<<
>>

ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ БЕЛАРУСИ

  В истории философской мысли Беларуси выделяют несколько периодов, в основном мало связанных между собой преемственностью традиций, сменявших друг друга в силу внешних, главным образом политических обстоятельств.

В качестве важнейших периодов можно выделить следующие: распространение идей ренессансного гуманизма и реформации (XVI-XVII вв.); 2) преобладание схоластической философии (XVII - первая половина XVIII вв.); 3) распространение философии просвещения (вторая половина XVIII - первая половина XIX вв.); 4) распространение народно-демократической идеологии (вторая половина XIX в.); 5) гегемония марксистско-ленинской идеологии (20-80-е гг. XX в.).

Начало распространения идей ренессансного гуманизма в Беларуси связано, прежде всего, с деятельностью Франциска Ско- рины (около 1490-1541). Он родился в Полоцке в купеческой семье. Окончил Краковский университет (1506), получив степень бакалавра свободных наук. Экстерном сдал экзамен в Падуанском университете (1512) и стал доктором лекарских наук. В дальнейшем он предпринял издание переведенных им на свой родной язык библейских книг, которые сопроводил своими предисловиями и послесловиями. В Библии Скорина видел важнейший источник просвещения народа. Возможности улучшения жизни людей Скорина связывал с распространением духа человеколюбия. Важное значение он придавал вопросам права. Он различал законы

"прироженые" (естественные) и "писаные". Естественный закон "написан есть в сердце каждого человека", согласно ему нужно "того не чините иным, чего сам не хощеши от иных имете". Поскольку некоторые злоупотребляли отсутствием писаных законов, пришлось учредить таковые для "людей злых, абы боячися казни, усмирили смелость свою".

С середины XVI в. на территории Великого княжества Литовского развернулось движение Реформации, оказавшее значительное влияние на общественную мысль.

Видным идеологом одного из течений Реформации - антитринитаризма1 - был Сымон Будный (1533— 1593). Он издал на белорусском языке "Катехизис" и свои переводы библейских текстов с предисловием и комментариями. По существу, он занялся пересмотром и критикой Священного Писания. Он отверг догмат о божественной природе Христа, называя "вздором софистов" утверждения, будто Бог мог родиться из своего собственного естества. Христос, по мнению С. Будного, выдающийся пророк, но все же смертный человек. Ему не следует поклоняться как Богу, и догмат о Троице несостоятелен. Наряду с этим С. Будный отрицал догмат о бессмертии души. Далее он пришел к отрицанию Бога как личности и истолкованию его как безликого творящего начала. Взгляды С. Будного стали предметом полемики в среде западноевропейских реформаторов.

После Люблинской унии (1569), ознаменовавшей образование Речи Посполитой, на белорусских и литовских землях интенсивно утверждался орден иезуитов, ставший главным орудием Контрреформации. Иезуитские коллегиумы (средние учебные заведения) открывались во многих городах Великого княжества Литовского (Полоцк, Несвиж, Орша, Гродно, Брест, Минск и другие), они стали преобладающим типом учебных заведений в Великом княжестве Литовском. Закрывались белорусские школы и типографии. Официальным языком в Великом княжестве Литовском стал польский. В1579 г. была основана Виленская иезуитская академия (университет), которая служила главным теоретическим центром и проводником идей Контрреформации в Великом княжестве Литовском. В ее состав входили факультеты теологии и философии. В 1644 г. к ним добавился юридический факультет. Складывалось такое положение, что получить образование оказывалось возможным только в иезуитских учебных заведениях. В XVII в. в академии основными дисциплинами были теология, схоластическая философия, латинский язык. На философском факультете изучались логика, психология, физика и метафизика Аристотеля, трактовавшиеся в духе Августина Аврелия, Фомы Аквинского.

В конце XVII в.

