МЕСТО ФИЛОСОФИИ В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Философия не была бы философией, если бы она принадлежала только к наукам. Все аргументы, доказывающие, что она не наука, так же верны, как и противоположные утверждения.
"Одномерные" ученые, а метафизики все являются таковыми[1], способны воспринять только какую-то одну направленность философии - сциентистскую или антисциентистскую. Среди них существует даже определенное "разделение труда": неопозитивисты настаивают на научной, сциентистской ориентации философии, отвергая ее мировоззренческую, идеологическую функцию, а экзистенциалисты, напротив, понимая философию как ценностно-мировоззренческую, иррационально-субъективную форму восприятия, лишают ее научного статуса. К. Ясперс, например, квалифицировал философский сциентизм как род научного суеверия, как "эрзац-философию".
Между тем, подобно тому как философия родственна любому направлению науки, родственные связи обнаруживаются у нее со всеми проявлениями культуры. Как ни парадоксально, но все аргументы противников научного статуса философии также оказываются верными. Философию ведь интересует не сам мир, а мир в контексте человеческого существования в нем, т. е. в любой оригинальной философской системе отражается личностное мировосприятие ее автора. Философию поэтому можно сравнить с драгоценным ожерельем, каждый камень которого по-своему прекрасен и незаменим. Поэтому философия относится к сфере культуры и обладает всеми ее характеристиками. Так, мы не можем говорить о русской или немецкой математике, русской или немецкой физике, но с полным правом говорим о русской и немецкой поэзии, музыке, философии.
Важнейшим инструментом философского постижения бытия является логика. Поэтому с полным основанием можно утверждать, что философия становится доказательной научной дисциплиной только с Аристотеля, подарившего человечеству логику. До Аристотеля философия основывалась большей частью на художественных образах и интуитивных озарениях.
Но и интуитивное озарение является важнейшим элементом философского постижения мира. И прав был Ф. Достоевский, утверждавший, что философия та же поэзия, только высший градус ее. С поэзией философию сопоставляли К. Ясперс и В. И. Вернадский.Античная философия действительно вышла из эпической поэзии - первые философские сочинения были написаны в поэтической форме. И хотя в дальнейшем философы перешли на прозу, но во все времена их произведения зачастую облекаются в формы художественных ироизве- дений: диалоги, исповеди, философские повести и письма, философско-литературные эссе, рассказы путешественников и т. п. Родственные связи отмечаются у философии и с другими видами искусства. Так, П. JI. Капица сравнивал ее с музыкой. А Г. Марсель даже написал образец собственной музыки в одном из своих философских трактатов. Экспериментировал в музыкальной сфере и Ж.-Ж. Руссо. Но философия близка не только к искусству, но и к любой другой сфере духовной культуры человечества: политике, морали, религии и т. п.
С политикой и идеологией ее роднит обостренное внимание к проблеме обустройства человеческой жизни. Ведь именно в философии неприятие существующих режимов оборачивается порождением утопических учений. И не кто иной, как философы прочно удерживают среди представителей всех наук пальму первенства по числу гонимых и отверженных. Их насильственно лишают жизни: через отравление (Сократ), вскрытие вен (Сенека), обезглавливание (Т. Мор), сожжение (Д. Бруно), расстрел (П. А. Флоренский); их ссылают (Н. Г. Чернышевский), высылают (А. И. Герцен), объявляют сумасшедшими (П. Я. Чаадаев). И когда сегодня некоторые философы, отдавая дань моде, объявляют о деполитизации и деидеологизации философии, они порывают с общей философской традицией.
С моралью философию роднит пристальное и заинтересованное внимание к проблеме смысла жизни, счастья и свободы человека, проблеме нравственного отношения личности к ценностям природы и общественной жизни. А именно на эту сторону дела в истории развития предмета философии обращали пристальное внимание такие выдающиеся мыслители, как Сократ, Платон, Аристотель, Боэций, И.
