<<
>>

ОСНОВНЫЕ ВЕХИ ИСТОРИИ НАУКИ

Наука как особый феномен культуры и общественной жизни, несомненно, занимает одно из центральных мест в проблемном поле современной философии, но в разные эпохи наука воспринималась неодинаково; это зависело не только от положения дел в самой науке, ее специфических особенностей и общественного статуса в тот или иной период, но и от того места, которое ей отводилось в философской картине мира и человека.

Некоторые ученые считают, что основные знания и оккультные учения пришли из Древнего Египта. Несколько тысячелетий до нашей эры цивилизация Древнего Египта располагала глубокими знаниями в области математики, медицины, географии, химии, астрономии и др. Почти одновременно возникшие в Древнем Египте многообразные области человеческого знания - геометрия, анатомия, акустика, музыковедение - имеют самый древний возраст из всех ныне известных и существующих систем.

Другие ученые считают, что наука возникла в античносги; в рамках античной натурфилософии зародилось естествознание и сформировалось дисциплинарное членение как особая форма организации знания. В античной натурфилософии возникли первые образцы теоретической науки: геометрия Евклида (в качестве необходимого условия получения истины выдвигавшая процедуру демонстрации доказательства); учение Архимеда (преуспевшее в вычислении площади круга, нахождении фор мул объема, поверхности цилиндра и шара, разработавшее понятие центра тяжести, сформулировавшее законы рычага, положившее начало гидростатике); медицина Гиппократа; атомистика Демокрита; астрономия Птолемея (указывавшая на центральное положение Земли) и прочее.

Первую попытку систематизации научного знания предпринял Аристотель. Он делил все науки на теоретические, имеющие целью само знание (первая философия, физика, математика); практические, руководящие человеческим поведением (этика, экономика, политика); творческие, направленные на достижение прекрасного (риторика, поэтика).

Для эпохи Средневековья (V-XIV вв.) характерны религиозная картина мира и социокультурное поведение, определяемое теологическими ценностями. В рамках Средневековья философия, как и наука, выступают "служанками" богословия. Положения, расходящиеся с христианскими догматами, осуждаются. С точки зрения средневековых представлений весь мир наполнен таинственными символическими знаками, которые нужно уметь интерпретировать, согласовывая с религиозными догмами. Молитвенное созерцание истины достигается лишь на основе смирения и любви, поэтому наука в средние века часто оценивается как своеобразное интеллектуальное устремление, лишенное свободы поиска и скованное предрассудками и заблуждениями. Задачи научного исследования также направляются на достижение благодати и спасения. В научном знании господствовал схоластический метод с его необходимым компонентом - цитированием авторитетов.

Средневековье знало семь свободных искусств: грамматика, диалектика, риторика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, пение церковных гимнов. Каждый ученый был обязан владеть всеми этими науками-искусствами.

Выделяя особенности средневековой науки, ученые отмечают прежде всего, что эта наука выступает как совокупность правил в форме комментариев. Вторая особенность - тенденция к систематизации и классификации знаний, третья - компиляция, обусловленная общей мировоззренческой и культурной атмосферой этой эпохи.

В то же время существовали и другие формы знания, такие как "натуральная магия", алхимия. В ранние эпохи магическая практика нередко оказывалась формой осуществления общественных потребностей весьма большой значимости. В отдельные периоды от нее можно было ожидать создания наиболее благоприятных условий не только сохранения, но и развития некоторых видов знания. Так, в практику различных видов культа, мантических искусств, входили числовые операции, представлявшие по сути задачи математического содержания. Магические операции с цифрами и силовыми соотношениями, дававшие нередко открытия математических закономерностей, нетривиальных задач, - известный факт предыстории математики.

