<<
>>

Глава 13. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТИПЫ ГНОСЕОЛОГИИ

Философское познание рассматривает мир в целостности, в единстве с человеком. Изучение сознания, его структуры, условий возникновения и развития предполагает постановку дальнейших вопросов: как влияет окружающий (природный, социальный) мир на содержание сознания? Способно ли сознание человека и человечества адекватно постигать этот мир?

Проблемы природы познания, отношения знания к реальности, возможностей достижения истинного знания - это традиционная проблематика философской теории познания, или гносеологии.

  1. ПОЗНАНИЕ: СТРУКТУРА И ВИДЫ

Познание представляет собой процесс взаимодействия человека с миром, сущность которого состоит в распредмечивании, т. е. в воспроизведении предметов и явлений действительности в сознании человека. Распредмечивание (в буквальном смысле - лишение предметности) означает, что свойства, сущность предметов становятся достоянием внутреннего мира человека. Познать какое-либо явление - это означает мысленно воссоздать его, понять и объяснить. Ни один внешний предмет не может в своей естественной форме быть включен в состав внутреннего мира человека. Однако процесс познания позволяет получить распред- меченный субъективный образ предмета, знание о нем.

Знание является результатом познания и представляет собой совокупность познавательных образов, осмысленно соотнесенных с соответствующими предметами. Полученное знание, будучи уже опредмечен- ным, реализуется в практической деятельности человека. Неслучайно многие творения рук человеческих именуют "овеществленным знанием". Таким образом, результат познавательной деятельности становится одной из начальных предпосылок успешной практической деятельности.

В познании выделяют три структурных элемента: субъект познания, его объект и самый процесс их взаимодействия. Схематически это может быть выражено следующим образом: S lt;=gt; О.

Субъект познания (S) - это носитель познавательной деятельности, тот, кто познает. В зависимости от конкретной познавательной ситуации таким субъектом может выступать отдельный человек, коллектив (например, исследовательский институт или сообщество ученых), отдельный народ или человечество в целом. Объект познания (О) - то, на что направлено познавательное усилие субъекта, то, что познается. Познаваться может мир в его целостности, так же как и часть или свойство этого мира. Кроме того, сам субъект может одновременно выступать объектом самопознания. Понятие "предмет познания"характеризует определенный аспект познавательной деятельности. Например, человек - единый объект познания - изучается антропологией, генетикой, медициной, социологией личности и другими науками, каждая из которых обладает своим особым предметом познания.

Очевидно, что для того чтобы познавательная деятельность могла успешно осуществляться, между ее объектом и субъектом должно быть отношение некоторой тождественности. Это можно сравнить с тем, что продуктивный контакт в общении возможен только между людьми, в чем-то симпатичными друг другу. Такое отношение тождественности еще в античности сформулировал Сократ: "подобное познается подобным". Поэтому одной из проблем гносеологии является обоснование такого подобия или его отсутствия. В последнем случае мы имеем дело с агностической гносеологией. Агностицизм пытается теоретически обосновать наличие между субъектом и объектом непроходимой преграды. Познание, конечно же, не отрицается, но отрицается объективное содержание полученных знаний.

Агностицизм традиционно подразделяется на юмовский и кантовский типы. Д. Юм утверждал, что все наши знания проистекают из опыта, но в этом опыте мы имеем дело только с ощущениями, и кроме этих ощущений мы ничего знать не можем. Поскольку ощущение есть образ (ниже к этому вопросу мы еще обратимся), то субъект оказывается ограниченным миром образов и абсолютно ничего не может знать относительно мира объектов.

И. Кант, в отличие от Юма, признавал наличие вещей вне человеческого сознания и считал их воздействие на человека причиной ощущений, но при этом утверждал априорность (т. е. независимость от опыта) форм человеческого познания и делал вывод о непознаваемости вещей самих по себе ("вещей в себе"). Следует отметить, что кантовская философская система в целом не может быть признана агностической (что часто делается), поскольку гносеологические ограничения накладывались Кантом на определенные познавательные способности ("чистый рассудок", "чистый разум"), но не на все. "Практический разум" и "способность суждения", по Канту, восполняют неизбежные пробелы теоретического познания.

В общем виде различия двух типов агностицизма сводятся к следующему: юмисты ограничиваются чувственным опытом и выражают скепсис по отношению к самому наличию объекта познания; кантианцы убеждены в его наличии, равно как и в его же непознаваемости.

Однако существовали и существуют философы (и их большинство), которых называют гносеологическими оптимистами. Они убеждены в продуктивном взаимодействии субъекта и объекта, и поэтому они обязаны обосновывать их подобие.

Поскольку гносеология - философская дисциплина, то таковое обоснование должно базироваться на всеобщих характеристиках бытия, и гносеология в этом вопросе тесно переплетается с онтологией. В зависимости от онтологических приоритетов в обосновании подобия субъекта и объекта выделяют идеалистическую и материалистическую гносеологию.