Кант, И. Фихте, Г. Гегель, Ф. Энгельс, В. С. Соловьев и ряд современных западных философов: К. Ясперс, А. Камю. Так, в своем гениальном произведении "Утешение философией" позднеримский философ Боэций, опираясь на учения Сократа, Платона, Аристотеля, развивает вопросы нравственно-гражданского осмысления бытия, места человека в современном ему обществе, его ответственности за свои поступки и деятельность. В этой связи Боэций показывает, что ученые, овладевшие философской истиной, становятся мужественными ее защитниками и ни при каких жесточайших испытаниях судьбы, даже перед казнью, не отказываются от высочайших принципов человеческого существования: добра, справедливости, верного служения Отечеству и своему народу.Можно было бы еще и еще умножать примеры, доказывающие тождественность философии с другими видами культуры, но и из сказанного ясно, что только философия может быть названа квинтэссенцией культуры, поскольку она вобрала в себя наиболее существенные достижения практически всей культуры, включая науку. Она единственная сохранила, пронесла через все эпохи свой синкретический (нерасторжимо целостный) характер. И эта целостная природа философии, заклю чающая в себе единство науки и культуры, как нельзя лучше соответствует духу нашего времени, новым историческим задачам.
В технотронную эру, которая на наших глазах подходит к своему печальному финишу, человек рассматривался прежде всего как придаток машины, способный к выполнению строго определенной функции, в связи с чем все образование сводилось к выпуску узкого специалиста. В этих условиях целостный характер философии представлялся чужеродным, никому не нужным явлением, а философы обыденным сознанием воспринимались как люди не от мира сего.
Но на наших глазах происходит смена эпох: технотронный век вытесняется эрой человека. И образование теперь будет нацелено на формирование гармоничной личности, наиболее удобно чувствующей себя в изменяющихся условиях жизни. А это значит, что целостная природа философии как нельзя лучше созвучна новым задачам, решаемым обществом и реформируемой школой.
Рассматривая роль человека-философа в жизни общества, невольно приходишь к мнению, что философичность является квинтэссенцией интеллигентности. Русское слово "интеллигент", "интеллигентный" заимствовано из французского языка, где оно обозначало умелого, умника, мастерового и куда пришло из латыни ("интеллектуальный" - "умственный"). Но русская интеллигенция придала собственный смысл, собственное содержание этому слову, в результате чего в некоторых странах, в частности в Англии, оно переводится как русское слово, с русским его значением, близким английскому "джентльмен". Интеллигентность - это сплав культурности, нравственности и оппозиционности.
Что касается культурности, то тут все очевидно. Если философия - это синтезированное человеческое знание о природе, мире и человеке, то философ должен обладать обширными знаниями в различных областях. Ведь недаром Сократ сказал, что философ подобен пятиборцу: он должен заниматься и физикой, и этикой, и математикой. Но философ никогда не физик, не математик, потому что его познание преследует другие цели. Будучи квинтэссенцией культуры человечества, философия не отменяла и не может заменить культуру. Культура есть необъятное явление, включающее и разные роды деятельности (искусство, религию, право, мораль, педагогику, политику и т. п.), и разные виды, школы, направления, конфессии, разные стили, жанры... Но, не заменяя культуру, философия заимствует из ее сокровищницы все самое ценное, в силу чего приобщение к философии есть самый прямой путь приобщения к ядру культуры. Неслучайно, когда хотят подчеркнуть величие человеческого духа, в качестве примеров чаще всего приводят философов.
Занятие философией не приносит прямой конкретной пользы и, возможно поэтому, оно более нравственно и более свободно, независимо даже от эпохи. Поэтому Платон в своем "Государстве" и утверждал, что правителями должны быть философы, так как они, бескорыстно устремляясь к наиболее полному и совершенному знанию, являются и
наиболее нравственными людьми.