Несомненно, это способствовало определенному накоплению знания и отложению его в специфической форме абстрактных сущностей (фигура, число, отношение и т. д.). Неслучайным является то обстоятельство, что фактически все основные науки человечества имели свои оккультно-магические прообразы, подобно тому как химия - алхимию, астрономия - астрологию, геометрия - геомантию и т. д. Причем эти прообразы науки обнаруживали большую живучесть, имели периоды возрождения, когда они теснили на познавательном поле собственно науки.

В этой связи важно обратиться к оценке интеллектуальной ситуации, сложившейся в эпоху Возрождения (XV-XVI вв.), итогам самого Возрождения. В сфере науки Возрождение привело к коперниканской революции, повлекшей за собой создание первой действительно научной картины мира (Галилей). Любопытно при этом, что ключевым событием зарубежные историки науки склонны считать экспериментальное опровержение Галилеем в 1591 г. фундаментального положения аристотелевой физики о прямой зависимости скорости падения тел от их веса, считавшегося незыблемым в средневековой натурфилософии. Таким образом, главным признается сдвиг в эмпирических основах тогдашнего знания, приведший к утверждению нового рационализма и всей структуры научной аргументации.

Эпоха Возрождения стала переходной эпохой от Средневековья к Новому времени. Она охватила XIV-XVI вв. и подготовила научную революцию XVII в., во многом изменившую механику, гидро- и аэростатику, географию, астрономию, открыла бесконечность Вселенной, значимость причинно-следственной закономерности, роль активного познающего разума. Для эпохи Возрождения характерны глубочайший интерес к человеку, свободному поиску и творчеству, усиление престижа науки, попытка оправдать магические притязания на управление природными стихиями, интерес к эксперименту. Системы "натуральной магии", развитые в XIV-XVII вв., рассматриваются как переход от старинной магической науки к новому естествознанию. Многих мыслителей эпохи Возрождения объединяла установка пантеизма - растворения Бога в природе.

Промышленный переворот, который осуществился в Новое время, был во многом подготовлен техническими новациями эпохи Средневековья, где ручной труд постепенно заменялся действием механизмов, приводимых в рабочее состояние силами природы. Агрокультурная революция, навигационные изобретения, транспортная революция, совершенствование горного дела, использование энергии ветра и воды накапливали техническую мощь Западной Европы.

Для науки Нового времени было характерно противостояние человека и природы, активное вторжение в природную предметность и преобразование ее с учетом собственных интересов. В Новое время научно му знанию были свойственны эмпиризм и математическое обобщение. Науку Нового времени характеризуют гелиоцентрическая система, предложенная Н. Коперником, открытие законов классической механики и создание научной картины мира, основанной на достижениях Г. Галилея и И. Ньютона, экспериментальное и математическое естествознание, которое признано основой новоевропейской науки. Экспериментальный метод соединяется с математическим описанием природы. Именно в Западной Европе в Новое время происходит соединение эксперимента и математики (достаточно напомнить, что галилеевский принцип инерции обоснован с помощью идеального эксперимента). Происходило замещение упований на откровение и значимость божественного предопределения процедурами осознанного научного поиска. Ведущей для новоевропейской науки стала идея "закона природы", предполагающая не только научное открытие, но и его использование. Утверждается идея прогресса, особую значимость приобретает получение нового знания, принцип упорядоченности и классификации, соединение теории и практики.

Датой рождения новоевропейской науки обычно считают 1662 г. - год основания Лондонского королевского общества естествоиспытателей, утвержденного Королевской хартией. В уставе этого общества, сформулированном Р. Гуком, было записано, что цель общества - "совершенствование знания о естественных предметах, всех полезных искусствах с помощью экспериментов (не вмешиваясь в богословие, метафизику, мораль, политику, грамматику, риторику или логику)".

