ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ В КУЛЬТУРЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ
В целом этот период действительно отличался новизной и определенными достижениями, что позволяет охарактеризовать его как этап перехода к новой европейской культуре. Попытаемся описать и проинтерпретировать специфику этого периода и совокупность существенных изменений, произошедших, прежде всего, в сфере мышления.
Одна из главных особенностей мышления данного периода состоит в том, что происходит специфическая модификация аристо- телизма, платонизма, эпикуреизма, стоицизма, скептицизма и других течений античной мысли, возрождение интереса к античной культуре в целом и к античной философии в частности (отсюда и название периода - "Возрождение").
Возрождение античного наследия сыграло решающую роль в формировании идей таких мыслителей эпохи Возрождения, как Франческо Петрарка (1304-1374), Леон Баттиста Альберти (1404-1472), Лоренцо Валла (1407-1457), Марсилио Фичино (1433-1499), Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494), Никколо Макиавелли (1469-1527), Эразм Роттердамский (1469-1536), Мишель Монтень (1533-1592), Томас Мор (1478— 1535), Николай Кузанский (1401-1464), Леонардо да Винчи (1452-1519), Николай Коперник (1473-1543) и многих других.
Вместе с тем, говоря о возрождении античной культуры усилиями данных мыслителей, следует иметь в виду, что это было не простое усвоение культурных ценностей и перенос их в новый контекст, но, прежде всего, оригинальная переплавка их в духовном тигле трансформирующегося позднего Средневековья.
Таким образом, в целом культура эпохи Возрождения - это синтез христианства, античной и восточной культур. На основе смешения различных традиций в этот период рождалась новая западноевропейская цивилизация.
Следует отметить еще одну особенность обращения к античной мысли в эпоху Возрождения - это интерес к магии и мистике. Возвращаются к жизни не только философские идеи, но и древние греческие и восточные оккультные учения. Мыслители Возрождения обращаются к магии и теургии, видя в них, прежде всего, возможность постижения божественных истин.
Популярными становятся в этом контексте такие трактаты II- III вв. н. э., как "Герметический корпус", приписываемый Гермесу Трисмегисту, текст "Комментарии к Зороастру", носящий также название "Халдейские оракулы", и сочинение "Орфические гимны". Все они представляют собой попытку теологов и философов поздней античности противопоставить христианскому Писанию источники, которые воспринимались бы как божественное откровение и популяризировали бы идеи неоплатонизма. Эти тексты отмечены синкретизмом, смешением теологем и философем, неоплатонизма и неопифагореизма.
Во времена Возрождения "Герметический корпус", "Халдейские оракулы" и "Орфические гимны" считались подлинными текстами откровения. Бог, по мнению ренессансных мыслителей, передал Моисею законы человеческой жизни, а пророкам Гермесу Трисмегисту, Зороастру и Орфею - некие тайные истины, которые постижимы только специфическими религиозно-мистическими способами. Следовательно, знание трудов древних мистиков и проведение магических обрядов дает возможность прикоснуться к величайшим божественным тайнам, недоступным простым христианам.
Ряд мыслителей эпохи Возрождения проявляли значительный интерес и к иудейской мистической традиции, в частности, к Каббале, теософской системе, основанной на интерпретации двадцати двух букв еврейского алфавита.
Религиозная философская мысль Возрождения создает новую пантеистическую (от треч.рап - все и theos - Бог) картину мира, тяготеющую к отождествлению Бога и мира, к обожествлению природы и человека.