наиболее известным схоластом в Вильно прослыл В. Тылковский (около 1624-1695). Как иезуитский писатель он был популярен не только в Речи Посполитой. Некоторые из его сочинений переиздавались на латинском языке и в переводах в Париже, Вене, Аугсбурге и других городах. Крупнейшее сочинение В. Тылковского - девятитомная "Занимательная философия" - систематизированное изложение учения Аристотеля в истолковании Фомы Аквинского. Большую популярность имела его книга на польском языке "Научные беседа, содержащие в себе почти всю философию".

Среди преподавателей средневековой схоластики выделялся профессор Виленского университета М. Смиглецкий. Его основная работа, "Логика", написанная на латинском языке, пользовалась спросом в учебных заведениях Франции и Англии. По принципиальному для схоластической философии вопросу об универсалиях М. Смиглецкий придерживался позиции реализма. Наряду со схоластическим реализмом, в Виленской академии получил распространение и умеренный номинализм. Его сторонниками были И. Кимбарас, Г. Станиславский, С. Крюгер, К. Вежбицкий.

Острое противоборство между основными христианскими конфессиями, взаимные обвинения, угрозы и преследования не только разжигали религиозные страсти, но, с другой стороны, вызывали у некоторых людей неприязнь к религии. Заметным событием этой эпохи стало судебное разбирательство и казнь атеиста Казимира Лыщинского (1634-1689). Дворянин по происхождению, он получил начальное образование в Бресте, затем в Виленской академии, стал преподавателем в одной из иезуитских школ. В дальнейшем он отрекся от духовного сана, вернулся в имение Лыщицы Брестского повета, женился и посвятил себя педагогической, общественной и научной деятельности. В своем имении открыл школу и сам преподавал в ней. Подосланный к Лыщинс- кому провокатор в 1687 г. выкрал часть его трактата "О несуществовании Бога" и переелал виленскому епископу. Лыщинского арестовали, судили, обезглавили и сожгли на костре вместе с рукописью. Трактат Лыщинского, написанный на латинском языке и содержавший 265 листов, до нас не дошел, но о его содержании можно судить по материалам судебного разбирательства.

В трактате говорилось, что "люди... - творцы и создатели богов, и Бог является не действительной сущностью, а творением разума и к тому же химерическим; поэтому Бог и химера - одно и то же". Нематериального начала мира не существует. Лыщинский не верил в "воскресение из мертвых" и "страшный суд". Он утверждал, что "вера в Бога введена безбожниками. Страх божий внушен не имущими страха чтобы [их] боялись". "Простой народ обманут в своем угнетении более мудрыми лживой верой..." По своим социальным воззрениям Лыщинский был противником феодальной иерархии и сторонником общества, основанного на гражданской свободе.

Значительный след в истории белорусской и русской культуры оставил Симеон Полоцкий (Самуил Петровский-Ситнианович, 1629-1680). Он родился в Полоцке, учился в Киево-Могилянской коллегии и в Виленской иезуитской коллегии. Приняв в 1656 г. монашество, Симеон стал преподавателем Полоцкой братской школы, сблизился со сторонниками единства Беларуси с Россией. Он утверждал, что русский, белорусский и украинский народы происходят из единого корня - из российского роду , считал белорусов выходцами из этого рода, а белорусскую землю - "давной русской". В 1664 г. Симеон перебрался в Москву, где развернул широкую просветительскую деятельность. В мировоззрении С. Полоцкого христианские представления сочетались с античными и новоевропейскими.

Полоцкий полагал, что мир создан Богом. Мир основан на двух началах - материальном (земля, вода, воздух и огонь) и духовном. Человек причастен к обоим началам. Подобно Аристотелю, С. Полоцкий выделял ступени бытия: бытие вообще присуще всем вещам и существам, все существуют, но растения, кроме того, обладают еще и жизнью, животные обладают сверх того еще и чувствительностью, а человеку присуща сверх того еще и разумность. О познании Полоцкий высказывал мысли, близкие к западноевропейскому сенсуализму: ум новорожденного подобен чистой доске, врожденные идеи отсутствуют, познание начинается с ощущений. Природа подобна книге, которую человеку следует изучать; бытие Бога недоступно чувственному восприятию, значит, Бога нельзя познать, но в него нужно верить.

