<<
>>

2.2. Философские учения Древней Индии

Своеобразие истории Древней Индии состоит в том, что она не оставила потомкам летописных хроник, точных фиксаций важнейших событий общественной жизни. Это неслучайно, ибо такое возможно лишь в обществе, где внимание образованных людей сосредоточен^ преимущественно на духовно-религиозных п р о б л ем а х.
\Ес л и философская мысль Древнего Китая характеризуется, как правило, своеобразной приземленностью, ориентированностью на осмысление жизненно-практических задач, то древнеиндийская философская мысль направлена прежде всего на вопросы духовной жизни людей. Начало этому было положено еще тогда, когда вторгшиеся в северную Индию племена ариев принесли с собой развитую, богатую содержанием совокупность мифов и верований, которые они постарались сохранить в новых условиях. Своеобразной формой предфилософии здесь. выступили древнеиндийские Веды, являющиеся одним из наиболее старых литературных памятников в истории человечества. Они стали складываться еще в третьем тысячелетии до н.э. «Веда» означает знание. Древнейшую часть Вед составляют собрания гимнов, посвященных разным богам. Это прежде всего монументальная «Ригведа», которая содержит более 1000 гимнов, а также «Сд- маведа» (сборник напевов, близких к Ригведе), «Яджурведа» (собрание жертвенных формул) и, наконец, «Атхарваведа» (сборник заклинаний и заговоров). К Ведам примыкают Брахманы, дающие истолкование ведийских гимнов, Аранъ- яки, представляющие собой религиозные тексты, предназначенные для лесных отшельников, а также Упанишады, или трактаты религиозно-философского характера.

Религия в древней Индии недогматична, что сказалось на поразительном многообразии богов, о которых повествует религиозное предание. Обнаруживается это и в нечетком их разграничении, когда каждый из богов может на какое-то время стать главным или даже быть всеми богами сразу. Ведийских мыслителей интересуют происхождение и природа мироздания, взаимосвязь существования и несуществова- нияГГГак, в одном из гимнов Ригведы, называемом «Песнь творения», говорится:

«Не было тогда ни несуществующего, ни сущего: не было царства воздуха и неба над ним.

Что же служило покровом и где? И что давало защиту? Была ли вода, бездонная водная глубь?

Не было тогда ни смерти, ни того, что живет вечно; никакого признака, разделявшего ночь и день.

Это единое, бездыханное дышало лишь собственной своей сущностью.

Помимо него не было ничего вообще.

Была тьма: скрытое сперва во тьме, все это было бесформенным хаосом.

Все, что существовало тогда, было пустым и бесформенным. Великой силой тепла рождено было это единое.

Затем возникло вначале желание - первичное семя и зародыш духа.

Мудрецы, которые искали мудростью своих сердец, обнаружили родство существующего в несуществующем.

Поперек была проведена их линия раздела: что же было над ней и что под ней?

И были там создающие, были могучие силы, здесь - свободное действие, там - энергия.

Кто знает воистину и кто может здесь сказать, когда это родилось и когда свершился этот акт творения?

Боги появились позже сотворения этого мира.

Кто же тогда знает, когда появился мир?

Он, первоисточник всего созданного, все равно, создал ли он все это сам или же нет.

Тот, чье око надзирает за этим миром с высоты небес, он воистину знает это, а может быть, он и не знает»1.

Это, конечно, еще не строгий, выверенный философский текст, излагающий определенную концепцию, но во всяком случае - приглашение к поиску, ответственным мировоззренческим размышлениям.

<< | >>
Источник: Вишневский, М. И.. Философия : учеб. пособие / М. И. Вишневский. - Минск : Выш. шк. - 479 с.. 2008

Еще по теме 2.2. Философские учения Древней Индии:

  1. 3. Культура Древней Индии и Китая
  2. Тема семинарского занятия №7: Хозяйственный и общественный строй Древней Индии по «Законам Ману» и «Артхашастре».
  3. 11. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ И ДРЕВНЕЙ ИНДИИ 1.
  4. 2.1. Философские идеи и учения Древнего Китая
  5. 2.2. Философские учения Древней Индии
  6. Глава 10 Древняя Индия: политическая система и социальная структура
  7. Древняя Индия
  8. 6.3 Культура древней Индии
  9. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ИНДИИ: ЕДИНСТВО И МНОГООБРАЗИЕ
  10. Культура Древней Индии
  11. 3ФИЛОСОФСКИЙПЛЮРАЛИЗМ,МНОГООБРАЗИЕ ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЙ И НАПРАВЛЕНИЙ
  12. Глава 19. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О ЦЕННОСТЯХ
  13. §17 Древняя Индия
  14. § 18 Религиозные верования и повседневная жизнь в Древней Индии
  15. Древняя Индия
  16. Глава 5. Как устроен мир? (Онтология — философское учение о бытии)
  17. Глава 10.  Философское  учение о ценностях (аксиология)
  18. Глава I. Философская культура Древнего Востока