<<
>>

МАТЕРИЯ И ЕЕ АТРИБУТЫ

Философское понятие мира включает не только материальные, но и духовные явления, не только действительные события и их предпосылки, но и возможные события в разной степени их вероятности.

Бытие указывает на то, что существует только действительный мир явлений и процессов. Материя - основа природных явлений. Субстанция в самом широком смысле слова есть первооснова, матрица для формирования объектов и явлений не только природы, но и мира вообще. Следовательно, понятие субстанции более широкое, чем понятие материи.

Атрибут - это всеобщее неотъемлемое свойство субстанции. Атрибуты проявляются у всех явлений природы и познаются как действительная сущность материи. К атрибутам относят движение, пространство и время, отражение и информацию, структурность, качественную неисчерпаемость и др.

Движение. Еще Аристотель выделял четыре возможных вида движения: возникновение и уничтожение, количественные изменения, качественные изменения, механическое перемещение. Наличие движения Аристотель обосновывал через вечный абсолютный неподвижный пер- водвигатель (Бога).

В истории философии первым, кто обосновал атрибутивный (всеобщий) характер движения, был Джон Толанд. Компромиссную позицию заняли И. Ньютон и Р. Декарт. По их мысли, Бог, подобно мастеру- часовщику, запустил маятник огромных мировых часов, а далее они уже идут по своим собственным законам.

С возникновением философской системы Гегеля по-новому стал рассматриваться вопрос об источнике движения. Любое изменение (движение) состоит из противоположных моментов устойчивости и изменчивости, дискретности и непрерывности. Источник движения, по Іегелю, есть внутреннее противоречие. "Противоречие есть жизненный нерв всякого движения".

Движение в природе (материальное движение) всегда связано с конкретным носителем (объектом). Эта связь движения и субстрата образует конкретную форму движения, которая относительно неизменна, пока существует субстрат.

С исчезновением субстрата форма движения преобразуется в другую форму, связанную уже с другим субстратом. Движение не прерывается, хотя и видоизменяет форму в связи с возникновением и исчезновением разных конкретных носителей-субстратов.

Согласно Гегелю в природе существуют три основные формы движения: механическая, химическая и органическая. С именем Ф. Энгельса связано выделение следующих форм движения материи: механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная. На сегодняшний день нам известно, что в рамках каждой из вышеперечисленных форм можно выделить множество других. В физике, например, появились такие формы, как ядерно-полевая, электрическая, тепловая, квантовомеханическая и др.

Несмотря на связь и взаимопереходы, каждая форма движения материи обладает качественным своеобразием. Относительно высокая форма движения материи включает относительно более низкие, но не сводится к последним, не разлагается на них без остатка. Так, понятно, что человека нельзя представить как совокупность атомов, молекул, органов, автономных частей и даже как целостный биологический организм. Человек есть нечто большее, существо социокультурное, обладающее сознанием, а это-то как раз и ускользает от нас при редукционизме.

Из всего вышеизложенного видно, что движение обладает следующими свойствами:

  • движение объективно, т. е. оно существует независимо от воли наблюдателя и его знания о нем;

-движение абсолютно (всеобще), т. е. оно существует всюду, всегда и везде, где есть материя;

  • движение относительно, т. е. оно существует не вообще, а в виде конкретных форм движения, рассматриваемых относительно друг друга, каждая из которых конечна, относительна и преходяща;
  • движение противоречиво, ибо выступает в неразрывном единстве двух противоположных моментов: момента устойчивости и момента изменчивости. Частным случаем устойчивости является покой, который представляет собой сохранение состояния движения.
    Речь идет о философском смысле относительности и абсолютности движения, которое ничего общего не имеет с физическим смыслом этих понятий.

