<<
>>

Глава 18. ФИЛОСОФИЯ НЕНАСИЛИЯ

Учение о непротивлении злу насилием не есть какой-либо новый закон, а есть только указание на неправильно допускаемое людьми отступление от закона любви, есть только указание на то, что всякое допущение насилия против ближнего, во имя ли возмездия и предполагаемого избавления себя или ближнего от зла, несовместимо с любовью.

Л. Н. Толстой

Философия ненасилия является в настоящее время довольно модным учением, разделяемым если не всеми, то почти всеми. Но чтобы по- настоящему разобраться в нем, нужен тщательный исторический и теоретический анализ. При этом, естественно, ненасилие не может быть рассмотрено вне насилия, с которым оно составляет полярную пару, т. е. нерасторжимое диалектическое единство. В связи с этим необходимо дать четкое определение насилию и ненасилию.

Насилие:

  • это разрушительная сила, включающая в себя все формы физического, психологического, экономического подавления и соответствующие им душевные качества, как ложь, ненависть, лицемерие и т. д., часто она коренится в страхе быть отвергнутым, утратить какие-то блага, какие- то ценности, а может быть, и саму жизнь;
  • это физический и экономический ущерб, который люди наносят друг другу, т. е. то, что очевидно является насилием, - убийство, ограбление и т. д.;
  • но это также не вообгце подавление, принуждение, не вообще ущерб жизни и собственности, а такое принуждение и такой уіцерб, который осуществляется вопреки воле того или тех, против кого они направлены. Оно есть посягательство на свободу человеческой воли.

Насилие проявляется в различных и многообразных формах и степенях; физическое и психологическое, межличностное и структурное,

социальное и политическое, военное и экономическое, культурное, религиозное и т. д.

Ненасилие:

  • представляет собой философию, образ жизни, которые, на основе верховенства правды, любви, предполагают личностные, социальные и межнациональные изменения ради преодоления несправедливости в достижении мира, примирения;
  • решительно отвергает пассивность и подчинение всем формам несправедливости;
  • исходит из убеждения в самоценности каждого человека как свободного существа и одновременно взаимной связанности всех людей в добре и зле.
    В основе ненасилия лежит концепция, согласно которой человеческая душа является ареной борьбы добра и зла, т. е. признается моральная амбивалентность человека.

Принципы ненасилия - отказ от монополии на истину, готовность к изменениям, диалогу и компромиссу; критика своего собственного поведения с целью выявления того, что в нем могло бы питать и провоцировать враждебную позицию оппонента; анализ ситуации глазами оппонента с целью понять его и найти такой выход, который позволил бы ему выйти из конфликта с честью; бороться со злом, но любить людей, стоящих за ним; полная открытость поведения. Основная установка ненасилия - исправить отношения, превратить врагов в друзей, сделать так, чтобы предшествующее зло не стало абсолютной преградой для последующего сотрудничества.

При переходе от родового строя к классовой цивилизации осуществляется исторический переход от коллективной ответственности рода к индивидуальной ответственности отдельного человека, в связи с чем меняются формы социального регулирования. Именно в эту переломную эпоху, в середине I тысячелетия до нашей эры, в разных концах мира, в разных культурных регионах формируются идеи гуманизма, любви к людям. Одним из ее конкретных воплощений стало золотое правило нравственности, которое гласит: "Поступай по отношению к другому так, тппгТЙ хотел бы, чтобы "он поступал по отношению к тебе". Первые упоминания о нем относятся к VI-V вв. до новой эры.

На вопрос, почему люди так стремятся к равенству, человечности, гуманным отношениям, можно ответить так: потому, что их реальное бытие характеризовалось неравенством, а нормы, которыми они руководствовались в практической жизни, были далеко не гуманными. Но человечеству всегда было свойственно стремиться к идеалу. Поэтому золотое правило стало для человечества чем-то вроде фамильной драгоценности, которая бережно передается от поколения к поколению[19].

Золотое правило нравственности является наиболее древним и простым общечеловеческим правилом.