"Раз философы - это люди, способные постичь то, что вечно тождественно самому себе, а другие этого не могут и застревают на месте, блуждая среди множества разнообразных вещей, и потому они уже не философы, то, спрашивается, кому из них следует руководить государством?" Это было сказано в эпоху расцвета афинской демократии. Но и в эпоху разложения афинского рабовладения, разложения нравственности, в эпоху Нерона, когда хотели подчеркнуть необычность следования человека высоким моральным принципам, его по традиции называли философом.Что касается оппозиционности, то здесь существует целая схема ее развития. Вначале - оппозиционность против общепринятых духовных установок, в частности против общепринятой религии, которую философы прозвали мифом, т. е. сказкой. (Сократ, как известно, за небрежение к общепринятым богам поплатился жизнью.) Затем - оппозиционность против расхожих идей; потом - против исгинности знания, получаемого с помощью чувств; наконец - высшая степень иронии - ирония против собственного знания ("я знаю только то, что ничего не знаю"). Философы резче, чаще, чем представители всех других наук, заявляют о своем незнании, сомнении. Метод иронии - "подвергай все сомнению" - один из вечных способов философствования. Именно поэтому истинный философ не идет на поводу, не является, как многие другие, рабом общепринятого, а до всего доходит сам и, следовательно, сам несет ответственность за свои убеждения, высказывания. Это и есть квинтэссенция интеллигентности.
Но дело не только в том, что философичность является наиболее ярким выражением основных черт, характеризующих интеллигентность. Роль философа в обществе более значительна и не до конца еще познана. Обратим внимание на следующий факт. Две самые славные эпохи в истории человечества как по количеству гениев, так и по культурному потенциалу - это Античность и Возрождение. И только в эти эпохи (случайно? закономерно?) профессия философа была самой почетной, престижной. Только в эти эпохи философы могли быть либо прямыми наследниками царских фамилий, либо выходцами из богатейших аристократических семейств.
Занятие философией в Греции было настолько престижным, что Гераклит, дабы остаться философом, уступил титул царя (басилевса) своему брату. И самое главное, что этот поступок был оценен его современником Антисфеном как "свидетельство его высокомудрия". Факт этот не единичен. По свидетельству Аристотеля, философ Эмпедокл также отказался от предлагавшейся ему царской власти.Только в эти две эпохи философы либо были близкими друзьями (учителями) правителей (Перикл и Анаксагор, Александр Македонский и Аристотель), либо сами были правителями: Сенека, Боэций - первые консулы Римской империи, Т. Мор, Ф. Бэкон - канцлеры Англии. И нельзя не согласиться с Р. Декартом, кстати, выходцем из аристократической семьи, что каждый народ тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем философия, и поэтому нет для государства большего блага, чем иметь истинных философов.
Назначение философии проявляется и в ее функциях. Ученые в качестве важнейших выделяют следующие функции философии: гносеологическую (способность давать знания о мире и человеке), методологическую (разработка методов научного познания), футурологическую (способность предвидеть будущее), мировоззренческую. О футурологической функции философии речь пойдет в последней главе, здесь же мы остановимся на ее мировоззренческой функции.
Основным вопросом мировоззрения является вопрос об отношении человека к миру. Он уточняется, конкретизируется через массу других вопросов: что есть мир? что есть человек? каковы смысл его жизни, его предназначение, тайна его смерти? каковы возможности человека воздействовать на окружающий мир? и т. д.
Все эти вопросы встают перед человеком с тех самых пор, как он себя помнит. Но они по-разному решаются на разных этапах его жизни. И здесь в зависимости от возраста, степени зрелости личности можно выделить три основных мировоззренческих типа, уровня.
Уже дошкольник задается вопросами: из чего все происходит? как он в этом мире появился? а чем все закончится? Дети, воспитанные на сказках, и мировоззренческие вопросы решают в русле сказочного сознания. Подобно тому как первой исторической формой существования мировоззрения человечества был миф, первой формой существования мировоззрения ребенка является мир сказок.