С. Полоцкий высоко оценивал роль философии в жизни людей, полагая, что она лечит людские нравы, учит справедливой жизни, помогает правителям мудро управлять державой.

Во второй половине XVIII в. в Речи Посполитой распространилась так называемая "эклектическая философия" - сочетание схоластики с идеями новоевропейской науки и философии. Переход от схоластики к философии Нового времени проявился во взглядах профессора Виленского университета Бенедикта Добшевича (родился в 1722 г.). Как и схоласты, он много внимания уделял логике, но связывал ее уже не столько с теологией, сколько с наукой, считая ее фундаментом всех наук, в том числе и философии. В его трудах рассматриваются философские и естественнонаучные идеи П. Гассенди, Р. Декарта, Г. Галилея, И. Кеплера, И. Ньютона, Н. Мальбран- ша, Р. Бойля, Г. Лейбница, X. Вольфа и других ученых, излагаемые в соединении со схоластической философией.

Начиная с Б. Добшевича схоластическая философия в Литве и Беларуси стала заметно утрачивать свои позиции. В трактатах по философии пошли на убыль споры об универсалиях, все чаще обсуждались взгляды философов Нового времени. В 1773 г. римский папа Климент XIV распустил орден иезуитов, кончилось господство их идеологии в Виленском университете и в общественной жизни Литвы и Беларуси.

Идеи просветительской философии стали распространяться в Великом княжестве Литовском во второй половине XVIII в. Видным сторонником просвещения был Казимир Нарвут (1738— 1807). Он родился в Лидском повете, получать образование начал в ГЦучине, продолжил в Вильно, затем - в Италии, Германии, Франции. Нарбут оставил значительное рукописное наследие, в том числе по философии, логике, этике, естествознанию и т. д. Писал свои произведения по-польски. Издал в Вильно первый учебник логики на польском языке. Воззрения Нарбута на строение мира основаны на идеях Коперника, Галилея, Ньютона, Кеплера. Принимая позицию деизма, он стремился к освобождению философии от схоластики и богословия. Вместе с тем он полагал, что истинные знания не противоречат религии.

В воззрениях на общество К. Нарбут придерживался теории общественного договора.

Важную роль в распространении идей Просвещения в Великом княжестве Литовском сыграл Иероним Стройновский (1752-1815). В 1799-1806 гг. И. Стройновский занимал должность ректора Виленской Главной школы, преобразованной при его участии в 1803 г. в Университет. В 1785 г. в Вильно вышла на польском языке его работа "Наука о естественном и политическом праве, политической экономии и праве народов", получившая широкое распространение как учебное пособие для учащихся высших и средних учебных заведений. В 1809 г. в русском переводе она была издана в Петербурге.

В гносеологии И. Стройновский придерживался позиции сенсуализма, высоко ценил философские системы Локка и Кондильяка. Социальные воззрения И. Стройновского основаны на теории "естественного права". Он считал, что законы, устанавливаемые в обществе, должны приближаться к естественным. Нравственный порядок он рассматривал как часть мирового порядка. Люди в своих заблуждениях способны уклоняться от естественных порядков, но тогда их настигают несчастья. Стройновский, будучи сторонником теории общественного договора, не разделял вместе с тем представления, будто возникновению государства предшествовало "естественное состояние" ("война всех против всех"). Он считал естественным именно общественное существование человека, а вот государство, по мнению Стройновского, возникло исторически: увеличение численности людей вынудило их ради пропитания заняться земледелием, появилась частная собственность на землю, а вместе с тем и потребность в защите частной собственности, и тогда в результате общественного договора было учреждено государство.

