3.2. Философская мысль эпохи Возрождения
Поступавшие из арабского Востока, а также из Византии все новые и новые работы античных (греческих и римских) авторов, ранее неизвестные в средневековой Европе, побуждали к переосмыслению великого культурного наследия древней средиземноморской цивилизации. Знакомство с подлинными текстами Платона изменило ранее сложившиеся представления о нем, утвердившиеся под влиянием ав- густинианской переработки в духе догматов христианства. Становятся доступными и приобретают популярность совершенно непривычные для Средневековья Идеи античных атомистов, скептиков, пифагорейцев. Но наибольшее воздействие на сознание гуманитарно образованных и не скованных традициями догматической церковной учености людей оказали произведения античной художественной культуры, открывшие не просто иные горизонты миропонимания, а прежде всего совершенно новое ощущение, переживание бытия.
Навеянное этим искусством взволнованное обращение к земной человеческой жизни, к миру человеческих чувств и страстей вполне отвечало тому жизненному стилю, который утвердился в богатых и политически автономных городах северной Италии - центрах мануфактурного производства и торговли, банковского дела и мореплавания.Люди, достигшие успеха в этих и других видах деятельности, осознавали значимость и продуктивность личной инициативы, ощущали себя творцами и хозяевами жизни. В этой новой, с точки зрения Средневековья, организации жизни причудливо соединялись религиозное рвение и жесткая, цепкая хозяйственная предприимчивость и расчетливость, склонность к размышлению о высочайших истинах бытия и тяга к разнообразным земным наслаждениям, обостренная нравственная рефлексия и откровенный цинизм. Известный мыслитель эпохи Возрождения Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494) в «Речи о достоинстве человека» утверждал, что сам Бог выделил человека из прочих творений, позволив ему «обладать и распоряжаться, следуя своему желанию и суждению, любым местом, любым обликом и любыми обязанностями». Человек создан свободным и помещен в средоточие мира как творец и создатель самого себя, способный опуститься к низшим формам бытия и стать диким зверем, но способный также, усилиями своей собственной души, подняться, возвыситься к Божественному бытию. Такое понимание человека далеко не во всем совпадает с античным представлением о нем как о природном существе.
Итак, первая и основополагающая мировоззренческая идея эпохи Возрождения - это гуманизм, или утверждение достоинства и ценности человека как творца, его права на счастье, а также признание значимости всех сторон человеческой жизни. Возникнув в связи с освоением культурного наследия античности, ренессансная идея гуманизма вобрала в себя в преобразованном виде библейское представление о Богоподобности человека. Вместе с тем она выразила новый жизненный опыт, как бы отодвигавший на второй план заботу о потустороннем, небесном блаженстве и концентрировавший внимание на земном бытии, его заботах и свершениях. Человек и человечество ставятся в центр новой картины мира, рассматриваясь как связующее звено между природой и Богом. На первый план выдвигается уже не бо- гопознание, а знание о человеке, обо всем богатстве его особой природы и о смысле его бытия. Человек осознается как субъект собственного жизненного процесса, способный к самосозиданию (самообразованию) и опирающийся в этом на собственный разум, творческие потенции. Именно эпоха Возрождения утвердила в сознании образованной общественности идеал свободной творческой личности, с которым должна сообразовываться организация общественной жизни. Дискуссии о гуманизме не прекращаются и в наши дни.
Еще по теме 3.2. Философская мысль эпохи Возрождения:
- 3.2. Философская мысль эпохи Возрождения
- Философские идеи эпохи Просвещения
- Мировоззренческая мысль эпохи Возрождения. Ф. Скорина
- Философская мысль в России начала XVIII века: преемственность и перспективы развития
- 9.3 Художественная культура эпохи Возрождения
- 2.3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ
- I. ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ
- РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ
- ЕДИНСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ И КОММУНИКАЦИОННОЙ СОСТАВЛЯЮЩИХ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ - АДЕКВАТНЫЙ ОТВЕТ ВЫЗОВАМ ВРЕМЕНИ Василец О.И.
- «ЗОЛОТОЙ ВЕК» И ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ В БЕЛАРУСИ Старостенко В.В.
- К ПРОБЛЕМЕ ИДЕАЛА В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ С.П. Жукова