В школьный период утверждается обыденный уровень мировоззрения, включающий традиции, обычаи, а также элементы мифологического, религиозного и научного сознания. Этот уровень мировоззрения складывается в основном стихийно, под влиянием условий жизни, окружения личности: семьи, школы, товарищей, книг, кинофильмов и т. д.
Мировоззрение формируется у человека всю его жизнь, вплоть до самых последних часов, поскольку всю жизнь восстанавливается потребность разрешить противоречия между субъективным миром человека и окружающей его реальностью, между долгом и желанием, свободой и необходимостью, идеалом и реалиями. Но особое значение имеет студенческий период, ибо именно здесь в целом завершается формирование личности, осуществляется переход мировоззрения на качественно иной уровень, поскольку здесь речь идет прежде всего о формировании научного мировоззрения. И хотя мировоззрение нельзя сформировать по заказу, ибо мировоззрение есть такое знание, которое обязательно пропущено через собственный мир субъекта и именно он прежде всего ответствен за его формирование, но наука здесь может подсказать пути, оказать определенную помощь в сознательном выборе мировоззренческой ориентации.
Именно в студенческий период мировоззрение поднимается до уровня саморефлексии, в связи с чем встают вопросы: что есть мировоззрение само по себе? чем научное мировоззрение отличается от донаучного? по-
чему прежде всего философия отвечает за разработку мировоззренческой проблематики? На все эти вопросы мы и постараемся дать ответы.
Мировоззрение определяется как идейно-философское обоснование основных проблем человеческого бытия. Но такое понимание его созвучно пониманию философии как науки о всеобщих свойствах мира, месте человека в этом мире, его способностях и возможностях познавать мир и воздействовать на него. Это сходство не является чисто формальным - по своей глубинной сути философия и мировоззрение действительно совпадают. Проблема мира в целом философию постоянно интересовала в контексте человеческого существования в этом мире. Тот факт, что философия рассматривает проблемы мира в неразрывной связи с проблемой отношения человека с этим миром, т. е. что мировоззренческая насыщенность философии имеет неотъемлемый характер, приводит даже к тому, что ряд ученых отрицают за философией право называться наукой, оставляя за ней право быть лишь феноменом культуры.
Совпадая по сути, философия и мировоззрение не совпадают по содержанию. Мировоззрение, с одной стороны, по объему уже философии, поскольку является ее составляющей. В философии существуют такие разделы, которые в принципе могут и не иметь мировоззренческого содержания (логика научного познания, например). С другой стороны, в формировании, развитии научного мировоззрения наряду с философией участвуют и все другие науки - и в этом смысле мировоззрение выходит за пределы философии.
О несводимости мировоззрения к философии говорит и тот факт, что первое существовало еще до возникновения второй - в лоне мифологии и религии. При этом следует учитывать, что в обществе действует единая со всей природой закономерность, согласно которой появление нового вида растения или животного не означает прекращения жизни старого, давшего новому жизнь. Напротив, старое может даже пережить новое. Так и в обществе, где появление нового исторического типа мировоззрения не означает прекращения существования предыдущего исторического типа и где мифологическое, религиозное и философское сознание сосуществуют, образуя подчас самые причудливые сочетания.
Во всех этих и многих подобных случаях действительное отрицание новым старого никак не означало уничтожения этого старого. Приспосабливаясь, видоизменяясь, оно продолжало жить, находя свою нишу в общественной жизни, а иногда и рассчитывая на реванш. Итак, возникновение философии не приводит к уничтожению ни мифа, ни религии, вследствие чего анализ основных исторических типов мировоззрения - миф, религия, философия (или в более широком плане наука вообще) - имеет не только историко-теоретическое, но и повседневно-практическое значение.