Одним из первых подошел к пантеизму Николай Кузанский. Рассматривая Бога как бесконечный максимум и приближая его к природе, он сформулировал идею бесконечности Вселенной. Расцвет пантеизма в Западной Европе относится к XVI - нач. XVII вв. Он лег в основу большинства философских учений о понимании природы, таких, к примеру, как учения Том- мазо Кампанеллы и Джордано Бруно. В этом контексте символично для данной эпохи звучит знаменитый тезис Бруно, выдвинутый в работе "Изгнание торжествующего зверя": "...природа- ...есть не что иное, как Бог в вещах".Подобное отношение к осмыслению идеи Бога сказалось и на отношении к церкви. Многие мыслящие люди того времени считали, что официальная римско-католическая церковь неверно трактует понятие Бога и, следовательно, ведет всех верующих людей по ложному пути. В этой связи для эпохи Возрождения характерны антиклерикальные настроения. Антиклерикальные идеи проявились во многих произведениях XIV-XVI вв. Например, знаменитое произведение того времени "Декамерон" Джованни Боккаччо наполнено сатирическими изображениями жизни монахов, священников, церковных деятелей вообще. Идеи изменения церкви и ее учения проявились в движении под названием Реформация, которое привело к возникновению новой протестантской церкви. Наиболее ярко реформаторское движение проявилось в Германии в деятельности Мартина Лютера и Томаса Мюнцера.
Однако главной особенностью мышления ренессансной культуры был переход от теоцентрического к антропоцентрическому пониманию мира. На первый план здесь выдвигаются гуманистические мотивы. Человек не только становится важным объектом философского рассмотрения, но и оказывается центральным звеном всей цепи космического бытия.
В христианском понимании человек - это греховное существо, обуреваемое во время своей земной жизни страстями, эмоциями, стремлением к наслаждению и удовольствию. Именно поэтому земная жизнь временна и является лишь подготовкой к жизни вечной. Поэтому жизнь земного человека должна быть посвящена, прежде всего, любви к Богу, дабы не стать источником греха.
С начала XIV в. отмеченные выше представления о сути и предназначении человека начинают претерпевать существенные изменения. Мыслители эпохи Возрождения формируют убеждение, что земной человек и его проблемы должны стать центром и целью мировоззрения.
Человек в эпоху Возрождения воспринимался во всей его целостности: внимание обращалось не только на его духовные качества, но и на его телесность. Образно говоря, человек спускался с небес и обращался к реальной земной жизни, с ее радостями и житейскими проблемами. Наиболее выразительно проблемы человеческой телесности были осмыслены в художественном творчестве таких мастеров эпохи Возрождения, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Тициан.
Следующее понятие, которое раскрывает специфику антропологической проблематики мыслителей Возрождения, - это "индивидуализм ". В классическом Средневековье человек осмыслял себя только как часть некоего целого: сословной группы, семьи и т. п. В эпоху Возрождения человек начинает осознавать свою не только духовную, но и телесную индивидуальность, уникальность.
Для реализации и развития индивидуалистических проявлений природы человека понадобились и соответствующие средства. Таковыми, начиная с XIV в., выступили дисциплины, занимающиеся познанием человека, то есть история, литература, философия и риторика. Преподавателей этих дисциплин стали называть гуманистами (humanista), "сконструировав" это слово по аналогии с такими названиями профессий, как законник (legista), художник (artista) и т. п. В последующем так стали называть всех деятелей эпохи Возрождения, а новое направление культуры получило название гуманизма.
Гуманистическое мировоззрение, распространившееся в Европе в XIV-XVI вв., нашло свое отражение и в создании новых социально-политических учений. Наиболее яркие и своеобразные идеи в области общественной жизни высказали итальянский политический мыслитель Никколо Макиавелли и английский политический и государственный деятель Томас Мор.
В эпоху Возрождения начал оформляться и такой феномен как политическая философия (или философия политики), хотя само превращение политики в самостоятельный институт - явление более позднего времени.
Причина формирования этого направления философской мысли заключается в том, что объяснение многих проблем человеческого общежития гуманисты искали часто не в Божественном откровении, а исходя из природы и сути реального человека и его места в общественных отношениях.В частности, политическая философия Никколо Макиавелли, изложенная в знаменитом произведении "Государь" (1513), носит в целом уже научный и эмпирический характер, то есть основана на собственном политическом опыте.
Итальянский гуманист размышляет о власти: как она завоевывается, как удерживается и как теряется. Без всякого лукавства он вскрывает причины политической бесчестности, которые коренятся в самой природе человека: себялюбие, хитрость и свирепость, скрытость, лицемерие, религиозная фальшь. По мнению Макиавелли, все это следствия подлинной сути человека - его разумного эгоизма. Поэтому власть должна принадлежать тому, кто сможет ее захватить в свободном соревновании среди равных себе. Таким образом, народный правитель - это не "материализация" некой идеи "прав", "богоизбранности", а естественный результат "человеческого" в человеке, "индивидуального", "моего", "личного".