Концепцию генезиса мышления и языка разрабатывал Аниол Довгирд (1776-1835). Довгирд родился в поместье Юрковщина Мстиславского уезда Могилевской губернии в семье обедневшего помещика. С 1818 г. он преподавал логику и философию в Виленском университете. Написал на польском языке ряд произведений по философии, логике, психологии. Логика, по мнению Довгирда, предшествует философии в генетическом и методологическом плане. Самой же логике предшествуют опытные знания. Еще до открытия законов логики люди использовали их на практике, поскольку опирались на "естественную логику", а потом уже появилась "искусственная логика", т. е. логика как наука, основанная на опыте и обобщениях. Возникновение и развитие мышления, как полагал Довгирд, обусловлено общением и совместной деятельностью людей. Мышление человека неразрывно связано с языком.

Просветительские воззрения на историю развивал Адам На- ругиевич (1733-1796). Он родился в Пинском повете, был преподавателем в Виленской академии и в Варшавском иезуитском коллегиуме. По предложению польского короля А. Нарушевич написал "Историю польского народа", отображающую также историю Великого княжества Литовского. Он представил историю как деяния не только господ, но и простого народа. Главным двигателем свершающегося прогресса он считал человеческий разум.

Взгляд на историю как поступательный закономерный процесс развивал также Иоахим Лелевель (1786-1861), идеолог польского национально-освободительного движения, историк. В 1804-1808 гг. И. Лелевель был студентом Виленского университета, в этом же университете он в 1815-1818 и 1822-1824 гг. читал лекции по всеобщей истории. Общая историческая закономерность, по Лелевелю, - постоянный, непрекращающийся прогресс, важной силой которого являются действия масс. Идеи И. Лелеве- ля воодушевляли деятельность тайных студенческих организаций. В период Польского восстания 1830-1831 гг. он был председателем Патриотического общества, членом Временного правительства.

В конце XVIII - начале XIX вв. наряду с просветительскими воззрениями получили распространение идеи романтизма. Влияние романтизма проявилось в эстетических взглядах Леона Боровского. Боровский родился в Пинском повете, учился в Поставах, Вильно. Как сторонник романтически-поэтического восприятия жизни, Боровский полагал, что подлинная поэзия более свойственна ранней стадии человечества, чем современной. Началом разрушения первобытной поэзии послужило возникновение земледелия в Египте, когда пастушеская кочевая жизнь сменилась оседлой. Эта перемена повлекла за собой ограничение свободы людей: стало выгодным использование рабского труда, потребовалась тираническая власть. Наивная и жизнерадостная поэзия свободных кочевников сменилась подневольным трудом массы людей на строительстве пирамид. Возникновение цивилизации с ее отчужденными от человека законами сузило возможности непосредственного переживания и проявления чувств. Романтические воззрения Л. Боровского пробуждали в нем интерес к языческим мифам белорусов и литовцев. Он считал устное народное творчество образцом подлинной поэзии.

В 1817-1823 г. в Виленском университете действовала тайная организация "Общество филоматов "(любителей наук). В состав руководящего ядра общества входили: Юзеф Ежовский, Томаш Зан, Адам Мицкевич, Ян Чечёт, Францишек Малевский, Казимир Пясецкий, Михаил Рукевич, Онуфрий Петрашкевич, Теодор Лозинский. Основой своего союза они провозглашали добродетель и труд. Ведущую роль в разработке важнейших программных документов организации играли А. Мицкевич и Т. Зан.

Своей целью члены общества объявили самосовершенствование и подготовку молодежи к деятельности на благо отечества. Основным препятствием на пути прогресса филоматы считали крепостничество и самодержавие как противоречащие естественному праву и разуму установления. Вслед за И. Лелевелем филоматы рассматривали историю человечества как закономерный процесс борьбы за прогресс и свободу. Филоматы готовили доклады и обсуждали их на заседаниях. Они ориентировали свою деятельность на реальные потребности общественной жизни, стремились изучать характер народа, его обычаи, чтобы выработать соответствующие принципы своей деятельности. Филоматы под влиянием идеологии романтизма высоко ценили народное творчество. Ян Чечёт в своих сочинениях стал пользоваться белорусским языком наряду с польским. Общество филоматов оказало значительное влияние на последующее развитие общественной мысли в Беларуси и Литве.