Пространство и время. Современная философия выделяет в качестве общих следующие свойства пространства и времени:

  • объективность, т. е. пространство и время существуют независимо от воли и сознания людей;
  • абсолютность пространства и времени, т. е. не существует материального объекта вне пространственно-временных характеристик;
  • относительность пространства и времени означает зависимость их существования от свойств движущейся материи, т. е. нет пространства и времени как таковых, а речь должна идти о конкретных пространствах и временах, каждое из которых конечно, относительно и преходяще. Так, теория относительности открыла новое понимание пространства и времени с новыми свойствами. В квантовой механике имеет место новый вид пространства и времени: пространство не является трехмерным и дискретным, а время может быть даже не одномерным и обратимым;

-противоречивость пространства и времени выражается в единстве протяженности (непрерывности) и дискретности (прерывности) пространственной структуры. Время есть единство длительности и мгновенности. Мгновенность есть момент "сейчас", лишенный длительности, а длительность - продолжительность существования, его сохранение.

Специфика пространственно-временных отношений зависит от объекта и его структуры. В соответствии с этим в физике выделяют следующие пространственно-временные формы: макро-нространство - время, микро-пространство - время и мега-пространство - время. В то же время существуют и биологическое, психологическое, социальное и другие пространства - времена.

Биологическое пространство - время. Время в живых организмах протекает по-разному. Чем мельче организм, тем цикл его развития короче во времени, а чем крупнее - тем дольше. Так, мотылек живет всего сутки от рождения до физической старости, успевая при этом еще и позаботиться о потомстве, тогда как слоны живут до ста лет.

То же можно сказать и о сроках вынашивания детенышей различными животными. Любое растение имеет свой период вегетации, т. е. свое время развития.

Таким образом, следует отметить, что биологическое время характеризуется неравномерностью.

Психологическое время и пространство. Так часто можно услышать, что коллектив людей создает вокруг себя благоприятную или неблагоприятную обстановку, называемую психологическим климатом. В пространстве, формируемом благоприятным психологическим климатом, приятно находиться, а из неблагоприятного хочется уйти.

Очень интересен и психологический аспект рассмотрения времени. Об этом уже когда-то говорил Августин Аврелий, который понимал под временем растяжение души человека, т. е. зависимость восприятия времени от состояния индивида. Всем известно, что события радостные, интересные для человека протекают быстро и незаметно, а грустные и тоскливые тянутся намного дольше общепринятого астрономического времени.

Социальное пространство и время. Это пространство формируется согласно механизмам саморегуляции. Внешне социальные пространства имеют спиралевидную структуру или структуру шестигранников. Это можно проверить, исследуя старинные европейские города или расселение древних инков и ацтеков. Естественное распределение пространства: центр (кремль, ратуша), а от него в виде кругов или спирали расходятся жилые дома, лавочки, мастерские и проч., завершает построение крепостная стена или ров (как правило, в форме шестигранника). Что же касается времени, то оно в разных социальных структурах течет по-разному. Темп жизни в крупных городах значительно выше, чем в маленьких. Это зависит, скорее всего, от интенсивности общественной жизни, собы тий, активности людей и их вовлеченности в социальную жизнь. То же можно сказать и о протекании времени в различных классах, социальных слоях и группах.

Отражение и информация. Отражение является всеобщим свойством, атрибутом материи. Оно проявляется как результат взаимодействия любых материальных систем и означает воспроизведение свойствами одной системы свойств другой системы.

Поскольку отражение тесно связано с формами движения и взаимодействия, оно также образует ряд соответствующих форм: физическое, химическое, биологическое, психологическое и социальное о сражение. В процессе взаимодействия и отражения происходит передача информации от одной системы к другой. Информацию можно определить как меру упорядоченности (Н. Винер). В процессе взаимодействия и отражения мера упорядоченности одной системы воспроизводится другой системой в той или иной степени изо- морфности (одинаковости). Вряд ли можно отыскать исключение в мире материальных взаимодействий, где бы не совершались информационные процессы. Информацию наряду с отражением некоторые считают всеобщим свойством материальных систем.

Атрибуты отличаются от модусов (неуниверсальных, невсеобщих свойств и состояний материи) тем, что модусы показывают, чем отличается один конкретный вид материи от другого, а атрибуты - чем отличается материя вообще от своей противоположности - духа.

