устойчивый смысл существованию. Именно эту функцию и должна выполнять философия. При этом философская критика должна быть конструктивной, способствовать оздоровлению общества и не давать ему впадать в спячку. По мнению интеллигенции, философия — это форма свободомыслия, рассчитанная на воспитание свободных умов. Государство держится отнюдь не на одном беспрекословном подчинении. Одни отдают приказы, другие их выполняют. Но даже в армии, где приказы не обсуждаются, существует генштаб, задача которого и состоит именно в обсуждении и формулировке содержания приказов. Философия необходима большой политике, то есть такой, которая направлена на благо народа. Но способен ли философ возвыситься над суетой и защищать государство от недостатков тех, кто им непосредственно управляет? Как считали древние философы, человеку нужно научиться управлять самим собою, своими страстями и желаниями, противостоять лести и другим соблазнам. Философа должна заботить не только личная этика, но и диагностика общества и современной цивилизации в целом. Чаще всего люди либо впадают в мизантропию и предаются критике, либо занимаются заботой о себе и призывают к полной независимости от государства и общества. Спасать науку, государство от истерической критики, внушать людям уверенность — в этом состоит иммунная функция философии. Нужна ли философия обществу, и выполняет ли она, будучи обязательной дисциплиной в системе высшего образования, государственное назначение? Раньше поддержка философии определялась верой в то, что она способствует воспитанию в людях государственных добродетелей. Такая актуализация философии является недостаточной, поскольку она стремится к истине и свободе. Отсюда философия позиционируется как критика идеологии, направленная на разоблачение власти. Некий баланс достигается в рамках академической свободы: государство не указывает, какая философия нужна, а профессор удерживается от политической пропаганды в стенах университета. Кризис системы образования, представляющего собой эффективный комплекс практик гуманизации человека, можно считать главным событием современности. Государство как сила во всем мире переживает кризис и теряет рычаги своего влияния. Финансы, экономика, информация — все это уже не контролируется и не регулируется государством. Гражданское общество также не может сохранить все эти институты на прежнем уровне. Наука, образование, культура предоставлены самим себе и сами должны искать средства существования. Отсюда знание становится товаром, который должен найти спрос на рынке. Многие гуманитарии впали в уныние: прежние практики классического образования оказываются невостребованными. Но философы должны не только приспосабливаться к рынку, но и создавать его. Бренд философии сложился в борьбе с невежеством и в поисках истины. Хотя сегодня отношения конкретных наук и философии далеки от идеала, однако никто не может оспорить, что они так или иначе связаны друг с другом. Думается, что и сегодня мировоззренческая и методологическая функции философии не вызывают сомнений. Конечно, намерение философии управлять или указывать место ученым, политикам, художникам сегодня кажется слишком ортодоксальным. Однако она может играть роль медиума коммуникации между различными дисциплинами, представители которых уже давно не понимают друг друга. Не следует отбрасывать и воспитательное предназначение философии. В последнее столетие она развивалась в основном как критика идеологии, опровергающая позитивные формы власти. Даже экзистенциальные философы занимали по преимуществу левую сторону дискурса и концентрировали свое внимание больше на негативных, чем на позитивных переживаниях людей. Если у Аристотеля источником философии было удивление, то у Хайдеггера — ужас. Очевидно, что такая философия выполняет, скорее, деструктивную, чем иммунную функцию. Вместе с тем философы издавна заботились о воспитании государственных добродетелей людей и даже стремились к управлению государством. Часто это намерение высмеивают как личное притязание на власть. На самом деле речь идет о философском осмыслении экономики и политики. Что такое власть, труд, капитал, какова роль знания, как реализует себя человек в современном обществе — все эти старые вопросы нуждаются в новом осознании.