Миф зарождается в эпоху формирования родового строя как необходимое условие духовного единения людей на основе культа тотема (мифического прародителя данного рода, как правило, животного, реже растительного происхождения, искаженно отражающего действительное единство человека с природой) и культа предков. Мифология характеризуется как мировоззрение, поскольку все основные проблемы последнего в ней уже представлены: происхождение мира и его устройство (хаос и космос), пути возникновения наиболее важных явлений природы и общественной жизни, тайны рождения и смерти человека, его место и предназначение в мире.
В эпоху, когда зарождалась мифология, основными видами человеческой деятельности были не производство продуктов (скотоводство и земледелие), а присвоение данного природой (охота и собирательство). Поэтому главный упор в мифологическом сознании делался не на осмысление естественных закономерностей, а на целесообразность деятельности, что привело к наделению сознанием и волей всей природы. Магия, ритуалы, заклинания, жертвоприношения, вера в предопределенность судеб человеческих одушевленными силами природы - вот что характеризует мировоззрение первобытного человека. Миф есть первая синкретическая (нерасторжимая, целостная) форма общественного сознания, в которой причудливо сочетались верные наблюдения с вымыслом, реальное и иллюзорное, материальное и идеальное.
В этом своем классическом виде мифологическое сознание гибнет вместе с античной эпохой, но элементы его, иногда значительные, продолжают жить и поныне, и можно предположить, что миф еще очень долго бу дет существовать как необходимая форма освоения действительности.
В эпоху "развитого социализма" наиболее распространенными были миф равенства, миф общенародного государства и т. п. В последнее время в связи с мощным всплеском иррационализма мифотворчество приобретает еще большие масштабы. Социально-экономический и политический кризис, переживаемый обществом, отсутствие ясных и убедительных рецептов выхода из этого кризиса, известный паралич экономической, политической, социологической и других наук образуют определенный вакуум, который мгновенно заполняется неомифологией. Существуют как зарождающиеся стихийно, "снизу", мифы, так и внедряемые сознательно, "сверху". Причем мифы стараются проникнуть во все поры социального организма - не только в сознание, но и в саму "плоть" общественной и частной жизни. Здесь и политические мифы, когда та или иная группировка, движение приписывают своим лидерам и их программам чудодейственную силу и это вызывает чуть ли не религиозный экстаз у их сторонников, и экономические мифы, когда мифологизируется способность рынка быть панацеей от всех наших бед, и медицинские мифы, когда чудесное исцеление от бесчисленного числа заболеваний обещается после нескольких сеансов телеговорильни.
Мифология все более осваивает внеземной мир (рассказы "очевидцев" встреч с HJIO проникают уже на Центральное телевидение), а земной мир все более оказывается подчиненным небесному, о чем не перестают напоминать прорицатели, предсказатели, колдуны белой и черной магии и прочая, и прочая, т. е. представлен практически весь набор эпохи мифологического сознания. Но есть, разумеется, и отличие от классического мифа первобытной эпохи: нынешние мифы зачастую (но не всегда) пытаются найти подпорку либо в научной и околонаучной аргументации, либо в религиозной, либо в той и другой одновременно, т. е. налицо богатая палитра всевозможных эклектических сочетаний разных исторических типов мировоззрения.
Мифологическое мировоззрение, развиваясь, неизбежно превращается в условиях перехода к классовому обществу в религиозное мировоззрение. Между мифом и религией существует тесная связь, сходство: отражение действительности в фантастической форме, наделение вещей и явлений сверхъестественными свойствами, одухотворение материального и опредмечивание идеального. Религиозно-магические обряды входят в состав мифологии на зрелом этапе ее развития, а мифы - неотъемлемое слагаемое любой религии.
Но религия не только порождается мифом, развивает его, но и отрицает: если мифология не знает разделения веры и знания, естественного и сверхъестественного, поскольку всякий мифический объект для нее достоверен и очевиден, то религия раздваивает единый мир на мир сверхъестественный и мир естественный; если в мифологии борьба человека с силами природы изображается как героическая борьба, в которой человек дерзает вступить в единоборство с самим Богом, то религия низводит человека до положения "раба Божьего", всецело уповающего на Божественную благодать.