Дух как Ничто. Бурное развитие науки в Новое время ориентировало мысль на материальной стороне реальности. И атрибутивная модель стала рассматриваться исключительно как модель материального бытия. Что касается духовного бытия, то его реальность практически никогда не отрицалась, по крайней мере в философии и религии, но со времени Р. Декарта и Б. Спинозы, четко поставивших проблему атрибутов духа, она в дальнейшем не получила достойного развития. Может, это было связано с тем, что априорно предполагалось, что духовные процессы (мышление, сознание, психика, да и сама жизнь), по крайней мере в принципе, порождаются материальными структурами. Однако современная наука все более и более убеждается в том, что из материи явления духа не выводятся. Последние представляют собой самостоятельное начало, наряду с материальным.

В материалистической философии дух изгоняется из природы. Поскольку наука имеет дело только с той реальностью, которая воспринимается нашими органами чувств или приборами и с которой можно проводить эксперименты, постольку материалистическая философия, тесно связанная с наукой, признает реальность существования только материи, дух ограничивается лишь областью сознания.

В этом случае появление сознания воспринимается как чудо, которое наука сможет объяснить лишь в отдаленном будущем (В. И. Ленин).

В идеалистической философии, казалось бы, дело обстоит прямо противоположным образом, поскольку дух здесь изначально трактуется как то первоначало, которое затем породило весь мир. Поскольку дух существует до и вне материи, постольку он представлен в виде чистых категорий, настолько "чистых" от всякого реального содержания, что здесь бытие может быть тождественно Ничто (Г. Гегель).

Таким образом, и в материализме и в идеализме дух считается чем- то призрачным, смутным, неопределенным. В реализме дух рассматривается как антипод материи, находящийся с материей в нерасторжимом единстве. Будучи антиподом материи, дух зачастую имеет противоположные материи характеристики. Это действительно духовное начало, ибо оно кардинальным образом отличается от всего, с чем человек имеет дело в своей повседневной жизни; оно не только противостоит ему, но не подчиняется никаким законам, сформулированным для материальных объектов (закону причинности, закону перехода количественных изменений в качественные и т. п.). К этому началу нельзя применить такие категории, как пространство, время, структурность и т. п.

И если материя есть Всё, то дух есть Ничто, но такое Ничто, которое равно Всё. Это было осознано еще древними мудрецами. Еще Аристотель помимо четырех элементов, образующих весь материальный мир, предложил пятую сущность, или квинтэссенцию, - эфир, который обладает признаками, противоположными материальным. Так, в отличие от первых четырех элементов, эфир не может быть ни теплым, ни холод

ным, ни сухим, ни влажным. Он не возникает и не уничтожается подобно другим материальным объектам. Эфир - это нематериальная субстанция, которая, по Аристотелю, "не имеет материи, из которой она возникает". Эфир служит обоснованием несотворимости и неуничто- жимости мира, он сообщает миру свойства вечного и блаженного живого существа - космического бога. Учение об эфире просуществовало в науке вплоть до начала XX в., до теории относительное™ А. Эйнштейна, после которой эта представления были решительно отвергнуты. Сейчас же ученые (В. П. Казначеев) вновь исподволь восстанавливают это понятие. Но эго, на наш взгляд, не обязательно делать, поскольку есть более емкое и более адекватное понятие - дух, наличие которого и было почувствовано Платоном и Аристотелем под названием "эфир".

Дух как Нечто. Исследователи духа обычно акцентаруют внимание на тех признаках его, которые протавоположны материальным. Но у духа, на наш взгляд, есть и признаки, роднящие его с материей. Это - реальность существования, способность к изменчивости и наличие энергии. Дух так же реален, как и материя, но это реальность иного рода - реальность идеальная, а не материальная. Иного рода и энергия у духа, что можно проиллюстрировать на следующем примере: сила тока в материальном мире и сила духа в мире идеальном - не одно и то же. Во всяком случае, являющаяся реальной сила духа не может быть измерена приборами наподобие силы тока.

