<<
>>

«Критика чистого разума»

  Если сенсуалисты правы и все знание из опыта, утверждения математики, естествознания и философии лишаются необходимой достоверности и всеобщности.

Если рационалисты правы и все знание из разума, утверждения математики, естествознания и философии превращаются в тавтологии — аналитические истинные суждения, ничего не говорящие о реальном мире.

Но ни сенсуалисты, ни рационалисты не правы: математика и естествознание дают достоверное, всеобщее и синтетическое (основанное на опыте) знание о реальном мире. Как это возможно?

Сенсуалисты и рационалисты не обратили внимание на то, что: всякое знание имеет опытное содержание и врожденную (априорную) форму, которая ему предшествует и его упорядочивает; содержание знания изменчиво, зависит от опыта, форма знания всегда постоянна, зависит только от человека; каждая из познавательных способностей (чувственность, рассудок и разум) имеет свои априорные формы; форма знания определяет всеобщность и необходимость его содержания, но не наоборот.

Таким образом, сенсуалисты и рационалисты в своей дихотомии проглядели возможность существования знания, как синтетического, так и априорного. Именно такие суждения характерны для математики, естествознания и новой философии.

Значит, следующие три вопроса — наиважнейшие для исследования. Как возможна математика? Как возможно естествознание? Как возможна философия как наука?

Ответ на вопрос «Как возможна математика?» дает, считает Кант, анализ чувственности. «Посредством чувственности предметы нам даются, и только она доставляет нам созерцания... Ни один предмет не может быть нам дан иным способом».

Формы чувственности — пространство и время — врожденные, или априорные, структуры, упорядочивающие в пространстве и времени ощущения объекта и создающие явления созерцаемого объекта. Пространство — априорная форма внешнего чувственного созерцания.

Время — априорная форма внутреннего чувственного созерцания. «Пространство и время, вместе взятые, суть чистые формы всякого чувственного созерцания, и именно благодаря этому возможны априорные синтетические положения... Только явления суть сфера приложения понятий пространства и времени, а за их пределами невозможно объективное применение указанных понятий».

Пространство обосновывает всеобщность и необходимость всех геометрических суждений, время — всеобщность и необходимость всех арифметических суждений.

Пространство и время — формы чувственного созерцания, но не вещей. Значит, они разрешают иметь дело только с вещами для нас и никогда — с вещами в себе.

Ответ на вопрос «Как возможно естествознание?» дает анализ рассудка. Рассудок как высшая познавательная способность означает способность мыслить в терминах понятий, или категорий. «Рассудок как способность мыслить (представлять себе нечто посредством понятий) называется также высшей познавательной способностью (в отличие от чувственности как низшей)».

Формы рассудка — категории — априорные структуры мышления. Они не знание, а только формы мыслей. Но именно эти формы придают научному познанию всеобщность и необходимость. Категории делятся на четыре группы, по три в каждой (третья — синтез первых двух).

Категории

Предмет обоснования

Априорные формы рассудка

Законы и утверждения

1. Категории количества

естественных наук

¦ единство

¦ множество

¦ цельность

2. Категории качества

¦ реальность

¦ отрицание

¦ ограничение

3.

Категории отношения

Пример:

¦ субстанция

3.1. Закон сохранения вещества

¦ причинность

3.2. Закон инерции

¦ взаимодействие

3.3. Закон равенства действия и про-

тиводействия

4. Категории модальности

¦ возможность

¦ существование

¦ необходимость

Чувственность и познание — различные способности. Но они обе необходимы для научного познания. «Ни одну из этих способностей нельзя предпочесть другой. Без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один нельзя было бы мыслить. Мысли без содержания пусты, созерцания без понятий слепы. Поэтому в одинаковой мере необходимо свои понятия делать чувственными (т. е. присоединять к ним в созерцании предмет), а свои созерцания постигать рассудком (т. е. подводить их под понятия). Эти две способности не могут выполнять функции друг друга. Рассудок ничего не может созерцать, а чувства ничего не могут мыслить. Только из соединения их может возникнуть знание. Однако это не дает нам права смешивать долю участия каждого из них; есть все основания тщательно обособлять и отличать одну от другой».