То, что религиозное мировоззрение не столько продолжает мифологическое, сколько отрицает его, прекрасно иллюстрирует наша действительность, когда наиболее негативно-принципиальная оценка распространения неомифологии в обществе дается со стороны служителей культа. Здесь, впрочем, религия верна своим извечным традициям: вспомним, например, судебный процесс над древнеримским писателем Апулеем за связь с магией и чарами. Это и понятно, поскольку распространение веры в колдунов, прорицателей и прочее естественным образом сужает социальную базу верующих в традиционные религиозные догматы. Кроме того, здесь сказываются глубокие корни в культуре и сильные интеллектуальные традиции религии.
Суть любой религии - вера в сверхъестественное. Из нее вытекают, ею определяются такие компоненты религиозного мировоззрения, как вера во всемогущество Бога-творца, представление о бессмертии души, вера в "спасение".
Научное, философское мировоззрение, приходящее на смену мифологическому и религиозному, находится с ними в отношениях диалектического противоречия, предполагающего как различия, так и единство. Если религия основана на догмах, то наука - на сомнении ("подвергай все сомнению"), если целью религии является служение вере, то целью науки - пытливые поиски истины, если религия исходит из непререкаемых авторитетов, то наука невозможна без независимости и свободы. (Мы описываем здесь лишь господствующие тенденции, прекрасно сознавая, что реальная жизнь полна исключений: существуют как "еретики" в ре-
лигии, так и ортодоксальные мыслители в науке. И, например, совершенно прав был Э. Мах, заявивший, что вера в непогрешимость механики И. Ньютона на целое столетие задержала развитие человеческой мысли в области физики.)
Между тем между религией и философией существует и глубокое внутреннее единство. Неслучайно поэтому существование религиозной философии, внесшей несомненный вклад в мировую культуру. Единством мифа, религии и философии является их мировоззренческая составляющая, решение ими одних и тех же всеобщих, т. е. вечных, проблем человеческого бытия.
Деление мировоззрения на три рассматриваемых исторических типа является лишь самой общей, приблизительной его классификацией, поскольку каждый исторический тип включает огромное множество подтипов. В случае философии, например, речь должна идти о таких подтипах: материалистическое, идеалистическое, а также рационалистическое и иррационалистическое мировоззрение.
Бсзыявсатсраий
Кроме того, типология мировоззрения может быть проведена и по лругому основанию - по субъекту, и тогда в качестве типов выделяют- о Ья индивидуальное, групповое, классовое, национальное и общечело- ^ Ьеческое мировоззрение. Каждый из этих типов мировоззрения имеет свои качественные особенности и может рассматриваться относительно обособленно от других типов. Так, например, анализ индивидуального мировоззрения оказывается наиболее плодотворным при исследовании творчества выдающихся ученых. В этом случае более выпуклыми становятся не только ценность их известных открытий, но и ошибки, допущенные этими учеными, а также еще не востребованные их идеи.
Мировоззрение не является собственностью только философии. По мере фундаментализации конкретных наук, насыщения их философ- Іским содержанием, их гуманизацией мировоззренческая функция их становится все более очевидной. Известная конвергентность, растущая взаимная потребность и взаимопроникновение философии и конкретных наук являются общей закономерностью их развития. Отсюда следует, что формирование научного мировоззрения, его структура не смогут быть поняты без учета как философии, так и гуманитарных и естественных наук.
Возрастание роли мировоззрения в общественной жизни, связанное с ростом демократических свобод и прав человека, вынуждает ученых исследовать его более тщательно, в силу чего в последние годы начинает преобладать системное его рассмотрение. В ходе его различают исходное мировоззрение, формируемое у личности на уровне обыденного сознания, и научное мировоззрение, сознательно формируемое в процессе воспитания и обучения.