Но человечество за свою историю выработало и множество других, зачастую более важных, принципов и правил, направленных на утверждение общечеловеческого миропорядка. Это и идея итальянских гуманистов XVI в. о том, что высшими ценностями являются истина, добро и красота. Это и идея французских просветителей XVIII в. об общественном договоре, когда разные социальные слои, идя на взаимные уступки, договариваются между собой во имя общих интересов нации, государства. Здесь и идея о вечном мире А. Вольтера и И. Канта, основанная на утверждении мирового порядка без войн и насилия. Здесь и понимание Ж.-Ж. Руссо человека как высшей ценности, который в силу этого не может быть средством для достижения другими людьми каких бы то ни было целей, но должен сам оставаться только целью. Это и "религия" Л. Фейербаха, ставящая на место бога человека и утверждающая любовь как основной принцип человеческого бытия. Это и критика К. Марксом капитализма за его овеществление человека, превращение его в товар, меновую стоимость. Это и концепция всеединства В. С. Соловьева, в основе которой лежало убеждение, что путь к единению человечества лежит через сближение разных философских направлений, мировоззрений, религий.

Как видим, человечество в лице своих лучших представителей выстрадало многие положения, являющиеся необходимыми моментами учения о ненасилии. Но, во-первых, не было разработано целостной концепции учения ненасилия, а только ее отдельные моменты в виде конкретных правил; во-вторых, правила эти зачастую совмещались с элементами насилия. Так, этическое учение Канта требовало категорического следования общечеловеческим нормативам, не сообразуясь с личностью и ситуацией, вследствие чего его моральное учение приобретало абстрактную форму. Неслучайно самые верные последователи и ученики Канта называли его мораль рабской. Справедливая критика К. Марксом капитализма за его безжалостное отношение к человеку обернулась нравственным оправданием применения насилия в борьбе против насилия. Это потом вылилось в четкую ленинскую формулу, что без насилия по отношению к насильникам нельзя избавить народ от насилия.

К концу XIX столетия во весь голос заявила о себе потребность создания целостной философии ненасилия, которая смогла бы ответить на следующие вопросы: что такое ненасилие? как оно связано с насилием? почему ненасилию нет альтернативы? На все эти и ряд других вопросов и вызвался ответить Л. Толстой. Именно поэтому учение о ненасилии в XX в. так или иначе восходит к Толстому, даже если тот или иной исследователь и не ссылается на него, и именно поэтому его учению отведено центральное место в нашем изложении.

<< | >>
Источник: В. Л. Обухов, 3. С. Алябьева, А. Ф. Оропай и др.. Реалистическая философия. Учебник для вузов / В. JI. Обухов, 3. С. Алябьева, А. Ф. Оропай и др. / Под ред. В. JI. Обухова. - 4-е изд., перераб. - СПб.: СПбГАУ, ХИМИЗДАТ,2009. - 336 с.. 2009

Еще по теме Глава 18. ФИЛОСОФИЯ НЕНАСИЛИЯ:

  1. 4.2. Глобализация и модернизация как факторы современного цивилизационного развития
  2. 4.2. Глобализация и модернизация как факторы современного цивилизационного развития
  3. Буддизм
  4. Глава 1 ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ: ИСТОРИЯ, ШКОЛЫ, ПОДХОДЫ (КАРТИНА МИРА - КАРТИНА ДУШИ)
  5. Заключение
  6. Глава 18. ФИЛОСОФИЯ НЕНАСИЛИЯ
  7. §2.3. Следствия и верификация гипотезы. Коэффициент кровопролитности общества
  8. §2.4. Становятся ли люди «менее агрессивными»? Эффекты послепроизвольного поведения
  9. §2.5. Почему же война?
  10. ПРАКТИКА ВИЗАНТИЙСКОГО МИССИОНЕРСТВА
  11. I. Переживание мистического света
  12. 2. Межнациональное общение как проблема в молодежной среде
  13. ГЛАВА 6.1. ВОЗРОЖДЕНИЕ