Дух, кроме того, является крайне подвижным и может самопроизвольно концентрироваться в любом объекте: как в человеке, так и в растении, животном и даже неодушевленном предмете. Такая концентрация духовного начала создает свою картину мира, в которой компоненты соотносятся не на основе связей и закономерностей, реально существующих между ними, а в зависимости от наличия в них духовного начала, уровня его "концентрации", т. е. его энергии.

В том случае, когда такое начало концентрируется в человеке, он сразу чувствует это самым непосредственным образом в виде вдохновения, "безумия", прозрения и резкого повышения внутренней-активности. Здесь возникает существенно иное видение мира, которое фиксируется в нетрадиционных, необычных представлениях, фан тастических образах, которые на поздних этапах развития общества воплощаются в произведениях искусства, научных концепциях, отмеченных чертами истанного творчества.

Объекты, вокруг которых наблюдается повышенная концентрация духовного начала, отличаются от всех других, и обычно их характеризует большая выраженность таких характеристик, как гармония, совершенство, красота, изящество, утонченность и т. п. По мере удаления от них начинают преобладать характеристики совершенно иного рода: хаос, деградация, смерть.

Локальные концентрации духа существуют всюду и оказываются весьма благоприятными для объектов, находящихся в их окрестности. Здесь возникает своеобразная духовная аура, которая способствует излечению заболеваний, возвышению духа и т. п. Давно известно, что в неорганической природе есть такие места и даже регионы, где человек чувствует себя наиболее возвышенно. Именно в таких местах с глубокой древности ставились храмы, монастыри, дворцы. Известно много случаев, когда христианские храмы возводились на местах языческих капищ. Концентрация духа в таких местах способствует активизации сознания человека, воздействует на психику людей, стимулирует их воображение. Многие здесь испытывают ощущение легкости, вдохновения, о чем не раз говорили поэты, художники, музыканты. (Вспомним, что знаменитая Первая симфония П. И. Чайковского "Зимние грезы" была навеяна посещением о. Валаам.)

Но существуют и области, где концентрация духовного начала выражена слабо, и они оказывают негативное воздействие на находящиеся в них объекты, в том числе и на человека. Связано это с тем, что чем в большей мере духовное начало выражено, тем больше оно стимулирует гармонию, порядок, активность. На языке синергетики это получило название аттрактор (внешний системообразующий фактор). Ослабление концентрации духа резко усиливает деструктивные процессы, способствует нарастанию хаоса и разложения. На языке обыденного сознания такие места получили название "гиблых", "проклятых" и т. п. От таких мест рекомендуется держаться подальше, и в художественной литературе встречаются описания таких мест (Гоголь Н. В. Заколдованное место). Хорошо известно, что пребывание в обществе плохих (с пониженной духовной концентрацией) людей также может оказывать неблагоприятное воздействие ("дурной глаз", "энергетический вампиризм", "порча" и т. п.). Многие люди чувствуют интуитивно колебания концентрации духа на себе. Возрастание такой концентрации переживается как подъем настроения, вдохновение, желание творить и действовать; понижение же ее - как ощущение подавленности, отчаяния, депрессии.

Итак, дух действительно есть Ничто, если подходить к нему с позиции здравого ума. Но он в то же время есть Нечто, что определяет внутренние силы мира природы и человека.

Материальность духа. Словосочетание "материальность духа" лингвистически представляет собой оксюморон, т. е. соединение понятий, внутренне несоединимых, например: горячий снег. И тем не менее мы считаем правомерным использовать такое словосочетание. Дело в том, что и в материалистической, и в идеалистической диалектике существует понимание того, что стороны, образующие диалектическое противоречие, находятся между собой в отношениях противоположности, различия и тождества. Именно это мы и хотим показать в данном параграфе, где отношение духа с материей последовательно рассматривается в контексте противоположности, различия и тождества.

Материя и дух, будучи независимыми друг от друга началами, в то же время как стороны единого диалектического противоречия взаимосвязаны друг с другом, присутствуют один в другом. Известно, что дух непосредственно не дан нам в ощущениях, Что же касается материи, то именно ощущения являются единственным достоверным источником наших знаний о мире, что подтверждается всей европейской историко- философской традицией и наукой.