После польского восстания 1830-1831 гг. Виленский университет был закрыт. Систематическое философское образование и философские исследования возобновились лишь спустя почти столетие, с открытием Белорусского государственного университета в 1921 г.

Видную роль в развитии белорусской общественной мысли сыграло творчество Винцента Дунина-Марцинкевича (1807-1884 гг.).

Дунин-Марцинкевич полагал, что необходимо совершенствовать человеческие отношения путем просвещения и нравственного воспитания. Важную роль в этом способна играть литература на белорусском языке, которая была бы понятна как помещику, так и крестьянину и изображала бы идеальное состояние жизни, простые и доброжелательные отношения. Он проповедовал братское единство людей, простоту и "естественность" жизни, согласно многовековым патриархальным традициям, противопоставляя их сложности, нравственному хаосу и взаимной вражде, царящим в городе. Белорусский язык Дунин-Марцинкевич считал крестьянским, простонародным. Беларусь не представлялась ему самостоятельной в национальном отношении. Ценность ее он видел в сохранении лучшего из минувших времен. Культурное своеобразие Беларуси определяется для Дунина-Марцинкевича синтезом двух культур - дворянской и народной. Первая несет высокий уровень духовности, а вторая - самобытность. Это единство должно определять, по мнению Дунина-Марцинкевича, характер новой белорусской культуры.

Во второй половине XIX в. заметными явлениями в общественно-политической жизни Северо-Западного края были деятельность Кастуся Калиновского (1838-1864), издававшего "Мужицкую правду", проповедовавшего идеи крестьянской революции, общинного социализма, национального освобождения, народнических групп, и газеты "Гомон", творчество Фран- тишка Богушевича (1840-1900), Янки Лучины (1851-1897), распространение марксистских идей.

В начале XX в. на идейном поприще выступили газеты "СевероЗападный край ", "Наша доля", "Наша тва", большевистская газета "Звезда". Большую роль в развитии белорусской общественно-политической мысли сыграли литераторы Алоиза Пашкевич-Тетка (1876-тб),ЯнкаКупала(1882-т2),ЯкубКолас(№2-тб), сторонники идеи национальной автономии белорусского народа, его просвещения, общности и бесклассовости (И. Луцкевич, Ю. Верещат, Бурбис), большевистские пропагандисты и организаторы М. В. Фрунзе, А. Ф. Мясников.

В 1921 г. небольшим тиражом в Вильно была издана работа Игната Абдираловича (И. В. Канчевский, 1896-1923) "Адвеч- ным шляхам". В ней автор размышляет об историческом пути и культурном своеобразии белорусов, находящихся между Востоком и Западом и не принявших ни ту, ни другую сторону. Белорусам нужны "свои белорусские формы жизни", но при этом следует избегать "белорусского мессианизма". В творчестве адекватных форм жизни дух должен быть свободен от лозунгов и догм. "Истинной основой жизни может быть только творчество". Свободная, непринудительная кооперация должна служить ориентиром формирования человеческих отношений.

Систематические исследования и преподавание философии возобновляются уже в Советской Белоруссии в 1921 г. благодаря учреждению Белорусского государственного университета и организации кафедры диалектического материализма.

В первые годы существования БГУ видную роль играл профессор Владимир Николаевич Ивановский (1867-1939) - специалист в области философии науки, истории философии и психологии. До переезда в 1921 г. в Минск он преподавал в Московском и Казанском университетах. В Минске в 1923 г. был издан его главный труд "Методологическое введение в науку и философию". В нем Ивановский рассматривает философию как одну из основных областей ("систем") культуры. Философия занимается, прежде всего, вопросами предельными, пограничными в системе человеческих знаний. Ивановский характеризует философию в целом как "осознание человеком основ той культуры, которою он живет, или самосознание культурного, общественного человека, - коротко говоря, самосознание культуры (в человеке)".

