<<
>>

Гуссерлевская идея философии

Задачу создания принципиально новой, универсальной философии (трансцендентальной феноменологии) Гуссерль рассматривал как возрождение и действительное осуществление уже ставившихся до него философией, но пока не решенных ею задач.

В

201

статье "Философия как строгая наука" (1911) Гуссерль призывает приступить к абсолютно новому началу философии, которое было бы способно, наконец, реализовать саму идею философии.

Идея философии как "строгой науки" у Гуссерля - отнюдь не сциентистская. Это - не попытка построить философию по образцу естественных наук или наук о духе, или даже "эйдетических", как их называет Гуссерль, наук (чистая математика, логика и т. д.). Философия не должна и не может перенимать методы других наук. Напротив, но самой своей сущности и в своем историческом возникновении философия, по Гуссерлю, является универсальной основой и "универсальной критикой" как науки, так и всей человеческой жизни. Поэтому именно она способна до конца прояснить методы и основания любых позитивных наук, дав им "новое измерение и тем самым последнее завершение".

В соответствии с этим, смысл "научности" разъясняется Гуссерлем через собственные познавательные задачи и возможности философии: "обязательным для каждого разумного человека образом познать, что такое есть подлинная истина, подлинно прекрасное и доброе, как они должны быть определяемы по общему своему существу, каким методом должны быть постигаемы в каждом отдельном случае" К

Как новое измерение человеческого существования характеризует философию поздний Гуссерль: если человек есть новая, по сравнению с животными, ступень одушевленности, то философский разум является новой ступенью человечества и его разума. Это - способ человеческого существования в горизонте "идеального нормирования бесконечных задач", которое возможно только "в абсолютной универсальности", а именно в той, что с самого начала заключена в идее философии. В соответствии с этим, феноменология для Гуссерля есть "не менее, чем целостное самовоспитание человека, совершаемое во имя универсального разума". Открывая основания жизни, он "действительно освобождает поток нового сознания, направленного на безграничную идею целостного человечества, человечества действительного и истинного"[27] [28]. 

<< | >>
Источник: В.С. Стёпин. Философия: учеб, пособие для студентов высш. учеб, заведений. 2008

Еще по теме Гуссерлевская идея философии:

  1. 14.4 Перспективы компаративных исследований: возможности аналитической философии
  2. СЛОВАРЬ
  3. § 13 Философия как строгая наука
  4. § 28 «Потерянные» вещи
  5. § 47 Центрированность на мире «Я»
  6. 1. Наука философий (наука о философиях)
  7. 3.4. Критический реализм Ж. Маритена
  8. §10. Поиск аподиктических основ в феномене жизни (Эдмунд Гуссерль)
  9. §16. Мартин Хайдеггер и фундаментальная онтология человека
  10. ЛЕКЦИЯ 6 ДЕСТРУКЦИЯ И ДЕКОНСТРУКЦИЯ (М. Хайдеггер и Ж. Деррида об искусстве)
  11. § 2. Другой курс: перспективы Европы