Исходное, или так называемое ненаучное, мировоззрение, не подкрепляемое непосредственными научными данными, не опирающееся впрямую на современную науку, есть самое распространенное, постоянно встречающееся мировоззрение среди людей. Именно в нем разверты-
БКБШЮТьКА 17
СПбГЛУ
ваются все самые интересные коллизии мировоззрения. Игнорирование до недавнего времени существования множества пластов реального мировоззрения, воплощающих фактический стержень проживания человеческих жизней, попытка насадить единое догматическое мировоззрение осознаются сейчас как проявление корыстных интересов административно-бюрократического аппарата, для которого человеческое разнообразие, дарование, талант представляли смертельную угрозу.
Уступая в многоплановости, многоцветности исходному мировоззрению, научное, философское мировоззрение в то же время имеет свои преимущества, делающие его более адекватным сознанию и деяниям высокообразованной личности.
В мировоззрении принято выделять отдельные элементы, составляющие его структуру:
- мироощущение - чувственное восприятие окружающего мира, когда чувства, настроения как бы "окрашивают" мир, запечатлевают его образ через призму субъективных, сугубо индивидуальных ощущений. Типы мироощущений: оптимистическое, пессимистическое, трагическое И т. д.;
- мировосприятие - представление окружающего мира в идеальных образах;
- миропонимание - познавательно-интеллектуальная деятельность, направленная на выявление сущности как самого человека, так и окружающего его мира, а также на понимание взаимосвязи происходящих в природе событий и процессов.
Следует еще раз подчеркнуть, что сами по себе ни философия, ни естественные и другие науки мировоззрения не формируют. Для этого необходимы, с одной стороны, убежденный преподаватель, способный к проблемному, диалоговому общению, с другой - мыслящий студент, задумывающийся о смысле человеческого бытия.
ХРЕСТОМАТИЙНЫЙ МАТЕРИА
Относительно природы философов нам надо согласиться, что их страстно влечет к познанию, приоткрывающему им вечно сущее и неизменяемое возникновением и уничтожением бытие (...) Они стремятся ко всему бытию в целом, не упуская из виду, насколько это от них зависит, ни одной его части, ни малой, ни большой, ни менее, ни более ценной...(Философам свойственно) правдивость, решительное неприятие какой бы то ни было лжи, ненависть к ней и любовь к истине...(Философ) рассудителен и ничуть не корыстолюбив - ведь тратиться на то, ради чего люди гонятся за деньгами, подходило бы кому угодно, только не ему.
Платон. Государство // Соч. В 3 т. М., 1971. Т. 3 (1). С. 286-287.
Итак, из всего сказанного следует, что имя мудрости необходимо отнести к одной и той же науке: это должна быть наука, исследующая начала и причины (...) Ибо и теперь и прежде удивление побуждает людей философствовать, причем вначале они удивляются тому, что непосредственно вызывало недоумение, а затем, мало-помалу продвигаясь таким образом далее, они задавались вопросом о более значительном например о смене положения Луны, Солнца и звезд, а также о происхождении Вселенной.
Аристотель. Метафизика // Соч. В 4 т. М., 1976. Т. 1. С. 69-70.
Тот, кто в философии и в изучении общих вопросов видит пустое и бессмысленное занятие, не замечает, что именно от них поступают жизненные соки и силы во все отдельные профессии и искусства. По крайней мере, я убежден, что это обстоятельство явилось отнюдь не последней причиной, задерживающей до сих пор прогресс науки, ибо этими основополагающими науками занимались лишь мимоходом и не пытались глубже проникнуть в них.
философия дает замечательное лекарство и противоядие неверия и заблуждения.
Бэкон Ф. Великое восстановление наук // Соч. В 2 т. М., 1977. Т. 1. С. 142.