Общественно-политические рассуждения знаменитого автора "Утопии" (1516) Томаса Мора также явились выводами из его трактовки сути реального человека, для которого частный инте- pec превыше всего. Видимо поэтому Мор, рисуя идеальное государство (названное, соответственно, Утопия - место, которого нет), предлагает устройство, которое избавило бы человека от его главного порока - эгоизма.
В Утопии все находится в общей собственности, ибо благополучие общества невозможно там, где существует собственность частная. Впервые в мировой литературе Мор описал социальное устройство, основанное на коллективной собственности не только в сфере потребления, но и в сфере производства. В его сообществе индивидуальное подчинено общему. Утопийцы получают все необходимое от общины, однако то, что есть "необходимое" и "лишнее", "нужное" и "ненужное", определяет не сам индивид, а община.
Подчеркивая гуманистический, даже эпикурейский дух "Утопии", надо признать, что черты уравнительности, аскетизма в социальной философии Мора являются доминирующими.В целом общественное учение Макиавелли и Мора были самокритикой нарождавшейся социально-политической западноевропейской культуры, которая нашла свое воплощение в Новое время.
Еще одно значительное достижение Ренессанса - это подготовка и формирование методологии научного познания, которое стало приоритетным культурным явлением в эпоху Нового времени. В этом отношении возрожденческую полемику часто именуют "битвой вокруг метода". В философии того времени шел поиск принципиально новой методологии познания, отличной от средневековой схоластики, в основе своей базировавшейся на чистой дедукции. Приоритетными в процессе познания оказываются наблюдение, эксперименту жизненный опыт.
Непосредственно в области метода научного исследования на передний план выходит платонизм и неоплатоническая традиция, а в противоположность ему, хотя и в ослабленной форме, развивается ренессансный аристотелизм. Сколь ни различны достижения Ренессанса в языке, литературе, риторике, эстетике и политике, с одной стороны, и физике, математике, астрономии и географии, с другой, новации во всех этих отраслях знания основаны на общем принципиальном представлении о том, что действительность рационально постижима как в духовном, так и в эмпирическом способе её проявления.
Ренессанс актуализирует античную мудрость, дает адекватные понятия и теории для возникающего естественнонаучного и методологического мышления. Как результат занятий алхимией и магией возникает новое понимание науки, новая практическая, экспериментальная научность.
Другими словами, элиминация аристотелизма, рост влияния платонизма и неоплатонизма и алхимический практический интерес к изучению природы, а также ряд других факторов (социальных, политических, технических) приводят к возникновению естественных наук, естествознания.
Не последнюю роль в этом процессе играли технические достижения эпохи. Они внесли радикальные изменения в производство, базировавшееся ранее главным образом на мускульной силе животных и людей.
Большие успехи были достигнуты в горном деле и металлургии, что привело к увеличению производства металла. Изобретение огнестрельного оружия произвело переворот в военном деле, сведший на нет военное значение рыцарства. С изобретением книгопечатания начала развиваться новая отрасль - типографское дело - и, соответственно, изменилась природа трансляции, передачи знания. Широкое распространение в XV в. получили такие автоматические механизмы, как портативные карманные часы. В XIV-XVI вв. были достигнуты значительные успехи в области судостроения и мореходства. Возможности мореплавания увеличились также за счет компаса, заимствованного европейцами с Востока.
Отмеченные успехи в области производства и техники в странах Западной Европы подготовили знаменитые географические открытия конца XV - начала XVI вв.: открытие Америки (1492) и морского пути в Индию (1498), первое кругосветное путешествие Магеллана (1519-1521).
В медицине возникли зачатки научной анатомии, значительных успехов достигли математика и механика.