На всех уровнях организации материи, всеми органами чувств могут быть установлены взаимосвязи материальной и духовной компонент мира, но существуют два явления, где эта связь проявляется особо "весомо, грубо, зримо", - это свет и тепло, которые поэтому могут быть названы атрибутами духа, хотя они и имеют материальную природу.

Здесь уместно вспомнить о культе светил (солнца, луны, звезд и т. п.), который был распространен у разных народов. Акт творения мира обычно связывается со светилом, световым потоком. Правда, в христианстве говорится об особом свете, который не имеет своего материального источника. В Библии свет не связан с излучающим его телом, что следует хотя бы из того обстоятельства, что Бог создал свет в первый день творения, а небесные светила - только на четвертый. Свет, не связанный с источником, а свет как таковой, как атрибут духа, возникает в случае преображения, вознесения и пр. Свет и дух всегда связаны, неслучайно поэтому наличие нимбов у святых.

Но свет воспринимается как духовное начало не сам по себе, а в сочетании с другим атрибутом духа - теплом. Это хорошо видно на примере отношения к солнцу и луне. Солнце обычно выступает как олицетворение дня, а луна, светящая отраженным, холодном блеском, - ночи. В отличие от солнца, луна часто выступает носителем злого начала (Геката в Греции, чертовщина у Н. В. Гоголя, шабаш ведьм в полнолуние и т. п.). Солнце и луна, как в известном смысле противоположности, олицетворяют соответственно жизнь и смерть.

Нерасторжимость духа и тепла с древнейших времен была осознана философским и народным сознанием. Согласно Пифагору живет всё, что причастно теплу. В русском и польском языках существует слово "духовка", обозначающее жаркое место в печи, в котором выпекают хлебы и пироги. Здесь тепло и дух понимаются как в известном смысле тождественные. В то же время холод обычно ассоциируется с бездуховностью (холодная вежливость, холодные отношения). Г.-Х. Андерсен это тонко почувствовал, описав чертоги снежной королевы, в которых человек теряет свою духовность. И в научном представлении межзвездная холодная мгла является безжизненной, мертвой.

Итак, мы рассмотрели здесь в первом приближении атрибуты духа. Вполне возможно, что при дальнейшем исследовании данной проблемы многое в ней будет исправлено и дополнено. Ведь тема эта никогда не освещалась в научной философии, что естественно, поскольку наука, по определению, имеет дело только с реальностью материальной. Нам поэтому пришлось, помимо историко-философского материала, обращаться также к мифологии, религии, народно-поэтическому творчеству, искусству. Но в этом и состоит суть реалистического подхода, единственно способного дать наиболее адекватную картину мира, т. е. отобразить мир во всей его реальной полноте.

ХРЕСТОМАТИЙНЫЙ МАТЕРИАЛ

Итак, я утверждаю, что ни стол как стол не одушевлен, ни одежда, ни кожа как кожа, ни стекло как стекло, но как вещи природные и составные они имеют в себе материю и форму. Сколь незначительной и малой ни была бы вещь, она имеет в себе части духовной субстанции, каковая, если находит подходящий субьект, стремится стать растением, стать животным и получает члены любого тела, каковое обычно называется одушевленным, потому что дух находится во всех вещах и нет ни малейшего тельца, которое бы не заключало в себе возможности стать одушевленным...

И я не утверждаю большего, так как в данном случае я не хочу говорить о свойствах многих камешков и драгоценных камней; будучи отшлифованными, и граненными, и живописно расположенными в оправе, они имеют известную способность возвышать дух и возбуждать новые чувства и страсти не только в теле, но и в душе, И мы знаем, что подобные следствия не происходят и не могут происходить от чисто материального качества, но с необходимостью относятся к символическому жизненному и душевному началу...

Итак, если дух, душа, жизнь находится во всех вещах и сообразно известным степеням наполняют всю материю, то достоверно, что он является истинным действием и истинной формой всех вещей. Итак, душа мира - это формальное образующее начало вселенной и всего, что в ней содержится. Я утверждаю, что если жизнь находится во всех вещах, то, следовательно, душа является формой всех вещей; во всем она главенствует над материей, и господствует в составных вещах, производит состав и конституцию вещей.

