<<
>>

Классические ортодоксальные системы

Брахманистские системы возникают в полемике с буддистской точкой зрения на природу человека, характер спасения и возможность познания мира.

Ньяйя ("вхождение в предмет") - философская школа, основанная брахманом Гаутамой около III в.

до н. э., сходна с западной логикой. Ньяйя изучала механизм познания и определяла правила ведения дискуссии, что делало знание ее принципов обязательным для всякого, занимавшегося систематическим философствованием. Базовыми текстами этого направления являются "Ньяйя Сутры"!, созданные в III—II вв. до н. э.

1 Сутра - специфическая форма организации текста в виде кратких изречений. Сутры имели мнемоническое (направленное на запоминание) назначение - конспективно изложенные идеи легко заучивались, однако, для того, чтобы "развернуть" их в полный текст, нужна была помощь учителя.

"Ньяйя Сутры" - трактат из пяти книг, каждая из которых содержит по два раздела. В ней обсуждается шестнадцать основных тем ньяйя. Основные из них - природа познавательной способности и мышления, а также характер сомнения и обоснованность средств доказательства.

Ньяйя исходит из принципиальной познаваемости мира и рассматривает всякое знание как раскрытие реальности. По природе своей человек способен воспринимать объекты, сравнивать их между собой и делать выводы из сходства. Познание может быть правильным и неправильным. Задача ньяйя - ответить на вопрос о том, как достичь правильного познания.

Всякое познание предполагает четыре условия: 1) наличие познающего субъекта (праматри); 2) объект (прамею); 3) результат познания (промыты); 4) средства познания (праману).

Три первых фактора принимают участие во всяком процессе познания, но лишь четвертый фактор (прамана) способен сделать этот процесс правильным.

Существуют четыре средства правильного познания: 1) интуиция (пратьяхма); 2) вывод (анумана); 3) сравнение (упамана); устное свидетельство (гиабда).

Проблема вывода является центральной для ньяйя, однако и такие источники познания, как интуиция и устное свидетельство не остаются вне круга рассуждений философов данной школы. Устное свидетельство пророков (ршиы)у постигших вечные истины и законы, является гарантией правильности ведического знания.

Вайшегиика ("философия различий"), созданная Канадой (III в. до н. э.), - система, родственная ньяйя. Так же, как и ньяйя, вступая в полемику с буддизмом, вайшешика исходит из принципиальной познаваемости мира и рассматривает адекватное познание в качестве основной цели систематического мышления. Основная тема этой школы - классификация и характеристика рассматриваемых объектов. Различая объективно существующие предметы, вайшешика разделяет их на категории и подробно характеризует каждую из них.

Все существующие вещи могут быть осмыслены (артха) и названы (пада)} следовательно, все они - падартхы. Падартхи делятся на шесть категорий: 1) субстанцию (дравью); 2) качество (гуна)\ 3) действие (карма); 4) общность (саманью); 5) особенность (вытешу) и 6) присущность (самаваю).

Субстанция существует и обладает качествами, которые делятся на два вида: принадлежащие множеству объектов, общие (сама- нья) и присущие индивидам (вышеша). Они бывают постоянные (гуна) и преходящие {карма). Присущность же есть особый вид отношения.

Первые три категории реальны {артха). Знание о них можно получить интуитивно. Три следующих - продукты интеллектуального различения (буддхъяпекгиам). Доказательство их реальности должно быть логическим.

Познание объектов не рассматривается в вайшешике как самоцель. Оно необходимо для истинного освобождения. Страсти и желания навязывают человеку телесное существование и перерождение, понимание истинной сущности вещей лишает их власти над человеком.

Основателем школы санкхья считается Капила (около VII в. до н. э.). Его идеи были систематизированы в "Санкхьяправа- кана Сутре".

Санкхья исходит из посылки о существовании в мире двух вечных принципов: пуруша - начала, подобного духу, - и пракриты, материи.

Пуруша обладает сознанием, но полностью пассивен, и сам по себе не в состоянии создать ничего, в то время как пракриты - активна.

Однако это действующее начало лишено сознания. Только из взаимодействия обоих первоначал возникает мир.

При соединении пуруша и пракриты формируются три гуны (состояния): 1) святость {cammed)', 2) активность {раджас); 3) инертность {тамас). Эти состояния, или качества, присутствуют во взаимодействии в каждом конкретном явлении.