В идеализме обоснование осуществляется на идеальной, духовной основе. Например, в теории познания Платона субъектом выступает душа, объектом - особый мир духовных сущностей, идей. У Гегеля утверждается абсолютное тождество мышления и бытия, что означает, что субъект и объект суть единая духовная субстанция, и познание в данном случае выступает в виде самопознания. Материалисты, напротив, усматривают единство субъекта и объекта в их общей материальной природе. Объект познания здесь - природа, материальный мир.

Субъект - человек, "произведение природы", по выражению французского материалиста П. Гольбаха. Познание здесь понимается как отражение действительности. Человек в своих знаниях призван отобразить материальный мир, а не гоняться за призраками фиктивного внеприродного духовного бытия.

Имеются и иные основания для классификации. В качестве такого основания можно взять характер познавательного взаимодействия объекта и субъекта. Гносеология должна ответить на вопрос: применение субъектом каких его познавательных способностей обеспечивает адекватное постижение им объекта? Среди важнейших познавательных способностей выделяют чувства, разум, интуицию. Соответственно тому, какую из этих способностей гносеология считает важнейшей, ее относят к сенсуалистическому, рационалистическому или интуитивистскому виду. При этом материальность, идеальность или несоизмеримость участников познавательного взаимодействия особого значения не имеют.

Чувственное познание осуществляется при посредстве органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание и т. п.); его формы: ощущение, восприятие и представление. Каждая из этих форм представляет собой субъективный образ объективного мира. Ощущение - это чувственный образ отдельной стороны или свойства объекта (например, ощущение красного цвета, резкого запаха и т. п.). Восприятие - это целостный образ объекта, непосредственно данный в живом созерцании на основе синтеза данных отдельных ощущений, в том числе с привлечением нескольких органов чувств. Например, в восприятии яблока синтезируются ощущения цвета, запаха, тяжести, гладкости и т. п. Представление - это чувственный образ, возникающий без непосредственного контакта с предметом познания. Представления связаны с работой памяти, с возможностью мысленного обращения к тем образам сознания, которые получены на основе предыдущего чувственного опыта. Представления завершают чувственное познание и, будучи обобщенными чувственными образами, выступают переходной формой к рациональному познанию.

Информация, зафиксированная в чувственных формах, служит основой познания в рациональных (логических) формах. Их особенность состоит в том, что они открывают то общее, что присуще не только отдельному предмету, но и всем предметам данного рода, класса. Чувственное познание в целом отличается непосредственностью, оно не может осуществляться без прямого воздействия предмета на органы чувств. Даже представление нуждается в таком воздействии, хотя и отдаленном во времени. Рациональное познание является опосредованным, оно нуждается для своего осуществления в особых посредниках, находящихся между мыслью и объектом (чувственные представления, язык, логическая культура и т. п.). Помимо этого, рациональное познание является отвлеченньш, т. е. осуществляется через выделение в предметах познания существенных сторон и отвлечение от несущественных.

Основными формами логического мышления являются понятие, суждение и умозаключение. Понятие - это особый умственный образ, фиксирующий множество сходных вещей и процессов со стороны их существенных признаков. Понятие выражается в слове. Например, словом "вид" обозначается биологическое понятие, словом "почва" - агрономическое. Суждением называется мысленный образ, представляющий собой определенную связь понятий. Суждение в языковом отношении выражается предложением. Например, в предложении "листья дерева зелены" особым образом связываются понятия "лист", "дерево", "зеленый цвет". Умозаключение - это такая форма рационального познания, в которой из имеющихся суждений (именуемых "посылками") по логическим законам выводится новое (именуемое выводом" или "следствием"). Например, взяв предыдущее суждение в качестве посылки и присоединив к нему в качестве второй посылки суждение "лиственные деревья зелены летом", можно сделать вывод: "теперь лето".

Таким образом, в гносеологическом отношении мышление вскрывает существенное и общее в объектах, а в логическом отношении оно выражается в рассуждении, в том, что из ряда посылок - суждений - с помощью логических правил получаются различные заключения (следствия, выводы).

Чувственное и рациональное тесно связаны друг с другом, поэтому сенсуализм и рационализм являют собой гносеологические крайности и не дают верного описания познания. Сенсуализм утверждает, что работа разума сводится только к комбинированию данными чувственного опыта; рационализм же считает, что всеобщее и необходимое знание достигается только путем логического рассуждения.

Характер чувственного и рационального познания определяется уровнем общественной практики. Открытие этого обстоятельства - заслуга марксистской гносеологии. Марксистская гносеология - материалистическая, она исходит из онтологического материального родства субъекта и объекта. Но марксизм на этом не останавливается. Генеральным каналом взаимодействия того и другого оказывается практика. Здесь познание не изолирует себя от практического процесса, что было характерно для домарксовского материализма. Напротив, оно выступает важнейшим компонентом этого процесса. Практика - это материальная целенаправленная деятельность, в конкретно-исторических формах преобразующая природу, общество и самого человека. Поэтому и субъект, и объект познания приобретают конкретный исторический характер, обусловленный уровнем развития общественной практики. Это последнее является основой познания, его целью, служит источником материального обеспечения познания (приборы, компьютеры и т. п.) и выступает критерием истины (ниже об этом будет сказано подробнее).