Бруно Дж. О принципе, начале и едином. Минск, 1999. С. 339-341.

Природа! Окруженные и охваченные ею, мы не можем ни выйти из нее, ни глубже в нее проникнуть. Непрошенная, нежданная, захватывает она нас в вихрь своей пляски и несется с нами, пока, утомленные, мы не выпадем из рук ее.

Она творит вечно новые образы; что есть в ней, того еще не было; что было, не будет, все ново, а все только старое. Мы живем посреди нее, но чужды ей. Она вечно говорит с нами, но тайн своих не открывает. Мы постоянно действуем на нее, но нет у нас над ней никакой власти.

Кажется, все основывает она на личности, но ей дела нет до лиц. Она вечно творит и вечно разрушает, но мастерская ее недоступна. Она вся в своих чадах, а сама мать, где она? - Она единственный художник: из простейшего вещества творит она противоположнейшие произведения, без малейшего усилия, с величайшим совершенством и на все кладет какое-то нежное покрывало. У каждого ее создания особенная сущность, у каждого явления отдельное понятие, а все едино...

Зрелище ее вечно ново, ибо она непрестанно творит новых созерцателей. Жизнь - ее лучшее изобретение; смерть для нее средство для большей жизни...

Венец ее - любовь. Любовью только приближаются к ней. Бездны положила она между созданиями, и все создания жаждут слиться в общем объятии. Она разобщила их, чтобы опять соединить. Одним прикосновением уст к чаше любви искупает она целую жизнь страданий...

В основе мировых явлений предполагается непостижимое, безусловное, юмористическое, себе противоречащее существо, и все может сойти за игру сугубо серьезную. Однако завершение, ему недостающее, это созерцание двух маховых колес всей природы: понятие о полярности и повышении; первое принадлежит материи, поскольку мы мыслим ее материальной, второе, напротив, ей же, поскольку мы мыслим ее духовной; первое состоит в непрестанном притяжении и отталкивании, второе - в вечно стремящемся подъеме, Но так как материя без духа, а дух без материи никогда не существует и не может существовать, то и материя способна возвышаться, так же как дух не в состоянии обойтись без притяжения и отталкивания.

Гете И. В.. Природа // Антология мировой философии.

В 4-х т. М., 1969, Т. 3. С. 65-68.

<< | >>
Источник: В. Л. Обухов, 3. С. Алябьева, А. Ф. Оропай и др.. Реалистическая философия. Учебник для вузов / В. JI. Обухов, 3. С. Алябьева, А. Ф. Оропай и др. / Под ред. В. JI. Обухова. - 4-е изд., перераб. - СПб.: СПбГАУ, ХИМИЗДАТ,2009. - 336 с.. 2009

Еще по теме МАТЕРИЯ И ЕЕ АТРИБУТЫ:

  1. Материя и ее атрибуты
  2. Учение о материи.
  3. ГЛАВА ПЯТАЯ СООТНОШЕНИЕ АТРИБУТОВ ЦЕРКВИ И СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
  4. ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
  5. Глава IVРАЗБОР ДОКАЗАТЕЛЬСТВ БЫТИЯ БОЖЬЕГО,ДАННЫХ КЛАРКОМ
  6. 3.5. Томистская метафизика и современное научное знание
  7. Очерк 2 МЫШЛЕНИЕ КАК АТРИБУТ СУБСТАНЦИИ
  8. Ошибка отождествления материи с субстанцией, а движения — с атрибутом
  9. §13. Макс Шелер: дух и порыв – два атрибута бытия
  10. МАТЕРИЯ И ЕЕ АТРИБУТЫ
  11. перипатетизм суфизм все школы I. Арабско-русский словар
  12. 3.1. МАТЕРИЯ И ДВИЖЕНИЕ
  13. Філософія Просвітництва та французький матеріалізм XVIII ст.
  14. Матеріальне буття. Матерія та форми її існування
  15. Атрибуты материи
  16. 2.3.1. Атрибуты онтологической ценности