Активизированная пракриты становится Буддхи (интеллектом), из которого возникают индивидуальные сознания. Связь тела и духа индивидуума мнима.

Как кристалл становится красным, если сквозь него просвечивает красный предмет, так и дух появляется лишь от свечения пуруша. Процессы, происходящие в душе, в действительности принадлежат пуруша.

Путь же освобождения человека из круга перерождений состоит в освобождении от пракриты.

Санкхья является теоретическим основанием для йоги[9] - практической методики для достижения освобождения. Однако в отличие от санкхьи, йога содержит идею высшего личного божества.

В основе методики йоги лежит убеждение в том, что человек с помощью концентрации духовных сил, медитации и аскетизма, ведущего к успокоению нрава, может достичь освобождения от материального пракриты.

Йога - это упорядоченная методика, направленная на разрыв связей между духом и телом. Она охватывает восемь восходящих ступеней совершенствования, первые пять из которых направлены на совершенствование тела, в то время как три последних обращены на понимание: самодисциплина; праведное поведение; правильная поза; правильное дыхание; подавление ощущений; самоконцентрация; медитация; просветление.

Веданта ("завершение Вед") - учение Шанкары, получившее завершение в конце VIII в., - наиболее влиятельное направление индийской философии. Эта доктрина основывается, прежде всего, на толковании Упанишад. Главными текстами веданты являются Брахма Сутра и Бхагавадгита .

"Бхагавадгита" ("Песнь господа") - часть обширной эпической поэмы "Махабхарата", в которой поступки героев иллюстрируют идеи сансары, кармы и дхармы.

"Бхагавадгита" состоит из 90 000 строф. Большую ее часть составляют рассуждения о моральном долге.

"Брахма Сутра" Шанкары представляет собой попытку последовательного и логически непротиворечивого истолкования Упанишад. По его мнению, знание о мире, полученное из Упанишад, должно быть во всех смыслах единообразным. В первую очередь это касается идеи Брахмана, верховного божества, причины и начала всего.

Все сущее в конечном итоге является Брахманом. Он стоит за всеми явлениями. Однако духовный и материальный миры не од- нопорядковы. Мир материальный, состоящий из множества вещей, является лишь иллюзией (майя).

Освобождение из круга перерождений достигается высшим знанием единства Атмана и Брахмана. Свобода от перерождений является истинной целью изучающего веданту.

Миманса - школа, примыкающая к веданте. Ее центральной проблемой является познание и описание истинного ритуала, необходимого для того, кто желает достичь спасения. Исследование дхармы - жизненного долга человека - вот основная тема "Пурва

Миманса Сутра" Джаймини (около V в. до н. э.). "Миманса Сутра" описывает различные виды жертвоприношений и их цели.

Таким образом, особенности восточной философии связаны со специфическим для индийской и китайской культур пониманием места человека в мире. Идеалом человеческого бытия в этих традициях выступает не столько реализация себя в предметной области, сколько нацеленность на вживание в окружающую среду и обращенность человеческой активности на свой собственный внутренний мир, что и обусловливает рационально-практическую направленность философии Древнего Китая и религиозно-мифологический характер основных философских школ Древней Индии.

<< | >>
Источник: В.С. Стёпин. Философия: учеб, пособие для студентов высш. учеб, заведений. 2008

Еще по теме Классические ортодоксальные системы:

  1. Глава 4 Общества и экономические системы
  2. Глава 10 Политическая экономия и открытие общества
  3. Спинхемленд и Вена
  4. УНИВЕРСУМ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И УПОРЯДОЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВА - КОНФУЦИАНСКАЯ ТРАДИЦИЯ
  5. ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ СИСТЕМА КАК ПРОЕКТ
  6. "ОРТОДОКСАЛЬНЫЕ" (АСТИКА) ШКОЛЫ
  7. Архитектура и изобразительное искусство Высокого и Позднего Возрождения
  8. Глава 25 СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОГО НАРОДА. ГЛАВНЫЕ УСЛОВИЯ
  9. Вступление
  10. ГЛАВА 3 Имперское измерение
  11. Общая система экспертной оценки
  12. Критерии отграничения научного знания.
  13. Философия Индии