Научная революция XVII в. явилась базой промышленной революции XVIII-XIX вв., в процессе которой был осуществлен коренной переворот в технологическом способе производства. Во второй половине XVIII в. Джеймсом Уаттом была изобретена универсальная тепловая машина (которую именовали "философской", подчеркивая роль научного разума в ее создании). В XIX в. были созданы электрическая машина и двигатель внутреннего сгорания. Успехи физико-технических отраслей дали толчок развитию в математике (неевклидова геометрия; разработка теории пределов и теории множеств), химии (изучение органических соединений; создание периодической системы химических элементов), биологии (открытие клетки; эволюционная теория), в экономике (развитие трудовой теории стоимости), этнологии (создание Э. Тайлором эволюционистской теории развития народов) и других социальных науках.

В начале XX в. после ряда научных открытий - сложной структуры атома, квантовой теории, сформулированной М. Планком, специальной (1905 г.) и общей (1916 г.) теорий относительности А. Эйнштейна - сформировался образ современной науки. Открытия в математике, логике и лингвистике заложили основы кибернетики - науки об управлении, связи и переработке информации.

Для современной науки характерна высочайшая динамичность. С содержательной стороны это проявляется в непрерывном обновлении массива знания, способов его приобретения, с организационной - в изменении социальных структур, обеспечивающих продуктивную научную деятельность.

В XX в. лавинообразно делаются все новые открытия, вводятся все новые технологии: полет первого самолета, изобретение холодильника, танка, открытие пенициллина, создание радиотелескопа, испытание ядерного оружия, использование первой ЭВМ, современных телесистем, открытие ДНК, запуск первой атомной электростанции, создание первого искусственного спутника и изобретение лазера. Затем первый полет человека в космос, операция по пересадке сердца, освоение лунного пространства, появление микросхем.

1986 г. - возникновение сети Интернет, 1997 г. - клонирование овечки Долли. Возникают новые науки: генетика, квантовая физика, экология. И если наука Нового времени была нацелена на преобразование природы, подчинение ее человеку, то теперь остро встает вопрос человеческой деятельности, направленной на сохранение среды обитания, т. е. экосистемы "планета Земля".

Современная цивилизация отличается от иных ее исторических моделей совершенно исключительным местом, занимаемым в ней научным и техническим компонентами. Она фактически лишена возможности существовать, не говоря уже о способности динамично развиваться, если ее организм не будет обеспечиваться регулярной подпиткой научными открытиями и технико-технологическими новшествами. Научная продуктивность общества стала непременным условием самого его выживания. И необходимо подчеркнуть, что не просто изменилось место науки в системе социальных приоритетов, стал другим сам тип науки. От нее идут импульсы, под воздействием которых происходят изменения социального, культурного и политического характера.

<< | >>
Источник: В. Л. Обухов, 3. С. Алябьева, А. Ф. Оропай и др.. Реалистическая философия. Учебник для вузов / В. JI. Обухов, 3. С. Алябьева, А. Ф. Оропай и др. / Под ред. В. JI. Обухова. - 4-е изд., перераб. - СПб.: СПбГАУ, ХИМИЗДАТ,2009. - 336 с.. 2009

Еще по теме ОСНОВНЫЕ ВЕХИ ИСТОРИИ НАУКИ:

  1. ГЕГЕЛЬ. ВЕХИ ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ
  2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА
  3. ОСНОВНЫЕ ВЕХИ ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
  4. ТЕМА 1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА
  5. ТЕМА З. ОСНОВНЫЕ ВЕХИ ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
  6. Культура России XIX — начала XX вв.
  7. 1.1. Политическая психология: место в системе наук, предмет и задачи
  8. Кондорсэ: метафизика, история и сциентистская утопия
  9. ОСНОВНЫЕ ВЕХИ ИСТОРИИ НАУКИ
  10. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
  11. Основные вехи жизни и творчества А. И. Герцена
  12. Основные вехи жизненного и творческого пути
  13. Основные вехи исторического развития направления «культура-и-личность» (психологической антропологии)
  14. ОЧЕРК ИСТОРИИ ПСИХОАНАЛИЗА
  15. Последний общий курс русской истории и его автор
  16. Глава 15 ОТ КОЛДОВСТВА К НАУКЕ