<<
>>

Политическая философия

Государство — важнейший шаг на пути эволюции социальных общностей. Первые государства возникли в III тыс. до н.э. Одни рисуют их становление как естественно-исторический процесс объединения племен и народов.
Другие считают их продуктами насилия, когда завоеватели «перекраивают» землю и людей как подданных, которые платят дань. Во всяком случае, их создание — одно из величайших достижений человечества, которое часто недооценивается из-за репрессивности государственной формы организации жизни людей. Но в то же время это гигантская и очень сложная социальная мегамашина, позволившая высвободить человеческие ресурсы и использовать их для развития собственного могущества. Конечно, первые государства не были чисто экономическими образованиями, например сооружение гигантских пирамид или огромных каменных идолов не имело никакого экономического смысла, а просто демонстрировало власть и могущество как таковые. Развитие государства привело к радикальному изменению человека. Во-первых, это такая форма общности, в которой кровнородственные связи оказываются недостаточными, и строятся чисто социальные отношения. Во-вторых, для нее необходимы строгая дисциплина и исполнительность, так как различные группы людей, занимающиеся различной деятельностью, должны действовать согласованно. В-третьих, государство опирается на бюрократический аппарат, передающий приказы сверху вниз, и на военную силу — армию, которая способствует захвату чужих территорий и населения. Кроме того, оно создает внутренние контролирующие и карательные органы, используемые для принуждения к труду и наведения порядка. Политика (греч. полис — государство) — это сфера общественной деятельности, связанная с участием в управлении государством. Определение человека как «политического существа», идущее от Аристотеля, вызвано античной демократией, при которой свободные граждане Афин собирались на городской площади для обсуждения общественных дел.
К качествам политического человека относились рассудительность, умеренность, ответственность, благоразумие, мужество. Политика — это также искусство вести хозяйство и управлять домашними делами, и наконец, это искусство заботы о себе, понимаемое как подготовка к управлению семьей или государством. Государство имеет разнообразные устройства. Аристотель выделял среди них три «правильных» (монархия, аристократия и полиция) и три «неправильных» (тирания, олигархия, демократия). Эта классификация не совпадает с нашими современными представлениями о «демократическом государстве», ибо Аристотель считал, что власть должна принадлежать аристократам, «лучшим», то есть наиболее сведущим, рассудительным и ответственным гражданам, а не необразованному и грубому большинству. Взгляды Аристотеля не столько отражали действительное устройство государственной власти в современных ему Афинах, сколько были своеобразной утопией. К этому разряду следует отнести и взгляды просветителей XVIII века, выдвигавших идею «общественного договора», согласно которой разделение властей и общественных обязанностей осуществляется на рационально-правовой основе, когда люди принимают на себя долг выполнения общественных обязанностей во имя самосохранения. На самом деле отношения власти хотя и не сводятся к чистому насилию, тем не менее далеки от модели рациональных переговоров и договоров между различными слоями общества. Столь же далекой от действительности оказалась и более поздняя модель бюрократического государства, согласно которой государством управляют чиновники и специалисты, исходящие в своих решениях из общественной пользы, а не из собственных корыстных интересов. Государство — исторически развивающаяся форма организации общественной жизни. Существует большое разнообразие государственных устройств (унитарное, федеративное), форм правления (монархия, республика), типов (рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое) и политических режимов (парламентский, авторитарный, диктаторский).
Но при этом выделяются основные признаки: 1) наличие особой системы органов и учреждений, осуществляющих функции государственной власти; 2) наличие норм, правил, санкционированных в форме права; 3) существование территории, на которую распространяется юрисдикция данного государства. Любое государство выполняет некоторый набор функций. Обеспечение стабильного существования сложившейся политической системы, регулирование экономических и социальных отношений, реализация правовых норм, взимание налогов, защита конституции и т. п. относятся к внутренним функциям. Защита интересов страны перед международным сообществом и другие формы сотрудничества составляют внешние функции государства. Бердяев отмечал «мистическую» природу государства, которое он понимал не только как хозяйственную систему и социальную структуру, а прежде всего как духовную и даже «телесную» общность. Государство не может существовать исключительно на насилии, оно крепнет благодаря духовному единству своих граждан, благодаря значительной жертве, на которую они идут во имя процветания государства. Великие империи прошлого распадались не столько под влиянием более могущественных соседей, сколько в результате разложения «морального духа» людей, уже не желающих жертвовать личным во имя общего. Объединение людей в государство предполагает не только «разумный эгоизм», когда отдельные собственники объединяются в союз с целью расширения рынка и обмена, не только «общественный договор», гарантирующий свободу и справедливость, но и чувство «крови и почвы», основанное на любви к своей стране и готовности принести себя в жертву ради ее сохранения и развития. Все эти различные теоретические попытки определения природы государства могут быть интегрированы в более сложную и разнообразную картину, в которой должны найти свое место как социально-экономические, так и духовно-нравственные определения. Смысл существования мощного государства, которое действительно предполагает значительные жертвы, заключается в наличии духовной цели, «идеи», которую оно стремится осуществить на земле.