Философия (поскольку она распространяется на все доступное для человеческого познания) одна только отличает нас от дикарей и варваров и (...), каждый народ тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем философствуют; поэтому нет для государства большего блага, как иметь истинных философов, (...) Действительно, те, кто проводит жизнь без изучения философии, совершенно сомкнули глаза и не заботятся открыть их; между тем удовольствие, которое мы получаем при созерцании вещей, видимых нашему глазу, отнюдь несравнимо с тем удовольствием, какое доставляет нам познание того, что мы находим с помощью философии,
Декарт. Р. Начало философии // Избранные произведения. М., 1950.
С. 411-412.
Какую кто философию выберет, зависит от того, какой кто человек: ибо философская система не мертвая утварь, которую можно было бы откладывать или брать по желанию; она одушевлена душой человека, владеющего ею. Дряблый от природы или расслабленный и искривленный духовным рабством (...) характер никогда не возвысится до высших высот духовности.
Фихте И. Избранные сочинения. М,, 1916. Т. 1. С. 426.
История философии показывает нам ряд благородных умов, галерею героев мыслящего разума, которые силой этого разума проникли в сущность вещей, в сущность природы и духа, в сущность бога и добыли для нас величайшее сокровище, сокровище разумного познания..,
Философия (...) есть современная ей эпоха, постигнутая в мышлении.
Гегель Г. В. Ф. Сочинения. Т. I-XIV. М.-Л., 1929-1959. Т. IV.C. 3.9,14.
Философия, взятая в ее систематическом развитии, не популярна; ее таинственное самоуглубление является в глазах непосвященных в такой же мере иудаическим, как и непрактичным занятием; на нее смотрят как на профессора магии, заклинания которого звучат торжественно, потому что никто не понимает.
(...) Но философы не вырастают как грибы на земле, они - продукт своего времени, своего народа, самые тонкие, драгоценные и невидимые соки которого концентрируются в философских идеях. Тот же самый дух, который строит железные дороги руками рабочих, строит философские системы в мозгу философов, философия не витает вне мира, как и мозг не находится вне человека...
Так как всякая истинная философия есть духовная квинтэссенция своего времени, то с необходимостью наступает время, когда философия не только внутренне, по своему содержанию, но и внешне, по своему проявлению, вступает в соприкосновение и во взаимодействие с действительным миром своего времени. Философия перестает тогда быть определенной системой по отношению к другим определенным системам, она становится философией современного мира.
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 105.
Философия возможна лишь в том случае, когда она есть особый, отличный от научного путь философского познания. "Научная философия" есть отрицание философии, отрицание ее первородства. Призвание эмоционального познания, познания через чувство ценности, через симпатию и любовь не есть отрицание разума (...) Но критерий истины не в разуме, не в интеллекте, а в целостном духе. Сердце и совесть остаются верховными органами для оценки и для познания смысла вещей, философия не есть наука, не есть даже наука о сущности, а есть творческое осознание духом смысла человеческого существования/...)
Бердяев Н. А. Философия свободного духа. М., 1994. С. 235-236.
Еще по теме МЕСТО ФИЛОСОФИИ В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА:
- Религия как культурная универсалия и ее взаимодействие с другими универсалиями культуры
- 2.1. Философия и специальная педагогика
- Философия в России.
- § 1. Метафизика веры как духовное познание
- СУДЬБЫ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ НА РУБЕЖЕ III ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ
- буддииская космология и традиционная китаИская культура
- СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРЫ
- ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
- ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ И ЕЕ ДОСТИЖЕНИЯ
- КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ
- 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ МЫСЛИ
- §4. Трансформация взглядов на феномен жизни в философии Фридриха Ницше
- МЕСТО ФИЛОСОФИИ В ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
- Очерк пятый КУЛЬТУРА И ЕЕ ЭТНИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
- 1. ФИЛОСОФСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ДИАЛОГА КУЛЬТУР (на примере Северного Кавказа)