Категории — формы рассудка, но не вещей. Значит, они разрешают иметь дело только с вещами для нас (явлениями), но не с вещами в себе.

Ответ на вопрос «Как возможна философия как наука?» дает анализ разума. Разум — способность познания, аналогичная рассудку, но, в отличие от него, выходящая за пределы возможного опыта (рассудок никогда не покидает границы возможного опыта). Разум стремится к абсолютному знанию, обосновывающему все конечные и относительные знания, т. е. стремится к познанию вещей в себе. Априорной формой разума служит идея — понятие об абсолютном (вещи в себе).

«Под идеей я разумею такое необходимое понятие разума, для которого в чувствах не может быть дан никакой адекватный предмет».

Существуют три идеи разума: идея души, идея мира в целом и идея Бога. «Мыслящий субъект есть предмет психологии, совокупность всех явлений (мир) есть предмет космологии, а вещь, содержащая в себе высшее условие возможности всего, что можно мыслить (сущность всех сущностей), есть предмет теологии».

Претензии разума на абсолютное знание порождают ошибки в его умозаключениях и противоречия с самим собой — он в равной мере способен доказать как некоторое положение о вещи в себе, так и прямо ему противоположное.

Идеи

Ошибки и противоречия разума

Идея души как абсолютного субъекта всех явлений сознания. Идея мира как абсолютного единства всех материальных явлений. Идея Бога как абсолютного единства всего материального и идеального Доказательство души в качестве абсолютного субъекта всех явлений сознания логически ошибочно, так как такой субъект не может быть предметом созерцания. Доказательство мира как абсолютного единства всех материальных явлений невозможно, так как равнодоказуемы следующие пары противоречащих друг другу утверждений: Мир ограничен в пространстве и имеет начало во времени. Мир не ограничен в пространстве и не имеет начала во времени. Мир состоит из простых частей. В мире нет ничего простого. В мире существует свобода (свободная причинность). В мире нет никакой свободы. В мире существует необходимая сущность (как его часть или как его причина). В мире не существует никакой необходимой сущности. Все доказательства бытия Бога неверны, так как сводятся к онтологическому, которое ложно, потому что фактическое существование Бога выводит из понятия о Боге. Но существование чего-либо есть вопрос опыта и только опыта. А Бог не может быть объектом опыта

Разоблачение претензий разума на абсолютное знание, знание вещей в себе, доказывает необходимость развития философии как науки только о конечных и условных причинах явлений.

Ответ на главный вопрос «Критики чистого разума» — «Что я могу знать?»:

Я могу знать только явления вещей, но не вещи сами по себе.

<< | >>
Источник: Светлов В.. Философия: Учебное пособие. 2011

Еще по теме «Критика чистого разума»:

  1. 2. ПРИМАТ ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗУМА
  2. 3. СИСТЕМА ФИЛОСОФИИ КАНТА. ЗНАЧЕНИЕ ЭСТЕТИКИ
  3. Критика теории познания как «теории репрезентации»
  4. 2 Проблема „реальных оснований" познанияи критика „грезящей метафизики91 (первая половина - середина 60-х гг.)
  5. Теоретический и практический разум
  6. Подразделение критики разума
  7. Основоположения чистого рассудка
  8. Система разума Фихте
  9. 1. СИСТЕМА ФИЛОСОФИИ КАНТА. ПРИМАТ ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗУМА
  10. КРИТИКА СПЕКУЛЯТИВНОЙ ФИЛОСОФИИ
  11. 2.2. Преодоление кантонской критики метафизики в философии Ж. Марешаля
  12. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ КРИТИКИ И НАСЛЕДНИКИ
  13. § 2. Вторая створка: - разум»
  14. Зарождение идеи «чистой философии» и религиозное сознание
  15. Критика чистого разума
  16. Критика способности суждения
  17. «Критика чистого разума»
  18. «Критика практического разума»
  19. рабом в еще большей степени, чем они*1. Рассудок и разум: немецкая классическая философия