В Минске работал выдающийся исследователь культов и мировоззрений древности Николай Михайлович Никольский (1877-1959), академик АН Белоруссии (1931), член-корреспондент АН СССР (1946), автор работ "Мировой и социальный переворот по воззрениям раннего христианства" (М., 1922), ' Дохристианские верования и культы днепровских славян" (М., 1929), "История русской церкви" (М.-Л., 1931), "Политеизм и монотеизм в еврейской религии" (Мн., 1931), "Этюды по истории финикийских общинных и земледельческих культов" (Мн., 1948), "Происхождение и история Белорусской свадебной обрядности" (Мн., 1956).

В Белоруссии начиналась творческая биография известного специалиста в области истории философии Бернарда Эммануиловича Быховского (1898-1980). Он родился в Бобруйске, окончил факультет общественных наук БГУ (1923). Работал в

Белорусском университете и Центральной партийной школе при ЦК КП Белоруссии. В дальнейшем работал в Ташкенте и Москве. Быховский был одним из руководителей работ по созданию трехтомной "Истории философии" (1940-1943). За участие в данном труде он был удостоен Государственной премии СССР. Быховский написал ряд крупных работ о выдающихся европейских философах.

В Минске довелось работать в последние годы своей жизни академику АН СССР Георгию Федоровичу Александрову (1908— 1961), который был редактором и одним из авторов вышеупомянутой трехтомной "Истории философии", за которую он также был удостоен Государственной премии СССР. До переезда из Москвы в Минск он был директором Института философии АН СССР (1947-1954), министром культуры СССР (1954-1955). В 1955-1961 гг. заведовал сектором диалектического и исторического материализма Института философии и права АН БССР, был профессором кафедры философии АН БССР и Белорусского государственного университета. В Минске Александров завершил три крупные работы по истории социальных идей. Деятельность Г. Александрова оказала благотворное влияние на повышение уровня теоретических исследований в БССР.

В философских исследованиях 70-80-х гг. видное место занимают труды Вячеслава Семеновича Степина (р. 1934), специалиста в области теории познания, философии и истории науки, философской антропологии. Он окончил отделение философии исторического факультета БГУ (1956). В 1981-1987 гг. заведовал кафедрой философии гуманитарных факультетов БГУ. Ныне он директор Института философии Российской академии наук. В 70-80-е гг. В. С. Степин внес значительный вклад в исследования проблем методологии науки и теории познания. В последние годы его внимание обращено, прежде всего, к проблемам соотношения универсалий культуры и философских категорий.

В завершение краткого очерка истории философской мысли в Беларуси упомянем о выдающихся мыслителях XX века, чьи судьбы были связаны с Беларусью.

Выходцем из Беларуси был крупный ученый, один из основоположников психологической теории права Лев Иосифович Петражицкий (1867-1931). Он родился в Витебской губернии, окончил Витебскую классическую гимназию. В дальнейшем стал профессором Петербургского университета, а после революции эмигрировал в Польшу и руководил кафедрой социологии Варшавского университета. Идеи Петражицкого оказали большое влияние на современную американскую социологию права.

Уроженцем Витебской губернии и учащимся Витебской гимназии был один из крупнейших русских философов Николай Онуфриевич Лосский (1870-1965).

Михаил Михайлович Бахтин (1895-1975) четыре года (1920-1924) работал в Витебске: преподавал всеобщую литературу в педагогическом институте и философию музыки в консерватории, читал публичные лекции, занимался активной научной деятельностью. Именно в эти годы он разрабатывал свои основополагающие идеи, нашедшие выражение в исследовании творчества Достоевского, в работах МК философии поступка", "Автор и герой в эстетической деятельности", "Субъект нравственности и субъект права".