Обратимся к интуитивному познанию. Под этим понимается непосредственное усмотрение, схватывание истины, внезапное озарение. Ин- туитивистская гносеология (основоположник - французский философ А. Бергсон) противопоставляет интеллект (разум) и интуицию, понимая под последней непосредственное, "живое" проникновение в предмет. Высшее познание не ангажировано практической потребностью и не нуждается в дистанции, которую сохраняет субъект рационального познания по отношению к своему объекту; оно нуждается в интуиции, т. е. в непосредственном, "безоглядном" погружении в объект.

Озарение, безусловно, имеет место в познавательной деятельности, но чаще всего как особое явление в рациональном творчестве, а не как ничем не обусловленный импульс. В основе интуиции лежит способность человеческой психики перерабатывать информацию не только осознанно, но и на бессознательном уровне. Зачастую бессознательная обработка информации опережает самое осознание проблемы, и найденное решение как бы обнаруживается неожиданно для самого субъекта. Видимо, это связано с тем, что бессознательная познавательная работа более свободна от стереотипов, догматики, затрудняющих творческий поиск. Интуитивное познание осуществляется на основе мобилизации творческих способностей и всего информационного фонда познающего субъекта. При условии интенсивной познавательной работы, полной сосредоточенности на нахождении разгадки познавательной задачи, даже "случайный" чувственный опыт может инспирировать верное решение. Так, например, немецкий химик Ф. Кекуле усмотрел структурную формулу бензола С6Н6 в "кольце" случайно сцепившихся обезьян в зверинце. Данный пример иллюстрирует связь рационального и иррационального в познании. Иррациональное предстает здесь как новое, еще неосмысленное, не принявшее логически законченной формы знание. Оно еще смутно, не обосновано, но оно уже появилось в познавательной деятельности как ее необходимый творческий компонент.

По глубине постижения субъектом объекта выделяют познание обыденное и теоретическое. Обыденное познание основывается на непосредственном жизненном опыте в различных сферах бытия человека. Здесь знания характеризуются здравым смыслом, разговорным языком, наивными представлениями; здесь верное отображение действительности соседствует с суевериями (приметы и т. п.). Обыденное знание содержит психологические установки, рецепты деятельности, правила поведения, необходимые людям в их жизнедеятельности. Обыденное знание дает верное, хотя и поверхностное, фрагментарное представление об объекте. Некоторые науки (в частности, сельскохозяйственные) в своем познании отталкиваются от обыденного опыта.

Теоретическое познание разрабатывается особыми профессиональными группами (учеными, идеологами, философами и др.); оно создает комплексные понятийные системы, направленные на истолкование и объяснение познавательного опыта. В наш век наукоемких информационных технологий актуализируется проблема взаимосвязи познания научного и вненаучного (художественного, нравственного, медиативного и т. п.). Гносеологические различия и взаимосвязь этих видов познания будут рассматриваться отдельно.

<< | >>
Источник: В. Л. Обухов, 3. С. Алябьева, А. Ф. Оропай и др.. Реалистическая философия. Учебник для вузов / В. JI. Обухов, 3. С. Алябьева, А. Ф. Оропай и др. / Под ред. В. JI. Обухова. - 4-е изд., перераб. - СПб.: СПбГАУ, ХИМИЗДАТ,2009. - 336 с.. 2009

Еще по теме Глава 13. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТИПЫ ГНОСЕОЛОГИИ:

  1. § 2. Понятие субъекта и объекта, их многоликость и многоуровневость. Субъект и объект научно-познавательной деятельности
  2. Истина в гуманитарном знании
  3. § 1. Правовые нормы, их логическая характеристика
  4. 3. Основные философские направления периода зрелого Просвещения (спинозизм, материализм, „естественная религия", атеизм, эмпирико-психологическая гносеология)
  5. КАНОНИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ В МИРЕ ЗНАНИЯ: ЗАМЕТКА О ГНОСЕОЛОГИИ НЬЯИИ
  6. Предисловие
  7. 1. ЭЛЛИНСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ ИНДИИ (по Страбона)
  8. СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
  9. Глава 13. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТИПЫ ГНОСЕОЛОГИИ
  10. 1.3. Уровень общенаучных принципов исследования
  11. 243 СОФИЯ И ЧЁРТ (КАНТ ПЕРЕД ЛИЦОМ РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ МЕТАФИЗИКИ)
  12. Глава 7b Дж.-С. Кирк РАЗВИТИЕ ИДЕЙ В ПЕРИОД С 750 ПО 500 Г. ДО И. Э.
  13. Эмпиризм
  14. ВВЕДЕНИЕ
  15. Идеи М.Бахтина и их значение для современной эпистемологии и философии познания
  16. Эпистемологический статус веры
  17. Представление времени в гуманитарном знании