<<
>>

Классическая и современная герменевтика

  Координация принципов Э. Бетти позволяет тематизировать проблему различения стратегий герменевтической интерпретации. Зафиксированная симметричность помогает выявить наличие двух типов поведения интерпретатора.
Эти типы поведения характерны для герменевтик, условно называемых классической и современной.

Для большей наглядности представим соотношение герменевтических канонов и типов герменевтики в следующей таблице:

Тип герменевт ики

Инг ер прет андум

Инг ерпрет ат ор

Классическая

Канон

Канон

герменевтичес кой

герменевтического

автономии

консонанса

Современная

Канон

Канон актуальности

герменевтической

понимания

целостности

Дифференциация двух указанных стратегий позволяет понять существенное различие, существующее между классической и современной герменевтикой.

По Э. Бетти, процесс понимания состоит из трёх моментов: 1) автор, инициатор "манифестации"; 2) текст, подлежащий пониманию; 3) интерпретатор (адресат, понимающий субъект).

Отношения, возникающие между автором, текстом и интерпретатором, можно изобразить следующим образом:

Классическая герменевтика акцентирует внимание на связке "Автор-gt;Текст" и полагает, что можно добиться адекватного понимания, реконструировав первоначальный процесс. Поэтому в современной теории герменевтики этот тип действий характеризуется как "тип реконструкции".

Второй тип действий центрируется на связке "Текст-gt; Интерпретатор". Понимание достигается в этом случае посредством актуализации или интеграции, поэтому этот тип герменевтики называется "типом интеграции".

Если интерпретатор отдает предпочтение канонам автономии и консонанса, то каноны целостности и актуальности отходят на второй план. Если, напротив, для нас важны каноны целостности

и актуальности, то на второй план отступают каноны автономии и консонанса.

Таким образом, теоретизации, полученные Э. Бетти, помогают прояснить суть дискуссии в современной герменевтике и оттеняют своеобразие позиции его оппонентов, прежде всего Мартина Хайдеггера (1889-1976) и Ганса-Георга Гадамера (1900-2002). 

<< | >>
Источник: В.С. Стёпин. Философия: учеб, пособие для студентов высш. учеб, заведений. 2008

Еще по теме Классическая и современная герменевтика:

  1. 12.4 Аналитическая философия и герменевтика (К.-О.Апель)
  2. Проблема релятивизма в современной эпистемологии
  3. 1.1. Проблема оснований всеобщности субъекта в современной философии
  4. Современная Западная философия
  5. § 1. Рефлексия и перевод: исторический опыт и современные проблемы этом разделе будут рассмотрены три группы вопросов — о классической и современных формах рефлексии, о переводе как рефлексивной процедуре и, наконец, о формировании в культуре рефлексивной установки, связанной с выработкой концептуального языка. В Рефлексия «классическая» и «неклассическая»
  6. СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
  7. Классическая и современная герменевтика
  8. Философская герменевтика Ганса-Георга Гадамера
  9. Герменевтический проект Поля Рикёра
  10. Герменевтика и проблема «герменевтического круга»
  11. Г ерменевтика как одна из ведущих когнитивных практик
  12. Густав Шпет и современная методология социально-гуманитарных наук