Темы для обсуждения Основные периоды в развитии философской мысли Белоруссии. Социально-философские и гуманистические идеи в белорусской философии. Философия и развитие белорусского самосознания.

Литература Бирало А. А. Философская и общественная мысль в Белоруссии и Литве / А. А. Бирало. Мн., 1971. Дорошевич Э. К. Философия эпохи Просвещения в Белоруссии /

Э.              К. Дорошевич. Мн., 1971. Из истории философской и общественно-политической мысли Белоруссии: избр. произведения XIX - начала XX в. Мн., 1962. Кшга жыщй i хаджэнняу. Мн., 1994. Короткая Т. П. Религиозная философия в Белоруссии начала XX в. / Т. П. Короткая. Мн., 1983. Майхрович А. С. Поиск истинного бытия и человека: Из истории философии и культуры / А. С. Майхрович. Мн., 1992. Мохнач Н. Я. Общественно-политическая и этическая мысль Беларуси начала XIX в. / Н. Н. Мохнач. Мн., 1985. Мыслщсл1 i асветнш Беларуси энцыклапедычны даведшк. Мн., 1995. Падокгиын С. Фьчасофская думка anoxi Адраджэння у Беларуси Ад Францыска Скарыны да Слмяона Полацкага / С. Падокшын. Мн., 1990. Памятники философской мысли Белоруссии XVII - первой половины XVIII в. Мн., 1991. Скарына Ф. Прадмовы i пасляслоу1 / Ф. Скарына. Мн., 1969. Философская и общественно-политическая мысль Белоруссии и Литвы. Мн., 1987. Фыаматы i фыарэты: зборшк. Мн., 1998. Францыск Скарына i яго час: энцыклапедычны даведшк. Мн., 1995.

<< | >>
Источник: В.С. Стёпин. Философия: учеб, пособие для студентов высш. учеб, заведений. 2008

Еще по теме ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ БЕЛАРУСИ:

  1. 9.3. Социально-философская мысль Беларуси в контексте национального самосознания
  2. Мировоззренческая мысль эпохи Возрождения. Ф. Скорина
  3. ФИЛОСОФСКО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ВОЕННО-НАУЧНОГО ЗНАНИЯ Чмыхун И.Н.
  4. ФИЛОСОФСКО-ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ДИАЛОГА: ПРОБЛЕМА РЕФЛЕКСИВНЫХ ОСНОВАНИЙ Мякчило С.А.
  5. С. А. Мякчило ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО СИНТЕЗА в НАУЧНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ устойчивого социокультурного РАЗВИТИЯ БЕЛАРУСИ
  6. Т. И. Адуло ЭВРИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ФИЛОСОФСКОГО НАСЛЕДИЯ В НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
  7. ФАКТОРЫ КОНСОЛИДАЦИИ НАРОДОВ БЕЛАРУСИ И РОССИИ И ЦЕННОСТИ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ Н.С. Щёкин, О.В. Новикова
  8. ОГЛАВЛЕНИЕ
  9. НА ПЕРЕКРЕСТКЕ СУДЕБ БЕЛОРУССКОЙ ФИЛОСОФИИ доклад на торжественном заседании, посвященном 80-летию Института философии Национальной академии наук Беларуси А.А. Лазаревич
  10. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ О.П. Пунченко
  11. СОТРУДНИЧЕСТВО ФИЛОСОФСКИХ ШКОЛ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ - ВКЛАД В ГЛОБАЛЬНОЕ НАУЧНО-ГУМАНИТАРНОЕ РАЗВИТИЕ С.А. Мякчило
  12. УСТОЙЧИВОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ: РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИЙ АСПЕКТ В.В. Старостенко
  13. 3.1. Философия «национальная» и «универсальная». Институт философии КАК НАСЛЕДНИК ТРАДИЦИЙ ФИЛОСОФСКОЙ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ мысли Беларуси ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ БЕЛАРУСИ: ЗАРОЖДЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ТРАДИЦИИ В.Б. Еворовский