<<
>>

Глава 8. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ: ФИЛОСОФСКИЕ И ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЕ СМЫСЛЫ И ОСОБЕННОСТИ

Между сознанием и реальностью поистине зияет пропасть смысла Э.Гуссерль Истолкование есть основная форма познания М.Хайдеггер .. .Интерпретация будет бесконечной. Устремившись на поиски последнего и недосягаемого смысла, вы соглашаетесь на неостановимое скольжение смысла У.Эко Опыт герменевтики, полученные ею теоретические результаты дают возможность переосмыслить природу самой интерпретации, ее место и роль в познавательной деятельности.
Традиционное представление об этой процедуре - это трактовка ее как общенаучного метода с фиксированными правилами перевода формальных символов и понятий на язык содержательного знания. В гуманитарном знании интерпретация понимается как истолкование текстов, смыслополагающая и смыслосчитывающая операции, в лингвистике - как когнитивный процесс и одновременно результат в установлении смысла речевых действий. Многие проблемы интерпретации, связанные со знаком, смыслом, значением, изучаются в семантике. И только герменевтика поставила проблему интерпретации как способа бытия, которое существует понимая, тем самым выводя эту, казалось бы, частную процедуру на фундаментальный уровень бытия самого субъекта. Понимание того, что интерпретация имеет фундаментальный характер и присутствует на всех уровнях познавательной деятельности, начиная от восприятия и заканчивая сложными теоретическими и философскими построениями, предполагает решение прежде всего собственно философских, а затем и специальных эпистемологических проблем интерпретации, таких как объективность, обоснование, нормативные принципы и правила, критерии оценки и выбора конкурирующих интерпретаций. Особый интерес представляет выявление специфики философской интерпретации. Сегодня существует обширная зарубежная литература по этим проблемам, в частности, в аналитической философии; все больше появляется исследований отечественных ученых из различных областей1 . Моя задача, как я ее сегодня понимаю, - использовать опыт различных когнитивных практик, включающих процедуры интерпретации, и по возможности синтезировать эпистемологические результаты изучения природы теоретико-интерпретативных исследований с целью включения этих материалов в теорию и философию познания.
<< | >>
Источник: Л.А Микешина. ФИЛОСОФИЯ ПОЗНАНИЯ Проблемы эпистемологии гуманитарного знания. 2008

Еще по теме Глава 8. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ: ФИЛОСОФСКИЕ И ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЕ СМЫСЛЫ И ОСОБЕННОСТИ:

  1. 7.1.2 Неопрагматизм Н.Гудмена
  2. Знание и вера
  3. Эпистемологические смыслы теории фреймов
  4. Сходство и различие естествознания и обществознания
  5. Интерпретация как метод философствования
  6. ТЕОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ эволюции П. Н. МИЛЮКОВА
  7. ВВЕДЕНИЕ
  8. ВВЕДЕНИЕ
  9. К ПОНИМАНИЮ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ ЧЕРЕЗ ТИПЫ МЫШЛЕНИЯ. (К СЕМИОТИКЕ ПОНИМАНИЯ ТИПОВ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ)
  10. Об интерпретации теорий
  11. Структура науки
  12. Густав Шпет и современная методология социально-гуманитарных наук
  13. Эпистемологический статус веры
  14. Глава 8. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ: ФИЛОСОФСКИЕ И ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЕ СМЫСЛЫ И ОСОБЕННОСТИ
  15. Эпистемологические проблемы интерпретации
  16. Интерпретация в философии
  17. Глава 9. РЕЛЯТИВИЗМ. ПСИХОЛОГИЗМ. ИСТОРИЗМ
  18. Систематическая теология П. Тиллиха: эпистемологические и методологические проблемы
  19. Заключение
  20. §3. Понимание как способ познания и способ бытия человека