Традиционно политическая власть в обществе реализуется через политическую систему, представляющую совокупность государственных учреждений и политических институтов, а также правовых норм и идеологических целей. Структуру политической системы можно представить схематично: 1) политические институты (государство и его учреждения, партии, общественные организации и объединения); 2) политические и правовые нормы (политические взгляды, политическое сознание, политическая культура); 3) политические отношения (отношения социальных групп к политической власти, политическая деятельность). При характеристике политической системы большое значение имеет структура государственных органов, представляющая собой упорядоченную, юридически оформленную совокупность институтов. В основе ее функционирования в современных государствах лежит разделение трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Органы законодательной власти — парламент и законодательные учреждения — на местах разрабатывают и принимают законы и контролируют их исполнение. Органы исполнительной власти — правительство — реализуют принятые законы и постановления. Органы судебной власти осуществляют функцию судопроизводства. В зависимости от структуры, правового положения и соотношения властных полномочий между различными ветвями власти, государства отличаются по формам правления. Прежде всего различают две основные разновидности организации верховной власти: республика и монархия. В республике высшие органы государственной власти либо избираются непосредственно населением, либо формируются общенациональным представительным учреждением. В зависимости от правового положения и соотношения различных ветвей власти выделяется несколько форм республиканского правления: 1) президентская республика: а) глава государства — президент — избирается независимо от парламента всеобщим голосованием; б) в его руках сосредоточены полномочия главы государства и правительства; в) правительство назначается президентом и обязано проводить его политику; 2) парламентская республика: а) президент избирается, а правительство формируется парламентом; б) ключевую роль в управлении играет премьер-министр, парламент контролирует деятельность президента и правительства; 3) полупрезидентская республика: а) глава государства избирается независимо от парламента путем всеобщего голосования; б) правительство несет ответственность перед парламентом; в) президент может проводить политику, не зависимую от правительства.
При анализе государственной системы следует иметь в виду различия не только по форме, но и по типу политического режима. Это понятие включает систему методов осуществления государственной власти, обеспечивающую реализацию прав и свобод граждан и правовой характер действий самой власти. Выделяются диктаторский (тоталитарный и авторитарный) и демократический политические режимы. Последний характеризуется следующими признаками: построение государственного аппарата по принципу разделения властей, наличие представительных органов и их участие в управлении, многопартийность и представительство партий, одержавших победу на выборах, в органах власти, всеобщее избирательное право, равенство перед законом, плюрализм. Диктатура как политический режим отличается сосредоточением власти в руках одного или группы лиц, бесконтрольностью и неограниченностью власти, отсутствием разделения ее ветвей и, прежде всего, парламента, подавлением оппозиции, нарушением прав и свобод граждан, репрессиями по идеологическим, национальным и иным признакам. При этом авторитарные режимы контролируют преимущественно политическую сферу, а тоталитарные осуществляют всеобъемлющий контроль не только за общественной, но и за частной жизнью граждан, используют при этом различные формы репрессии и даже террора. Установление диктатуры нельзя считать исключительно злонамеренным захватом власти в личных целях. Диктатура может устанавливаться на переходный период. Например, диктатура пролетариата вводилась с целью слома старой государственной системы. Однако эта временная форма правления не должна превращаться в постоянную, то есть в тоталитаризм. Российская интеллигенция обычно мыслила себя как некий противовес власти, которая складывалась в истории нашего государства как репрессивная, подавляющая индивидуальную свободу сила. Однако сегодня власть существует в иной форме, чем раньше. Даже если допустить в качестве некой исходной абстрактной ступени государство, основанное на насилии, то нельзя отрицать, что оно вынуждено находить компромисс с традициями и законами, выработанными в ходе совместной жизни людей.
Поэтому постепенно формой легитимации власти становится право. Это не просто маскировка силы, но и значительное ее ограничение, ведь, пользуясь языком права, сила должна вступить в компромисс со справедливостью и научиться сдерживать и ограничивать себя. Однако власть в форме права также не представляет собой самую последнюю и совершенную ступень эволюции власти. Сегодня власть существует в форме знания, касающегося управлением жизнью. Если право все-таки реализуется в форме негативных санкций и репрессивности как запрет и наказание за проступок, то управление жизнью предполагает советы и рекомендации, касающиеся здорового образа жизни, рационального труда и отдыха, потребностей и способностей, словом, установление повседневного порядка жизни. Это не означает, что традиционные институты власти — правительство, парламент, политические партии и старые пропагандистские машины — оказываются ненужными. Напротив, они остаются разумными, но действующими в определенных границах формами власти. К ведению политических институтов относятся не все, а только некоторые общественные проблемы. Более того, политика как искусство возможного сама опирается на признание повседневного порядка, которому она не может противоречить, не подвергая себя опасности ниспровержения. Протекание жизни под сенью государства можно оценивать позитивно и негативно. Очевидно, что государство «железными скрепами» связывает большие массы людей, складывает и направляет их усилия в одном направлении. Но оно может отрицательно относиться к инициативе отдельных незаурядных личностей. Опасность чрезмерной государственной опеки состоит не столько в подавлении их свободы, сколько в потере собственного, внутреннего иммунитета, позволяющего сопротивляться опасному влиянию чужого. Это происходит, когда государство отрывается от человека, бюрократизируется и начинает работать само на себя.
<< | >>
Источник: Марков Б. В.. Философия ДЛЯ БАКАЛАВРОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ. 2013

Еще по теме Политическая философия:

  1. 2. Исторические типы философии и их ведущие представители
  2. Особенности развития политической философии после Второй мировой войны
  3. ГЛАВА2.Политическая философия: сушностные характеристики
  4. Сущностные характеристики политической философии
  5. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ГЕГЕЛЯ: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
  6. Глава 1 ПРЕДМЕТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  7. 2Л. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ АНТИЧНОСТИ
  8. 2.2. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
  9. 2.3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ
  10. 2.5. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ НА РУБЕЖЕ ХІХ-ХХ ВВ.
  11. § 3. Право на философию в контексте глобализации
  12. Социально-политическая философия
  13. 3.1.2. Структура политической науки
  14. ПОНЯТИЯ ПОЛИТИКИ, ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ И ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА. ФИЛОСОФИЯ политики