<<
>>

Постмодернизм

Под постмодерном понимается состояние современности: общее направление современной европейской культуры, сформировавшееся в 1870-1880-е годы. Это слово обозначает состояние культуры после трансформаций, которым подверглись правила игры в науке, литературе и искусстве в конце XIX века.
Модерн прибегал эксплицитным образом к тому или иному великому рассказу, как, например, диалектика духа, герменевтика смысла, эмансипация разумного субъекта или трудящегося, рост богатства. Суть постмодерна — осознание разнообразия форм рациональности, активности жизни, а также признание этого разнообразия как естественного и позитивного состояния. В постмодерне нашло выражение общее состояние духовной культуры западного общества — падение престижа науки, утрата веры в социальный прогресс, дегуманизация общественных отношений. В целом, если современное культурное состояние может быть зафиксировано посредством понятия «постмодерн», то состояние осознающей его ментальности — посредством понятия «постмодернизм». Это слово означает тип философствования, дистанцирующегося не только от классической, но и от неклассической традиции, сложившейся в XIX веке. Ведущие представители: Барт, Батай, Бланшо, Бодрийяр, Делез, Деррида, Лиотар, Фуко и др. Постмодернистская программа современной философии генетически восходит к неклассическому типу философствования (начиная с Ницше), и в частности — к постструктурализму, структурному психоанализу, неомарксизму, феноменологии, философии Хайдеггера, а также к традициям семиотики, структурной лингвистики, философии диалога, теории языковых игр. В целом статус постмодернизма в современной культуре может расцениваться не только как определившийся и значимый, но и как во многом определяющий тенденции развития современной философии. Вместе с тем нельзя не отметить, что критика «большого нарратива» — это критическая и в целом разрушительная, а не утвердительная установка. Именно она и не позволила положительно оценить риторику и функции эпической речи, а главное, показать необходимость ее сохранения в современной культуре. Иммунная функция такого рода речей очевидна: они не только укрепляли веру в превосходство собственной культуры, но и достигали идентичности на основе узнаваемых мелодий. Наоборот, постмодернистские дискурсы приобретают все более не только деструктивный, но и апокалипсический характер.
<< | >>
Источник: Марков Б. В.. Философия ДЛЯ БАКАЛАВРОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ. 2013

Еще по теме Постмодернизм:

  1. Литература 1.
  2. ПОСТМОДЕРНИЗМ. КОНТРКУЛЬТУРА
  3. МОДЕРНИЗМ И ПОСТМОДЕРНИЗМ В КУЛЬТУРЕ.
  4. Основные понятия
  5. Постмодернизм в искусстве и постмодернизм в философии — насколько они разные и насколько близки?
  6. НЕЛИНЕЙНОСТЬ КАК СПЕЦИФИКА МУЗЫКАЛЬНОГО БЫТИЯ В ЭПОХУ ПОСТМОДЕРНИЗМА Т.Г. Мдивани
  7. Постмодернизм
  8. Постмодернизм (последняя треть ХХ в.) 
  9. Постнеклассическая наука
  10. Постмодернизм
  11. СЮРРЕАЛИЗМ БЕЗ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО
  12. ПОСТМОДЕРНИЗМ
  13. ВВЕДЕНИЕ [К КНИГЕ ЖАКА-ФРАНСУА ЛИОТАРА «ПОСТМОДЕРНИСТСКОЕ СОСТОЯНИЕ: ДОКЛАД О ЗНАНИИ»]
  14. ПОСТМОДЕРНИЗМ И ОБЩЕСТВО ПОТРЕБЛЕНИЯ
  15. ПОСТМОДЕРНИЗМ И РЫНОК