Однако подлинным переворотом, оказавшим наибольшее влияние на формирование научной картины мира, был переход астрономии от геоцентрической к гелиоцентрической системе мира. Николай Коперник предложил астрономическую модель планетной системы, в центре которой находится Солнце. Эта система противоречила господствующей системе, восходившей к Аристотелю, Птолемею и признававшейся Церковью.
Именно коперниканская модель Вселенной привела в эпоху Возрождения к подрыву авторитета церкви и аристотелевской естественнонаучной традиции в методологии научного познания. Сам Коперник, публикуя в конце своей жизни работу "Об обращениях небесных сфер", конечно, не стремился к этому.
Гелиоцентрическая система, а также отмеченные выше открытия и изобретения оказались революционными не только для Церкви и предшествовавшей культурной традиции. Научные успехи и, прежде всего, учение Коперника дали человеку возможность взглянуть на мир с совершенно другой позиции: увидеть мир как феномен, созданный Богом не только ради человека. Пришлось отказаться от этого представления, одновременного возвеличивающего и ограничивающего человека, и посмотреть на него как на часть огромного синтетического целого. Возникла необходимость "обращения", смены перспективы, картины мира и, соответственно, потребность в новой методологии познания. Все эти радикальные изменения в мировоззрении получили впоследствии название "коперниканскойреволюции". В конце XVIII в. Кант использовал данные исторические обстоятельства для нового обоснования человеческого познания.
Таким образом, ренессансное естествознание сыграло важную роль в становлении научного мышления и соответствующей картины мира зарождавшейся новоевропейской культуры. В этом состояла ещё одна важная особенность данной эпохи.
Общим же итогом осмысления эпохи Возрождения может быть вывод о том, что это была переходная фаза, оказавшаяся необходимой для начала иной интеллектуальной эпохи в жизни Европы, недаром получившей название Новое время.
Темы для обсуждения Философия эпохи Возрождения: специфика и круг проблем. Гуманизм и проблема человеческой индивидуальности. Социально-политические идеалы эпохи Возрождения. "Коперниканская революция" и ее роль в становлении научного мышления.
Литература Антология мировой философии. М., 1969. Т. 1, ч. 2. Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения / сост. С. В. Перевезенцев. М., 2001. Баткин Л. М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления / Л. М. Баткин. М., 1990. Буркхардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения / Я. Бурк- хардт. М., 1996. Бэрк П. Рэнесанс / П. Бэрк. Мн., 1997. Горфункель А. X. Философия эпохи Возрождения / А. X. Гор-
функель. М., 1980. ^ Йейтс Ф. Искусство памяти / Ф. Йейтс. СПб., 1997. Йейтс Ф. Розенкрейцеровское Просвещение / Ф. Йейтс. М., 1999. Хёйзинга Й. Осень средневековья / Й. Хёйзинга. М., 1988. Чаша Гермеса. Гуманистическая мысль эпохи Ренессанса и герметическая традиция. М., 1996.
Еще по теме ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ В КУЛЬТУРЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ:
- § 2. ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В АНАЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ СОЗНАНИЯ
- ФИЛОСОФСКИЕ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ГОЛЬБАХА
- ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ И ЦИВИЛИОГРАФИЯ В РОССИИ
- Основные положения евразийцев сводятся к следующему: 1.
- 9.3 Художественная культура эпохи Возрождения
- Гуманизм Возрождения.
- Культура Европы XVII в.
- ПРОБЛЕМА ЗНАНИЯ В МИРОВОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ И ОПРЕДЕЛЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ А.И. Левко
- I. Проблема языка в свете типологии культуры. Бобров и Макаров как участники языковой полемики
- 1. ФИЛОСОФСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ДИАЛОГА КУЛЬТУР (на примере Северного Кавказа)
- 2. Специфика философской культуры Возрождения
- ГЛАВА 2. РАННЕХРИСТИАНСКИЙ ПЕРИОД. ПЕДАГОГИКАФЕОДАЛЬНОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ, ВОЗРОЖДЕНИЯИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
- ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ В КУЛЬТУРЕ ВОЗРОЖДЕНИЯ
- 3.4. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности (концепция Е.В. Бондаревской)
- ГЛАВА 6.1. ВОЗРОЖДЕНИЕ