<<
>>

Т. Гоббс

Томас Гоббс (1588-1679) считал, что человек рождается философом, поскольку склонен рассуждать о разных вещах и связывать их между собой. Вместе с тем философские рассуждения, полагал он, отличаются последовательностью, которая присуща науке.

Источником познания, по Гоббсу, является действие внешних тел на органы наших чувств, дающие образы внешних вещей. В основе этих образов лежат движения частиц. Правда, возникающие у нас образы включают цвета, вкусы, запахи, которые не присущи самим частицам, составляющим вещи. Значит, нужно освободить наши представления о вещах от иллюзий.

Средством, необходимым для того, чтобы отбирать нужные образы, анализировать их и соединять вместе, является язык. Слова языка - это метки, используемые для запоминания вещей и их свойств, для обработки образов этих вещей и для общения с другими людьми. Общие понятия выступают лишь «именами имен». Истина понимается Гоббсом не как свойство вещей самих по себе, а как характеристика наших высказываний о них. Соединение высказываний есть складывание или вычитание образов соответствующих вещей. Аналитический метод познания характеризуется разложением образов вещей на их составные части, изучение которых позволяет сформулировать исходные принципы. Синтетический метод - связыванием того, что ранее было разъединено, и установлением математически строгой теории, позволяющей решать многочисленные практические задачи. Итак, номиналистически окрашенный механистический материализм Гоббса, имея сенсуалистическую основу, включает также элементы рационализма.

В истории европейской философской мысли Гоббс особенно известен как создатель учения о государстве, толкуемом им в качестве «искусственного тела», созданного людьми путем общественного договора. Это учение утверждает, что государственному состоянию предшествовало естественное состояние жизни людей, при котором отсутствовали общепринятые правила и нормы взаимоотношений, велась «война всех против всех». Для избавления от подобного зла люди договорились ограничить свою свободу и учредить государственную власть, которая обязана была твердой рукой устанавливать порядок и подчинять волю отдельных лиц единой воле к миру. Власть государства по отношению к подданным, по мнению Гоббса, абсолютна, а повиновение граждан должно быть безоговорочным. Но никакое государство не может господствовать над умами людей; индивидуальный разум суверенен. Благо народа является целью государства, и для ее достижения нужно, чтобы государство было единым и эффективным. Показательно, что книга Гоббса «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского», являющаяся развернутым изложением его философии, начинается с раскрытия его взглядов на человека и познание. В целом сочинения этого автора отличает удивительная ясность и определенность формулировок, что, кстати говоря, облегчает их критику.

lm| Дж. Локк

<< | >>
Источник: Вишневский, М. И.. Философия : учеб. пособие / М. И. Вишневский. - Минск : Выш. шк. - 479 с.. 2008

Еще по теме Т. Гоббс:

  1. Т. Гоббс
  2. 2 1 . Эмпирическая психология Томаса Гоббса
  3. 9.7. «ГОББСОВА ПРОБЛЕМА» ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
  4. II. ГОББС
  5. IV. КУМБЕРЛАНД
  6. ГОСУДАРСТВО КЛАДЕТ КОНЕЦ ВОЙНЕ ВСЕХ ПРОТИВ ВСЕХ (ГОББС)
  7. 2. Два лейтмотиви критики лібералізму комунітаризмом — критика гоббсівського атомізму-інструменталізму і критика кантівського деонтологізму у світлі дискурсивної етики
  8. Глава XVIII ТЕОРЕТИКИ АБСОЛЮТИЗМА И СОСЛОВНОСТИ
  9. Домарксистские мыслители о конфликтах
  10. Томас Гоббс: жизнь и борьба мыслителя
  11. Социально-политические взгляды Гоббса